Шпаргалка по анонсам ролевых игр или рецепт от Жидкого шефа

Спасибо PbtA telegram-чату и его активистам. Спасибо telegram-чату OSR за точно такую же помощь. Ребята, я рада что у вас всегда можно спросить совет и найдутся те, кто поможет!

Когда мама учила меня готовить, то говорила: “Чтобы было по-настоящему вкусно — готовь для других, как для себя”. Нынче я эту идею перефразирую: если делаешь что-то для себя-любимой — поделись с другими, вдруг им тоже надо. Они потом сопрут идею и сделают лучше.

Немного предыстории. Совсем недавно мной давалось объявление на игру. Поскольку объявление мной было написано не полушариями мозга, а скорее полушариями того на чем сидят, то результат меня ждал соответствующий. В числе прочих игроков на игру ко мне пришел молодой человек из другого часового пояса. У меня нет проблем с этим. Но мы не смогли даже на нулевку состыковаться. Сыграть вместе тем более. А этого легко можно было бы избежать, если бы я дала правильное объявление. Чтобы снизить риск несоответствия ожиданий в будущем, я придумала себе шпаргалку. Вы не обязаны ей пользоваться, вас не заставляют.

В общем, сегодня в меню домашнее блюдо от Дашеньки под названием “Рецепт du Annoncée” или шпаргалка обыкновенная по созданию объявлений к играм.

Эти славные парни тоже любят готовить!
Для начала разложим ингредиенты.

Помните, любое объявление начинается с необходимого минимума. В необходимый минимум входит только та информация, которая должна быть в любом объявлении без исключений. Эта информация всегда четкая, емкая, конкретная. Никаких лишних углеводов.

  1. Дата. Имеется в виду дата первой сессии: о второй, третьей, десятой договориться всегда можно, если понравилась первая. Можно выставлять дату указанием дня недели. Но если водите не на текущей неделе — или даже не в этом месяце — то числа/месяца/года.
  2. Время. Не только время начала сессии, но и часовой пояс. Это важно. Никогда не забывайте указывать желаемый часовой пояс для вашей комфортной игры и ваших игроков. Также обратите внимание в каком контексте вы указываете время начала: писать “9-00” имея в виду “21-00” — дурной тон. Имея дело с иностранными игроками лучше указывать тот формат времени, какой удобен им (в том числе 12 часовой, подробнее тут).
  3. Способ связи. Discord, Telegram, Google Hangouts (конференция), Roll20 или любая другая. В этом же разделе можно указать конкретный сервер или чат, но только как дополнение. Здесь же важно указать любые другие особенности. Например, игру с веб-камерами или без оных. Также нужно сообщить будет ли вестись запись игры аудио/видео (вы не поверите какому огромному количеству людей важно это уточнение!)
  4. Платформа для игры. Roll20, Foundry, Astral, Miro, дайсо-бот в чате Discord, или вообще без платформы (если словеска).
  5. Система. Необходимо и достаточно будет записать в этот пункт расхожее название ролевой системы (далее — система). Можно даже в транскрипции. Но наиболее грамотным было бы указать название системы на оригинале, а также название перевода, если имеется. Например, “Savage Worlds/Дневник авантюриста”. Здесь же указывается версия издания системы (версия корника), если это имеет значение. Например, “Vampire the Masquerade, 20th”. И совсем уже замечательно будет, если вы дополнительно укажите механический базис системы. Например, “d20”, “storyteller”, “без мастера”, “словеска”, “PbtA” и т.п… Игроки не разбирающиеся в конкретно этой системе, но игравшие в игры с похожей механикой, определенно могут заинтересоваться.
  6. Жанр и сеттинг. Жанр даст определенное представление в каком направлении будет идти игра, какой опыт она даст игрокам и как ее воспринимать. Но будьте внимательны. Жанры бывают тематические, а бывают театральные. Тематические жанры включают в себя определенную тематику. Например, космоопера, вестерн, киберпанк, нуар, и т.д… Жанры театральные включают в себя классические жанры в искусстве такие как комедия, трагедия, драма (более подробно ищите в гугле). Особое внимание уделите театральным жанрам. Например, если вы хотите играть в что-то легкое, ненавязчивое и благосклонно смотрите на шуточки игроков — пометьте в жанре комедию. Если же ваша задумка подразумевает глубокое погружение в мировые проблемы, реализм истории, тяжелые жизненные ситуации персонажей, то ваш выбор это определенно драма. Вы даже можете указать комедийную драму, но только сделайте это — лишь бы ваши игроки имели представление к чему им готовиться. Сеттинг имеет не менее важное значение: само понятие сеттинга (от англ. setting — “установка, надстройка”) подразумевает, что этим пунктом вы устанавливаете игрокам определенные ожидания от игры. Например, “Вселенная Marvel” порождает в фантазии образы людей с трусами поверх лосин и их более серьезные концепты. А при упоминании “миров Пратчетта” перед глазами сами собой всплывают видения нелепых волшебников, животных-библиотекарей, чересчур ретивых стражников и конечно же приключения. В идеале сюда же можно написать детали, уточнения, требования к знанию сеттинга. Например, “Мир Властелина Колец, требуется знание Сильмариллиона” или “Ковбой Бипоп, бои мехов в космосе”. Если вы не знакомы с тематическими жанрами, но знакомы с английским языком, то можете воспользоваться этой статьей.
  7. Оплата. Платная или бесплатная игра. Стоимость игры в разрезе [количество/сумма], например, “одна сессия/300”. Не лишним будет прописать валюту: рубли, гривны, евро и тд.

