Ложные боги и фальшивые маги в фэнтези-сеттингах
Когда-то давно в обсуждении одной игры, которую я вёл, разгорелась дискуссия. Как известно, всевозможные религиозные секты (псевдохристианские, неоязыческие и поклоняющиеся инопланетянам с Нибиру) и шарлатаны от науки (с торсионными полями, квантовой телегонией и прочим) являются… ну, какой-то частью нашей повседневности они являются — и, как известно, вымышленные миры часто заимствуют различные мотивы из окружающей нас реальности. Так вот, дискуссия была о том, возможны ли подобные вещи в мирах с реально существующей магией и реально существующими богами — один пользователь утверждал, что нет, невозможны, а другой пользователь — что да, возможны. Эту тему я вспомнил, когда в прошлом году на МРИ был поднят вопрос о фальшивых магах, и вспомнил недавно снова, когда описывал различные тёмные культы для «Странствующих миров». Итак, это пост о ложных богах в фантастических мирах с реально существующими богами и фальшивых магах в мирах с реально существующей магией.
Могут ли фальшивые маги и ложные боги существовать в мире с реальными магами и богами? Ответ — почему бы и нет? В нашем мире есть реально действующая наука, но это не мешает существовать в нём легиону лжеучёных.
Но как фальшивому магу убедить людей в том, что он маг, и как жрецу ложного бога убедить паству в реальности его бога, если в мире, где боги и магия реальны, подобные вещи можно «пощупать»? Способов на самом деле есть множество.
Есть статистика. Допустим, если пообещать исцеление десяти людям, то если пять из них выздоровеют по причинам, не связанным с лже-целителем, они могут поверить, что им помог целитель. Есть эффект плацебо, и есть когнитивные искажения — если пообещать человеку, что в будущем его жизнь изменится к лучшему благодаря благословению ложного бога, он может начать иначе смотреть на жизнь и искать в ней признаки улучшения — и находить их.
Можно обещать чудеса в материях, которые не так однозначно проверяемы. Например, обещать человеку, что ему будет сопутствовать удача — изменение уровня удачи не так просто измерить количественно, а вышеупомянутый эффект поможет человеку верить в то, что его уровень удачи повысился. Можно обещать человеку чудеса не сейчас, а в долгосрочной перспективе — «а там или шах сдохнет, или ишак, или, не дай Аллах, я». Можно, наконец, обещать человеку не чудеса в этой жизни, а блаженство за гробом или счастье в следующем перерождении.
А можно, когда фальшивые чудеса не помогут клиенту, обвинить его в том, что он сам в этом виноват. Твоя жизнь так и не улучшилась? Ты недостаточно верил, недостаточно искренне молился Великому Макаронному Богу, неправильно исполнял предписания мастера фиолетовой магии! Если шарлатан практикует «групповые занятия», он может на них гнобить тех, кому его чудеса не помогли, — тогда его адепты будут сами стыдиться этого и врать, что на самом-то деле у них всё стало хорошо, а другие будут, веря, что у других всё хорошо, врать, что у них тоже всё хорошо.
Можно целенаправленно сводить свою паству с ума, доводить её до нужного уровня экзальтации, при котором она сама начнёт видеть чудеса, слышать голоса ангелов, верить в то, что она может, зажмуривая глаза, регулировать солнечный свет, и общаться с умершими родственниками, якобы воскрешёнными шарлатаном. Если обучать паству различным медитативным, трансовым, изменяющим состояние сознание техникам, она может успешно сводить себя с ума сама. Способ для откровенно бессовестных, но люди с избытком совести не идут в шарлатаны и лжепророки. Только нужно решить вопрос, как в вашем фэнтези-сеттинге с развитием психиатрии или её аналогов…
А можно давать одураченным жертвам порции эйфории, позитивных эмоций, чтобы они начинали считать лжемага духовным учителем, наставником и другом, а культ ложного бога — своими самыми близкими друзьями и настоящей семьёй, подсаживая их на эти ощущения, — тогда жертвы будут приходить к лжемагу или лжепророку и в сотый раз, даже если после предыдущих девяноста девяти в их жизни ничего не изменилось к лучшему.
Если шарлатан на самом деле владеет какими-то сверхъестественными силами, это может помочь ему убедить паству в том, что он обладает и другими силами, которых у него на самом деле нет.
