О том, как найти силы для ролевых

Тема лично для меня актуальная. Чего я, собственно, ушёл с имки в 2016 году? Просто как-то резко кончились силы. Ну то есть прямо вообще — в силу жизненных обстоятельств. Чего пришёл? Силы появились. Не сами по себе, а потому что я эти самые обстоятельства скорректировал.

Опытом чего и хочу поделиться здесь — думаю, кому-нибудь да и будет полезно.

Если тезисно, то современный человек худо-бедно умеет работать. А вот отдыхать — нет. На работе он пусть плохонько, но работает. После работы он… либо всё так же работает, но уже вхолостую, либо прокрастинирует, либо переживает, либо решает вселенские вопросы (меняющиеся со скоростью калейдоскопа), либо на худой конец лежит без сил. Так толком не отдохнув. И, судя по наличию в нашем мире таких слов как «хюгге» и зацикленности японцев на всяком странном (вроде откровенно упоротой рекламы), проблема не чисто отечественная.

Пункт НОЛЬ. Здоровье.
Хотелось бы избежать банальностей вроде «больше отдыхайте» и прочего, но не упомянуть это просто нельзя. С сахаром под 15 ммоль много не напишешь, с мигренью — тоже, на высоком давлении «далеко не уедешь». Точнее, уедешь — и далеко. На скорой.

Как-то так вышло, что наиболее «пишучие» из моих знакомых постоянно уделяют время спорту/фитнессу/прогулкам и прочему ЗОЖ, при том корелляция между объёмом накреативенного и физическим состоянием тут самая прямая. Да и сам по себе я буквально фонтанировал идеями как раз в тот период, когда посещал тренажерный зал или хотя бы бегал по утрам.

Это главное. Всё остальное лишь увеличивает вашу эффективность в процентах. А прирост в +1000% от нуля будет всё тем же нулём. Но верно и обратное: если ваше здоровье улучшается хоть на одну условную единичку, прирост «креатива» будет непропорционально больше.

1. Информационный детокс.
У людей плюс минус моего поколения есть преимущество перед молодёжью: мы застали сразу две эпохи — и доинтернетную, и «интернеты». Каждый из нас успел побывать тем самым йогом, который на информационном безрыбье девяностых получает от краюшки черствого хлеба (просмотренного по диагонали фильма или интересной статьи) гораздо больше удовольствия, чем британский джентльмен после комплексного обеда.

Стремление наполнить себя информацией понятно: из ничего только ничего и вырастет. В пустыне с растительностью так себе; Пушкин стал Пушкиным не с места в карьер, а в Лицее, где получал первоклассное по тем временам образование и «подключение» к наиболее актуальным базам данных. Пища для размышлений нужна, с этим никто не спорит.

Однако в этом плане современный человек напоминает страдающего булимией, который упорно заталкивает в себя еду даже когда его уже от неё тошнит. Пришли усталые после работы? Правильно, планшет, почта, форумы… то есть та же работа, то же самое заталкивание в себя вышеуказанной пищи через нехочу.

Однако столь запущенная ситуация позволяет и не менее радикальное решение. Всего часик-другой «информационного вакуума» (без планшетов, телефонов, компьютеров и радио) значительно проясняет мозги. А если день? А если два?

2. Качество вместо количества
Проводя аналогию с едой: «писчу для ума» современный человек потребляет достаточно бестолково — помногу, но толком не разжёвывая. А что если именно что начать разжёвывать по крошке?

Вот вы посмотрели фильм. А посмаковать-рассмотреть отдельные моменты — как обставленна комната, во что одеты персонажи? А прочитать про отсылки? Про эпоху, во время которой происходит действие.

Расшифруем аббревиатуры?

От подобного потребления банально будет больше толку по соотношению пользы к затраченному времени.

3. По ленинским местам.
Кто когда-то пробовал чему-то обучиться, знают — учиться в целом, гм, Просто («Как стать профессиональным спортсменом? Нужно ПРОСТО тренироваться»). ПРОСТО нужна «всего лишь» эмоциональная вовлеченность, та самая страсть, на которую нанизываются бусинки знаний.

Страсть есть — дорогу осилит идущий, проявив при этом чудеса обучаемости вроде гика-анимешника, «по книгам» освоившего японский на уровне приличного аудирования и распознаваемого письма. Нету страсти — всё обучение будет «как об стену горох» даже с самыми идеальными учителями.

Так вот эту самую эмоциональную вовлеченность можно элементарно «прокачать» или, говоря языком ММОшек, хотя бы на время «баффнуть». Как? Да очень просто — поместив себя в пространство, наиболее близкое к желаемому.

Выделение жирным не случайно. Если вы живёте в провинции (как я), если выбраться за её пределы у вас особо не было возможностей (как у меня), ВСЁ РАВНО есть пространства, которые БОЛЕЕ созвучны ролевой тематике, чем ваша квартира. В которых мысли «по теме» думаются лучше. И не только музеи. В примерах (мой город):

Вот у нас кусочек Вархаммера.
Имперцы улетели, корабль остался.

