Непрактичное практично


Или почему волшебники выглядят как волшебники, ну и об одежде средневекового фентези в целом.

В начале мне казалось, что это само собой разумеющиеся очевидные знания, но увы нет. Нередко игроки и комментаторы спешат проявить хитрость и остроумие, замечая, что авантюристам лучше всего одеваться в простую и неприметную дешевую одежду. Особенно волшебникам, ибо магические робы неудобны, да и вообще чтобы по ним не было ясно, что они волшебники.

В данной ситуации можно пренебречь мистической составляющей, но упомянуть её стоит. Магия вошла в наши умы и фантазии через фентези-литературу и игры как оккультная сила. Загадочные фигуры в темных балахонах, стоящие вокруг магического круга, читающие непонятную тарабарщину. А в ритуалах важны детали — правильная ритуальная одежда, правильные ингредиенты, правильные жертвенные ножи. Грубо говоря маг должен носить полагающуюся ему одежду и прочие цацки ибо ему в ней легче колдуется. Возможно создатели РПГ не хотели заморачивать игроков добычей всяких вкусностей вроде мизинца убийцы собственных родителей или вязанки сушеный крыльев нетопыря, а потому выкинули ритуальную часть на помойку, а вместе с ней и значимость соответствующих одежд, что и начало порождать в мысли игроков о бесполезности ритуальных одежд. На мой же взгляд оккультная часть магии должна быть представлено. Без ней волшебство теряет часть своей «волшебности» и маг из загадочного ведуна превращается в ходячий огнемет (ну или на чем он там будет специализироваться).

Но теперь поговорим о том, что уже неизбежно. Очень условно и очень приблизительно, но средневековое фентези перекликается со средневековым обществом. А значит деление на классы, касты, социальные слои очень и очень ощутимо. Каждый со своими правилами моды. Кроме того никаких документов, паспортов, телефонов — максимум всякие доверительные письма и подорожные от властей. А каждое сообщество живет в относительной изоляции ото всех остальных сообществ. Каждый город, село и деревня. В какой-то мере каждый знает каждого или уж знает того, кто знает. А любая приличная одежда просто так не продается и стоит тоже уже каких-то денег.
Что же это значит?
То во что одет персонаж в средневековом обществе это во многом его документы, резюме, пропуск и кредитная история. Если в очередном городке появляется неизвестный одетый в простую и неброскую одежду то отношение к нему будет соответствующее — как к нищему чужаку, который возможно приперся чтобы поворовать и свалить куда подальше, ведь все равно стража слишком далеко от города за ним гоняться не будет и разыскать его будет проблематично. Собственно недоверие к чужакам так и зародилось — ведь руки у закона тогда были очень коротки и залетный мошенник-гастролер даже если попался должен был всего лишь сбежать и больше не появляться в этих местах. Т.е. если одежда неприметна, то на самом деле она очень приметна — ибо явно идентифицирует в тебе чуждый элемент.
Даже вполне состоятельным купцам приходилось сначала завязывать отношения с местными торговцами и только после того, как он примелькается он получал какой-то кредит доверия в этом сообществе.
Если ты одет не как рыцарь, то тебе не поверят, что ты рыцарь и каждый раз задолбаешься доказывать и проще одеваться как воин. Если ты не одет как школяр — то на тебя будет пялиться каждый школяр в семинарии, а те, что посмелее будут подходить и интересоваться — фигли ты тут делаешь?
Чем богаче же ты одет — тем меньше претензий будет у окружающих, если ты не слишком уместен в текущем обществе. Благородные лорды пятаки по карманам не тырят, чужие торговые связи не уводят и научные труды не плагиатят.
Одежда определяет место в средневековом социуме. Встречают по одежке и если одежка никудышна, то ум проявить не дадут.
Кроме того на самом деле робы волшебников очень даже комфортны. Если отринуть яркое шитье и цацки, то это по сути монашеская ряса. Одна из самых комфортных одежд средневековья. Как домашний халат в котором можно гулять по улице. В холод удерживает тепло, в жару защищает от перегрева, удобно, комфортно, нигде не давит, ничто не натирает. Да и одеть под неё можно все что угодно.

