И вновь о киберпанке: ода Shadowrun

Но главное, что есть общего у этих двух сеттингов-- нелюбовь, граничащая с ненавистью, к… как бы это сказать… обычному миру, что ли.
Nalia , Феечки и киберпанк. Вместо эпиграфа.

Всё-таки я его прошёл. Returns и Dragonfall. И что я могу сказать? Shadowrun — больше киберпанк, чем что-то ещё. Пожалуй, даже больший, чем классический киберпанк без магии и прочего фентези, каковые здесь выступают в качестве увеличительного стекла для раскрытия панковских мотивов.

Одной из главных особенностей ретро-киберпанка как жанра является его «травоядность» в контексте современности. Заключается она в том, что автор всеми силами хочет построить чернушно-шокирующий сюжет, а у него всё равно получается сказка. Иногда страшная, но сказка. Сказка получилась и в этот раз, при том не из-за эльфов, драконов и магии, а именно в сугубо «панковской» постановке вопроса.

Для начала… ну да, кто о чём, а я вновь о судьбе киберпанка. Почему же он ушёл со сцены? Во-первых, он банально надоел. Во-вторых, он стал всё меньше напоминать картинку вероятного будущего хотя бы в техническом плане (все эти гигантские ящики — деки с командной строкой вместо КПК). Тут, кстати, с беспроводной матрицей Шедоурану огромный респект — уловили тенденцию. Но этот пункт можно раскрыть и другими словами: киберпанк из картины вероятного будущего стал чем-то противоположным реальности именно в идейном плане. Вплоть до возникновения уже не синдрома Станиславского (НЕ ВЕРЮ!), а агрессивного неприятия («Ты втираешь мне какую-то дичь»). На то есть одна несколько неочевидная для нас причина, теряющаяся на фоне культурного фона постперестройки и 90х. Американское 11 сентября. После него бороться с системой просто потому что она есть стало как-то не очень модно, а вектор потока тропов развернулся в обратном направлении. Если «корпоративное» будущее, слизанное с гротескной рейганомики — это тотальный бардак, где в трущобах под аркологией можно спрятать целый full-metall отряд киборгов и всем это будет не очень интересно вплоть до возникновения конфликта с сильными мира сего, то теперь будущее рисуется как система тотального контроля, прослушки, и преждевременного выявления. Проще говоря, меньше Джонни-Мнемоника, больше Watch Dogs и Deus Ex.

Именно поэтому с основным постулатом вынесенной в эпиграф статьи я не согласен. Если бы за дело взялся профессиональный спец по изнасилованию и расчленению сказки с «реализмом головного мозга»™, то получилось бы что-то с чем-то. Вероятнее всего, очень на любителя. В чём же сказка? Собственно, именно в этой контр-реальности. В том, что отряд непонятных персонажей с улицы может поменять судьбу если не мира, то как минимум, региона, и им за это ничего не будет. В том, что самоуправление (то, о чём мечтали многие люди зачастую прямо противоположных политических взглядов) всё-таки пришло на смену треснувшей политической системе старого мира и даже относительно успешно функционирует не на уровне Сомали. В том что благотворительные взносы не разворовывают, а действительно пускают на заявленные цели. В том, что злодей обладает внятной мотивацией (разве что методы реализации неприемлимы) и преследует далеко не личную выгоду. Что особенно колоритно на фоне его-то корпоративного прошлого и общей атмосферы прилизанных корпоративных адов на любой вкус. В общем-то, да, что в мире победившей рейганомики кому-то интересна судьба мира, идеи и все такое. Вопрос личного материального вознаграждения как-то стыдливо-карикатурно выставлен напоказ, однако при этом одно не исключает другого, а альтернатива корпоративному аду не требует обета бедности.

Страшная, но красивая сказка с милой киберпанковской несуразностью. Каковой, на мой взгляд, и должна быть хорошая игра.

