Pax Psychosis, рецензия
Я не очень хотел писать этот отзыв, потому что стараюсь держать то, что я пишу сбалансированным. То есть, когда я говорю, что, скажем, Диаспора — это не лучшая инкарнация ФЕЙТ, я не имею в виду «не читайте ее ни в коем случае». Ведь из той же Диаспоры я могу посоветовать некоторые интересные элементы, на которых можно многому поучиться. А если нет ничего хорошего — я обычно пишу это одной строкой на стене или в чятике. Но тут у меня уже были в голове подходящие слова и свободное время — так что, почему бы не развернуть их для разнообразия?
Так что предупреждаю, что в рецензии нет позитива как такового, поэтому, тем, кто не считает негатив полезным, можно дальше не читать.
Это не значит, конечно, что там нет какой-то важной информации, или что сеттинг лишен своей специфики. Это значит, что для игры по такому сеттингу, со всеми характерними конфликтами, фракцииями, внутренним разнообразием — книга просто не пригодится. Я не говорю сейчас о каком-то абстрактном труъ-мега-ДМе: здесь будет достаточно фантазии старшеклассника с багажом прочтенного отечественного урбан-фэнтази за плечами.
Я прекрасно отдаю себе отчет, что это тай-ин продукт с браузеркой (то, насколько страшный дженерик для них характерен — не секрет). Но если ты не можешь сделать игру оригинальной на уровне концепта, стоит хотя бы наполнить ее оригинальным содержанием на уровне частностей. В Пакс Психозисе все ограничивается формулой: «Есть такие-то фракции. Они хотят того-то. Переходим к списку скиллов». Я, в принципе, нормально отношусь к сеттингам, котороые позволяют Мастерам начать играть свою собственную интригу чистого листа (то же «Досье Дрездена» мне очень нравится), но такие игры должны идти в комплекте с достойным инструментарием (флаффовых или кранчевым), помогающим это выполнить.
В Пакс Психозисе сеттинг — отписка. В лучшем случае — раздаточный матрериал своей игровой партии, позволю себе такую вольную ассоциацию.
Пара слов о стиле. Я довольно слеп к красоте слога, но знаю, что ВПС Агент Грей пишет неловко и коряво. Так вот, книга написана один в один агентгреевски. Это я оценить могу.
Во-первых, верстка. Книга выполнена некрасиво. Если не нравится эта субъективная оценка, читайте — «неаккуратно». Неровные концы разделов, подзаголовки «тяжелее» заголовков, рисунки-«кляксы» закрывают буквы, этот шрифт (ведь Times New Roman?).
Во-вторых, иллюстрации. Я, конечно, пока не могу критиковать отечественную игру за то, что не нашлось офигенского художника. Но арт нерепрезентативен и его трудно разобрать. Это убивает нужность арта в частности, да и цветной печати вообще. Темное на черном — это можно было бы списать на «мрачную стилистику», если бы по факту не выходили черные прямоугольники на белом.
Казалось бы, что может пойти не так? Практически всё. Получившаяся система — это планомерная субверсия каждого важного элемента и подхода ФЭЙТы.
Течение конфликта в соответствии с заполнением стресса и консиквенсов? Теперь в игре такие вэпн-рейтинги, что эта часть механики иногда просто не работает.
Аспекты как направления получения и расходования драма-ресурса? Теперь драма-ресурсом вводятся Аспекты.
Концессии? Упс, не завезли.
И так далее.
Что из этого хотели сделать? Еще одну «Эру Водолея»? Ну так и взяли бы ее механику, в конце концов! Нравятся Аспекты? Утащите туда и аспекты.
Лирическое отступление. Знаете, что такое карго-культ? Ну там, когда абориген строит авиабазу с самолетами из соломы в надежде привлечь самолеты. Так вот, игромеханика Pax Psychosis — это карго-культ на тему ФЕЙТы. Она состоит из деталей, которые вглядят «совсем как в ФЕЙТе», но давно так не работают.