PS Пардон за ошибки и опечатки. Как всегда вдохновение посещает не в самый удобным момент. В данном случае — в момент испытания пожарной сигнализации в помещениях.
  • нет

35 комментариев

avatar
Нередко игроки и комментаторы спешат проявить хитрость и остроумие, замечая, что авантюристам лучше всего одеваться в простую и неприметную дешевую одежду.
Скрафтить Hat of Disguise и всего делов. Хоть тулуп одевай, хоть концертное бикини. Ну, и Disguise Self держать под рукой, пока деньги собираешь… Иногда бывает архиполезно выглядеть как угодно, но не как волшебник.
avatar
Еще до того, как мне об этой штуке рассказали, я обычно при создании персонажа два или три комплекта одежды покупал, чтобы по возвращению из канализаций и прочих экспедиций на жопу мира у персонажа было хоть что-то чистое. Нелегко уповать на много рангов в Дипломатии, если от тебя воняет, как от дохлого тролля и одет ты, как зомби.
А аристократские тряпки иногда вообще чудеса творят, это я не не спорю.
avatar
Ну опять же общество в котором любому волшебнику изменить облик просто, как два слова скастовать, должно сильно измениться.
Хотя мы уже знаем, что в ДнДе магия особо никакого влияния на социально-экономическую динамику не оказывает даже в магократиях.
avatar
В той же Fading suns, теурги получают штрафы на сотворение ритуалов если у них нет какого-то элемента культа (символа веры, чаши для причастия, ризы, четок итд), а некоторые вроде и вовсе не могут творить.
Проблема только в том, что плут в таком фентези, не должен одеваться как плут, да и барду стоит быть поаккуратнее.
avatar
Ну, если «плут» — это именно профессия, и он — член какой-нибудь Официальной Гильдии Плутов (ОГП), то ему может иметь смысл демонстрировать свою принадлежность к ней…
avatar
Веселее всего в этом смысле ниндзя с Официальной Униформой Гильдии Незаметных Убийц!
avatar
Кстати, ниндзя таки любили одеваться странствующими монахами, поскольку это было единственное амплуа которое вызывало мало вопросов на тему «кто этот чувак и что он тут делает». В итоге эта мода стала так популярна, что странствующими монахами одевались почти все, кто пытались путешествовать скрытно. Что доставляло самим странствующим монахам массу неудобств.
avatar
Ты про assassin's creed что ли?)
avatar
С бардом опять же неуверен. Недаром всякие странствующие менестрели и прочие гусляры имели место быть и не бедствовали. В обществе, где даже у дворян и богачей из развлечений только выпить, поглядеть на пьяную драку или следить за тем, как пасутся овцы любой гость который умеет петь, играть на инструментах и рассказывать истории может быть приравнен к визиту суперзвезды. Стоит постучать в ворота крепости и сказать слуге, что ты странствующий музыкант способный сыграть какие-то приличествующие высшему обществу песни, как приглашение на ужин и ночлег от местного барона тебе гарантировано. Развитый скилл perform — вполне универсальный пропуск в любое место, где не ждут нападения ( кроме совсем уж крупных городов). Ибо даже если у них есть свои «развлекатели», то их репертуар успел поднадоесть. Разумеется с делением, что похабные песни надо петь в таверне, а дворянам сыграть рыцарскую балладу. Если перепутать — то можно получить по морде.
avatar
Вспомнил:
«Никогда не доверяй бардам. Если он и вправду бард, то им доверять нельзя, а если нет — то он уже тебя обманул».
avatar
Что касается поста, то с одной стороны Злодей прав, с другой — фентези-фентези рознь, в некоторых сеттингах есть смысл быть практичным, в некоторых нет.