Ну, простые шарлатаны, торгующие фальшивыми амулетами, не имеющими никакой магической силы, волшебными эликсирами из воды и анилиновой краски, предсказывающие будущее, снимающие венец безбрачия и насылающие порчу на врагов, не имея никаких магических сил, наверняка могут встречаться в любом фэнтези-сеттинге. Конечно, маг может распознать, что в фальшивом талисмане нет никакой магии, или увидеть, что слова и жесты «потомственной колдуньи» не имеют никакого смысла, но маги обычно не попадаются на каждом шагу, а если магия и знания о магии в мире распространены, то и шарлатаны должны лучше знать, как выдать своё мошенничество за реальную магию. Но настоящие мошенники на такие мелочи не размениваются.
Что может обещать своим ученикам и клиентам фальшивый маг или жрец лжебога? Есть, опять-таки, варианты.
Чудесные исцеления — самый верный способ привлечь к себе доверчивых людей: больной человек или родственник больного может пойти к любому, кто даст ему надежду на исцеление. Конечно, в фэнтези-сеттингах обычно есть и настоящие целители — но, как правило, там есть и люди, которым услуги целителей по какой-то причине недоступны. Если в вашем мире целительная магия доступна всем и в нужных количествах, и неизлечимо больных не бывает в принципе — проверьте, не получилась ли у вас утопия. Если в мире есть калеки (магия регенерации обычно принадлежит к более высоким уровням) — лжецелители могут обещать регенерацию конечностей (и пример реальной жизни («Христианская наука», которую высмеивал ещё Марк Твен) показывает, что им даже могут верить). Можно обещать воскрешение умерших родственников — и пример одного реального деятеля с говорящей фамилией показывает, что даже это может сработать, и если довести клиента до съезда крыши, он поверит, что воскрешение произошло.
Можно обещать научить управлению людьми: как сделать так, чтобы супруги любили и заботились, начальство не сильно тиранило, желанные женщины/мужчины отдавались в желаемых позах, кредиторы прощали, уличные бандиты отступали под действием твоей уличной магии… в общем, тут вариантов применений много.
Можно обещать научить управлению реальностью, случайностями: как сделать так, чтобы неприятности обходили стороной, как привлечь богатство, найти визуализированную красавицу-жену/красавца-мужа, отвести неприятности от родственников или навести их на недоброжелателей — тут вариантов тоже много.
Кстати, если в сеттинге есть что-то, про что точно известно, что магия этого принципиально не может, — фальшивый маг может утверждать, что его, правильная, магия это может. Конечно, если в мире, допустим, невозможна телепортация, то фальшивый маг не сможет научить этому своих подмастерий — но всегда сможет объяснить им, почему у них ничего не получается только по их собственной вине.
А чем могут заманивать в свой культ жрецы ложных богов? Зависит от сеттинга и целевой аудитории. В пуританском обществе они могут обещать секс и ритуальные оргии. В обществе сексуальной свободы могут обещать культ девственности и целомудрия. (Зачем? Ну, чтобы дать адептам чувство, что все кругом содомиты, а они — целомудренные д`Артаньяны в белых одеждах). В мире властвующего патриархата они могут рассказывать женщинам, что те Богини С Большой Буквы, а в мире победившей эмансипации — открывать мужчинам Правду, что бабы не люди, а продукт биомантических экспериментов тайного заговора юан-ти. Людям, уставшим от серой повседневности, могут предложить мистики, тайных знаний и чудесов. Отчаявшимся людям — надежду на то, что их страдания будут вознаграждены (в этой жизни или в следующей… которую можно приблизить, допустим, групповым самосожжением). И практически всегда — ощущение своей избранности, принадлежности к лучшим людям, стоящим выше окружающей толпы. Быстрорастворимое ощущение своего величия — очень ходовой товар.
Кстати, как показывает реальная жизнь, вероучению культа совершенно не нужно быть логичным и правдоподобным, чтобы пользоваться популярностью… впрочем, ему ничто не мешает быть и логичным для не слишком пристального рассмотрения (или казаться логичным для персонажей, не вложившихся в соответствующие знания) — заставлять культистов верить в явный бред имеет смысл, только если вы хотите повесить над ними табличку «обманная религия!».
