Красная земля 2. Что-то вроде обзора

Скажу сразу «Красная земля» была одним из моих любимых сеттингов, а если говорить о том, что написано на русском языке, то просто лучшим, превзойти который пока не удалось никому. Борковский конечно же был гением и визионером, способным создавать великолепные тексты. К сожалению, на «Красной земле 2» планка качества упала вниз.

Начну с главного. Механика игры внезапно поменялась, вместо Savage Worlds был избран Фейт. Причины этого непонятны, за исключением одного объяснения, которое приходит в голову — автору второй части нравится Фейт, он его знает и поэтому стал писать по знакомой механике, чтобы облегчить себе работу. Достаточно кранчевый и одновременно действительно легкий и быстрый SW идеально подходил к КЗ, в том числе и потому что механика эта создавалась для приключения в стиле пальп, а мистический треш-истерн ложится на такой стиль просто идеально. Долгое время еще ходили слухи о переводе КЗ 2 на «Точку отсчета», мне кажется она бы тоже легла неплохо. А вот Фейт не подходит для КЗ абсолютно.

Говорилось, что благодаря механике Фейта в игре будут куда лучше отражены движения и их мистические дары. Но что мы видим? Механика идеалов — хорошая, спору нет, но с Фейтом она не связана вообще никак и никаких специфически фейтовских особенностей не затрагивает. Более того, она бы замечательно могла быть описана в SW и, что характерно, работала бы там гораздо лучше. Мистические силы создают аспекты, преимущества, но опять же никаких явных достоинств использования Фейта в этом случае не заметно. Все то же самое можно было куда проще (и интереснее) сделать на любой менее нарративной системе. В общем с Фейтом получилось как всегда — он пропагандируется как мегауниверсальная система, на деле же хорошо работает в очень-очень узком спектре случаев и только у того, кто идеально разбирается в Фейте. Неоднократно сталкивался с ситуацией — в более «механистичных» системах вполне может выйти неплохая игра у очень среднего ведущего который сел в это кресло в первый раз в жизни. В Фейте же если ведущий не гений, с огромным опытом — обязательно получится непотребная дрянь.

Но отложим вопрос механики и будем читать книгу. И вот тут становится непонятно, а что так можно было? Значительная часть лора КЗ 2 это лор буквально абзацами переписанный из КЗ 1. Ну как то мы все привыкли к тому, что обычно при выходе второй редакции происходят какие-то серьезные изменения. Там двигается таймлайн, происходят какие-то события. Мир меняется короче. Здесь: ни-че-го. как было начало 1922 года, так и осталось.

Или вот замечательное:

КЗ 1: В декабре на разорённых войной и ужасающим голодом практически обезлюдевших землях Черноземья и Поволжья словно в дни Страшного Суда покойники стали массово вылезать из неглубоких могил и полузасыпанных окопов на полях былых сражений, когтями пробивая себе путь наверх сквозь подмороженную землю. Ходячие мертвецы сбивались в толпы и с утробным воем двигались к крупным городам Новороссии и Советской России.

КЗ2: В декабре на разорённых войной и ужасающим голодом практически обезлюдевших землях Черноземья и Поволжья словно в дни Страшного Суда покойники стали массово вылезать из неглубоких могил и полузасыпанных окопов на полях былых сражений, когтями пробивая себе путь наверх сквозь подмороженную землю. Ходячие мертвецы сбивались в толпы и с утробным воем двигались к крупным городам Югороссии и Советской России.

Совпадение не 100%, есть авторская работа есть, ура! Но почему вдруг Новороссия, легким движением пера превращается в Югороссию? Новороссию знаем, там в Гражданскую войну действовало правительство генерала Деникина. А что такое Югороссия? Это где Кубань, Екатеринодар, Ставрополь? :))) Так не было никогда такого региона в России. А может авторы просто стесняются слова Новороссия? Короче — это просто никуда не годится.

Еще одна проблема КЗ 2 — это язык, представляющий собой канцелярит с вкраплением игрового жаргона, разбавленные крайне неудачными попытками поиграть в литературу. Вот несколько примеров, хотя на самом деле подобные ляпы можно найти на каждой странице:

есть мало людей, которые о нём бы не знали — а написать «множество людей хорошо знают о нем», Будда не позволяет?

