Мысль о Мэри Сью

Давно я ничего не писал из рубрики «сын ошибок трудных», но вот недавно я решил после долгого перерыва завести себя какую-нибудь форумную игру (а именно, на dungeonmaster.ru — некоторые детали дальнейшей истории оказались возможными именно благодаря тамошнему движку сайта). И мне подала заявку игрок женского пола — я в общем обсуждении написал ей, где заявку нужно отредактировать, но она проигнорировала или не прочитала моё сообщение. Тогда я написал ей личное сообщение — она на него не ответила, но молча отредактировала свою заявку. Я тогда сказал ей, где её заявка не соответствует системе, сеттингу и самой себе, тогда она тоже молча сняла заявку — за всё время она не написала мастеру, кроме заявки, ни единого сообщения. Собственно, ну и хорошо, что она сняла заявку, так как когда игрок ещё до начала игры вызывает сомнения в своей адекватности, то ничего хорошего из игры с ним выйти не может.

Но перед этим я успел мысленно поставить её персонажу диагноз «Мэри Сью», и этот случай вызвал у меня желание высказаться по этому вопросу. Но, поскольку данное слово разные люди понимают по-разному, и в разном контексте оно может означать разное, я приведу то определение, которое буду использовать применительно к этому рассуждению:
Мэри Сью — тип персонажа, целью создания и существования которого является исключительно компенсация недостатков автора в игре. Наиболее частый случай — желание, чтобы персонажа все любили. Описание обычно включает в себя сияющие глаза, очаровательную улыбку и потрясающую фигуру (независимо от пола, но у девочек или мальчиков, играющих красивой девочкой, встречается чаще).
Если игрок создаёт персонажа, ожидая, что все прочие неписи и «писи» будут его любить/им восхищаться/и так далее, то проблемы не возникает, если у мастера и других игроков данный персонаж хотя бы не вызывает раздражения — игрок получает свою долю положительных эмоций от других участников игры, и все довольны. Но проблема начинается тогда, когда другие участники игры встречают Мэри Сью негативно, и тогда у игрока происходит фрустрация: «Как вы смеете не любить Моего Замечательного Персонажа, в Которого Я Вложил Всю Душу и Вымаксовал Ему Харизму???!».

А этот вариант развития событий становится более вероятным, поскольку очень часто игроки Мэри Сью, создавая «персонажа, которого все должны любить», наделяют его свойствами, которые отнюдь не способствуют тому, чтобы этого персонажа любили, — и за это мы должны сказать «спасибо» многочисленным фанфикам и фанфикообразным произведениям массовой культуры, популяризировавшим такой тип персонажей. Например, игрок может сделать своего персонажа предельно замкнутым и асоциальным — и ожидать, что все окружающие будут его за это любить. Или персонаж будет тайно или явно презирать всех окружающих, смотреть на них как на говно и оскорблять других персонажей, но игрок будет уверен, что несмотря на это, его персонажа все будут любить. Или персонаж будет откровенным моральным уродом, а игрок будет ожидать, что за эти-то качества его персонажа непременно должны полюбить. Но если автор фанфика или художественного произведения может прописать второстепенным персонажам ту реакцию на его Мэри Сью, какую он захочет, то персонажи, управляемые живыми игроками, могут реагировать на неё совсем не так, как ожидает её игрок.

(Кстати, интересное наблюдение — по-видимому, что в литературе, что в ролевых играх создатели Мэри Сью считают абсолютно нормальной реакцией на то, что их персонажу нахамили/наступили на ногу/сделали что-то в этом духе, — шарахнуть в ответ боевым заклинанием. Как они смеют относиться с неуважением к Моему Любимому Персонажу?!)

22 комментария

avatar
А этот вариант развития событий становится более вероятным, поскольку очень часто игроки Мэри Сью, создавая «персонажа, которого все должны любить», наделяют его свойствами, которые отнюдь не способствуют тому, чтобы этого персонажа любили, — и за это мы должны сказать «спасибо» многочисленным фанфикам и фанфикообразным произведениям массовой культуры, популяризировавшим такой тип персонажей. Например, игрок может сделать своего персонажа предельно замкнутым и асоциальным — и ожидать, что все окружающие будут его за это любить. Или персонаж будет тайно или явно презирать всех окружающих, смотреть на них как на говно и оскорблять других персонажей, но игрок будет уверен, что несмотря на это, его персонажа все будут любить. Или персонаж будет откровенным моральным уродом, а игрок будет ожидать, что за эти-то качества его персонажа непременно должны полюбить.
Спасибо за двухминутку ненависти :) Я от души поненавидел.
avatar
Поненавидел кого? %)
avatar
Тех создающих мэрисьюх игроков, которые описаны в процитированном мной тексте.
avatar
По-моему более точно образ Сью передает фраза из все той же статьи:
Сам термин происходит из рассказа-пародии Паулы Смит «A Trekkie’s Tale» (по вселенной Звёздного путисм.). Героиня рассказа, Мэри Сью, юная стажёрка космофлота на борту космического корабля «Энтерпрайз», покорила сердца всех членов экипажа одним фактом своего существования.