Кранч: 1.5/5: переводчику нужно прежде всего хорошо знать язык на который он переводит. Так вот, с механикой та же ситуация.
Итого 3/10: НЕ ПОКУПАТЬ. Игра не стоит ни денег, ни времени, потраченного на ознакомление.
P.S. Вотпрямщас на стене увидел пару вопросов, на которые считаю нужным ответить.
1) Полноценный раздел «Сеттинг» в книге. Не перечисление фракций, а описание того, как живет и функционирует игровой мир.
2) Наличие специфического (non-generic) контента во флаффе.
3) Аккуратное оформление. Путь даже оно будет простым и черно-белым.
4) Игромеханика:
Либо игра работает на ФЕЙТе, но написана тем, кто разбирается в ФЕЙТе.
Либо игра вычищает из себя приведенные в негодность осколки ФЕЙТа, оставляя только сохранившие работоспособность заимствования, и становится, таким образом, отдельной системой.
P.P.S. Я верно понимаю, что у Пакс Психозиса нет демо версии, по которой можно было бы ознакомиться с примерами флаффа и кранча из игры?
Disclaimer
Я в статье упомянул какое-то количество вещей, которые считаю фейлами (другие, может быть, так не посчитают!) Пакс Психозиса, но я заранее скажу, что не неудачи — главная проблема игры. Главная — в полном отсутствии удач, которые могли бы компенсировать, оправдать ознакомление с книгой.Так что предупреждаю, что в рецензии нет позитива как такового, поэтому, тем, кто не считает негатив полезным, можно дальше не читать.
Флафф
Есть у нас в партии одна внутренняя «кабинетная» оценка сеттингов: «Мастер может импровизировать это на ходу». Это очень неутешительная оценка: она означает, что все, или почти все, написанное в сеттинговом разделе просто не нужно. К сожалению, я не могу оценить Пакс Психозис как-то иначе.Это не значит, конечно, что там нет какой-то важной информации, или что сеттинг лишен своей специфики. Это значит, что для игры по такому сеттингу, со всеми характерними конфликтами, фракцииями, внутренним разнообразием — книга просто не пригодится. Я не говорю сейчас о каком-то абстрактном труъ-мега-ДМе: здесь будет достаточно фантазии старшеклассника с багажом прочтенного отечественного урбан-фэнтази за плечами.
Я прекрасно отдаю себе отчет, что это тай-ин продукт с браузеркой (то, насколько страшный дженерик для них характерен — не секрет). Но если ты не можешь сделать игру оригинальной на уровне концепта, стоит хотя бы наполнить ее оригинальным содержанием на уровне частностей. В Пакс Психозисе все ограничивается формулой: «Есть такие-то фракции. Они хотят того-то. Переходим к списку скиллов». Я, в принципе, нормально отношусь к сеттингам, котороые позволяют Мастерам начать играть свою собственную интригу чистого листа (то же «Досье Дрездена» мне очень нравится), но такие игры должны идти в комплекте с достойным инструментарием (флаффовых или кранчевым), помогающим это выполнить.
В Пакс Психозисе сеттинг — отписка. В лучшем случае — раздаточный матрериал своей игровой партии, позволю себе такую вольную ассоциацию.
Пара слов о стиле. Я довольно слеп к красоте слога, но знаю, что ВПС Агент Грей пишет неловко и коряво. Так вот, книга написана один в один агентгреевски. Это я оценить могу.
Оформление
Офорление меня обычно не парит (если что-то важное хочу отметить — отмечаю это в отзыве на флафф), но нут посчитал выжным вынести вопрос отдельно.Во-первых, верстка. Книга выполнена некрасиво. Если не нравится эта субъективная оценка, читайте — «неаккуратно». Неровные концы разделов, подзаголовки «тяжелее» заголовков, рисунки-«кляксы» закрывают буквы, этот шрифт (ведь Times New Roman?).
