Пост обо всём с парой вопросов...

А в Форготтен Риалмсе в частности и в дндовых сеттингах вообще как складываются отношения людей с божественными сущностями при условии. что эти люди не священнослужители?

Поясню: пытался тут поперечитывать тёмного эльфа(не сумел продраться сквозь собственное подавление недоверия, но это отдельная песня) и пришёл к выводу(возможно неверному) что автор по умолчанию предполагает что условный Вася Пупкин будет молиться одному божеству на протяженнии всей жизни. И благодарить он будет одно божество.
Что там у других авторов — не помню.

Так вот: насколько я припоминаю, в реальности простой житель какого-нибудь греческого полиса обращался ко всем богам, которыее по его мнению имели отношение к тому, в каком статусе он сейчас находится и чем занимается. Например будущая мать бы вполне могла бы вспомнить и Геру, и Деметру, и Гестию и возможно даже Персефону с Афродитой(но последнюю не факт). Да и моряки обращались не только к Посейдону. Про воинов я вообще молчу. Причем под «обращались» я имею ввиду самый широкий смысл: молились, приносили жертвы, благодарили, просили о помощи.

Соответственно правильно ли я понимаю, что в ФР не так, или это у меня глюк восприятия?

Ну и вопрос два: а может ли кто-нибудь посоветовать что-нибудь почитать в рамках «стандартной фэнтези» чтобы с одной стороны не напряжно, а с другой не слишком кошмарненько. Основные пожелалки: стандартный фэнтези-сеттинг или нечто на него похожее. На русском языке. Не входит в ФР(по форготтен риалмсу я кажется всё читал, что на русском издавалось и переводилось кроме последних книг о темном эльфе), не Вархаммер ФБ(по нему кажется читал всё достойное внимания), фамилия автора не Чичин(Сергей Чичин, я имею ввиду, кстати вот его я сам крайне рекомендую к прочтению), не Толкин(само собой), не Аберкромби(хотя насколько он стандартный, этот сеттинг — вопрос интересный), не Уэйс с Хикманом(их книги по Кринну классные).
Мне в основном для транспорта и вдохновения для развеселых приключений следопыта Сейбера…

И рассуждение на тему: поймал себя на том, что я часто вижу что-нибудь и прихожу к выводу что хочу это себе в ролёвку(будь я мастером или игроком не важно). Только надо подпилить здесь и здесь… А вот эта деталь из сеттинга выбивается. А раз ее сократили то и ту, и и вон ту надо поменять… И добавить пару сеттинговых заморочек… А вот это выглядит неправдоподобно… И в итоге от исходного элемента остается хорошо если на чувство узнавания, откуда этот элемент вообще взялся у тех, кто в теме, а то и на это не хватает(вот сейчас например пытаюсь перепилить Дроу из ФР во что-то более, с моей точки зрения, пристойное, получаются уже не совсем дроу)… Это у всех, кто напильником работает, так?
  • нет
  • avatar
  • 1
  • +5