Да, поскольку в реальности сектанты не любят представителей «мэйнстримовых» религий, а лжеучёные не любят настоящих учёных, логично предположить, что фальшивые маги будут питать нелюбовь к настоящим магам, а жрецы ложных богов — к жрецам богов настоящих. Что они будут утверждать, что та магия, которую все знают, на самом деле истощает энергетическое поле мира, питает эгрегор ящериков со звезды Нибиру или на самом деле происходит от аццких сотоноф, и только их магия — правильная; что боги, которым поклоняются обитатели мира, — не те, за кого себя выдают, что это они — фальшивые боги, и только бог их новой церкви — истинно правильный, и вообще это он — настоящий создатель вселенной.
Какими могут быть лжемаги и лжежрецы, лидеры фэнтезийных психокультов? Это могут быть как осознанные мошенники, которым их занятия приносят деньги, и которые упиваются властью над умами своей паствы, так и сумасшедшие, искренне верящие в то, что они говорят. Возможны сочетания обоих вариантов. Или они могут быть служителями неких тёмных сил, обманывающими людей по указанию своих хозяев и преследующими цели, худшие, чем просто получение денег путём обмана.
А какими могут быть их жертвы? Самыми разными. От простолюдинов, уставших от каждодневной работы, отчаявшихся и готовых пойти за любым, кто навеет им сон золотой, до бывших семинаристов или волшебников-недоучек, выгнанных за хроническое раздолбайство, и до пресыщенных аристократов, которым в жизни не хватает Духовности, и дам высшего света, страдающих от скукии недотраха.
А на что могут быть похожи магические практики фальшивых магов? Опять-таки, есть варианты.
Они могут быть имитацией реально существующих в сеттинге магических практик. Маги произносят непонятные слова, делают особые жесты, проводят ритуалы — мы тоже будем произносить непонятные слова, делать жесты и имитировать ритуалы магов. Персонажи, не вложившиеся при генерации в знание магии, и не являющиеся магами, могут даже не заметить разницы между настоящими магами и фальшивыми, но настоящий маг поймёт, почему заклинания лжемага — бессмысленная абракадабра, а фраза «Высочайшее достижение эфирной манаэссенции! Ротор эфирного поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там, в астрале, обращает материю вопроса в спиритуальные энергетические вихри, из коих и возникает синекдоха отвечания», — бессмысленный набор звучащих «магически» терминов.
Магические практики могут опираться на народные поверья и так называемое магическое мышление — но тут я не подскажу, как оно должно выглядеть в действии, это сложная тема. Могу предположить два варианта — либо использование предметов, символизирующих реальные объекты, для воздействий на эти объекты, или символических действий для произведения символизируемых эффектов в реальном мире («магия подобия»), либо полностью абсудрные практики, когда подрезание бузины в огороде должно воздействовать на дядьку в Киеве… между прочим, некоторые наши современники действительно практикуют нечто наподобие второго.
Или лжемаги могут сознательно использовать НЕ ТАКИЕ практики, как у настоящих магов. Маги произносят заклинания на языке драконов — мы будем читать заклинания на Сакральномъ Языке Нашихъ Предковъ (реконструированном по Священнымъ Табличкамъ, сделанным на коленке). Алхимики используют различные металлы — мы создадим теорию о силе деревьев, что вся материя состоит из элементов вроде «дубовий», «ясений», «осинит» и так далее. Маги используют посохи и хрустальные шары — мы будем использовать «магические» клинки и волшебные чугуниевые бруски.
Конечно, всё это не будет работать — но опытный шарлатан всегда может обосновать это тем, что настоящая магия, имеющая зримые проявления — она плохая, неправильная, зловредная, нечистая, а его магия, не имеющая зримых проявлений — она хорошая, правильная, благодатная и сакральная. Она не имеет зримых проявлений, потому что действует исподволь, и этим она на самом деле лучше обычной магии и даже сильнее неё.
В мире, где магия реальна, фальшивые маги могут использовать и реально действующие магические практики, которые действительно использовались древними людьми в прошлом, но от которых отказались по какой-то причине — их ненадёжности, неэффективности (зачем нужны сложные ритуалы для того, что можно сделать парой слов и жестов? Ну, затем, чтобы объяснять, что только твоя ритуальная магия — труъ)… или опасности для практикующего и/или окружающих его людей (если эти магические практики обращаются к силам, которые лучше не тревожить, или высасывают силы из мага или окружающих живых существ).