А вот, натурально, шота-из-восьмидесятых:


А вот, например, Междуреченск:


Чуете, как аниме-то повеяло сразу? При том стойкие анимешные ассоциации данное здание вызывало у меня задолго до облицовки, ещё в докомпьютерном детстве (благо аниме в девяностых крутили по телевизору).

Хорошо. Допустим, мы можем поехать в деревню или пройтись по старому городу и словить эстетику «красной земли». Допустим. Но как быть с совсем выдуманными фантастическими вселенными?

Учитесь замечать их кусочки в нашей с вами реальности. Смотреть на мир «другими глазами». Шедоурана вам в лентыч:
Бар "Эльф"! Допейся до Тир на нОга!

Впрочем, это уже…

4. Снятие психологических блоков.
В мире полно интересных вещей, которые мы просто не замечаем. Они фильтруются восприятием ещё дорассудочно потому как помечены чем-то вроде «вызывает негативный опыт».

Здесь можно приводить уйму примеров, но я опишу саму тенденцию.

Представьте себе, что вам положен миллион. Просто так. Положен и всё тут. В принципе дело хорошее. В теории. На практике же процесс получения миллиона выглядит сущим издевательством. С вас потребовали уйму справок, в том числе от психиатра. Затем нужно было оплатить гос.пошлину в 41 копейку, при том непременно копеечными монетами. Копейки нашлись, но ржавые и потёртые вам кинули в лицо и устроили немыслимый скандал. Затем сто рублей кассирша где-то потеряла, тут же бездоказательно обвинила вас в их краже, вызвали милицию, в милиции составили протокол, пропесочили, вызвали родителей, пригрозили детской комнатой. Потом, конечно, несчастную сторублёвку нашли, но в результате при слове «а давай я тебе денег дам?» рука сама в кулак складывается.

Ничего не напоминает? Да школа, как она есть. С одной стороны, плохому в школе не учат. За знания, которые там дают, величайшие умы древности отдали бы немыслимые сокровища. Вот только дают там эти знания в достаточно травматичной форме. Так, что спустя много лет люди открывают для себя то, что литература может быть интересной, а история — безумно интересной; по крайней мере когда ты понимаешь что за некоторые неточности и забытую дату тебе не влепят трояк. Если открывают вообще.

А вообще — это вся наша жизнь. Изговнить (пардон муа) можно что угодно. Например, вашу любимую профессию. Я с детства мечтал быть «компьютерщиком». Настолько, что на этой страсти поступил на бюджет и выучился, так как родители просто не потянули бы моё платное обучение. И даже работа поначалу приносила радость. Первые два года. А потом что? А потом таковые «запомоились» об соответственный ассоциативный ряд: 1Ска, неадекваты, скандалы, работа за копейки, авралы, манипуляции… слово «компьютер» стало чем-то мерзким. При слове «компьютер» хотелось вымыться под душем, при предложении подработать компьютерщиком — сказать много непечатных слов.

Однако ваши травмы — это НЕ есть ваша личность. Точно так же как плавающие в крови возбудители болезней не есть ваша «биология» — это так, случайные пассажиры. Так что с вышупомянутой проблемой я разобрался, но…

… а теперь «переложим» этот опыт на ролевые. Сколько там таких вот порченых, на первый взгляд, тем?
* Киберпанк правильный и неправильный (Гибсон vs. Шедоуран).
* Серая мораль (как аналог унылой серости)
* Икс-Карта ("… здесь на неизведанном пути ждут нас пресноватые сюже-е-ты!")
* Катарсис ("… и в общем беру я двухлопастной топор и насилую им тваю мамку xDDD")
*… и его брат-близнец: бомжи-убийцы с мотивацией фукусюси («Да я сам твою любимую непись сейчас изнасилую!!!»)
* Славянское фентези (из того что недавно обсуждали)
* Игры по России (Ад Скотских Фантазий Балабанова унд ко)
* унд зо вайтер — это из того что на имке и в тематических группах мелькало.

И вообще при желании можно психологически «заблокировать» что угодно в духе «был бы человек, а статья найдётся». Купил как-то ролевик корник, а он ему как раз играть-то особо и не во что. Да и не с кем.

Конечно, обвинять в этом самого «счастливого» обладателя данных блокировок (в отличие от их автора) как-то цинично. Но жить со всем этим (или без этого) — именно ему.

12 комментариев

avatar
Уважаемый, вы на каких-то полдня опередили меня в написании поста в полностью зеркальном тоне.
Я уже вот-вот хотел возопить с вопросом к Пустоши:
КАК ПЕРЕСТАТЬ ХОТЕТЬ ИГРАТЬ?
Уже где-то больше полугода, с момента когда лопнул, не дойдя до логической точки, очередной кампейн, я шныряю по пабликам и дискордам словно ходячая крипота в шляпе, очках и плаще. Стучусь там и сям, ищу – ну где же тот ГМ, у которого можно найти приют и выполнить хотя бы одно из двух желаний:

1) сыграть в путешествие непохожих между собой, но дополняющих друг друга героев, учащихся работать как одна команда. Постепенно раскрывающих свои личности друг другу. Претерпевающих трансформации в своем характере. Становящихся более могущественными и профессиональными. И все это в атмосфере исследования мира, превозмогания опасностей, и, чем черт не шутит, возможно, с долей романтики. Спасение мира / города / фракции может быть приятным бонусом, но вовсе не обязательно.