52 комментария

avatar
для развеселых приключений
Фафхрд и Серый мышелов?
Олдскульненько. Много забавных идей.
avatar
удвою. отличная парочка. и в ту же копилку добавлю лайона спрэг де кампа — у него полно отличных работ в том же ключе.
avatar
спрэг де камп
Дьявольщина… это первый автор, начитавшись которого я возжелал водить фэнтези. И было это в девяносто лохматом году.
avatar
Спасибо. А что именно из Срэга де Кампа, енсли «конину» нетрогать(ее читал)?
avatar
У меня были «Башня гоблинов» и «Часы Ираза».
avatar
Спасибо.
avatar
цикл «Король поневоле» будет хорошим началом, думаю.
а вообще я удивлён, что в теме нет Халлварда с аппендиксом Н ) придётся за него поработать: www.digital-eel.com/blog/ADnD_reading_list.htm
avatar
Ясно. И за ссылку на этот аппендикс отдельное спаасибо. А Халлвард — это кто?
avatar
Это DmitriyGerasimov под псевдонимом времён Ролемансера.
avatar
Понятно, спасибо.
avatar
Спасибо, поищу. Посмотрим на сийолдскул.
avatar
как складываются отношения людей с божественными сущностями
А ведь верно подмечено, в играх герои и прочие личности в основном верят и молятся одному божеству. Но скорее всего это делается для простоты вождения и лучшего понимания характера персонажа. В книгах же, как мне подсказывают, многие почитали как минимум двоих, главу пантеона и кого-то личного, к кому больше лежит сердце. Или вот взять игру Балдурс Гейт 2, в том числе славную интересными персонажами, так вот, не безизвестная авариэль Аэри, из уважения к своему спасителю гному Квейли, стала поклоняться Баэрвану Дикому Страннику, при этом не забывая и не отвергая богиню её родной расы Аэрдри Фэйниа.
посоветовать что-нибудь почитать
Сагу о ведьмаке Сапковского (в обязательном порядке), Сагу о Копье межавторскую (кто-то ругает, кто-то хвалит), Архив Штормсвета Сандерсона (кладезь идей как для вождения, так и для отыгрыша). А вообще сам я в дороге читаю старенькие модули для Аднд, отлично идет и вдохновляет, особенно эта замечательная фраза «если герои все еще живы...» на каждой третьей страничке.
И рассуждение на тему
У меня так же. Особенно когда первоначальная идея взята из НФ, но хочется вставить ее в чистое незамутненное фэнтези.
avatar
Спасибо большое за советы по книгам.

Насчёт такого варианта с богами — в целом да. Плюс я встречал вроде в паре книг ситуацию, где герои призывали в помощь то божество, которое было актуально… Но книги эти вроде были не по ФР. Но точно не помню.

Насчёт идеей из НФ в фэнтези: а можно пример(что было и что стало)? А то даже интересно стало.
avatar
Например, я стибрил у Тима Пауэрса из Ужина во Дворце Извращений культ Севативидама, скрестил его с Божественным Паразитом из модуля для Lamentations of the Flame Princess и получил культ Гворна Приходящего, с жрецами, одним лишь касанием обращающими людей в свою нечестивую веру, безумными, наводящими смуту поколокос и целым Дворцом Единения в качестве стандартного фэнтезийного данжа.
avatar
Здорово звучит. Так и видится сценарий(или фронт для ДВ).
avatar
Кейдж Бейкер, цикл из трех повестей «Наковальня Мира». Не то, чтобы стандартное фэнтези, но стильное и вдохновляющее. Из олдскула не стоит забывать про Майкла Муркока. Чтобы не погружаться во всяких Элриков и прочих Вечных Воителей, для начала порекомендовал бы «Рунный Посох».
avatar
О. Спасибо. Поищу.
avatar
Поклонение богам для простых людей во всех сеттингах именно такое: о чем просим, тому и молимся. Из систем, которые подчеркивали это вспоминается сходу WFRP 2ed (мною любимый, но к сожалению, забытый в массе).
Ну а насчет НРИ, вовсе не обязательно гкрою следовать стереотипам и молиться только одному. Да, воин, чаще будет обращаться к покровителю битв, но стоит ему вступить на путь штурма сердца прекрасной дамы, как он уже может просить и богиню любви о помощи, во время шторма, все моляд гневливого бога морей о милости и бросают ему жертву
Механически мастерам не советую отвечать на непрофильных обращения героев к Богам.
avatar
Спасибо. Вот мне тоже казалось, что так логичнее. Но я это крайне редко встречал в околосеттинговой художке. С другой стороны — художка на то и художка. Но кажется я даже по форготтен риалмсу вспомнил пример, альтернативный конструкции в моём изначальном впосте: в какой-то книге(про паладина Хельма, жившего после гибели этого самого Хельма и изображающего из себя этакого бэтмена в Глубоководье) подсвечилось интересное свойство Бешабы(что ее «простые смертные» звали постоянно, чтобы не обидеть). Как называлась книга, не помню.