Пример необходимого минимума:
Дата: Воскресенье, 24 сентября
Время: 21:00 (МСК+4)
Способ связи: Discord+вебки
Платформа: Foundry (на своем сервере)
Система: PbtA, Fellowship/Братство
Жанр и сеттинг: мистика, драма, по миру Темной башни Кинга
Платно, 500р за сессию

Готово. Выключаем духовку. Отходим подальше. Ждем минуту: не взорвется ли? Проверяем, что получилось. Лучше привлечь для пробы стороннего человека (того, кого не жалко). Информация: четкая, емкая, конкретная — CHECK. Диссонанса и отторжения должно быть минимум. Если все в порядке, то можно выкладывать, куда вам удобно.
Но…
Только в случае, если вы любитель коржиков от пиццы без пиццы. Или рожков для мороженого без мороженного. Сухо, строго, по делу, переварить можно. Но иногда хочется самовыразиться, так сказать. И заодно достичь некоторых дополнительных целей. Чаще всего одна из этих целей — отсеять людей с не похожими интересами и привлечь — с похожими. В этом случае понадобится досолить, поперчить, намазать соусами. В общем добавить деталей.
Главное не перехимичить с составляющими
Итак, добавить по вкусу (распределение не по степени важности):
  1. Предупреждения. Сюда записываем все, что касается любых предупреждений игрокам об игре. Про психологические пытки и body-horror определенно стоит написать. Но в этот раздел входят и более нейтральные предупреждения. Ограничения по классам/буклетам/навыкам; пометки, что имеет место хоумрул; указание, что игра является плейтестом. Зачем это нужно? Если вы сознательный мастер и не обделены эмпатией, то вы конечно же не захотите, чтобы люди после вашей игры уходили травмированными или просто недовольными. В худшем случае, игрок может уйти прямо в процессе игры. Уважайте себя и окружающих, цените свое время — не забывайте писать предупреждения. Этот пункт не вошел в необходимый минимум, так как реальная необходимость в нем возникает не так уж часто.
  2. Фокусировка. Второй, но не по значению. Сюда вписываем предполагаемое соотношение фокуса игры. Много социальных диалогов и почти нет экшена? Тогда социалка-боевка: 70%/30%. В игре предполагаются исследования подземелий и боевка, а диалогам практически нет места? Тогда исследования-боевка: 40%/60%. И тому подобное. Зачем это нужно? В современные, жуткие, отчаянные, ужасающие своей прогрессивностью времена развелось уж очень много игроков точно знающих чего они хотят и осознающих свои ожидания. Сплошная беда с ними: каждый хочет играть только в то, что именно ему нравится. Подобный пункт в объявлении поможет отсеять игроков с которыми у вас не совпадают ожидания о направленности вашей игры.
  3. Референсы. Недооцененный и не часто встречающийся в объявлениях пункт. Хотите запустить длительную игру по миру “Невероятные приключения ДжоДжо” и ждете, что к вам придут преданные фанаты, просмотревшие все сезоны аниме и читавшие всю вышедшую мангу? Тогда не поленитесь указать первоисточник в референсах. Здесь же пункт можно дополнить отсылкой на конкретный сезон сериала, конкретную книгу серии или конкретные главы манги с которыми необходимо ознакомиться игрокам в обязательном порядке. Зачем это нужно? Представьте себе картину. Некий мастер собирается найти группу для игры в нуарный детектив (пока все хорошо). Указывает в жанре “пальп, детектив, нуар” (все еще все хорошо). Но — увы! — не указывает референс (плохо!), хотя имеет четкое представление, что настоящий нуарный детектив может быть только с атмосферой классического нуара, как в “Крестном отце” Копполы. Представьте его удивление и возмущение, когда на игре выясняется, что собравшиеся игроки, знают только отвязно-развязный “Город грехов” или боевик вроде “Джона Уика” и играть хотят только в них. Пункт Референсы — это еще один пункт отвечающий за синхронизацию ожиданий игроков и мастера.
  4. Формат игры (анг. “game mastering style”). Очень неоднозначный пункт в виду нехватки общепризнанных терминов для емкостности информации. Другими словами, вам придется потратить не одно слово, а целую фразу и пару предложений, чтобы сделать этот пункт понятным как можно большему количеству игроков. В этот пункт входит пояснение в каком стиле мастер проводит свои игры. Например, можно оставить пометку, что в игре будет присутствовать линейный сюжет. Или, что будет дана вводная к миру, но игроки вольны продолжать сюжет, как им угодно. Либо, указать на полноценное разделение нарративных прав с игроками и их полную свободу действий в созданном мире. Большое значение в написании этого пункта будет иметь то, насколько хорошо вы умеете формулировать ваши желания.