Во-вторых, иллюстрации. Я, конечно, пока не могу критиковать отечественную игру за то, что не нашлось офигенского художника. Но арт нерепрезентативен и его трудно разобрать. Это убивает нужность арта в частности, да и цветной печати вообще. Темное на черном — это можно было бы списать на «мрачную стилистику», если бы по факту не выходили черные прямоугольники на белом.
Кранч
Это работа на базе FATE, технически представляет собой некоторым образом смешанные идеи из разных версий FATE эпохи 3.0, с полировкой сверху собственными настройками.Казалось бы, что может пойти не так? Практически всё. Получившаяся система — это планомерная субверсия каждого важного элемента и подхода ФЭЙТы.
Течение конфликта в соответствии с заполнением стресса и консиквенсов? Теперь в игре такие вэпн-рейтинги, что эта часть механики иногда просто не работает.
Аспекты как направления получения и расходования драма-ресурса? Теперь драма-ресурсом вводятся Аспекты.
Концессии? Упс, не завезли.
И так далее.
Что из этого хотели сделать? Еще одну «Эру Водолея»? Ну так и взяли бы ее механику, в конце концов! Нравятся Аспекты? Утащите туда и аспекты.
Лирическое отступление. Знаете, что такое карго-культ? Ну там, когда абориген строит авиабазу с самолетами из соломы в надежде привлечь самолеты. Так вот, игромеханика Pax Psychosis — это карго-культ на тему ФЕЙТы. Она состоит из деталей, которые вглядят «совсем как в ФЕЙТе», но давно так не работают.
Оценки
Флафф 1.5/5: если суммировать одним словом: незачем. Ты от нее ждешь, а она не дает.Кранч: 1.5/5: переводчику нужно прежде всего хорошо знать язык на который он переводит. Так вот, с механикой та же ситуация.
Итого 3/10: НЕ ПОКУПАТЬ. Игра не стоит ни денег, ни времени, потраченного на ознакомление.
P.S. Вотпрямщас на стене увидел пару вопросов, на которые считаю нужным ответить.
А вообще, ну вот неужели вообще ничего хорошего? Ни в одном из элементов?Мне лично понравилось, что в подразделах Архетипов приведены общие и специализационные Аспекты с направлениями активации и навязывания. Это очень немаловажно, и вообще мысль в правильном направлении.
мне как автору больше интересны негативные, но конструктивные отзывы на работу, а так как Анатолий — человек адски вменяемый, я думаю, что и ему тожеКак любит говорить Кошка про конструктив: «критикуешь — предлагай». Я считаю, что исправить игру может либо вторая редакция, либо дополнение, отвечающее следующим критериям:
1) Полноценный раздел «Сеттинг» в книге. Не перечисление фракций, а описание того, как живет и функционирует игровой мир.
2) Наличие специфического (non-generic) контента во флаффе.
3) Аккуратное оформление. Путь даже оно будет простым и черно-белым.
4) Игромеханика:
Либо игра работает на ФЕЙТе, но написана тем, кто разбирается в ФЕЙТе.
Либо игра вычищает из себя приведенные в негодность осколки ФЕЙТа, оставляя только сохранившие работоспособность заимствования, и становится, таким образом, отдельной системой.
P.P.S. Я верно понимаю, что у Пакс Психозиса нет демо версии, по которой можно было бы ознакомиться с примерами флаффа и кранча из игры?
82 комментария
Никто там не работал. Весь арт — можно свободно распространять в некоммерческом формате, указывая авторов. Только обложка, за которую Дориан торчит 50 евро. :3
На уровне, но прошлая мне нравилась гораздо больше.
А вот тут поподробнее.
Насчет же оформления, видимо я накосячил что-то с цветовыми профилями: в пдфе картинки выглядят гораздо симпатичнее.