Механически мастерам не советую отвечать на непрофильных обращения героев к Богам.
А есть негативный опыт? Просто я считал что если и ответить, то только доп.квестом, дающим при удаче преимущества в достиении предмета молитвы. А так пускай кубики на молитвы отвечают. =)
avatar
Скажем так, если есть желание, чтобы игроки лучше прочувствовали мир, то не стоит. Точнее даже стоит намекнуть им, что им не ответят на такое. Если у Хельма просить помощи в скрытом убийстве или воровстве, то вряд ли тот откликнется. А вот это неприметный товарищ в темных одеждах, взявшийся словно из неоткуда и прошипевший я знаю кого надо просить, это служители нужного Бога и стоит помолиться, помочь его храму и может Бог им ответит
avatar
А. Сорри, это я неправильно понял. Я под непрофильным думал, имеется ввиду, когда какой-нибудь варвар, которому на роду написано Темпусу молиться(но обязательств молиться ТОЛЬКО темпусу нет), вдруг влюбляется и молится богине любви(забыл как там ее) на то, чтобы в это чувство было обоюдным. А так понял и согласен.
avatar
Вопрос в том, насколько перекрываются зоны влияния богов, насколько они привязаны к тем или иным признакам и каковы взаимоотношения между ними.
Хороший пример — уже упоминавшийся ВФРП2, где представлено большинство кейсов. Не уверен насчет художки, но и в рульбуках много годных, хороших идей по взаимодействию между богами и смертными.
Есть пантеон Старого Мира, где зоны влияния богов четко разграничены и потому поклоняются наиболее уместному в данной ситуации богу (или богам). Даже если персонаж — не священник, то Шалия защищает от рагульной наброски, а Ульрик дает возможность критовать. Есть 4 бога Хаоса и недобог скавенов, которые по-своему покрывают все сферы жизни своих последователей, но поклонение одному из них чревато лютой ненавистью со стороны Пантеона и умеренной — со стороны остальных 3 богов Хаоса. Есть Горк и Морк, которые опять-таки покрывают все сферы жизни, но только для орков. Есть почитаемые предки у дварфов, поклонение которым не мешает получать плюшки и от Пантеона.

Словом, все сложнее чем при дворе французского короля, но притом вполне логично.
avatar
Спасибо. Надо будет найти и почитать этот раздел…
avatar
ЕМНИП там целая книга-две о богах и иже с ними. С традиционной божественной сантабарбарой и интересными игромеханичекими плюшками )
avatar
Из зала отвечают:
В ФР за неверность богам людей засовывают в Стену Неверных, поэтому дальше элементарной вежливости поклоняться другим богам нежелательно. А не верить/не поклоняться богам чреавато наказаниями в стиле Сизифа. Всё это установил Ао, а распорядителем там Миркул/Келемвор и происходит это в городе мертвых или как он там.
В других сеттингах с этим попроще. Планшкаф (поклояйся пантеону или великому хрен знает чо, если хош), Грейхок даже (поклоняйся элайнмент аксису, если хош)
avatar
А разве в стену не атеистов заприхивают?
avatar
А можно поподробней, откуда в сеттинге где существование богов доказуемо эмпирически, появляются атеисты?
Богохульство я еще понимаю. Но атеизм — мало того что нетрадиционно, так еще и глупо да молнией жахнуть может (представляет как какой-нибудь епископ кидает в Докинза холифайрбол).
avatar
forgottenrealms.wikia.com/wiki/Wall_of_the_Faithless
Как-то так… И тут, имхо, есть поле для трактовок.
З.Ы. атеисты — это я скорее погорячился. =)Скорее богоборцы. =)
avatar
Ну да, это скорее для тех кто на ресепшне загробного мира сказал «вертел я всех ваших богов на призрачном %чтотамуэтойрасы%».
avatar
Во-во. И я всега считал, что попасть именно в стену нетривиально.
avatar
Отвратительное местечко эти ваши ФР.
avatar
Начинаю думать, что да… Отвратительное. Оно мне с завидной регулярностью обрушщивает подавление недоверия на ровном месте… Но старая любовь так просто не забывается…
avatar
Не знаю насчет саспеншона, но вот подобная божественная тирания меня как-то смущает в качестве такого… Достаточно важного концепта в сеттинге.
Например очень странная ситуация в таком мире с хаотиками, ИМХО, хотя конечно всерьез вдаваться в это — почти то же самое что начать задвигать про паладинов и алайнменты.
avatar
Что значит «почти»??? Это ровно то же самое. Но к счастью «всерьез» нас интересует не «реальное» поклонение богам само по себе, а следующие вопросы:
1) как воспринимают богов и поклонение им наши игроки
2) насколько это совпадает с тем, как придумали авторы
3) насколько критично прогнуть эту часть сеттинга под представления игроков и не сломается ли что-нибудь ещё.

