Серьёзно о фэнтези. "Дикая магия" - социальные последствия и техника безопасности.

Я планирую рассказать о том, как должна измениться жизнь фэнтези-мира, в котором магия имеет свойства по тем или иным причинам выходить из под контроля. Например:
  • при ошибках во время наложения чар или потере концентрации заклинателем;
  • при сторонних помехах и от воздействия магических аномалий;
  • в случае особой «дикой» или «хаотической» магии, неподвластной полному контролю по своей сути.

Образ жизни заклинателей в данном случае будет способствовать соблюдению техники безопасности. В частности типичные для образа волшебника рясы и длинные посохи могут стать совершенно незаменимыми, поскольку если ты формируешь огненный шар на конце полутораметрового посоха, то при ошибке он взорвётся на конце полутораметрового посоха. А не в твоей руке. Да и мантии могут защищать заклинателя в первую очередь не от враждебных чар, а от своих собственных. Это значительно повышает шансы заклинателей выжить.
К слову, с точки зрения «баланса магов и бойцов» нестабильность магии уравнивает эти классы. Маг без своего колдовского инструмента в этом случае будет опасен даже для самого себя, а значит его достаточно лишь разоружить. Кроме того, любые светошумовые эффекты внезапно оказываются фатальными для магов.

Очень сильно меняется образ жизни «магически одарённых детей». Сознательно или несознательно пытаясь овладеть магией без присмотра наставников, они подвергают себя невероятной опасности. Дети еще не умеют складывать заклинания «правильно», поэтому риск что-то сделать не так в детском возрасте особо высок.
Если общество никак на это не реагирует, то появляется «отрицательная селекция» — выживают только те, кто магических способностей не имеет, или имеет, но незначительные. А «особо одарённые» имеют все шансы случайно сотворить что-нибудь фатальное. Такая отрицательная селекция может продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь из «слабых магов» не задумается о технике безопасности.
Эта техника безопасности должна сводиться либо к временному подавлению магических сил детей, либо снабжению их долговременной магической защитой. В любом случае, эти услуги должны поставляться массово. Мне видится, что в таком раскладе любая деревенская бабка-повитуха должна уметь каким-либо образом оградить новорожденного от собственной магии. Типичными способами могут быть специальные амулеты-оберёги, подавляющие магию или защищающие конкретно от срывов или же магические татуировки, печати или длительно действующие отвары.

24 комментария

avatar
Коротко: в «типичном фэнтези-мире» влияние-то контролируемой магии на социум проработано никак, так что попытки что-то прорабатывать сверху — это строительство замка даже не на песке, а прямо на облаках.
avatar
Понимаю такую тенденцию)

Однако мне кажется, что в России формируется новая школа фэнтези (Карелин с его Инраном, частично — Зыков), в которых магия в социум вплетена тесно, глубоко и обосновано. Я ориентируюсь на то, что количество такого фэнтези будет расти, и «влияние магии на социум» так или иначе будет описываться. Везде это будут частные случаи, и я тоже описываю частные случаи, в надежде что мои наработки могут войти в фундамент крепких и реалистичных фэнтези-сеттингов.
avatar
в России формируется новая школа фэнтези (Карелин с его Инраном,
а он типа известен что ли стал?
комментарий был удален
avatar
Пока это непохоже на известность, но это не повод не поддерживать хороший замысел, имхо.
avatar
Зыков уже никуда ничего не формирует, он как писатель умер с момента когда полез в злободневную политику.
avatar
К глубокому своему сожалению — соглашусь.
avatar
Я бы сказал, что типичная магия фентези при попытках просчёта социального влияния убьёт фентези (или уйдёт в новый поджанр) — просто потому, что именно классическое фентези одним из его столпов имеет отказ от социальной механики и сказочность с прочим символизмом. С другой стороны, большая часть того, что сейчас на прилавках — это не вполне классическое фентези, это книжки с няшными эльфами вампирами-попаданцами и бронебикини на обложке.

