Маузеры Дзержинского и барабаны Страдивари

Соседние обсуждения немного помогли сконцентрировать и выразить словами уже имеющиеся рассуждения, на этот раз — об артефактах.

А именно, о том, могут ли быть те или иные вещи ценны (и давать «плюсики») приключенцам не только из-за характерного синеватого свечения, магической ауры и запаянного в гарду кусочка святыни, дающего постоянный эффект blessed. И вообще как быть с «плюсовыми» мечами, топорами и кольцами в мирах, где магии либо нет вообще, либо мастеру не сильно-то хочется её выпячивать. Неужто выкидывать из повествования?

Действительно, D&D-подобные игры очень форматируют восприятие на конкретное «варгеймовское» ощущение игр и их атрибутики. Так вот, увы, к оснащению-обвесу D&D-подобное времяпрепровождение в конечном итоге формирует ощущение подобное: или очередной меч даёт реальное преимущество в битве, или отправляется на помойку. Или это, на худой конец, ценный предмет стоимостью сколько-то там монет, или на совсем-совсем крайний случай — это просто квестовый предмет, то есть всё те же 5000 gp, обналичить которые в можете только в паре мест. Тоже, конечно, точка зрения — но как минимум однобокая. Уже хотя бы потому что большая часть реликвий и артефактов, фигурирующая в книгах, фильмах и тем более каких-нибудь исторических хрониках, с этой точки зрения или автоматически превращаются в мусор или представляют собой lesser magic item, не стоящий и выеденного яйца драконида. Вот, например, такая штука как Colada. Ну что это такое? Всего-то masterwork, может быть на 0.25 ТехУровня выше чем «в среднем по сеттингу».

Colada, но не pina. Восьмой по счёту. Эпичность, как видите, просто зашкаливает.

Пункт номер Ноль. А что есть магия с точки зрения ролевых игр?

Когда-то давно, классе в седьмом, я считал любой магический сеттинг априори лучшим чем немагический просто по факту наличия в оном магии. Это было для меня однозначно, где «двух мнений быть не может». Но потом я понял одну простую вещь: магия как сеттинговая константа расширяет возможности для персонажей. Если она просто заявлена — то немного даёт простор для интересных решений и «вот это поворотов!», если она повсеместна — то это существенно расширяет возможности, но вообще в этом плане (интересного геймплея), на одной только магии мир клином не сошёлся. Сделай достаточно интересную механику отыгрыша, например, кузнеца-оружейника или алхимика в абсолютно немагическом мире — и получится ничуть не менее, а то и более интересное приключение. Если, конечно, к этому делу подойти с любовью. И, наоборот, та же магия может стать абсолютно скучной и формальной обыденностью если подать её без искорки. «Магистр Великого Ордена встал рано утром, зажёг щелчком пальцев факел, сходил в garderobe, прочитал утренние Хроники Акаши по хрустальному шару...». Собственно, именно это я и имел в виду под «флинтстоунизацией», когда реалии любого другого мира пытаются представить как нашу надоевшую обыденность, только «теперь банановую!!!».

Исходя из этих позиций (поиска интересного не только в банальных +1 к атаке и не только очередной магии) и писался данный текст.

Proof of concept

Иначе, доказательство возможности существования того или иного явления. Как ни странно, это достаточно широкая категория, куда вписываются и обломоки прототипа какого-то аппарата и дневники очевидца, описывающего что он увидел в местном Зазеркалье. Реликвии — вещи тех или иных знаменитых людей — тоже, в целом, подходят под эту же категорию. Что же они дают своему владельцу?

Память
Категория «ежу понятно», на которой подробно нет смысла останавливаться. Эта штука связана с определенными воспоминаниями — как хорошими, так и не очень, которые данный предмет навевает. В эту категорию попадают как сами вещи героев и злодеев, так и их удачные копии.

Отсюда и бонусы. Подпоясанный поясом самого Дракулы будет выглядеть в целом более зловещим чем без него, если, конечно, его визави этот самый знаменитый пояс для начала распознает. Ну что же, иногда в премногих знаниях и правда премногие печали.

Символ статуса
«Трон, отделанный бюрюзой». Что-то смешное и наводящее на ассоциации с «новыми русскими», цыганскими домами и золотым унитазом. Но это для нас, ибо нет культурного контекста. А вот для образованного индуса и, тем паче, пакистанца, это вполне себе «мемный» предмет, вызывающий определенные ассоциации и являющейся «вещью в себе» — примерно как для нас Янтарная комната или для британца Корона Святого Эдуарда. То есть штука, в летописях засветившаяся, свою роль в истории сыгравшая, ставшая именем нарицательным и фигурой речи вроде тридцати сребренников.