Зачем фальшивые маги и ложные боги могут появиться в вашем сеттинге? А это как вы захотите. Они могут быть антагонистами в сюжете, которым персонажи игроков противостоят, и чьи подлые планы они срывают. Особенно если персонажам по должности положено бороться с нехорошими культами и нелицензированными магами — «Поклонение тёмным богам является преступлением даже в случае несуществования этих богов. Сжечь!» «Или ты публично признаёшься, что ты шарлатан, или мы тебя сжигаем как колдуна». Или они могут быть «красной сельдью» — когда персонажи расследуют деятельность тёмного культа, и подозреваемые внезапно оказываются не чернокнижниками, а группой бездельников, поклоняющихся вымышленному богу и непричастных к расследуемым событиям. Или наоборот — то, что вначале казалось безобидной группой одураченных шарлатаном людей, может оказаться настоящим тёмным культом.
Конечно, совершенно необязательно, чтобы в вашем сеттинге существовали фальшивые маги — но мошенники есть везде, и везде есть люди, на которых «не нужен нож», готовые стать жертвами мошенников, так что для фальшивых магов может где-нибудь найтись место, наверное, в любом сеттинге.
Часть примеров этом посте основана на реальной жизни.
Могут ли фальшивые маги и ложные боги существовать в мире с реальными магами и богами? Ответ — почему бы и нет? В нашем мире есть реально действующая наука, но это не мешает существовать в нём легиону лжеучёных.
Но как фальшивому магу убедить людей в том, что он маг, и как жрецу ложного бога убедить паству в реальности его бога, если в мире, где боги и магия реальны, подобные вещи можно «пощупать»? Способов на самом деле есть множество.
Есть статистика. Допустим, если пообещать исцеление десяти людям, то если пять из них выздоровеют по причинам, не связанным с лже-целителем, они могут поверить, что им помог целитель. Есть эффект плацебо, и есть когнитивные искажения — если пообещать человеку, что в будущем его жизнь изменится к лучшему благодаря благословению ложного бога, он может начать иначе смотреть на жизнь и искать в ней признаки улучшения — и находить их.
Можно обещать чудеса в материях, которые не так однозначно проверяемы. Например, обещать человеку, что ему будет сопутствовать удача — изменение уровня удачи не так просто измерить количественно, а вышеупомянутый эффект поможет человеку верить в то, что его уровень удачи повысился. Можно обещать человеку чудеса не сейчас, а в долгосрочной перспективе — «а там или шах сдохнет, или ишак, или, не дай Аллах, я». Можно, наконец, обещать человеку не чудеса в этой жизни, а блаженство за гробом или счастье в следующем перерождении.
А можно, когда фальшивые чудеса не помогут клиенту, обвинить его в том, что он сам в этом виноват. Твоя жизнь так и не улучшилась? Ты недостаточно верил, недостаточно искренне молился Великому Макаронному Богу, неправильно исполнял предписания мастера фиолетовой магии! Если шарлатан практикует «групповые занятия», он может на них гнобить тех, кому его чудеса не помогли, — тогда его адепты будут сами стыдиться этого и врать, что на самом-то деле у них всё стало хорошо, а другие будут, веря, что у других всё хорошо, врать, что у них тоже всё хорошо.
Можно целенаправленно сводить свою паству с ума, доводить её до нужного уровня экзальтации, при котором она сама начнёт видеть чудеса, слышать голоса ангелов, верить в то, что она может, зажмуривая глаза, регулировать солнечный свет, и общаться с умершими родственниками, якобы воскрешёнными шарлатаном. Если обучать паству различным медитативным, трансовым, изменяющим состояние сознание техникам, она может успешно сводить себя с ума сама. Способ для откровенно бессовестных, но люди с избытком совести не идут в шарлатаны и лжепророки. Только нужно решить вопрос, как в вашем фэнтези-сеттинге с развитием психиатрии или её аналогов…
А можно давать одураченным жертвам порции эйфории, позитивных эмоций, чтобы они начинали считать лжемага духовным учителем, наставником и другом, а культ ложного бога — своими самыми близкими друзьями и настоящей семьёй, подсаживая их на эти ощущения, — тогда жертвы будут приходить к лжемагу или лжепророку и в сотый раз, даже если после предыдущих девяноста девяти в их жизни ничего не изменилось к лучшему.