Про элайменты — я всегда считал, что паладины Груумша, Ллос или ещё какой сущности обязаны быть! Но вот с точки зрения игромеаники я тот ещё либерал, искренне считающий, что сочетание «раса-класс» имеет прво быть любым, мы же не за абстрактного представителя расы играем, а за конкретного. Так что моё мнение является ересью изначально. =)

Хотя педставил себе:
Игрок: Я перевожу старушку через дорогу.
Мастер: Эй! Ты же паладин Груумша! Ты же должен ломать и крушить!
Игрок(пожимая плечами): после этого ломаю светофор.
avatar
Просто если бог с т.зр сеттинга это грубо говоря твой начальник а не собрание идей, или недостижимая атсральная сущность, то взаимоотношения тру хаотика с его богом будут очень непростыми. Впрочем я нихрена не понимаю в алайнментах и изничтожаю их везде где могу, начиная с гуд/ивил.
avatar
Я задавался этим вопросом не так давно, мол как вообще можно верить в богов, если ты знаешь, что они существуют. Пришел к выводу, что никак. В FR в богов не верят, в FR богам служат. Если ты служишь какому-то богу (а порой достаточно просто осознанно жить по его заветам), то бог забирает тебя к себе. Если ты поклал на богов, то стена ждет тебя. Причем, служение богу никак не гарантирует тебе его покровительства, так и наоборот: бог может покровительствовать тебе без твоего ведома.

В последних романах про Дриззта это основная интрига: кто же покровительствует темному эльфу? Миеликки или Ллос? Возможно, что Дриззт служит Миеликки, а покровительствует ему Ллос.

p.s. И да, греческий пантеон это как здание муниципалитета, туда можно по всем вопросам обращаться, а фаэрунский — это каждый бог-партия, если какой-нибудь Хелм-коммунист, то обращаться к какому-нибудь Баалу-демократу не стоит.
avatar
Да ну на фиг тогда этот самый ФР. Окончательно убедился в необходимости запиливать свой. С лберальными богами и белокожими дровками.

P.S. Насчёт греческого пантеона-муниципалитета согласен.

P.P.S. А последние — это ночь охотника?
avatar
Необходимости? Объясни, в чем она заключается?
avatar
Не устраивает подход к божественному пантеону, не устраивает отображение общества Дроу, не устраивают имеющиеся государства, игра же идет не по днд и переходу на днд пока сопротивляются. Ну и плюс моя личная заморочка: суперзлодеев замочат каноничные ребята, а вовсе не мои приключенцы(да и планы Сзасса Тэма сорвет грифоний легион или как его там)… И я об этом буду знать. Да и вообще развитие мира будет происходить по воле визардов.

Каждый элемент по отдельности преодолим. но вот в сумме проще забить и для своей игры запилить своё.
avatar
Скорее желание, а не необходимость. Как делаю я? Беру то, что мне нравится и не парюсь на счет несоответствий и выдуманного кем-то там кроме меня и моих игроков развития мира.
avatar
Ну то есть всё равно получается «свой ФР». Хотя он свой вроде у каждого. =)
avatar
Запиливание своего фэнтезийного хартбрейкера — это естественный и неизбежный период в жизни каждого ролевика )
avatar
Свой ФР, только лучше 8)
avatar
И кстати, меня заинтересовал этот вопрос. Разве все, что придумано и написано про Забытые Королевства, необходимо использовать как есть? Признаться, я всегда считал эти материалы источником вдохновения и образным описанием мироустройства, составленным современниками или даже предками путешествующих здесь и сейчас Героев. История пишется победителями. Сказания же зачастую приукрашены или попросту выдуманы. Реки порой меняют свое русло, да и карты зачастую оказываются не верны. Каждый культ склонен рассказывать о богах в выгодном им свете. А всякий дроу темен лишь до тех пор, покуда мои Герои не повстречаются с ним лично.
avatar
Ну да. Но тут возникает вопрос, насколько корректно называть забытыми королевствами мир, где боги — это «как муниципалитет и немного полиция»(соответственно злых божеств и добрых божеств в прямом смысле нет, зато есть вечная оппозиция в виде демонов), уклад жизни большинства рас тоже отличается, да и география не такая?