К слову, на низких уровнях в моих играх игроки постоянно покупали себе новый шмот, взамен истерзанного в бою.
avatar
В Ars Magica, если я правильно помню, существует группировка магов, которые усиленно насаждают среди простого люда стереотипы о той самой внешней атрибутике. Потому что это двойная польза: во-первых, нужного человека не придётся полтора часа убеждать, что ты и вправду маг, с наглядной демонстрацией молний из пальцев, а во-вторых, скинул балахон — и вот он ты уже не маг, да как вы могли подумать, Ваше Святейшество, вы на мне шляпу с мантией разве видите?
avatar
Ну, это сильно зависит от сеттинга и стиля игры. Ритуальные заморочки с одеждой вообще сеттингоспецифичны. А если немного подумать о «реалистичности», проще говоря в деталях представить себе что именно и как делают герои… Вот у тебя явно нет опыта продирания через кусты в одежде с подолом до пола. У меня есть, и поверь на слово — это чудовищно неудобно. И быстро бегать (если это не совсем легкая шелковая тряпочка) такая одежда тоже мешает. Реальные монахи в таких случаях просто подбирали полы рясы и подтыкали их под пояс. Но маг в роскошной шитой золотом мантии, подоткнутой под пояс, выглядит, мягко говоря, комично.
В моих играх герои обычно имеют по нескольку комплектов одежды для разных случаев жизни. И придя в город из лесу первым делом идут в таверну, моются и переодеваются.
avatar
У меня есть очень обширный и разнообразный опыт во многих областях. Кроме того я в данном топике представит уже не мейнстримную, а таки даже наоборот, альтернативную точку зрения на фентези.
avatar
Ну ладно, альтернативную так альтернативную :)

Вообще во всяких эпических сюжетах, где великий архимаг передвигается в основном флаем и телепортом, а разорванную/испачканную одежду может привести в порядок одним щелчком пальцев, необходимости менять свою роскошную мантию на что-то более практичное у него действительно нет.
avatar
То есть, ты считаешь, что волшебники должны носить робы в средневековом фентези потому, что тебе так кажется?

С моей точки зрения, волшебник, который шляется в компании бомжей-убийц — это одно. Волшебник, который сидит в академиях и переписывает свитки для продажи — другое. Волшебник, который сидит в огромной башне и ставящий опыты на тех, кто под руку подвернётся — третье. Деревенская старуха, ведьма — четвертое и наконец духовная сущность, завернутая в мешок костей принадлежат (и я уже даже не говорю о чародейках из Ведьмака или ведьмах Тар Валона) к совершенно разным классам, кастам и сословиям. Иногда даже в рамках одного сеттинга не встречаются.

Гендальф может носить робу потому, что практически мифический/сказочный персонаж.
Странствующий иллюзионист-актер не станет странствовать в том же, в чем выступает.

Придворный волшебник всегда будет ставить имидж превыше удобства, а в дикую местность он найдёт, кого послать.

Академические и гильдейские маги вообще могут смотреть на боевого мага-практика, как на выскочку, как бы тот не был одет.

Или нет, вариантов уйма. В каких-то случаях жанровые тропы доминируют над историческими реалиями, в каких-то случаях — наоборот. Если посмотреть на обилие маго-арта ты заметишь, что мейнстримная — как раз твоя точка зрения.