Основной момент не столько в том, что чара должны все любить, а в том, что любить его должны просто так. Неудивительно, что Сью наделена отталкивающими свойствами, ведь ее должны просто любить, а не любить за что-то :)
avatar
Верное замечание!
avatar
Сыграю адвоката дьявола и замечу, что если игрок действительно вымасковал харизму/реакцию/(параметр, отвечающий за социальные взаимодействия), и мастер это позволил, то игрок имеет право ожидать, что NPC действительно по умолчанию будут относиться к нему с разными степенями восхищения и любви.
Касательно PC — это уже другой вопрос. ИМХО, если харизма/реакция/параметр влияет на NPC, то нет причин, по которым он не должен таким же способом влиять на PC. К тому же, если игроки друг другу не нравятся, то хорошей игры все равно не получится.
avatar
Игромеханическое значение Харизмы тут совершенно ни при чём — оно у персонажей описанного вида совершенно не обязано быть сколько-либо запредельным. Проблема в том, что некоторые люди по какой-то причине убеждены, что можно вести себя как мудак, таким образом, чтобы тебя при этом все любили. Не знаю, откуда берётся это «как мудак», но, вероятно, это от того, что эти люди желают «быть собой», и чтобы их все любили. Корень этой проблемы, вероятно, в том, что немало людей втайне считают себя центром мироздания, вокруг которого должны вертеться звёзды и планеты.
avatar
Игромеханическое значение Харизмы тут совершенно ни при чём — оно у персонажей описанного вида совершенно не обязано быть сколько-либо запредельным.
Не обязано. Но если оно запредельно — у него есть причины хотеть, чтобы его персонажа любили.

Проблема в том, что некоторые люди по какой-то причине убеждены, что можно вести себя как мудак, таким образом, чтобы тебя при этом все любили.
Мы все еще говорим про Мэри Сью? Так как у Мэри Сью в определении как раз не значится, что оная должна вести себя как мудачка. Она может вести себя по-разному, но что бы она не делала — ее все равно будут любить.
avatar
Я думаю что проблема тут в «как мудак». В том смысле, что у каждого, как ни странно, свое понятие о мудаках и том, как они себя ведут. Скорее всего, такому игроку вовсе не кажется что персонаж ведет себя «как мудак» — либо игрок считает поведение приемлемым, либо просто неспособен посмотреть на него со стороны. Ну а дальше уже совершенно логично «че все меня обижают, я же такая няшка!»
avatar
У каждого свое понятие мудака, но в понятие мудачества никогда не входят универсально положительные качества. Многие люди с легкостью прощают определенные недостатки, в то же время чрезмерно остро воспринимая некоторые другие. Положительные качества людей никого не раздражают, кроме близких родственников которым мама ставит их в пример.
avatar
Есть версия, что корень проблемы в самом человеке. Мне такие Сью попадались и в жизни — которые ведут себя… ммм… неприятно для окружающих, и они знают, что это неприятно для окружающих, но наотрез отказываются менять свое поведение. Оправдываются тем, что это типа в их природе, и если люди не хотят пробиваться сквозь мудачество и видеть их «глубокий внутренний мир», то это окружающие мудаки, а не я. Типа я не буду прогибаться под общество, пусть любят меня таким какой я есть.
Не утверждаю, что все аффтары таких чаров болеют этим, но некоторые точно.
avatar
Еще они часто любят фразу «Не мы такие, жизнь такая».
avatar
«Полюбите меня плохим, а уж хорошим точно полюбите!»

… вот только хорошие качества так и не проявляются, а любить такого как-то не получается.
avatar
Обаятельный ублюдок остается обаятельным ровно до того, как проявится его гнилая сущность. После этого все уже будут понимать, что им лучше любоваться дистанционно, как извержением вулкана.
avatar
avatar
В теориии, можно играть «обаятельным ублюдком», но такой персонаж должен четко позиционироваться себя как «свой ублюдок». То есть, в отношении партии (Мамы, друзей, соратников) он верный и преданный товарищ. В отношении всего остального мира, он жестокий и расчетливый мудак, с атрофированными моральными ценностями. Другое дело, что 40% всех «добрых» персонажей его все таки пошлет на хер, за такое обращение с людьми. пусть и с чужими.
avatar
Пока такой персонаж слушается прямых приказов лидера «стаи» — это работает.
avatar
Ждем доклад на тему «Мэрисьюшность через призму Мира Тьмы» ;-)
avatar
На мой взгляд, с Мэри Сью дело обстоит вот как. В литературке (литературой на могу назвать, хоть убейте) все крутится вокруг Мэри Сью волей автора, в т.ч. и другие персонажи. А ИРЛ воли автора не других персонажей не хватает. Такие дела…
avatar
Истинно так. Но тут ещё всплывает вопрос о том, что хотят создатели Мэри Сью делать с людьми, которые будут крутиться вокруг их обожаемых персонажей…
avatar
Ну если мы играем (и вообще многое делаем) ради ощущений и впечатлений, то вероятно, они хотят этих ощущений и впечатлений. В смысле пусть крутятся и восхищаются.
Непонятно только зачем для этого создавать Мэри Сью, есть ведь более жизнеспособные концепты.
avatar
А что плохого-то? Ну, ведет себя как мудак, ну не получает обратки. Это же игра, тут всякое может быть.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.