Если шарлатан на самом деле владеет какими-то сверхъестественными силами, это может помочь ему убедить паству в том, что он обладает и другими силами, которых у него на самом деле нет.
Ну, простые шарлатаны, торгующие фальшивыми амулетами, не имеющими никакой магической силы, волшебными эликсирами из воды и анилиновой краски, предсказывающие будущее, снимающие венец безбрачия и насылающие порчу на врагов, не имея никаких магических сил, наверняка могут встречаться в любом фэнтези-сеттинге. Конечно, маг может распознать, что в фальшивом талисмане нет никакой магии, или увидеть, что слова и жесты «потомственной колдуньи» не имеют никакого смысла, но маги обычно не попадаются на каждом шагу, а если магия и знания о магии в мире распространены, то и шарлатаны должны лучше знать, как выдать своё мошенничество за реальную магию. Но настоящие мошенники на такие мелочи не размениваются.
Что может обещать своим ученикам и клиентам фальшивый маг или жрец лжебога? Есть, опять-таки, варианты.
Чудесные исцеления — самый верный способ привлечь к себе доверчивых людей: больной человек или родственник больного может пойти к любому, кто даст ему надежду на исцеление. Конечно, в фэнтези-сеттингах обычно есть и настоящие целители — но, как правило, там есть и люди, которым услуги целителей по какой-то причине недоступны. Если в вашем мире целительная магия доступна всем и в нужных количествах, и неизлечимо больных не бывает в принципе — проверьте, не получилась ли у вас утопия. Если в мире есть калеки (магия регенерации обычно принадлежит к более высоким уровням) — лжецелители могут обещать регенерацию конечностей (и пример реальной жизни («Христианская наука», которую высмеивал ещё Марк Твен) показывает, что им даже могут верить). Можно обещать воскрешение умерших родственников — и пример одного реального деятеля с говорящей фамилией показывает, что даже это может сработать, и если довести клиента до съезда крыши, он поверит, что воскрешение произошло.
Можно обещать научить управлению людьми: как сделать так, чтобы супруги любили и заботились, начальство не сильно тиранило, желанные женщины/мужчины отдавались в желаемых позах, кредиторы прощали, уличные бандиты отступали под действием твоей уличной магии… в общем, тут вариантов применений много.
Можно обещать научить управлению реальностью, случайностями: как сделать так, чтобы неприятности обходили стороной, как привлечь богатство, найти визуализированную красавицу-жену/красавца-мужа, отвести неприятности от родственников или навести их на недоброжелателей — тут вариантов тоже много.
Кстати, если в сеттинге есть что-то, про что точно известно, что магия этого принципиально не может, — фальшивый маг может утверждать, что его, правильная, магия это может. Конечно, если в мире, допустим, невозможна телепортация, то фальшивый маг не сможет научить этому своих подмастерий — но всегда сможет объяснить им, почему у них ничего не получается только по их собственной вине.
А чем могут заманивать в свой культ жрецы ложных богов? Зависит от сеттинга и целевой аудитории. В пуританском обществе они могут обещать секс и ритуальные оргии. В обществе сексуальной свободы могут обещать культ девственности и целомудрия. (Зачем? Ну, чтобы дать адептам чувство, что все кругом содомиты, а они — целомудренные д`Артаньяны в белых одеждах). В мире властвующего патриархата они могут рассказывать женщинам, что те Богини С Большой Буквы, а в мире победившей эмансипации — открывать мужчинам Правду, что бабы не люди, а продукт биомантических экспериментов тайного заговора юан-ти. Людям, уставшим от серой повседневности, могут предложить мистики, тайных знаний и чудесов. Отчаявшимся людям — надежду на то, что их страдания будут вознаграждены (в этой жизни или в следующей… которую можно приблизить, допустим, групповым самосожжением). И практически всегда — ощущение своей избранности, принадлежности к лучшим людям, стоящим выше окружающей толпы. Быстрорастворимое ощущение своего величия — очень ходовой товар.
Кстати, как показывает реальная жизнь, вероучению культа совершенно не нужно быть логичным и правдоподобным, чтобы пользоваться популярностью… впрочем, ему ничто не мешает быть и логичным для не слишком пристального рассмотрения (или казаться логичным для персонажей, не вложившихся в соответствующие знания) — заставлять культистов верить в явный бред имеет смысл, только если вы хотите повесить над ними табличку «обманная религия!».