«Реалистическое» фентези (в том смысле что логически связное), как много раз уже пробовалось (этой дискуссии десятки лет, кстати) требует, похоже, или кардинально иной магии — либо с ограничителями по влиянию на социум, или существенно иной по силе (маги Unknown Armies имеют шансы оставить мир более-менее узнаваемым), или создаёт в мире новые моменты, которые превращают «лубочное средневековье» в нечто малоузнаваемое и не очень удобное для восприятия читателем\игроком, у которого не будут включаться готовые шаблоны. Ну, все те же самые моменты в духе, что в мире с массово летающими драконами и парящими магами замки вымирают как вид и им на смену приходят укреплённые подземелья или пирамиды, разделённые на отсеки на манер линкоров.

Потому если говорить о фундаменте сеттинга, тут беда в том, что логичность влияния магии не уменьшает, а увеличивает порог вхождения — если не будет нащупан какой-то лёгкий стереотип, вовсе не обязательно полностью логичный. А пока что типовые попытки или вводили просто некоторые ограничители (меры противодействия магии, возможно магией же, которые оставляли какие-то области деятельности такими же, или почти такими же, как без магии) или резко урезали возможности фентези-магов, чтобы справляться с последствиями.
avatar
У меня есть довольно подробные наработки по этому поводу (и по рассматриваемой теме), но среднестатистический обитатель имажинарии аггрится на эти наработки.
avatar
Образ жизни заклинателей в данном случае будет способствовать соблюдению техники безопасности.

Со всей тщательностью!
avatar
В любом случае, эти услуги должны поставляться массово.
И тут мы видим классическую проблему рассуждений о фентези-мирах. Все эти «должны поставляться массово» выглядят применимыми исключительно к сферическим в вакууме конструктам.
avatar
Прошу прощения за некоторое занудство, но когда речь идёт о вымышленных мирах, с магией или без, то говорить о том, что при таком-то условии сеттинг «должен» выглядеть так, а не иначе, есть ошибка. В условиях, где магия опасна для самого мага и окружающих его людей, легко можно придумать способ, которым государства этого мира обеспечивали бы максимальную безопасность своих обитателей от неконтролируемой магии (и несколько иных способов), — но так же легко представить ситуацию, в которой они не смогут или не захотят этого сделать, — ибо не стоит недооценивать силу человеческой подозрительности, некомпетентности и злонамеренности.

Я мог бы привести здесь несколько примеров альтернативных способов того, как в том или ином сеттинге могла бы выглядеть защита социума и самих магов от неконтролируемой магии, однако сомневаюсь, что топикстартеру это будет полезно — разве что в порядке общего развития.
</занудство>
avatar
Спасает ли шапочка из фольги от магии? :)
avatar
В Unknown Armies — может )
avatar
Остроконечные шляпы волшебников на самом деле имеют «подкладку» из фольги?
avatar
Там на самом деле не фольга, а твердая ртуть для охлаждения манагенератора
avatar
Тогда уж серебряная амальгама. Вот тебе и благородное серебро, и серебро живое.
avatar
Вставки — уж точно! Это я тебе как волшебник говорю ;)
avatar
Есть одна система, которую я очень люблю в частности за проработанность ошибок при сотворении заклинаний, это Warhammer Fantasy Roleplay 2ed (дале — WFRP2).
Там есть ответы на все рассмотриваемые вопросы. Шансы магической ошибки и их последствия. Принцип большая сила — большая ответственность. Механизм защиты общества от магов в лице охотников на ведьм, фанатиков и просто неравнодушных селян, не желающих, чтобы их дома сгорели. Есть институты обучения.
Есть карьера колдуна, необученного в колледже магии, и соответственно имеющего гораздо большие шансы на ошибку. Следующая карьера — это ученик мага, но поверьте, далеко не каждый колдун доживает до повышения)
avatar
Даа, особо вкусно что успешность не связана с наличием/отсутствием побочек.
avatar
Не совсем понял ваш комментарий. Что вы подразумевает под побочками? И о успешности чего идёт речь?
avatar
Успешность каста и активация проклятья Тзинча
avatar
А под побочками что подразумевали?
В WFRP2 в целом подход интересный, и вероятность попадания в ближнем бою зависит от личных умений (если противник не уворачивпется и не блокирует), а не от показателей противника. Вообще жаль, что система забыта.
avatar
Проклятье Тзинча и подразумевал.
А уворот и блок — в бою 1 на 1 вообще game-changers )))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.