gng vs bnw
Почитал "выяснение отношений" между эльфом и мастером в блоге у Павла Берлина.
Почему-то это обсуждение натолкнуло меня на размышления, к которым я уже не раз возвращался. Периодически, у меня с игроками во время сессий возникают достаточно напряженные обсуждения логики поведения персонажей. Чаще всего, когда персонаж вынужден под гнетом обстоятельств принимать всякие разные Сложные Решения (тм).
Часто эти обсуждения бывают достаточно конфликтными и требуют отдельного разрешения, что, конечно, печально. И мне все долго было непонятно, как же так получилось, что [strike]в интернете кто-то не прав![/strike] что мы часто имеем совершенно противоположные взгляды на то, какое поведение выглядит достоверным, а какое нет.
Пока, наконец, я не пришел к выводу, что дело в том, что игрокам ближе игра в gray-and-gray morality. А мне, наоборот, играть легче и приятней в black-and-white morality. GnG мне хватает по жизни. А на играх приятно видеть, что есть хорошие ребята, есть плохие ребята и есть пушки, из которых они друг друга мочат. Утрирую.
Что с этим делать? Ну, видимо, перестать прессовать их моралью. Один ван-шот по зомби апокалипсису и так был сильно подпорчен этика-based тематикой. С другой стороны, героическую фентези с превозмоганием в gray'n'gray мне пока непонятно как сделать. Так что стараюсь аккуратно обходить эту тему стороной в играх. Но ведь натолкнусь рано или поздно.
11 комментариев
(То есть получается, я написал все это на в тему )
Пожалуй. Тут главное, чтоб игроки не подумали, что это я их так сурово караю за некультурное поведение их персонажей
Или про четкие объективно заданные морально-этические нормы и про то, что нельзя быть "немножечко честным" и меньшее зло - все равно зло?
Очевидно, это возможно только при согласии всех участников и примерно общих представлениях об используемых морально-этических нормах. Потому что в чем угодно можно найти две стороны медали.
Некоторая картонность героев, на мой взгляд, только способствует поддержанию игры в этом случае.
Либо в игре этические проблемы, сложные выборы и моральные терзания персонажей занимают важное место, либо на них никто не заморачивается.
Игра в картонных черно-белых персонажей - это игра про что угодно, но не про мораль. Про тонкости тактики при выносе монстров из дэнжена, про хитрозакрученные политические интриги и экономические стратегии, и т.п. Этика при этом выносится за скобки и принимается как метаигровая условность. Эти хорошие патамучта, эти плохие потому же. Примерно как ты написал "есть хорошие ребята, есть плохие ребята и есть пушки, из которых они друг друга мочат".
С "объективностью" этических норм игрового мира этот аспект игры никак не связан.
Я именно поэтому и пытаюсь уточнить у автора исходного поста, что именно он имеет в виду под "черно-белой моралью": четкие моральные ориентиры, или вынесение морали "за скобки" как само собой разумеющейся.