Да, поскольку в реальности сектанты не любят представителей «мэйнстримовых» религий, а лжеучёные не любят настоящих учёных, логично предположить, что фальшивые маги будут питать нелюбовь к настоящим магам, а жрецы ложных богов — к жрецам богов настоящих. Что они будут утверждать, что та магия, которую все знают, на самом деле истощает энергетическое поле мира, питает эгрегор ящериков со звезды Нибиру или на самом деле происходит от аццких сотоноф, и только их магия — правильная; что боги, которым поклоняются обитатели мира, — не те, за кого себя выдают, что это они — фальшивые боги, и только бог их новой церкви — истинно правильный, и вообще это он — настоящий создатель вселенной.
Какими могут быть лжемаги и лжежрецы, лидеры фэнтезийных психокультов? Это могут быть как осознанные мошенники, которым их занятия приносят деньги, и которые упиваются властью над умами своей паствы, так и сумасшедшие, искренне верящие в то, что они говорят. Возможны сочетания обоих вариантов. Или они могут быть служителями неких тёмных сил, обманывающими людей по указанию своих хозяев и преследующими цели, худшие, чем просто получение денег путём обмана.
А какими могут быть их жертвы? Самыми разными. От простолюдинов, уставших от каждодневной работы, отчаявшихся и готовых пойти за любым, кто навеет им сон золотой, до бывших семинаристов или волшебников-недоучек, выгнанных за хроническое раздолбайство, и до пресыщенных аристократов, которым в жизни не хватает Духовности, и дам высшего света, страдающих от скуки
А на что могут быть похожи магические практики фальшивых магов? Опять-таки, есть варианты.
Они могут быть имитацией реально существующих в сеттинге магических практик. Маги произносят непонятные слова, делают особые жесты, проводят ритуалы — мы тоже будем произносить непонятные слова, делать жесты и имитировать ритуалы магов. Персонажи, не вложившиеся при генерации в знание магии, и не являющиеся магами, могут даже не заметить разницы между настоящими магами и фальшивыми, но настоящий маг поймёт, почему заклинания лжемага — бессмысленная абракадабра, а фраза «Высочайшее достижение эфирной манаэссенции! Ротор эфирного поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там, в астрале, обращает материю вопроса в спиритуальные энергетические вихри, из коих и возникает синекдоха отвечания», — бессмысленный набор звучащих «магически» терминов.
Магические практики могут опираться на народные поверья и так называемое магическое мышление — но тут я не подскажу, как оно должно выглядеть в действии, это сложная тема. Могу предположить два варианта — либо использование предметов, символизирующих реальные объекты, для воздействий на эти объекты, или символических действий для произведения символизируемых эффектов в реальном мире («магия подобия»), либо полностью абсудрные практики, когда подрезание бузины в огороде должно воздействовать на дядьку в Киеве… между прочим, некоторые наши современники действительно практикуют нечто наподобие второго.
Или лжемаги могут сознательно использовать НЕ ТАКИЕ практики, как у настоящих магов. Маги произносят заклинания на языке драконов — мы будем читать заклинания на Сакральномъ Языке Нашихъ Предковъ (реконструированном по Священнымъ Табличкамъ, сделанным на коленке). Алхимики используют различные металлы — мы создадим теорию о силе деревьев, что вся материя состоит из элементов вроде «дубовий», «ясений», «осинит» и так далее. Маги используют посохи и хрустальные шары — мы будем использовать «магические» клинки и волшебные чугуниевые бруски.
Конечно, всё это не будет работать — но опытный шарлатан всегда может обосновать это тем, что настоящая магия, имеющая зримые проявления — она плохая, неправильная, зловредная, нечистая, а его магия, не имеющая зримых проявлений — она хорошая, правильная, благодатная и сакральная. Она не имеет зримых проявлений, потому что действует исподволь, и этим она на самом деле лучше обычной магии и даже сильнее неё.
