Размышления о тёмном фэнтези
На самом деле я знаком с довольно ограниченным количеством произведений в жанре «тёмного фэнтези». (Причём именно литературных произведений среди них где-то два с половиной.) В общем-то, несмотря на уайльдовское «все жанры хороши, кроме скучного», я испытываю к этому жанру сильное предубеждение. Поэтому рассуждения ниже могут оказаться рассуждениями теоретика.
Тёмное фэнтези — оно всё-таки фэнтези. Следовательно, в нём должен быть богатый монстрятник. Ну или хотя бы драконы — фэнтези без драконов — это не фэнтези!
Логично. Но здесь авторы, творящие в жанре тёмного фэнтези, попадают в ловушку жанра, обусловленную тем, что «у нас же риалестичьно!!!1!». Из этого самого реализма следует, что обычный человек, не располагающий тяжёлым огнестрельным оружием, либо мало что может противопоставить представителям фэнтезийных монстрятников, либо не может им противопоставить абсолютно ничего. Выходят из положения авторы тёмного фэнтези раз за разом одним и тем же способом — наделяя главного героя некими сверхчеловеческими способностями. У Мартина в его «Песни льда и пламени» (не читал) вроде бы таковых нет, но у него вроде бы и монстры на страницах произведений (практически) не появляются. А вот у Сапковского, чей герой был профессиональным охотником на этих самых монстров, просто не было другого выбора, кроме как сделать его сверхчеловеком. Аналогичная фигня в манге Claymore.
Хорошо. Но дальше проблема начинается в том, что законы жанра тёмного фэнтези требуют… требуют от персонажей вести себя «риалестичьно». В понимании творящих в этом жанре авторов это означает, что они делают, что хотят, а благодаря своим сверхчеловеческим способностям, они могут делать, что хотят.
Ну а дальше выплывает другая проблема тёмного фэнтези. Как сформулировал однажды Хроник (я могу часто не соглашаться с ним, но это не значит, что я не должен соглашаться с ним никогда), отсутствие в мире чётко определённых добра и зла нужно не для того, чтобы ставить перед героем сложный моральный выбор, а для прямо противоположного. Потому что если нет ни объективного добра, ни объективного зла, то добром можно объявить всё, что делает главный герой. А уж если он обладает сверхчеловеческими способностями, то право сильного может быть побито только правом ещё более сильного.
Собственно, то, что герои-сверхчеловеки тёмного фэнтези раз за разом усиленно не вмешиваются в жизнь людей, причём, если существуют организации таких сверхлюдей, то они либо усиленно не вмешиваются в жизнь людей, либо являются плохими парнями сеттинга (одними из многочисленных), — это не какой-то там костыль. Для героя тёмного фэнтези стараться не вмешиваться в жизнь людей — это единственный способ не стать полным мудаком. Потому что если он захочет с помощью своих сверхчеловеческих способностей добиться власти — то конец весьма предсказуем: он перейдёт в разряд плохих парней. А если он будет пытаться сделать свой мир лучше, то… законы жанра тёмного фэнтези неумолимо требуют, чтобы все попытки изменить мир к лучшему приводили только к худшему, а желающие добра превращались в, опять-таки, плохих парней сеттинга. Единственный способ сделать что-то хорошее в мире тёмного фэнтези — это не хотеть сделать что-либо хорошее.
Как-то так. Сумбурно, да.
Тёмное фэнтези — оно всё-таки фэнтези. Следовательно, в нём должен быть богатый монстрятник. Ну или хотя бы драконы — фэнтези без драконов — это не фэнтези!
Логично. Но здесь авторы, творящие в жанре тёмного фэнтези, попадают в ловушку жанра, обусловленную тем, что «у нас же риалестичьно!!!1!». Из этого самого реализма следует, что обычный человек, не располагающий тяжёлым огнестрельным оружием, либо мало что может противопоставить представителям фэнтезийных монстрятников, либо не может им противопоставить абсолютно ничего. Выходят из положения авторы тёмного фэнтези раз за разом одним и тем же способом — наделяя главного героя некими сверхчеловеческими способностями. У Мартина в его «Песни льда и пламени» (не читал) вроде бы таковых нет, но у него вроде бы и монстры на страницах произведений (практически) не появляются. А вот у Сапковского, чей герой был профессиональным охотником на этих самых монстров, просто не было другого выбора, кроме как сделать его сверхчеловеком. Аналогичная фигня в манге Claymore.
Хорошо. Но дальше проблема начинается в том, что законы жанра тёмного фэнтези требуют… требуют от персонажей вести себя «риалестичьно». В понимании творящих в этом жанре авторов это означает, что они делают, что хотят, а благодаря своим сверхчеловеческим способностям, они могут делать, что хотят.
Ну а дальше выплывает другая проблема тёмного фэнтези. Как сформулировал однажды Хроник (я могу часто не соглашаться с ним, но это не значит, что я не должен соглашаться с ним никогда), отсутствие в мире чётко определённых добра и зла нужно не для того, чтобы ставить перед героем сложный моральный выбор, а для прямо противоположного. Потому что если нет ни объективного добра, ни объективного зла, то добром можно объявить всё, что делает главный герой. А уж если он обладает сверхчеловеческими способностями, то право сильного может быть побито только правом ещё более сильного.
Собственно, то, что герои-сверхчеловеки тёмного фэнтези раз за разом усиленно не вмешиваются в жизнь людей, причём, если существуют организации таких сверхлюдей, то они либо усиленно не вмешиваются в жизнь людей, либо являются плохими парнями сеттинга (одними из многочисленных), — это не какой-то там костыль. Для героя тёмного фэнтези стараться не вмешиваться в жизнь людей — это единственный способ не стать полным мудаком. Потому что если он захочет с помощью своих сверхчеловеческих способностей добиться власти — то конец весьма предсказуем: он перейдёт в разряд плохих парней. А если он будет пытаться сделать свой мир лучше, то… законы жанра тёмного фэнтези неумолимо требуют, чтобы все попытки изменить мир к лучшему приводили только к худшему, а желающие добра превращались в, опять-таки, плохих парней сеттинга. Единственный способ сделать что-то хорошее в мире тёмного фэнтези — это не хотеть сделать что-либо хорошее.
Как-то так. Сумбурно, да.
15 комментариев
Если реалистично — то дндшный бестиарий просто не будет в этом мире существовать.
2) Как второе следует из первого?
Мало того что у этого жанра нет четких границ, так ты еще какие-то совсем смешные штуки тут выдумываешь даже к более-менее устоявшимся канонам что фентези, что темного фентези отношения не имеющие.
Upd: Нашел… ух ты, там еще целая дополнительная трилогия… запасаюсь антидепрессантами.
Что же касается вмешательства и «сделать лучше», то это проблема не героев, а социального строя и самих людей. Можно ту же историю объединения Китая почитать.