брусиловские флешбэки — это флешбэки генерала Брусилова, ведь верно?

Тот же подход работает, когда у вас две одинаково вкусные, но взаимоисключающие идеи — нет, я не спорю, слово «вкусные» давно используется в ином значении, чем изначально, но это все еще жаргонизм и поэтому писать так в литературном тексте, за пределами гонзо-репортажа, явный моветон.

рубедин начинает хлестать из места пробития топливопровода и возгорается — «возгорается» — канцеляризм. «После того, как возгорание потушено, необходимо в течение пяти часов проследить за местом возгорания, чтобы не допустить повторного возгорания. См. пункт 223». :)))

Грубо говоря, когда есть жетоны, вы вправе их потратить — «грубо говоря» просторечная форма, недопустимая в литературе, кроме как в прямой речи персонажа. Ни один литературный редактор такое бы не пропустил. Впрочем, я посмотрел: у книги нет литературного редактора. А жаль.

От Агриппины постоянно несёт мертвечиной, поэтому когда она пробует проникнуть на склад, охраняемый собаками, те, учуяв ароматы трупного яда, подняли вой. — Я конечно не патологоанатом, но у трупного яда нет запаха, черт побери! Запах есть у гниющей плоти.

Климент буквально посылает его к треклятому дьяволу вместе со всей его свитой — ну и зачем здесь «буквально»? А, да, литературный редактор…

Если автомобиль воспламеняется, то персонажи должны иметь шанс минимизировать урон. — Согласно инструкции №… Ну вы поняли :)

Или вот чудесный аспект "Британская контра в бегах". А ничего, что контрой предлагается назвать себя персонажу, для которого эта роль воспринимается положительно? А тут само слово несет ярко негативную коннотацию. Не коробит, нет?

Все это, лишь очень поверхностная выборка всего с 8 страниц книги. Повторю — восьми страниц. Всего.

Но ладно язык, в книге постоянному насилию подвергаются логика и историзм. Вот скажем фраза Иметь дворянское
происхождение и состоять в ордене Красного Знамени — чревато
. Я конечно стесняюсь сказать, но трижды кавалер ордена красного знамени комкор Куйбышев, таки потомственный дворянин, как и Константин Рокоссовский, награжденный в 1920 и 1922 годах, а также (кошмар!!!) дворянами было множество руководителей советского государства во главе с Лениным.

Или вот посреди текста попадается такой рассказ: Первое приключение Агриппины началось, когда она бежала из Лавриков подальше от Петроградского инцидента. Её муж, вопреки уговорам, не взял с собой горсть родной земли и был съеден кадаврами по пути в Токсово. Что это? Зачем нам знать все эти подробности? Они вообще никак далее на будут отражены в книге. Что за Лаврики, почему так важно, что трагедия случилась в Токсово? Нет ответа.

Или вот еще пример логики игры: Степан хочет помочь Матвею. Офеня тоже сидел в этом участке. Он провоцирует охранников при помощи отборной брани, и когда надзиратели врываются в камеру и начинают его бить, он успевает стянуть ключ от клетки. Его аспект: туды её в качель! Ну почему аспект «туды её в качель!» оказывается связан с этим событием? Вообще такое выражение ни что иное как завуалированное проклятие. И кого же проклянул Степан? Себя разве что. Впрочем, здесь мы видим типичную для Фейта проблему, когда очень сложно договориться, а что же в действительность значит, может и дает аспект.

А, да, нам было обещано, что Фейт решит проблему КЗ, когда высокий уровень погружения в свое Движение превращал человека в марионетку высших сил. Ни хера он ничего не решил. Теперь просто на максимальном уровне погружения персонаж умирает и становиться высшей нежитью своего движения. Так себе решеньице, честно говоря.

Хватит. Писать про поезд который жрет людей у меня уже нет никаких душевных сил.

