Идея стимпанка
Вот играю я в
и думаю: это можно назвать стимпанком или нет?
Викторианская Англия есть. Всякие таймпанковские штучки вроде электробомб и хитрых перчаток-клинков есть. Тем не менее, акцента на них нет. Зато дух викторианской эпохи и её проблем-- предостаточно.
Помнится, ходила такая шутка… Сейчас уж не вспомню точно… Что-то вроде: если в сеттинге есть паровоз, его, сеттинг, можно назвать стимпанком. В каждой шутке есть доля шутки: частенько что-то относят к стимпанку (да и не только к стимпанку) за счёт внешних атрибутов, забывая об иде… Wait, o shi- а какая у стимпанка идея-то? Она вообще есть? Или пара паровых шагоходов сделает любой сеттинг стимпанком?
В какой-то мере это справедливо. Чисто внешний набор атрибутов стимпанка заставит нас считать оным вещь, абсолютно фентезийную по духу. Тем не менее, мы же не называем Звёздные Воины со всеми их «древними дроидами» и «избранными» чистокровным НФ, несмотря на кучу внешних атрибутов. Значит, всё-таки тру стимпанковский дух есть. И тру стимпанковская идея есть. Какая?
(а эта картинка просто так, потому что Иви милашка)
Как гуманитария, меня приучили искать идеи, как собаку на таможне-- наркотики и я просто не могу этого не делать. И вот до чего я додумалась.
Основная тема стимпанка-- прогресс. Берётся как раз то время и те места, когда и где промышленность развивалась стремительно, перемалывая своими колёсами жизненный уклад предыдущих поколений. Локомитив цивилизации понёсся вперёд на всех парах, поднимая клубы дыма… Куда?
К двум мировым воинам, когда все достижения прогресса начали служить отнюдь не человеческому счастью, а для убийства. Венцом всего этого стала атомная бомбардировка и угроза ядерной войны, нависшая над человечеством. Но уже после первой мировой наступило ошеломление и разочарования: как же так, ребята? Мы пережили тёмные века, мы вступили в эпоху просвещения, мы перешагнули через мракобесие, мы развили науку и выдвинули сто путей построения справедливого общества… Почему же всё, чего мы достигли, служит разрушению? И ведь начала эта страна высокой культуры-- Германия! Разочарование в природе человека, в природе прогресса.
Вот он, ключевой момент. А стимпанк берёт точку точно перед мировыми войнами. Когда вера в прогресс была ещё сильна, однако кризисные явления, предвестники будущих бед, начали нарастать. Люди ослеплены то ли блеском золота, то ли светом газовых ламп, и не замечают, что их прогресс не способен исцелить болезни человечества, а только усугубит их. Вот эта атмосфера уверенно шагающего к краю бездны, но не замечающего его мира, и есть та самая национальная русская… То есть национальная стимпанковская идея.
Которую, конечно, нужно дополнить паровыми лошадьми.
Жирная ИМХА.
А вы как думаете?
и думаю: это можно назвать стимпанком или нет?
Викторианская Англия есть. Всякие таймпанковские штучки вроде электробомб и хитрых перчаток-клинков есть. Тем не менее, акцента на них нет. Зато дух викторианской эпохи и её проблем-- предостаточно.
Помнится, ходила такая шутка… Сейчас уж не вспомню точно… Что-то вроде: если в сеттинге есть паровоз, его, сеттинг, можно назвать стимпанком. В каждой шутке есть доля шутки: частенько что-то относят к стимпанку (да и не только к стимпанку) за счёт внешних атрибутов, забывая об иде… Wait, o shi- а какая у стимпанка идея-то? Она вообще есть? Или пара паровых шагоходов сделает любой сеттинг стимпанком?
В какой-то мере это справедливо. Чисто внешний набор атрибутов стимпанка заставит нас считать оным вещь, абсолютно фентезийную по духу. Тем не менее, мы же не называем Звёздные Воины со всеми их «древними дроидами» и «избранными» чистокровным НФ, несмотря на кучу внешних атрибутов. Значит, всё-таки тру стимпанковский дух есть. И тру стимпанковская идея есть. Какая?