Кроме того, сколь бы не был богат твой я не думаю, что тебе доводилось собственными глазами видеть средневековое общество с гильдиями магов и странствующими охотниками на чудовищ.
avatar
Мне кажется, что я довольно подробно расписал что мне кажется и почему.
avatar
Обычная вкусовщина, ага. Не стоит скрывать этого.
avatar
Я думаю, что оригинальный пост следует воспринимать как обоснование, почему фэнтезийные волшебники могут носить яркие долгополые мантии, а не почему они должны это делать.
avatar
А. Странная постановка вопроса — я не замечал необходимости пободного обоснования в ролевом сообществе, но в таком случае — претензия снята.
avatar
В одном из сеттингов объяснял частое ношение магами мантий и плащей тем, что для зачарования одежды в неё в прямом смысле вшиваются заклинания — кожаные или тканые полосы с оными. В случае с обычным прикидом магошмотка в лучшем случае получала один короткий и слабый спелл на рукавах через спину, да для особо длинноногих был шанс хоть что-то на штаны зачаровать. Рыцарский доспех закастовать уже возможности не было вообще, поэтому опять же — либо минимум магии в поддоспешнике, либо одевай поверх доспеха гербовую накидку да плащ. А маги — таки да, щеголяли в многослойных мантиях. Остроконечные шляпы, кстати, могли вмещать спелл, вписанный по спирали.
avatar
Кхм… Есть определённая порода игроков, которые это обоснование попытались бы вывернуть так, чтобы вшить в свою одежду побольше заклинаний. Не то чтобы я любил игроков такого типа, но они, увы, существуют…
avatar
Нет никаких проблем с такими игроками — им либо приходилось идти магами-артефисерами и самим себе это делать (то есть в ущерб всем остальным возможностям перса), либо персам работать на магов, либо иметь много денег. Ценность самого заклинания никак не зависит от того, во что оно вшито.
Весёлая особенность получалась другая — все стремились убивать врагов, не повреждая одежду)
avatar
обоснование попытались бы вывернуть так, чтобы вшить в свою одежду побольше заклинаний.
А я бы после этого ввел в игру интерференцию заклинаний энчантов и спрашивал: «А не закоротит?».
avatar
Состязание с игроками в хитрожопости никогда не идёт на пользу игре.
avatar
Ты конечно прав, но как быть с манчкинами?

К слову, для некоторых игроков вся игра заключается в соревновании, кто кого перехитрожопит.

P.S. Так что я бы не был столь категоричен в формулировке «никогда» ;-)
avatar
Ты конечно прав, но как быть с манчкинами?
а) Дать им то, чего они хотят от игры.
б) Дать понять, что это — не та игра, которая им понравится…
в) Найти один из многих возможных, удовлетворяющих обе стороны компромиссов, если ты и игрок хотите таковой найти.
avatar
Спасибо, кэп.
avatar
Если не хочешь получать простые ответы — не задавай простые вопросы. ^_^
avatar
Один из правителей магократии Thay из Фаэруна врывается в этот тред
avatar
Красные маги Тэя всегда знали толк в извращениях.
avatar
Сами-знаете-какая тема не раскрыта!
avatar
не раскрыта!
На тему одежды фуллкастеров.
NSFW
avatar
Вспоминая Век Дракона…
Мантии и посохи там были фирменными знаками магов, причём магов круга. По мантии и посоху частенько можно определить, из какого круга маг. Чувак в робе и с посохом сразу вызывал подозрения-- это подчёркивается в книжке «Раскол» (и на этом фоне офигенно смешно выглядит вторая игра, где в Хоуке никто не распознаёт мага, даже когда он применяет магию на глазах храмовников). Насчёт не функциональности мантий, помнится, прошёлся Огрен в ДАА. На что Андерс ему ответил: мол, в мантии удобнее любовью заниматься: когда храмовники тебя засекли, не надо тратить время на надевание штанов, просто опустил юбку и сделал невинный вид.
В Тевинтере быть магом-- это круто, и мантия-- знак статуса. Тевинтерский маг скорее зачарует мантию, чтобы за кусты не цеплялась, нежели наденет что-то практичное. (Дориан из ДАИ подтверждает… Да и Вивьен, хоть и орлесианка, вечно ходит на каблуках и в мантии)
Ну а отступники рядятся кто во что горазд. Наряды Морриган, Мерриль, Соласа да и комплект чемпиона Хоука не назвать мантиями в полном смысле этого слова. Но они и не хотят, чтобы в них узнали мага. Правда, посохи с собой таскают.
avatar
Проблемы с позвоночником, не иначе.

Кстати, лучше всего с посохом обошелся Гендальф во втором фильме Питера Джексона по мотивам ВК.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.