35 комментариев

avatar
Механика игры внезапно поменялась, вместо Savage Worlds был избран Фейт. Причины этого непонятны
Насколько я слышал, причина в том, что авторы Саваги решили теперь бдительно следить за политической составляющей в продуктах, издающихся под их лицензией, и, в частности, не допускать никаких условно-хороших коммунистов. (Или южан-рабовладельцев — Deadlands передают сочувственный привет).
avatar
Это я в курсе, но скажем «Город парового солнца» же как то вполне нормально издается на SWADE. Да и «Точка отсчета» вполне доступна.
avatar
Вопрос не в языке — вопрос в поднимаемых проблемах. Грубо говоря, я не помню в Паровом Солнце играбельную не очерняемую фракцию коммунистов. А для нынешних аффтаров СВ Красные — прямая и явная ересь.
avatar
Скорее, для нынешних правообладателей.
avatar
Пиннакл вполне левая и даже SJWшная контора. С чего бы там вдруг коммунистов зажимать?
И кстати у Борковского _все_ фракции были в итоге плохие. Они же играют на стороне высших сущностей которые хотят уничтожить мир.
avatar
Потому что нынешние левые с уклоном в SJW имеют очень мало общего с коммунистами.
avatar
учуяв ароматы трупного яда, подняли вой. — Я конечно не патологоанатом, но у трупного яда нет запаха

Аромат гниющей плоти тоже было бы неплохо :) Похоже, у авторов пробелмы со стилем.
avatar
Там стилистически все очень запущено
avatar
Я конечно не патологоанатом, но у трупного яда нет запаха, черт побери!
avatar
Отличный комментарий. Только вот вопрос, что сильнее: запах разложения в целом, или отдельного соединения?
avatar
А ничего, что контрой предлагается назвать себя персонажу, для которого эта роль воспринимается положительно? А тут само слово несет ярко негативную коннотацию. Не коробит, нет?

Совершенно не коробит. Хороший аспект всегда должен быть обоюдоострым, иметь возможности как компелиться, так и инвокаться. Этот под такое требование идеально подходит.
avatar
Не надо переносить игровую механику на отыгрыш. Англичанин сбежавший от красной разведки никогда не будет считать и ощущать себя контрой.
avatar
Да, но нет. Ролеплей ролеплеем, а механ механом. Не путайте мягкое и тёплое.
avatar
Вы оба говорите бессмыслицу. Ролеплей неотвязан от игровой механики (и этим, к слову, сильны Fate/Cortex, позволяющие бесшовно транслировать одно в другое), а если, дескать, у вас одно другому мешает — то это обычная штормвиндянка, но она лечится.
avatar
Обычная что, простите?
avatar
avatar
Вантала выше скинул ↑. Но вообще я сам неверно выразился, так как Stormwind Fallacy — в оригинале про противопоставление оптимизации и «отыгрыванию» (что бы ни вкладывалось в это понятие). А в этом треде народ на серьезных щах противопоставляет «отыгрывание» игровой механике — это схожее по сути заблуждение более высокого порядка, но у него нет своего имени :)
Последний раз редактировалось
avatar
Ну почему аспект «туды её в качель!» оказывается связан с этим событием?
Замечу в оправдание, раскудрить его налево. Потому что тут аспект связан явно с манерою, этак его в бога душу через двенадцать апостолов, персонажа выражаться. Он же, судя по имени, из простонародья, его эти ваши, едрить, филологические тонкости не волнуют — почему, хвостом тя по голове, всяким Бабелям можно писать
“Ты из киндербальзамов, – закричал он, смеясь, – и очки на носу. Какой паршивенький!.. Шлют вас не спросясь, а тут режут за очки”
, а авторам, значит, нельзя. Тут честно сыграл аспект речи — можно было назвать аспект, например, «матерщинник» или там «выражается сильно российский народ!», всё пойдёт.

(Притом я вполне верю, что со стилистикой там коряво — потому что авторы явно не литераторы сами).
Последний раз редактировалось
avatar
Вот согласен

Но почему нельзя было привлечь более-менее профессионального автора?
avatar
Потому что горек хлеб игродела-любителя (как и ролевого переводчика). Я не слежу за КЗ, но вроде обычно проекты такого плана делают энтузиасты и в свободное время, и получают в итоге в основном укоры за то, что не сделали блестяще.