(а эта картинка просто так, потому что Иви милашка)
Как гуманитария, меня приучили искать идеи, как собаку на таможне-- наркотики и я просто не могу этого не делать. И вот до чего я додумалась.
Основная тема стимпанка-- прогресс. Берётся как раз то время и те места, когда и где промышленность развивалась стремительно, перемалывая своими колёсами жизненный уклад предыдущих поколений. Локомитив цивилизации понёсся вперёд на всех парах, поднимая клубы дыма… Куда?
К двум мировым воинам, когда все достижения прогресса начали служить отнюдь не человеческому счастью, а для убийства. Венцом всего этого стала атомная бомбардировка и угроза ядерной войны, нависшая над человечеством. Но уже после первой мировой наступило ошеломление и разочарования: как же так, ребята? Мы пережили тёмные века, мы вступили в эпоху просвещения, мы перешагнули через мракобесие, мы развили науку и выдвинули сто путей построения справедливого общества… Почему же всё, чего мы достигли, служит разрушению? И ведь начала эта страна высокой культуры-- Германия! Разочарование в природе человека, в природе прогресса.
Вот он, ключевой момент. А стимпанк берёт точку точно перед мировыми войнами. Когда вера в прогресс была ещё сильна, однако кризисные явления, предвестники будущих бед, начали нарастать. Люди ослеплены то ли блеском золота, то ли светом газовых ламп, и не замечают, что их прогресс не способен исцелить болезни человечества, а только усугубит их. Вот эта атмосфера уверенно шагающего к краю бездны, но не замечающего его мира, и есть та самая национальная русская… То есть национальная стимпанковская идея.
Которую, конечно, нужно дополнить паровыми лошадьми.
Жирная ИМХА.
А вы как думаете?
31 комментарий
Описанная «идея стимпанка» — условие необходимое, но явно не достаточное. А возможно даже и не необходимое.
Верно подмечено, что обычно берётся эпоха развития западной цивилизации в период бурного промышленного роста, слома устоев и вскрытия социальных проблем. Однако обнажать эти проблемы или нет — остаётся на откупе у авторов конкретного мира. Просто надо же на чём-то строить интригу произведения, иначе будет слишком скучно: описывать некий абстрактный паропанковый мир, такого рода произведения нынче не в моде. Обнажение социальных проблем тут не самоцель, а удобный инструмент; ловушка, в которую попадают авторы.
Я вполне могу представить себе паропанковый мир без этого «предчувствия катастрофы», однако без «электрических лошадей
в вакууме» я его вообразить не могу.Касательно же пикрилейтеда (это же кредо? не играл). Не всё то стимпанк, что в викторианской Европе. Даже если там есть паровые шагоходы, да.
В общем, ПММ, стимпанк — это всё же больше внешняя атрибутика, чем некая «идея». Это мир, построенный паровых технологиях, и отличный от нашего использованием этих самых технологий. Это стилистика происходящего.
А описанную «идею» можно, выкинув паровые декорации, поместить, скажем, в атомпанк, и она от этого не сильно пострадает.
Такие дела.
Социальное расслоение эпохи пара было беспрецедентным. Развитие технологий разорило крестьян — и одновременно толкнуло их в города, где были рабочие места. Стимпанк — это 16-часовой рабочий день на заводах, это 4 семьи в одной комнате самого дешёвого жилья, алкоголизм и проституция, это падение устоев традиционного общества — с порочной разложившейся аристократией и научными исследованиями без оглядки на этику. Это эпоха окопной войны, когда романтика боевой кавалерии сменяется грязью, кровью, антисанитарией и поносом. Время безжалостной экспулатации туземцев «белым человеком» под предлогом просвещения и флагами христианства. Это мир Карла Маркса и Оскара Уайльда, доведённый до крайностей воображением писателей и художников. А паровозы и шестерёнки… ну, это красивая атрибутика. Мишура, в общем-то.
Только так победим.