Аспект, если рассматривать его игромеханически, является ограничителем направления расходования и получения драма-ресурса — ФЕЙТ-поинтов. Теперь, у нас появляется еще одно направление расходования ФП, не ограниченное существующими Аспектами — раз, и создающее в результате траты новый Аспект со свободной активацией — два.
Это просто пример того, как разрушается один из принципов функционирования Аспектов и ФП. Очередной шажок к тому, что ФЕЙТ в итоже в общем-то не нужна.
В 3.0 существующие Аспекты можно инвокать для эффекта, в том числе и для введения фактов в сюжет, но это не создает новых Аспектов, тем более с бесплатным инвоком.
Если ограничить своими методами, делов то.
Я конечно понимаю что комбирнация выше — это скорей всего артефакт недостаточно четко прописанных правил, однако сама идея декларации новых аспектов просто через трату ФП мне кажется не такой уж странной, хотя и отражается на экономике ФП. Вообще судить о том, насколько это уместно мне мешает одно — несмотря на большое количество плейтестов я этой механики в этом виде на практике не увидел не разу ХД
Скатиться можно и это действительно дырка в правилах, хотя при этом я не видел чтоб ее эксплойтили. Видимо для этого надо иметь довольно мало совести и при том довольно неплохо разбираться в правилах)
Т.е. плохо, потому что мало и не дает зацепок? Или плохо, потому что плохо написано, негодно, дурным языком?
В первую очередь — первое.
Что до дурного языка — я уже говорил. Не мне судить об абсолютном качестве, но если относительно, то он по дурности близок к моему. Это может быть не так уж и плохо — мою рецензию кто-то прочел. %)
Чтобы объясниться, просамоцитирую, что они значат: Одно лишь наличие общего блока сеттинговой информации (даже без повышения качества) повысило бы оценку Флаффа до 2/5.
Плейтест бы мог изменить оценку кранч:
на 1/5, если система где-то окажется безнадежно сломана или
на 2/5, если система не сломана очевидным образом
Но, увы, на этом степени свободы заканчиваются.
0) Тема игры кажется интересной как лично мне, так и широким (ну, по масштабам хобби) массам. И достойной разработки.
1) Оформление и язык ниже среднего, вплоть до орфографических ошибок.
2) Во флаффе хватает клёвых и самобытных образов: евразийские вампиры, маги-коммунисты и СТАЛЬ хороши, например.
3) Во флаффе хватает и скучного стандартного наполнения.
4) Для заявленной игры в интриги мир очень нецелостный и изобилует дырами в логике.
5) Набор антагонистов, видимо, перенесли из компьютерной игры без особых изменений и это заметно.
5) Система изложена неряшливо, чтобы в ней разобраться, нужно скакать со страницы на страницу, легко пропустить какую-то деталь. Как она будет работать, я оценить без игры не могу, потому что не бывалый фейтовод.
6) Плохо, что нет правил и советов по адаптации игры на региональные города. Притом, что к Москве в настольной версии ничего особо и не привязано, кроме абстрактных расположений штаб-квартир.
В общем и целом, до крепкого продукта авторам не хватило еще одного цикла разработки.
Картинка для привлечения внимания: БЦ «Купеческий двор» в Ростове-на-Дону.
Ты вот повелся как девка. Реагируешь на то КАК я написал, а не ЧТО.
Грей то ведь тоже самое сказал, только очень он уж старается подать все это мягко, чтобы не задеть чувства аффтаров, сотворивших херню. И судя по количеству плюсов, с его мнением согласны многие.
Путать честность с хамством — другое. Правду можно говорить по-разному, в т.ч. никого не оскорбляя. Просто потому что нет такого противопоставления: правда vs вежливость. Есть противопоставление: правда vs ложь. Есть — вежливость vs хамство.
Назвать ФЭЙТу говносистемой…
Что это было?) Нафига?)
Я, например, с МРИ завязал, и слабо представляю, что там творится. Предчувствую, что в таком настроении, ты явно не настроен писать что-то конструктивное, но ты отдохни денёк, попей чайку, погуляй в парке и, с холодной головой напиши новый топик.