Чтобы заметить, что со стилем проблемы, надо а) чтобы кто-то из авторского коллектива это вообще ощущал (а это не сам собой подразумеваемый навык), б) чтобы это достаточно резало глаза и причиняло ему такой дискомфорт, что на литературную полировку выделили время (которого всегда не хватает) и\или добавочного человека. Как правило, у ролевого проекта (тем более мечущегося с механики на механику) хватает куда более заметных проблем, с которыми надо что-то делать.
avatar
У меня в целом «претензия» ровно одна — это к «адописным» картинам, взглянув на которые персонаж может поменять цвет движения на чёрный. Идея хорошая для неписей, но если я её буду реализовать as is на игровых персонажах, то 6 из 10 игроков развернутся и уйдут прямо сразу. Потому что такие вещи как смена самой концепции персонажа — это круче, чем смена пола. Подобное может быть только строго по договорённости с игроком; иначе же получается какое-то «не тудысь»:
— Теперь я Чебурашка…
— … а ТЕПЕРЬ — Горбатый! Я сказал, «Горбатый»!!!
Последний раз редактировалось
avatar
Я, возможно, не спарсил отсылку. Можешь привести пример, о чем речь?
avatar


Страница 47.
avatar
Тащемта это «Красная Земля 1,5», а не КЗ2. На саваге, а не на фэйте. Бесплатная фанатская, а не стоящая 100500 рублей книжка от SHG
avatar
«Тады ой» (ц)итаты великих людей
avatar
ЧСХ, за всё время существования «КЗ 1,5» до сих пор ни один персонаж не взял эту черту, не нарисовал ни одной ирреалистической картины. Как следствие, ни одного случая такой вот насильственной смены Движения не зафиксировано ни в одном из отчётов.

С другой стороны, игроки и мастера так «часто» пишут отчёты с игр по «Красной Земле»…
avatar
Так и запишем: книшшку, предназначенную для игры, покупают чисто из жалости к российским разработчикам просто для коллекции очень хорошо всё в общем с КЗ2 :)
avatar
… а я собирался это вычитывать!

Хорошо, что не взялся. Сэкономил кровушку.
avatar
Сэкономил кровушку.
Как-то по-вампирски звучит). «Не стал тратить драгоценные бладпойнты».
avatar
Кровь из глаз же.
avatar
Если бы это было исключительно ревью в духе «мне не понравилось» или «я инвалид фейты», то я бы прошел мимо — Красная Земля 2 не слиток золота, чтобы нравиться всем одинаково. Однако автор использует в обзоре информацию, несоответствующую действительности, и домыслы, не имеющие под собой никакого основания. Поэтому придется разбирать по частям написанное.

Причины этого непонятны, за исключением одного объяснения, которое приходит в голову — автору второй части нравится Фейт, он его знает и поэтому стал писать по знакомой механике, чтобы облегчить себе работу.
Причины вполне известны — Борковский видел изъяны Саваги и его не устраивал ни узкий спектр совместимых жанров, ни квадратно-гнездовой подход к созданию монстров или мистических явлений. Помню, у нас был план еще для старого лора, когда Чёрные были связаны с Пламенем, сделать тематическую низшую-нежить теней, но оказалось, что для треш-моба у тени очень много исключений и паверных способностей, выраженных на языке SW (но это вообще отдельная история). К тому же фейт позволяет играться на семантическом поле, что для магии было очень важным.

А вот Фейт не подходит для КЗ абсолютно.
Сильное заявление. Подтвердить его, конечно же, нечем. А вот опровергнуть можно запросто. Я напомню, что механика отпечатков из первой редакции КЗ — это механика… аспектов из Spirit of the Century (более известной как канонiчный пример Fate третьей редакции). То есть та фишка, которую чаще всего вспоминают о КЗ1 — костыль, тащенный из другой системы. Ну и опять-таки, тематика человечности и потери свободы воли. В Фейт уже есть готовый механизм для неё, в Саваге — нет.

Механика идеалов — хорошая, спору нет, но с Фейтом она не связана вообще никак и никаких специфически фейтовских особенностей не затрагивает.
Это настолько конфабуляторное заявление, что у меня просто слов нет. Механика идеалов буквально использует правила по работе с аспектами персонажа, потому что идеал — это аспект, это фундаментальная механика фейты! Инвоки, компелы, постулирование фактов, то да сё. Не говоря уже о том, что через идеалы персонаж прогрессирует по «карьерной лестнице» Движения, что привязано к вехам и другим механизмам «левелапа», прописанным в системе.