2) отыграть отряд спецов своего дела, которые живут на «базе» и выбегают за ее пределы на поиски добычи и прочих приключений. Всё чтобы потом с триумфом вернуться на «базу», апнуть ее и возвысить собственный авторитет. И так до тех пор, пока вызовы и связанные с ними моральные выборы, не выбьют драматическим образом почву из-под ног большинства наших героев. И речь может зайти об отходе от дел, о предательстве и даже межусобице.

Причем ГМ нужен такой, который не против пунктуальных игроков, старающихся развивать любой адекватный движ в партии, вживающихся в персонажа и мир настолько, что предлагают свои элементы сеттинга как часть отыгрыша, пишут для внтутриигрового пользования стихи и декламации, рисуют фанарты и мем-комиксы по игре.

И вот, с такими запросами я все время попадаю не в ту дверь. Где-то откажут по причине возраста, где-то мастер запросит конский ценник за сессию, где-то большинство собравшихся хочет устроить скирмиш билдов с максимальным уроном в секунду. Из некоторых игр приходилось отступать по причине откровенно пофигистичного отношения сопартийцев или мастера, либо игра дропалась ГМом без конкретной причины уже спустя 3-5 сессий.

В общем, в такой ситуации я понимаю, что мне гораздо легче было бы жить, если бы я НЕ ХОТЕЛ ИГРАТЬ в принципе. Но как избавиться от такой напасти как интерес к ролевкам, не прибегая к тяжелой психиатрии, я не знаю. А поиграть в то, что интересно, скорее всего уже не получится.
avatar
«Господин учитель, мне бы ваши проблемы!» © Вовочка из анекдота.
avatar
Был у меня такой игрок, чудо просто, а не игрок (только старше на пару лет). В итоге отвалился, сам стал ведущим и водит своего сына с его дружбанами. Чересчур хорош оказался! Может и тебе поводить попробовать.
> Причем ГМ нужен такой, который не против пунктуальных игроков
Хаха, «Какого чёрта ты опять пришёл вовремя?» :D
avatar
Я бы с радостью указал свои реальные недостатки, но почему-то почти ни от кого из бывших партнеров по игре я так их в сформулированном виде и не услышал. Единственные два исключения — замечания, сделанные в разное время: «Ты слишком серьезно играешь» и «Ты слишком долго помнишь негативные происшествия».
Кстати, я наоборот от вождения (2016-17 гг) пришел на стезю игрока. Ибо раз я смог водить новичков целый год, то наверно и сам могу найти мастера себе да? да? да?
Последний раз редактировалось
avatar
Может, это, конечно, рационализация, но у меня часто бывало что когда я долблюсь в закрытую дверь, меня туда упорно не пускают (при том до стадии комедии — вроде опоздания на самолёт, поломки оного в другой раз и отмены рейса по независящим от меня причинам в третий), а потом в итоге оказывается что мне туда и не нужно — на самом-то деле, а всё вышеуказанное было тонким намёком.

И в целом вся жизнь как-то в это и укладывается. Начиная с детства. Да, не было интернета (а вот у «крутых» знакомых был!), да, приходилось таскаться по библиотекам — но так я искать информацию, читать-реферировать и полюбил.

Возможно, у вас что-то из этой серии и идеи жгут не чтобы их отыграть, а чтобы их записать в отдельный модуль с яркими персонажами.
avatar
2-ю идею я в модуль оформить могу, уже даже прикидывал как это может выглядеть. Но где ж я игроков-то найду, если не верю даже в то что сам могу им ещё побыть )
avatar
Добротная статья. Спасибо за проделанную работу.
avatar
А как найти силы, когда игры не приносят удовольствия, выматывают, игроки гнут свою линию, а других попросту нет?
avatar
Лучше не находи. Возьми паузу, передохни, обдумай, что тебе не нравится, и какие шаги ты можешь предпринять для улучшения ситуации.
avatar
Вантала хорошо ответил. Я могу повторить то же самое. Что такое стресс с точки зрения принятия решений? Это ситуация, в которой как львиная доля принятых решений будут глубоко ошибочными.

Поэтому когда я попадаю в такой мозговой клинч, у меня первое правило: ничего не делать пока я не успокоюсь/отдохну, если, конечно, сама ситуация позволяет. Поэтому самым разумным решением мне видится взять паузу и… нет, не «подумать», а забыть на время про ситуацию вообще, чтобы потом решить её на свежую голову и без ненужного эмоционального груза.
avatar
Может быть, лучше провести игру по линии игроков?
Ну или найди игроков в интернете. Их тут много, мастера как правило реже встречаются, чем игроки.
avatar
Апну предложение искать игроков в интернете.
Поиск их для каких-то обскурных и не мейнстримных систем может занять достаточно долгое время, для чего-то известного типа ДнД 5е\ВоД\ДХподобного\ГУРПС обычно занимает мало времени и вызывает необходимость части игроков отказать, хехе.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.