Владеть такой как минимум престижно и статусно. Вот и с владельцами вашего немагического, но «статусного» артефакта вполне могут захотеть связаться люди, которые ранее в их сторону даже не посмотрели бы.

Более того, ценность предмета в золотых монетах может быть вообще в районе нуля. Скажем, аутентичная китайская каллифграфия в сеттинге исторической Венеции воспринималась бы абсолютным большинством персонажей как какая-то мазня, наверное, художник просто кисть «расписывал» как мы заклинившую ручку. Но вот для для вернувшихся домой соратников Марко Поло…

Вдохновение
Логичное продолжение предыдущего пункта.

Интересная мысль — а ведь предмет может «метать понты» можно не перед гостями своего владельца, но и перед самим владельцем, навевая определенное направление «куда думать». Владельца тапочек самого Арабского Вора будет постоянно тянуть на всякое околокриминальное похождение просто чтобы испытать — а вдруг тапки реально волшебные? Владельца Меча-из-камня этот самый меч будет безо всякой магии дисциплинировать и давать ему честно заслуженный бонус (да и перед коллективом неудобно в грязь лицо ударить, предыдущий пункт ведь в обе стороны работает), владельца Порток Казановы будет тянуть ну на сами понимаете что.

Иными словами, «плюсовой» предмет вовсе необязательно жарит вокруг аурой магии как фонящая радиацией капсула и тотчас же теряет свои свойства в антимагическом поле. Плюсики к тому или иному действию тут могут иметь самую обычную психогенную природу и быть чем-то вроде эликсира храбрости для Льва и иголочного остроумия для Страшилы из знаменитой сказки.

Более того, исторически часть магии на этом и «работала» (по поводу «работала» — думаю, какой-то эффект был, как минимум психологический): на отождествлении себя с теми или иными силами и выполнении ритуальных действий. Например, недостаточно храбрый юноша брал типично «женские» атрибуты хозяйства типа пряла, забирался с ними на какую горку, где торжественно швырял их в разведенный жрецом огонь и получал от него аналогичные «мужские» — вроде оружия. После чего жрец объявлял смысл происходящего и призывал богов в свидетели. Сдаётся мне, что боги тут вообще не при чём, и в действие вступает мало того что земное, так ещё и личное — а именно бессознательное. В целом, современная психология не слишком далеко ушла от этого по части практик, но ведь работает же!

Детям это смотреть нельзя!
Не судите строго за под-заголовок, но мне хотелось немного разбавить серьёзность жанра. Собственно, это те самые реликвии или даже их массово-габаритные макеты, которые лучше бы никому не показывать.

Это гигантские сандалии барда Иллура Сладкоголосого, которые доказывают что тот был колоссальным мужиком и поэтому слушали его не только из пиетета и уважения к таланту, но и по ряду других причин. Это, наоборот, достаточно убогие записи Эразма Мудрейшего, которые верные последователи считает черновиками и заметками на полях, а противники — демонстрацией, собственно, интеллектуального уровня.

Это, в конце концов, неуместный своей нелепостью «исторический артефакт». Например, тот самый кол, на который согласно официальным источникам, сел турецкий султан во время осады Стамбула объединенным контингентом войск Ордена Дракона под предводительством генерала Цепеша. Пока такой сюрр написан в учебнике и воспринимается на слух — это терпеть можно. А теперь попробуйте снять сцену исторического фильма, где султан сам прыгает на кол. Уже сложнее? А теперь представьте как хранители истории должны относиться к бережно сохранённому очевидцами для потомов колу, феске, гвоздям и молотку, которыми турецкий султан эту самую феску сам себе же и прибил к черепу, чтобы врагу не доставалась. Из вредности. Да это ж просто цирк какой-то!

Всё для красоты и здоровья

Говоря о психогенных исцелениях, нельзя вспомнить и данный пласт. Знаете, какая часть либо практически игнорируется в D&D-подобном пседосредневековье, либо используется строго игрокам в ущерб? Вопросы здоровья и долголетия. Как-то само собой разумеется что либо у нас есть жреческое лечение на все случаи жизни либо же игроки справедливо наказаны его отсутствием, да так им и надо.

Золотую середину я видел… ну разве что в «Тёмном Оке»?

