Непрактичное практично
Или почему волшебники выглядят как волшебники, ну и об одежде средневекового фентези в целом.
В начале мне казалось, что это само собой разумеющиеся очевидные знания, но увы нет. Нередко игроки и комментаторы спешат проявить хитрость и остроумие, замечая, что авантюристам лучше всего одеваться в простую и неприметную дешевую одежду. Особенно волшебникам, ибо магические робы неудобны, да и вообще чтобы по ним не было ясно, что они волшебники.
В данной ситуации можно пренебречь мистической составляющей, но упомянуть её стоит. Магия вошла в наши умы и фантазии через фентези-литературу и игры как оккультная сила. Загадочные фигуры в темных балахонах, стоящие вокруг магического круга, читающие непонятную тарабарщину. А в ритуалах важны детали — правильная ритуальная одежда, правильные ингредиенты, правильные жертвенные ножи. Грубо говоря маг должен носить полагающуюся ему одежду и прочие цацки ибо ему в ней легче колдуется. Возможно создатели РПГ не хотели заморачивать игроков добычей всяких вкусностей вроде мизинца убийцы собственных родителей или вязанки сушеный крыльев нетопыря, а потому выкинули ритуальную часть на помойку, а вместе с ней и значимость соответствующих одежд, что и начало порождать в мысли игроков о бесполезности ритуальных одежд. На мой же взгляд оккультная часть магии должна быть представлено. Без ней волшебство теряет часть своей «волшебности» и маг из загадочного ведуна превращается в ходячий огнемет (ну или на чем он там будет специализироваться).
Но теперь поговорим о том, что уже неизбежно. Очень условно и очень приблизительно, но средневековое фентези перекликается со средневековым обществом. А значит деление на классы, касты, социальные слои очень и очень ощутимо. Каждый со своими правилами моды. Кроме того никаких документов, паспортов, телефонов — максимум всякие доверительные письма и подорожные от властей. А каждое сообщество живет в относительной изоляции ото всех остальных сообществ. Каждый город, село и деревня. В какой-то мере каждый знает каждого или уж знает того, кто знает. А любая приличная одежда просто так не продается и стоит тоже уже каких-то денег.
Что же это значит?
То во что одет персонаж в средневековом обществе это во многом его документы, резюме, пропуск и кредитная история. Если в очередном городке появляется неизвестный одетый в простую и неброскую одежду то отношение к нему будет соответствующее — как к нищему чужаку, который возможно приперся чтобы поворовать и свалить куда подальше, ведь все равно стража слишком далеко от города за ним гоняться не будет и разыскать его будет проблематично. Собственно недоверие к чужакам так и зародилось — ведь руки у закона тогда были очень коротки и залетный мошенник-гастролер даже если попался должен был всего лишь сбежать и больше не появляться в этих местах. Т.е. если одежда неприметна, то на самом деле она очень приметна — ибо явно идентифицирует в тебе чуждый элемент.
Даже вполне состоятельным купцам приходилось сначала завязывать отношения с местными торговцами и только после того, как он примелькается он получал какой-то кредит доверия в этом сообществе.
Если ты одет не как рыцарь, то тебе не поверят, что ты рыцарь и каждый раз задолбаешься доказывать и проще одеваться как воин. Если ты не одет как школяр — то на тебя будет пялиться каждый школяр в семинарии, а те, что посмелее будут подходить и интересоваться — фигли ты тут делаешь?
Чем богаче же ты одет — тем меньше претензий будет у окружающих, если ты не слишком уместен в текущем обществе. Благородные лорды пятаки по карманам не тырят, чужие торговые связи не уводят и научные труды не плагиатят.
Одежда определяет место в средневековом социуме. Встречают по одежке и если одежка никудышна, то ум проявить не дадут.
Кроме того на самом деле робы волшебников очень даже комфортны. Если отринуть яркое шитье и цацки, то это по сути монашеская ряса. Одна из самых комфортных одежд средневековья. Как домашний халат в котором можно гулять по улице. В холод удерживает тепло, в жару защищает от перегрева, удобно, комфортно, нигде не давит, ничто не натирает. Да и одеть под неё можно все что угодно.
PS Пардон за ошибки и опечатки. Как всегда вдохновение посещает не в самый удобным момент. В данном случае — в момент испытания пожарной сигнализации в помещениях.