17 комментариев

avatar
Насчет киберпанка в целом мне говорить щас неохота, поэтому просто порекомендую пройти еще и Гонконг. Там и обстановка чуть менее сказочная и само прохождение приятней и разнообразней) Тока основная интрига не такая уж и мнтрига, тут он проигрывает дрэгонфоллу.
avatar
Гонконг в моих планах, но сначала — изучение сеттинговой информации. В общем-то достаточно поверхностно я реалии сеттинга знаю, чтобы сложить о нём своё мнение, но читать ещё много.
avatar
Тогда важно отметить, что ПК-игры создаются конторой, во главе которой находится Джордан Вайсман, собственно и запиливший Shadowrun ещё в 80-е, и что игры целенаправленно делаются «под классику», под 80-е, то есть это такой ретрофутуризм. Настольный же Shadowrun с 4-й и 5-й редакции во многом «осовременился».
avatar
А на вконтакте тебя нет? А то заходи — тысячным будешь в группе :)
avatar
Увы, но с контактом у меня пока что всё сложно. Но вообще спасибо, загляну.
avatar
Заглянул. Очень здорово, спасибо за ссылку.
avatar
эмгмхм менее сказочная гмхмгм
avatar
В том плане что куда меньше хороших людей и куда больше корпоративной грызни с одной только личной выгодой в перспективе.
avatar
Вообще-то у киберпанка есть два основных подвида. Классически киберпанк и постклассический. Вся эта показная чернушность и тэдэ — особенности как раз КК, и он исчерпал себя, по большому счёту, ещё в восьмидесятые, просто потому, что почти всё, что можно было написать в его рамках уже было написано отцами-основателями жанра. А вот ПК цветёт и пахнет. Сохраняя основную проблематику КК, ПК исследует эти вопросы не прибегая к откровенному гротеску, с более реалистичных позиций, а также затрагивает и исследует более широкие темы. Пример КК — трилогия Гибсона, пример ПК — «GitS». Это если очень-очень кратко.
Shadowrun же — подражание КК. Это особенно касается ПК=игр, которым старательно придают классический вид.
avatar
КК умер, но в трупе полно годных запчастей и органов )))
avatar
КК, не умер, а изобразил Феникса, переродившись в постклассический киберпанк.)
avatar
Это ж киберпанк — он умер, а импланты пошли по рукам. Но у него есть клон )
avatar
> с более реалистичных позиций
К/п тоже слыл очень реалистичным в 70х. Жанру попросту сделали подтяжку лица, делов то. Ноя что фантастика Азимова умерла почему то на порядок меньше.

И уж говоря о пост-к/п, то я бы к нему скорее отнес Видоизмененный Углерод и Большой Брат, чем GitS — что говорит о целом спектре жанров и крайней субъективности оценок ;)
avatar
Эмм… В 70-х не было киберпанка. «Ноя» о смерти жанра здесь не было, я сказал, что классический киберпанк плавно переродился в постклассический. Киберпанк всегда был НФ, что не отменяет того, что Гибсон использовал типичную для антиутопии гиперболизацию.
Жанр не ограничивается одним представителем обычно. GitS я привёл в качестве примера.
avatar
В том, что самоуправление (то, о чём мечтали многие люди зачастую прямо противоположных политических взглядов) всё-таки пришло на смену треснувшей политической системе старого мира и даже относительно успешно функционирует не на уровне Сомали


СПОЙЛЕР

Функционирует где-то пару лет, что ли. Как раз как там главный герой ошивается. В титрах после игры показывают, что загибается весь ваш свободный штат.
avatar
А у меня как раз эта самая концовка и была (за ИИ, ЕМНИП). В общем-то было бы странно если бы было иначе, с таким-то количеством сил для подковёрной борьбы (как раз читаю Conspiracy Theories, в том числе и про жуков из первой части).

Просто в нашем случае важен proof of concept, доказательство возможности — как вирусы под системы отличные от Windows-платформы. Чисто теоретически написать можно (бывали случаи), но на практике мало кому нужно. Так и здесь. Если сравнивать с ближайшим аналогом, как то IRL, то на ум приходит разве что Христиания. Да и то, там есть куча ограничений белое не надевай, обтягивающее не носи, в общем-то разумных и правильных (запрет наркотиков), но слабо тянущих на «киберпанковские» реалии. К Изменичвому Государству они и близко не подошли. Не то что бы это было плохо, но это факт.
avatar
Очень рекомендую пройти Гонконг. Общий сюжет чуть менее интересен, чем в Драгонфолле, меньше «вотэтоповротов», но зато очень классные персонажи, атмосфера, и практически все квесты можно пройти без единого выстрела. Команда раннеров быстро начинает ощущаться как собственная семья.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.