Там двигается таймлайн, происходят какие-то события. Мир меняется короче. Здесь: ни-че-го.
Опять-таки, неправда. В лоре КЗ1 нет Вилочного восстания, а Марш мертвецов — это один из всадников апокалипсиса, а не «снятие пятой печати». Даже лор Чёрных другой, завязанный на Пламени. Другие фундаментальные начала-и-противоположности Движений. Другие регионы.
Макс Вайгель отмечал, что, дескать, лор КЗ2 более эсхатологичен. 
В посте же указано, что не изменилось ни-че-го. Значит, кто-то из вас двоих лжёт.

Про стилистику и канцеляризм — претензии по большей части справедливы, да. Где они несправедливы, народ уже откомментировал. А, впрочем, ты и тут умудрился обосраться: поезд-каннибал не жрёт людей. Поезд-людоед мог бы.

А, да, нам было обещано, что Фейт решит проблему КЗ, когда высокий уровень погружения в свое Движение превращал человека в марионетку высших сил. Ни хера он ничего не решил.
Еще одно несоответствие действительности. По мере погружения в тайны персонаж теряет рефреш. Меньше рефреша — меньше жетонов на руках, выше зависимость от внешних сил. Отказаться от компела и воспользоваться сильными сторонами своих аспектов герой на высоком уровне посвята может лишь однажды, а потом он полностью зависит от своих аспектов — они определяют его поведение. Он не в состоянии бросить вызов своей натуре и становится марионеткой. Об этом ещё Леонард Балсера говорил. И да, становление высшей нежитью = продолжаем играть, а не убиваем героя — если игрок способен оплатить такой апгрейд. Так что обещание выполнено.

А теперь от меня вопрос личного характера: как так получилось, что для истинного шотландца поклонника «Красной Земли» переход на фейт стал внезапным (я цитирую)? Об этом говорили с 2016 года на Ролеконах, в интервью для Незримой Библиотеки и журнала «Мир Фантастики», на крауде чёрным по белому было написано, что игра будет на Fate Core. Даже какой-то доброхот упомянул это на Радагастопедии. Я вот сейчас зашел на сайт издателя, там это в явном виде указано.
avatar
Очень рад за ваш допуск к частной переписке Борковского :)

Но если быть последовательным, то надо бы упомянуть что как раз тогда у него был творческий кризис связанный с тем, что он не мог разобраться с тем какую механику лучше использовать для КЗ. И точно также параллельно ФЕЙТУ разрабатывалась КЗ на ПБТА и была отложена просто потому что на ФЕЙТ нашелся издатель, а на ПБТА — нет. А то сейчас бы все рассуждали насколько ПБТА подходит для КЗ2.
И да, я тоже в курсе того, что и как делалось с КЗ за все годы :)

Так что ваш довод слаб — было выпущено лишь один из возможных вариантов.
А их кроме ПБТА было еще достаточно: были наработки под YZE, были под Клинки в ночи.

А уж комментарий вроде:
А теперь от меня вопрос личного характера: как так получилось, что для истинного шотландца поклонника «Красной Земли» переход на фейт стал внезапным (я цитирую)? Об этом говорили с 2016 года на Ролеконах, в интервью для Незримой Библиотеки и журнала «Мир Фантастики», на крауде чёрным по белому было написано, что игра будет на Fate Core. Даже какой-то доброхот упомянул это на Радагастопедии. Я вот сейчас зашел на сайт издателя, там это в явном виде указано.

выглядит смешно, потому что несколько лет вообще то говорилось, что КЗ2 будет на YZE и эта механика несколько раз презентовалась на Ролеконах. Вы там ведь были наверняка? Память подвела, да?
avatar
Очень рад за ваш допуск к частной переписке Борковского :)
Это не частная переписка, а рабочий чат для нескольких человек :)
И точно также параллельно ФЕЙТУ разрабатывалась КЗ на ПБТА и была отложена
Нет, «W* Диком поле» была предшественницей фейте. Собственно, «горячая голова», «чистое сердце» и другие статы из ПБТА-версии Егор как раз адаптировал в 10 скиллов фейтовой версии.
КЗ2 будет на YZE и эта механика несколько раз презентовалась на Ролеконах.
Курсив мой.
Один раз в 2018 году. И что там именно презентовали, не напомните ли общественности? К тому же это ещё не отвечает на мой вопрос.
avatar
А еще в 2019 и 2020 годах. Хотя в 20 да уже говорили что будут два версии на фейте и на ТО
avatar
Эталонный ответ от создателя продукта а-ля нетфликсная адаптация :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.