35 комментариев
А аристократские тряпки иногда вообще чудеса творят, это я не не спорю.
Хотя мы уже знаем, что в ДнДе магия особо никакого влияния на социально-экономическую динамику не оказывает даже в магократиях.
Проблема только в том, что плут в таком фентези, не должен одеваться как плут, да и барду стоит быть поаккуратнее.
«Никогда не доверяй бардам. Если он и вправду бард, то им доверять нельзя, а если нет — то он уже тебя обманул».
К слову, на низких уровнях в моих играх игроки постоянно покупали себе новый шмот, взамен истерзанного в бою.
В моих играх герои обычно имеют по нескольку комплектов одежды для разных случаев жизни. И придя в город из лесу первым делом идут в таверну, моются и переодеваются.
Вообще во всяких эпических сюжетах, где великий архимаг передвигается в основном флаем и телепортом, а разорванную/испачканную одежду может привести в порядок одним щелчком пальцев, необходимости менять свою роскошную мантию на что-то более практичное у него действительно нет.
С моей точки зрения, волшебник, который шляется в компании бомжей-убийц — это одно. Волшебник, который сидит в академиях и переписывает свитки для продажи — другое. Волшебник, который сидит в огромной башне и ставящий опыты на тех, кто под руку подвернётся — третье. Деревенская старуха, ведьма — четвертое и наконец духовная сущность, завернутая в мешок костей принадлежат (и я уже даже не говорю о чародейках из Ведьмака или ведьмах Тар Валона) к совершенно разным классам, кастам и сословиям. Иногда даже в рамках одного сеттинга не встречаются.
Гендальф может носить робу потому, что практически мифический/сказочный персонаж.
Странствующий иллюзионист-актер не станет странствовать в том же, в чем выступает.
Придворный волшебник всегда будет ставить имидж превыше удобства, а в дикую местность он найдёт, кого послать.
Академические и гильдейские маги вообще могут смотреть на боевого мага-практика, как на выскочку, как бы тот не был одет.
Или нет, вариантов уйма. В каких-то случаях жанровые тропы доминируют над историческими реалиями, в каких-то случаях — наоборот. Если посмотреть на обилие маго-арта ты заметишь, что мейнстримная — как раз твоя точка зрения.
Кроме того, сколь бы не был богат твой я не думаю, что тебе доводилось собственными глазами видеть средневековое общество с гильдиями магов и странствующими охотниками на чудовищ.
Весёлая особенность получалась другая — все стремились убивать врагов, не повреждая одежду)
заклинанийэнчантов и спрашивал: «А не закоротит?».К слову, для некоторых игроков вся игра заключается в соревновании, кто кого перехитрожопит.
P.S. Так что я бы не был столь категоричен в формулировке «никогда» ;-)
б) Дать понять, что это — не та игра, которая им понравится…
в) Найти один из многих возможных, удовлетворяющих обе стороны компромиссов, если ты и игрок хотите таковой найти.
NSFW
Мантии и посохи там были фирменными знаками магов, причём магов круга. По мантии и посоху частенько можно определить, из какого круга маг. Чувак в робе и с посохом сразу вызывал подозрения-- это подчёркивается в книжке «Раскол» (и на этом фоне офигенно смешно выглядит вторая игра, где в Хоуке никто не распознаёт мага, даже когда он применяет магию на глазах храмовников). Насчёт не функциональности мантий, помнится, прошёлся Огрен в ДАА. На что Андерс ему ответил: мол, в мантии удобнее любовью заниматься: когда храмовники тебя засекли, не надо тратить время на надевание штанов, просто опустил юбку и сделал невинный вид.
В Тевинтере быть магом-- это круто, и мантия-- знак статуса. Тевинтерский маг скорее зачарует мантию, чтобы за кусты не цеплялась, нежели наденет что-то практичное. (Дориан из ДАИ подтверждает… Да и Вивьен, хоть и орлесианка, вечно ходит на каблуках и в мантии)
Ну а отступники рядятся кто во что горазд. Наряды Морриган, Мерриль, Соласа да и комплект чемпиона Хоука не назвать мантиями в полном смысле этого слова. Но они и не хотят, чтобы в них узнали мага. Правда, посохи с собой таскают.
Кстати, лучше всего с посохом обошелся Гендальф во втором фильме Питера Джексона по мотивам ВК.