  5. Интересный факт: большинство людей предпочитает избегать в объявлениях жаргонизма “рельсы” (анг. “railroading”) ввиду устоявшегося негативного подтекста. Хотя линейные сюжеты нередко называют именно так. Выражение “песочница” (англ. “sandbox”) (подразумевающее наибольшую свободу действий игроков) еще не приобрело настолько же негативную окраску, но у некоторых индивидуумов вызывает столь же сильное отторжение, что и “рельсы”. Для привлечения внимания к объявлению разумно было бы избегать в тексте двух этих жаргонизмов.
    Зачем это нужно? Исключительно по мнению вашей скромной слуги (у вас оно может быть другим), стиль вождения в современном НРИ-сообществе приобретает такое же фундаментальное значение, как и жанр, сеттинг, ибо напрямую влияет на то, что за игроки и с какой целью придут на вашу игру. Технически, формат игры не требует отдельного пункта. Его можно включить в пункт фокусировки или жанра и сеттинга. Единственная причина по которой этот пункт не был включен в необходимый минимум — это его неоднозначность, описанная выше.
  6. Количество оставшихся мест на игре и объявление о закрытии набора. Лично мне было очень сложно определить должен ли этот пункт состоять в необходимом минимуме или не не должен. И должен ли он быть вообще. Поразмыслив, я пришла примерно к следующим тезисам. Во-первых, не всякий мастер четко регламентирует количество игроков: некоторые будут рады набрать вторую пачку или просто свести знакомство, для будущих игр, с как можно большим количеством людей со схожими интересами. Во-вторых, учитывая, что речь идет об интернет-наборе, нет никакой гарантии, что сделав пометку “Осталось мест: 3/4" вы получите одного конкретного игрока, строго под это место. Скорее всего будет достаточно желающих и выбирать все равно придется. В-третьих, пометку “Набор закрыт” вы можете поставить в любое время, если у вас действительно много желающих, но чем специфичнее вкусы мастера тем ниже шансы на толпы последователей из числа игроков, и тем ниже шанс, что вам вообще потребуется проставлять этот пункт.
  7. Аннотация сюжета. Еще один пункт, вызвавший сомнения а надо ли добавлять его в необходимый минимум. Мне кажется, что именно в минимум включать его не нужно. Потому как может иметь место генерация мира с нуля, просто с учетом указанных сеттинга, желаний мастера и игроков. В этом случае попытки прописать что либо в аннотации только запутают. Но если говорить о некой стандартной или привычной форме объявления, то практически никакое объявление не обходится без аннотации — тут я согласна. Зачем это нужно? Аннотация (от лат. “annotatio” — замечание) в буквальном смысле означает краткое содержание чего-либо. В данном случае — предстоящей игры. Краткое значит краткое. Умение вместить в малую форму значительное содержание — безусловно талант редкий, но нужно постараться. Чем короче и интереснее аннотация, тем большее внимание она привлечет. Хорошего игрока нужно заинтересовать и аннотация вам в этом поможет. Например, аннотация к игре по мотивам игры “Diablo” может выглядеть так: “Зло вновь оживает. Три святейших лорда Санктуарии нанимают четырех отважных героев, чтобы в очередной раз сразиться со слугами Дьябло и спасти святые скрижали. Им предстоит опасная дорогая, злобные козни демонов и орды ожившей нежити. Смогут ли они противостоять искушениям и не вступить на путь зла? Решать вам”.
  8. Вдохновение. Что подтолкнуло к мысли провести игру именно такую, именно в таком сеттинге, именно такого жанра. Или немного написать о своих увлечениях связанных с конкретно этой игрой. Например, “Большой фанат Вархаммера. Знаю про него все. Имею кучу зачитанных книг, очень хочу нести его лор в массы. Поэтому присоединяйтесь: все покажу и расскажу, будет весело”. Лично я считаю этот пункт сомнительным. И не опробованным лично мной. Но интересным. Рискну предположить, что важность этого пункта связана с большим эмоциональным откликом у игроков, которым приелась обычная подача объявлений о наборе.