Я готов поставить Корону на то, что этот топик превратится в срач в любом случае, но у тебя есть шанс донести свою мысль и изменить ситуацию. Так как то, что ты делаешь сейчас — ничего не решает. С нынешним отношением ты, скорее всего, очень быстро покинешь наш скромный коллектив посредством кармического самоубийства. В любом случае, выбор за тобой.
Я сознательно поменял манеру общения на этом ресурсе. И я прекрасно представлял себе, какая будет реакция у «сообщества». Ну и про «заминусовали толпой = забанили», тоже знаю.
МРИ: (я буду резок, да)
Один утырок, назовем его Арсений, забив на свой модераторский статус и правила форума (которые должен соблюдать!!!) перешел на личности. Сообщество сделало вид, что ничего особенного не произошло. Остальной модераторский состав промолчал (зассали?). Из чего я сделал вывод, что форумы с гнильцой.
Уютненькая имочка:
Утырок #2, назовем его Халлвард, со своим ЧСВ и манерой гуру предложил выкинуть чела, мол пользы никакой. Ну не высокомерный ли ублюдок?! И тут лишь парочка челов отреагировала. Остальная тусовочка закрыла глаза. Так нахуя мне вести себя подобающим образом перед кучкой гуру? Пусть уж лучше буду быдлом.
Что касается каментов на рецензию Грея. Пока я не «взбодрил» это самое сообщество своей резкой репликой, леминги молча ставили плюсики. В открытую даже Грей постеснялся (?) сказать — игра то ваша хуйня. Наверное очень вежливый.
Я очень хорошо понимаю твою пацанскую печаль и гнев на несправедливость этого мира, вызванную другими пацанами с МРИ и Имажинарии. Но как пацан пацану хочу сказать одну вещь на чисто пацанском языке.
Если бы ты действительно хотел решить проблему или доказать, что у тебя есть яйца, то ты бы это делал, а не срал в комменты к чужим темам. Однако, несмотря на свои дерзкие слова, ты, судя по всему, ссышь поднять волнующую тему на МРИ, предпочитая издалека кидаться в администраторов какашками. Так вот, пацаны так не поступают, и с учетом всего этого у меня создается впечатление, что ты обычный ссыкун и пиздобол, и мне из-за этого очень и очень грустно.
ебашат по фейсу (если не удается разрулить по понятиям). Ты-то, кхм… так называемый пацан, готов ответить по-пацански за слова?
Ты с темы-то не уходи, а то тоже мне, нашелся блин, пацан. Ты прямо скажи — ты за свой базар ответить если что готов, коли пацан?
????? ??????? ??? ?????? ??????? ???? ?? ???? ?????.
Если ты решил податься в тролли, то у меня для тебя неутешительные новости — всем на тебя наплевать, кроме нескольких фриков. Тебя молча заминусуют и отправят в утиль. Всё.
Хочешь что-то изменить? Делай для этого что-то соответствующее, эффективное, перспективное. Критикуй, предлагай, заставляй отвечать за свои поступки перед сообществом, не знаю. Не хочешь? Что ж, тоже выбор, на имаджинарии с ролемиром вселенная не заканчивается. Просто отпусти и забудь.
А то, что ты делаешь сейчас, это нецелесообразно и глупо. С таким же успехом ты мог бы стучать кулаками по земле. Это может быть очень болезненно, но не так внушительно и убедительно, как ты бы хотел.
Так что не надо себе приписывать доскональное знание чужих мотивов.
А быдло, вроде меня, озвучивший в более резкой форме эту же рецензию, пока 10 минусов. Мало.
Если же не по теме, то я был о тебе гораздо лучшего мнения, Дмитрий. Ты меня очень сильно разочаровал.
Разверни, пожалуйста.
Что до смысла, то гадать, я думаю, не стоит. Возможно, просто ошиблись и поспешили.