В мире, где магия реальна, фальшивые маги могут использовать и реально действующие магические практики, которые действительно использовались древними людьми в прошлом, но от которых отказались по какой-то причине — их ненадёжности, неэффективности (зачем нужны сложные ритуалы для того, что можно сделать парой слов и жестов? Ну, затем, чтобы объяснять, что только твоя ритуальная магия — труъ)… или опасности для практикующего и/или окружающих его людей (если эти магические практики обращаются к силам, которые лучше не тревожить, или высасывают силы из мага или окружающих живых существ).
Зачем фальшивые маги и ложные боги могут появиться в вашем сеттинге? А это как вы захотите. Они могут быть антагонистами в сюжете, которым персонажи игроков противостоят, и чьи подлые планы они срывают. Особенно если персонажам по должности положено бороться с нехорошими культами и нелицензированными магами — «Поклонение тёмным богам является преступлением даже в случае несуществования этих богов. Сжечь!» «Или ты публично признаёшься, что ты шарлатан, или мы тебя сжигаем как колдуна». Или они могут быть «красной сельдью» — когда персонажи расследуют деятельность тёмного культа, и подозреваемые внезапно оказываются не чернокнижниками, а группой бездельников, поклоняющихся вымышленному богу и непричастных к расследуемым событиям. Или наоборот — то, что вначале казалось безобидной группой одураченных шарлатаном людей, может оказаться настоящим тёмным культом.
Конечно, совершенно необязательно, чтобы в вашем сеттинге существовали фальшивые маги — но мошенники есть везде, и везде есть люди, на которых «не нужен нож», готовые стать жертвами мошенников, так что для фальшивых магов может где-нибудь найтись место, наверное, в любом сеттинге.
Часть примеров этом посте основана на реальной жизни.
29 комментариев
А вот если магов и магии мало-- то да, появление лже-кудесников закономерно. Но то, какими они будут, зависит от мира и от места, главное-- от того, насколько централизовано и организовано магическое/жреческое сообщество. А именно: если у нас есть гильдия магов/сильная церковь, обладающие реальной властью, то шарлатаны будут действовать только в глуши, и на них будет охотиться местная магическая полиция/храмовая инквизиция, потому что а) подрывают власть, б) любой шарлатан может оказаться реальным магом, адептом запрещённых школ или культа. Не исключён, впрочем, и вариант, когда реальные маги позволяют псевдомагам вести свою деятельность, покуда они не противостоят главной организации, сливают нудную информацию и держат население под контролем. Такая же расстановка сил будет в мире, где магия по каким-то причинам считается злом, а у власти-- немагическая, но способная бороться с магами церковь (как в Веке Дракона).
В то же время, даже если у нас магов и жрецов мало, но они не организованы-- или организованы только в местной Римской Империи, а у нас варварские земли-- то граница между «реальным магом» и «лже-магом» будет стёрта, прежде всего в головах у героев, если они местные, а не из «Империи». Знахарка из избушки в лесу, которая-- авторитет для местных, будет авторитетом и для них, пусть она только бородавки и умеет сводить.
Но, поскольку никаких специфических плюшек вера или неверие в каких бы то ни было богов не гарантирует, вопрос «кто прав» остается открытым.
В дженерик-фэнтези, где рассмотреть возможность существования лжеколдунов и лжепророков, мне кажется, будет интереснее, они скорее всего примут другой вид. Займут нишу производителей дешёвого китайского магического ширпотреба. Мол, я купил чары за медяк вместо серебряного, а они не сработали. Ну обидно, но хоть не сильно потратился.
В D&D есть целая школа магической иллюзии для таких магов-шарлатанов.
Это я к чему, подлельный маг в фентези может использовать магию для своих схем разводки точно так же, как в нашем мире лжеученые и шарлатаны могут использовать одни технологии для создания видимости других.
Псевдо-архимаг Дарубиус не обязательно будет не-кастером, главное тут именно то, что он эксплуатирует ожидания и заблуждения других для своей выгоды и приукрашивает истину.
Служитель Мёртвого Бога, которому нужны жертвоприношения для возрождения может несколько привирать про преимущества и комфорт загробного мира и скорость его достижения, и ему может быть нужен именно культ фанатиков, готовых на всё, а не просто верующие.
Подозреваю, что вербовщики для Войны Крови тоже рассказывают про «повидаешь планы, разбогатеешь» а не про «Bloord War is literally Hell».