Ну и да, панковская составляющая. Огромный разрыв между социальными слоями. Низы, загнанные в нечеловеческие условия жизни бунтуют поотив верхов, аристократы, загнанные в нечеловеческие условия жизни бунтуют против традиций, буржуа, пока никуда не загнанные, бунтуют против элитаризма аристократов.
Что до корня "-панк" в классификации жанров (будь то речь о киберпанке, стимпанке или о чем еще), он уже давно перестал обозначать содержание, и сейчас обозначает только форму, художественную эстетику.
— Киберпанк мертв?
— Нет, он просто стал модным.
А стимпанк оформился уже после этого, и представлен ныне бывшими готочками, сменившими черное на коричневое и кресты-анкхи на шестеренки.
А идеи про ТРУЪЭ-социальный-стимпанк оказываются подвешенными в воздухе, так как девятнадцатый век в социальном плане — уже и так настолько ведро с помоями, что стимпанк-авторы невольно заканчивают обелением и романтизацией исторического периода. Хотя, казалось бы на примере киберпанка, должны делать наоборот.
1) Стимпанк это про культурно-социальную революцию на фоне промышленной революции.
2) Стимпанк это про шестеренки, корсеты и гогглесы.
1 вариант стимпанка встречается крайне редко, потому как его проблематика уже не актуальна (в отличие от киберпанка), ее давно изучили и исследовали такие титаны, как Карл Маркс и князь Кропоткин. Причины стим-панк кризисов и их результаты известны, так что копать в этом направлении несколько бесмысленно. С нашим временем стимпанк практически никак не пересекается, потому что теоретическая база Маркса, к сожалению, не подходит к пост-индустриальному обществу. Здесь совсем другие классы функционируют. Даже если у вас и появится стим-панк на фоне революции, см Видок и Victoriana, то он все равно сведется к шестереночкам и корсетам по причине того, что игроки знают куда идти и что делать, чтобы рабочему классу жилось хорошо.
«Холмс» Гая Риччи или «Хрустальные книги» Далквиста можно назвать стимпанком (есть и гоглы, и цеппелины, и дикая наука/машины, корсеты и прочее, хотя акцент на другом), но по факту это авантюрный викторианский роман.
В остальном, согласен с Гарретом и НоуНеймом.
Как собака на цепи тяжёлой,
Тявкает за лесом пулемёт,
И жужжат шрапнели, словно пчёлы,
Собирая ярко-красный мёд.
Даже если ограничить ширину жанра только «The Difference Engine» Стерлинга и Гибсона (чтобы избежать споров о том, относить ли произведение к стимпанку) — это произведение в жанре alternate history, которое включает в больших количествах передовые веяния науки и техники 19 века, но фокусируется в основном на лабораторной (и бытовой) технике, а отнюдь не на индустриальной.
P.S. а ещё цитирование Википедии без указания источника нарушает её открытую лицензию…
Стимпанк — это печальный ублюдок жанра, народившийся из желания людей носить псевдоисторическую одежду, но при том не имеющих желания действительно изучат предмет исторично, но имеющих желание лепить любые финтифлюшки, какие захочется. Т.е. просто очереднйо вариант безответственнйо моды, за одно прикрывшийся классикой сай-фай жанра времен Герберта Уэллса и прочих. Именно по этому так трудно дать ему формулировку при том, что мноиге компоненты этой формулировки легко выкинуть или заменить, что он появился как побочный продукт костюмированным игрищам, а не вдохновил и породил эти игрища.
Все изображения несут исключитиельтно пародийный характер, совпадения с реальными людьми и событиями чисто случайны.
С тем, что стимпанк в описанном виде — не нужен, думаю, согласны все участники разговора. Разница только в выводах)
Сай-фай часто исследует тему того, как разные научные открытия могут повлиять на путь развития человечества.
И пусть эти технологии отсталые по сегодняшним меркам в тот момент с тем уровнем социальной динамики и методами производства они могли произвести разного рода перемены.
При этом существует, похоже, несколько подвидов «стимпанка не только в антураже», просто они теряются за массой вещей с чисто визуальной составляющей…