Теперь добавим некоторые пункты в предыдущий пример и посмотрим, что получится:
Дата: Воскресенье, 24 сентября
Время: 21:00 (МСК+4)
Способ связи: Discord+вебки
Платформа: Foundry (на своем сервере)
Система: PbtA, Fellowship/Братство
Жанр и сеттинг: мистика, драма, по миру Темной башни Кинга
Референсы: Ветер сквозь замочную скважину, история Тимми
Формат игры: вводная от мастера с дальнейшим развитием игроками
Предупреждение: запрещены буклеты Dwarf, Elf, Halfling, букеты дополнений.
Платно, 500р за сессию
Аннотация: “Зловещий сборщик налогов в ожидании протягивает ладонь для рукопожатия… Каждому из вас он поведал забытый секрет вашего прошлого взамен потребовав услугу. Он сделал вашу жизнь хуже, но честнее и теперь вам придется совершить опасное путешествие по Бескрайнему лесу. Вы могли бы отказаться, но понимаете, что в этом случае потеряете все, что имеете, возможно даже жизнь. Теперь вам предстоить совершить нечто ужасное: найти и пленить последнего единорога”.

На мой взгляд все еще достаточно коротко и емко.

А теперь… разберемся со всякими канцерогенами, лишними жирами и вредными полуфабрикатами, которых не должно быть. То бишь со всем тем, чего лучше не указывать в объявлении.

Что не нужно писать в объявлении, чтобы не испортить его?