P.S. Мне, кстати, ещё нравятся сеттинги, где волшебники от клериков отличаются только школами магии, которые они приоритизируют, как в Древних Свитках (что не мешает волшебникам быть великими целителями, а жрецам — швырять огненные шары и запирать своих врагов в Аду Сдирания Кожи).
Хм. А почему они тебе «нравятся»?
Возможно потому, что твоя компетентность, как мага-лекаря-жреца в вопросах удачи, лечения и защиты от вредных сил зависит не от того, что божество решило дать тебе меньше или больше паверов по каким-то рандомным причинам (мне ясно, почему воин и маг становятся лучше «с уровнем», но священнослужители? Без понятия. Наверное у богов есть какой-то лимит на угодные им поступки и чудеса). Кроме того, мне кажется странным, что волшебники, которые гнут реальность и так и эдак по своей воле не могут диагностировать простейшее заболевание, остановить кровотечение или вырастить новую конечность (но при этом могут клонировать людей полностью, например, в D&D).
Ну вот так уж повелось в ДнД. (В «Странствующих мирах» я, кстати, обозначил, что маги могут исцелять, а жрецы богов огня могут швыряться файрболлами). При желании можно притянуть за уши обоснуй, что исцеление = использование позитивной энергии, а использовать в своей магии позитивную и негативную энергии могут только служители богов, но это будет именно что за уши (плюс непонятно, как тогда объяснять магию некромантов). Это особенность конкретной игровой системы, которую нужно либо принять как есть, либо искать другую систему, либо пытаться хоумрулить, не поломав остатки игрового баланса.
Тот же клон объявим не принудительным воссозданием тела, а очень хитрой и долгой стимуляцией восстановительных процессов. Некроманты и прочие вовсе не заморачиваются ремонтом организма, а делают на его базе что-то новое.
Что до ограничений жрецов — ну, например, у них есть готовность и, что немаловажно, способность проводить божественную волю. Как говорилось в одной книге — «Тут другая проблема. Просто нельзя налить в стакан бочку воды».
Но есть уровень, глубже которого игроки вряд ли будут докапываться, если у них нет каких-то личных тараканов на этот счет.
Ну а с повышением уровня клириков хороший вариант предлагает каббала. Мол, когда ты развиваешься как священнослужитель, ты то ли отращиваешь своё духовное тело в следующий слой божественной реальности, где божественного света побольше и он пожирнее, то ли просто снимаешь у себя психологический фильтр восприятия, который в тебя имплантирован богом, чтобы от его зашкаливающей благодати башню не сносило, пока ты не готов воспринять мир таким, каков он в божьем замысле.
Пояснений дофига — бери наиболее приглянувшееся на выбор для своего сеттинга.
Логически, правила в том же ДнД говорят что магия 100% работает. Или не работает. Но тоже 100%, и главное — сразу.
Не так что человека пичкают таблетками и радиотерапией три месяца, а потом он все равно помрет, а скастовал Хил и все, товарищ идет дальше валить лес.
Если мы считаем что ин-юниверс все точно так работает то подделать это довольно сложно, как минимум без какой-то другой, столь же могучей магии.
Во-вторых проблема есть литературная: игроки должны все же привыкнуть что есть магия (даже если они в ДнД играли уже десять лет, это все равно дополнительная сущность). Вводить же поверх этого дополнительный эпицикл может-быть-а-может-нет ложной магии требует весьма серьезного вложения сил.
Вот начать с другой стороны и сначала установить что магии нет и это все суеверия, а потом ввести настоящую магию — это должно быть проще.
— Ложь касательно источника магии. Арканный маг, выдающий себя за жреца — вполне возможно (с учетом того что домены разные и есть всякие зелья). А с учетом обилия видов магии — явно возникнет ситуация когда один выдают за другой.
— Ложь касательно способа получения магии. Варлок, дерущий деньги за уроки «обычной» магии с целью отбора учеников, готовых на сделку — вполне себе вариант.
— Ложь касательно не наблюдаемых моментально эффектов (длительности/предсказаний/побочек)
— Укоренившиеся суеверия касательно нормальной магии (острый колпак позволяет лучше собирать магическую энергию)
У нас лже-маги так широко распространены из-за практической неверифицируемости эффектов «настоящей магии».
P.S. А еще однажды я работал на лже-магов в реальном мире, но эту длинную историю я вотпрямщас пожалуй не буду рассказывать ;) Только по запросу :)