Но да, при этом это получилось именно из Забытых Королевств, но в процессе мутировало.
avatar
В плане сеттингов видоизменения могут зайти очень далеко, начиная с того, что такой вещи как статичный канон у многих сеттингов просто нет и заканчивая банальным влиянием игроков на таймлайн. Тем не менее для большинства можно выделить некие краеугольные концепты (иногда правда несколько взаимоисключающих их наборов) изменение которых не позволит добросовестно сказать что «мы играем по...»
avatar
Корректно ли?.. Хм. Если приглашенные на игру люди ждут чистого и незамутненного форготтен реалмса, если мы обещали им именно его, но вдруг начали все менять, то они вправе уличить нас обмане или обвинить в недобросовестности. Если же мы изначально предупреждаем, что хотя приключения будут проходить в одном из уголков Фаэруна, детали — от незначительных до важных — могут не совпадать с тем, что написано в путеводителях и хрониках, и даже перестраиваться на ходу, то все должно быть в порядке.
В конечном итоге мы получаем роскошную базу и как минимум три ни с чем не сравнимые возможности:
— указать игроку на первоисточник, если он просит подробностей и мы не видим причин что-то здесь менять (ты хочешь знать еще больше о культе Ловиатар? вот тебе статейка из аэри-вики, почитай на досуге);
— предоставить игроку самому решать некоторые вопросы, если он в них разбирается (да, твой персонаж, являясь жрецом Ловиатар, знает толк во всех этих… ритуалах, так что смело цитируй притчи и рассказывай нам о тонкостях своего культа);
— удивлять или ставить в неловкое положение тех, кто ради успеха демонстрирует знания, которыми не обладает его персонаж (что же, все что ты знал о Ловиатар оказалось ложью, ты служил ей верой и правдой десять лет и что получил в итоге? незавидная участь и урок для всех тех, кто слепо верит богам).
avatar
Корректно ли что?
Насколько я понимаю ФР сильно менялся с выходом каждой редакции, сеттинговых дополнений и даже в нерлевых продуктов по сеттингу. Так что даже если мы не собираемся ничего менять, нам все равно придется или заранее или на игре пояснять некоторые вещи. Подобная ситуация складывается почти для любого популярного сеттинга. Это не говоря о дырах, несовпадениях в сурсах говорящих об одних и тех же сущностях сеттинга и вещей которые намеренно оставлены на откуп мастеру (многие сеттинги очень далеко заходят в последнем, например М20 имеет официальный канон, однако полна врезок на тему «как бы вам это заточить под себя»). Так же может сложиться ситуация когда предыдущая кампания внесла значительные изменения и мы хотели бы продолжить эту сюжетную линию при некоторых изменениях в составе игроков.
Короче я говорю о том что сурсбуки и канон — это безусловно полезная и интересная вещь, зачастую вполне самоценная (особенно для господ собирающихся посимуляционировать на сеттинг), однако не абсолютно надежная в плане «синхронизировать ожидания от игры».
avatar
Насчёт самоценности, кстати, согласен. Вексьма мило читать его голую хронологию(и некоторых других авторов, коорые не сальваторе). И идей много, и не следить инересно. =)
Но лично мне интересно смотреть на это именно как на отдельную вещь-в-себе. =)
avatar
Аналогично. Я ничего толком не знаю о ФР, но многие сеттинги изучать любопытно отдельно от игрового процесса. Я в общем даже не прочь поиграть по некоторым из них с хорошим, знающим сеттинг мастером. Но от мысли быть на месте этого самого мастера и водить по хорошо и обильно прописанному сеттингу у меня начинаются судороги.
avatar
Ну я и говорю: в ситуации, когда пунктов три набирается определенное количество — то прще переименовать сеттинг во что-то еще(хоть «альтернативные королевства в параллельном мире») и тем сразу придушить возражения в стиле «эй, это неправильный Мир Тьмы Форготтен Риалмс!»
avatar
Дело твое, можно многое менять. Мир ФР хорош тем, что он меметичен — куда не плюнь, знакомую рожу можно вставить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.