    Гордон Рамзи считает, что в блюде не должно быть слишком много чеснока. А я считаю что в объявлении не должно быть самобичевания!
  1. Свое имя и свой возраст. Да, игроки должны знать, как вас зовут. Но почему нужно указывать свое имя именно в объявлении, если вы все равно познакомитесь на собеседовании, нулевке или перед игрой? Даже если вы являетесь известной в НРИ-сообществе личностью по-своему мнению или чужому — воздержитесь. Это лишняя информация. Собственно как и возраст, если, конечно, вы не хотите, чтобы вас оценивали исключительно по возрастной категории, а не по навыкам и способностям, которые вы собираетесь продемонстрировать при вождении.
  2. Заметка для игроков: О, я догадываюсь, что можно подумать читая текст выше. “Что если я ориентируюсь на имя мастера, при выборе объявления? Как без имени вычислить плохого мастера или очень хорошего?” А ничего. И никак. Призываю вас быть объективными. Гнать прочь мысли: “О, я знаю этого чувака, у него два хака, 7 книг, 33 лекции и он объездил все Золотое кольцо с играми, так что я точно получу у него удовольствие от игры” или “Блин, этот парень такой душный, нудный и высокомерный, что я бы лучше мыло съел, чем у него играть” — это абсолютно вредные мысли. Каждый человек может стать хуже или лучше с течением времени. Судить его только по репутации — вот что настоящее зло и настоящее отсутствие терпимости. Имя мастера и его репутация не должны оказывать влияния на ваше решение. Помните, что НРИ — это коллективная игра, социальная. Даже если мастер прекрасен и замечателен одним только своим существованием он не сделает вам хорошо как по волшебству. Стараться должны все. Так же и с мастером, чьи недостатки кажутся вам вопиющими: он может вполне адекватно принять критику и изменить подходы, если поговорить с ним и прояснить ваши взгляды.
  3. Перечислять собственные недостатки. Забудьте про самокритику и антирекламу в объявлениях. Меня переполняет уверенность, что никто не хочет создавать у потенциальных игроков предубеждение или негативные ожидания. Мне совершенно очевидно, что каждый ведущий описывающий себя в негативном ключе при помощи набора на игру всего лишь хочет подстелить так называемую “соломку” на случай если не получится соответствовать высоким ожиданиям. Хуже всего, когда у ведущего подсознательно возникают такие мысли: “видите, я же говорил, что я не очень, но вы все равно пришли, так что теперь терпите”. Во-первых, как уже было сказано, вы создаете у игроков негативные ожидания. Во-вторых, вы проецируете на них свое видение себя, как мастера, мешая им создать собственное мнение о вас. В-третьих, вы ни за что не удержите игроков в своей игре, заранее рассказав, что вы не очень себе мастер: все люди свободны и ваша антиреклама их не удержит от того, чтобы покинуть игру, если она им не понравится.
  4. Перечислять собственные достоинства. Казалось бы, что если негативной информацией можно запрограммировать человека на негатив, почему нельзя позитивной — запрограммировать на позитив. Я говорю — можно! Но очень осторожно и качественно. Посетите пару лекций прошаренных НРИшников и имиджмейкеров, сходите на курсы маркетологов или развейте в себе обаятельного душку, который давно в вас спал. Однако, как и перечисление недостатков, так и перечисление достоинств не сделает вашу игру лучше. Лучше ее сделают только ваши навыки, внимание и усердие. А кроме этого вам непременно придется столкнуться с завышенными ожиданиями игроков после всех ваших дифирамбов самому себе. Стоит ли это того?
  5. Кроме того, вот вам моя собственная маленькая статистика: согласно ответов троих различных игроков — они просто не выносят мастеров, которые хвастаются в объявлениях своими достижениями и предпочитают не записываться к ним на игры.
  6. Излишняя художественная подача объявления. Креатив это просто замечательно. Креатив делает жизнь ярче, веселее, интереснее. Самое суть НРИ — это креатив. Но не забывайте про банальную психологию. Слишком длинное или витиеватое, перегруженное специфическими терминами или даже построенное в лучших пушкинских традициях — ямбом — объявление рискует быть не дочитанным до конца. Не потому, что оно плохое, а потому что возможные игроки устанут читать или не поймут содержания. В общем, всякий раз когда хочется добавить в приевшийся стиль объявления чего-нибудь эдакого для привлечения внимания — не лишним будет напомнить себе расхожее выражение про “все хорошо в меру”.
  7. Допускать в объявлении нестыковки фактов и ошибки. В том числе грубые орфографические и грамматические (лично я обожаю делать ошибки в любых текстах, но вы же не я), несоответствие времени и даты предполагаемым, указывать в аннотации, референсе и сеттинге факты первоисточника не соответствующие реальному произведению и таким образом ставить под сомнение собственную компетентность.

Это все. Желаю себе и вам удачных объявлений.

2 комментария

avatar
в том числе 12 часовой, подробнее тут
Где?
Последний раз редактировалось
avatar
Ой, спасибо вам большое!
Без вашего комментария я бы совершенно не обратила внимания на нарушенное оформление и отсутствие ссылок!
Выкладываюсь редко и поэтому совершенно забываю, что из GoogleDOC переносит не только без форматирования, но и без ссылок.
Разумеется все добавила и поправила. Правда там ссылка всего лишь на википедию)
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.