Между тем в истории это, по понятным причинам, была ТЕМА, обойти которую вниманием просто несправедливо. Сразу же вспоминаются молодильные яблоки, золотые персики из китайской мифологии, живая и мёртвая вода, чудодейственные мощи…
Впрочем, подавать эти вещи как одноразовый контейнер-лечилку, на мой взгляд, невыносимо пошло. Что же это могло бы быть?
* Приглашение к квесту на исцеление. Ваш хворой Конунг Генрихович Немагичный из последних сил дошаркал до святилища, поцеловал мощи Святого Розенбаума, ему стало легче, тот расценил это как знак судьбы и приглашение на рыцарский квест в знак соответственно искупления и исцеления.
* Способ спасти нужного персонажа. Ваш персонаж попивает из легендарной чаши, про которую говорят, что когда-то там хранился сам эликсир бессмертия богов. Глупость, конечно, но чаша сделана из слабо фонящего тета-лучами сплава, который как раз неплохо дезинфицирует содержимое, давая, фактически, определенного рода иммунитет.
* Заветам Кларка верны.. Более общий случай предыдущего. В конце концов, далеко не все законы вселенной в вашем сеттинге открыты, науке есть куда расти, то что сегодня считается магией завтра будет наукой, так что почему бы и не завернуть определенную долю мистики (как её воспринимают сами жители мира), но «культурно» и не ломая баланса? Омолаживающий фонтан действительно омолаживает отпившего из него, но только один раз — так что 72-летний старичок почувствует себя 70-летним бодрячком. Яблоки из волшебного сада просто содержат заряд необходимых витаминов именно в том сочетании и в той пропорции, позволяющих вытянуть-таки в этот раз больному.

Его величество МакГаффин

.
А именно предмет, который по сути, представляет из себя «контейнер» с квестами, событиями, приключениями и так далее. Как правило, это нечто, вокруг чего вертится повествование, и что помещается в название вида «Шерлок Холмс и Тайна ВотЭтоСамого». Иными словами, здесь предмет выступает либо в качестве либо персонажа, либо целого куска повествования.

Нет повести печальнее на свете

* Да мне просто диалог поддержать. Данный предмет — способ как-то начать приключение. Это может быть эпичная книга, прочитав которую, персонажи узнают Страшную Тайну, рунный камень, удачная археологическая находка, улика. На худой конец достаточно убедительно выглядящий муляж главного элемента Машины Судного Дня, который одни будут желать заполучить, а другие — уничтожить.
* Предмет-портал. А именно то, что позволяет «телепортировать» партию из одного куска повествования сразу же в другой. И не только буквально (ключ, пропуск, разгадка-подсказка, карта), а в том числе и метафорически. Как я шутил в чате, книга по демонологии, найденная у вашей нелюбимой неписи, «телепортирует» её в подземелья инквизиции даже в тех случаях если телепортация в вашем сеттинге не предусмотрена.
* Занимательная криптография. Сам по себе предмет представляет ценность околонулевую. Но он содержит характерный шифр, который мог зашифровать только один человек. Скажем, неграмотный слуга предоставил претенденту на трон иероглифическое завещание последнего императора, да и то, не оригинал, а копию, которую худо-бедно срисовал по памяти, пытаясь бережно восстановить все непонятные ему закорючки. Филькина грамота? Судя по использующимся оборотам и метафорам, который никто знать просто не мог, — нет, именно копия и именно оригинала. Точно так же «меч святого Ульбрехта» может содержать в себе данные, которые откроют секретный замок если этот самый меч вставить в специальную выемку — например быть нужной длинны и нужной массы, добиться которой при копировании без специальных техник сложновато.

4 комментария

avatar
Хм, почему-то сразу чёрная расческа из эры вспомнилась, как только с этой неразрушимой штукой не развлекались…
P. S. Ещё не раскрыты артефакты с волей или даже личностью или ставшие домом для кого-то. Например потрепанный плюшевый мишка, с одной стороны бесполезный или даже вредный в радиоактивной пустоши, но с ещё кое-как работающим ии-компаньоном для ребёнка внутри, хоть полезного этот ии и не знает, но поговорить и успокоить персонажа он способен. Или сломаная игрушка с духом-компаньоном, сделанная магом для своего ребёнка с аналогичными функциями. Фляга с живущей колонией насекомых, чей яд не смертелен для человека, но даёт иммунитет к болотным миазмам (в болоте, например, затонул бомбер с VX на борту или туда сливает отходы алхимик Альвгарда)
avatar
Хм, почему-то сразу чёрная расческа из эры вспомнилась, как только с этой неразрушимой штукой не развлекались…
Кстати, было бы очень интересно узнать как именно. И, возможно, не только мне.
avatar
Точно так же «меч святого Ульбрехта» может содержать в себе данные, которые откроют секретный замок если этот самый меч вставить в специальную выемку
«Кто вставит свой меч в этот камень, тот есть законный король Британии».
avatar
«Гусары, молчать!»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.