Тёмная сторона школьной жизни — обзор Bubblegumshoe


Линейка игр по системе СЫЩИК охватывает множество стилей: от лавкарфтианского хоррора до хронодетектива. Но есть жанр, который долгое время оставался не у дел — детектив подростковый. Истории в духе книжек о Нэнси Дрю редко находили воплощение в мире настольных ролевых игр. Bubblegumshoe создана, чтобы восполнить этот пробел. Что примечательно, на этот раз за дело взялись не Pelgrane Press, а издательство Evil Hat, известное нам благодаря FATE и Don’t Rest Your Head. О том, что у них получилось, я сегодня и расскажу.

Если лень читать 5 страниц текста, сразу переходите в конец обзора, к резюме и выводам.

О чём эта игра?

Главным источником вдохновения для Bubblegumshoe стал сериал «Вероника Марс», и игра довольно точно воспроизводит его стиль. Говорю с полной уверенностью, потому что специально для работы над переводом книги посмотрел три сезона. Сериал неплох.
Герои игры — ученики старшей школы в обычном американском городке. Каждому из них лет по 16–18, и каждый переживает жуткий период выпускных классов: они пытаются строить личную жизнь, сдать экзамены, поступить в колледж, да и вообще разобраться со своим местом в жизни. И будто этого мало, героям предстоит ещё и расследовать преступления. Начиная с того, кто и зачем похитил научный проект одноклассника, и заканчивая тем, кто на самом деле убил королеву выпускного бала.

Игра всячески подчёркивает, что социальной драме и повседневной жизни сыщиков внимания уделяется ничуть не меньше, чем расследованиям. Bubblegumshoe не заявляет, дескать, вот вам правила СЫЩИК для детектива, но не забывайте о личной жизни героев. И близко нет. Самая яркая черта игры — это как раз механики для поддержки социальной подростковой драмы.

Способности

Поскольку герои игры — подростки, ни о каких чистых академических знаниях речи не идёт. Этой категории способностей нет вовсе, оставшиеся разделены на исследовательские и межличностные. К первым относятся навыки, вроде гугл-фу, скаутской подготовки и знания поп-культуры, а к последним — умение убеждать, льстить или делать серьёзные щи (да, в игре есть способность grown-up face).

Если игроку так уж хочется обладать навыками вроде антропологии или оккультных наук, для этого добавлена возможность брать уникальные способности, но их пункты обходятся дорого, и стоит ли оно того — большой вопрос.

Список общих способностей изменился меньше. Сильнее всего бросается в глаза отсутствие привычных здоровья и самообладания. Единственным витальным параметром стала крутость. Это одновременно и выдержка персонажа, и социальные хит-поинты, и школьный статус. Если крутость опускается ниже нуля, персонаж истерит как ребёнок, а крутых поступков от него ждать не приходится.

Отношения

Спрашивается, как вести расследование, если нас лишили половины способностей? Дело в том, что игра всячески подчёркивает, что персонажи игроков не одни в этом мире. Друзья, родители, учителя и соперники — без них никакой социальной драмы не получится.

Вместе с пунктами способностей игроки получают пункты отношений, которые могут вкладывать в создание связей с другими людьми. Отношения бывают трёх типов: любовь, симпатия и ненависть. Первые два можно использовать как ресурсы во время расследований. За каждым персонажем, связанным с сыщиком, записана способность или ресурс, к которому сыщик получает доступ благодаря отношениям.

Отец сыщика работает судмедэкспертом, поэтому можно напроситься к нему с визитом на работу и воспользоваться лабораторией. Лучший друг сыщика — компьютерный гений и без проблем пробьёт кого-нибудь по ай-пи или заддосить неугодный сайт. Бойфренд сыщицы родом из Сеула и поможет с переводом с корейского. Так это и работает.

Проблема в том, что истощение запаса отношений может обернуться серьёзными последствиями для сыщика: кто-то перестанет ему доверять, кто-то затаит обиду, а кто-то просто откажется помогать в следующий раз. Восстановить отношения можно благодаря ответной услуге или просто разговору по душам.

Ненависть — это особый тип отношений. Создавая себе врагов, игрок получает дополнительные пункты отношений, но вручает ведущему в руки инструмент, с помощью которого он может осложнять жизнь сыщикам и, конечно, создавать ещё больше драмы.

Механика

В отношении поиска улика механика не претерпела сильных изменений. В основе всё те же принципы, что и всегда: если есть хотя бы пункт рейтинга способности, ты всегда получаешь ключевую улику. За трату пунктов можешь получить особое преимущество, которое поможет твоему персонажу выглядеть круче и быстрее продвинуться по ходу расследования. За это мы любим СЫЩИК и было бы глупо от этого отказываться.

Самые большие изменения относятся к боевой составляющей. Классические физические столкновения стали куда проще и условнее. Наши герои подростки, а подростковые драки — это просто ещё один способ выяснить отношения и показать, кто круче. Подростки не дерутся насмерть, и тактических изысков от них ждать не приходится. Поэтому в игре нет правил по оружию или особым приёмам, нет даже параметра здоровья у персонажей. Вместо этого у них есть несколько состояний: в порядке, побит, травмирован и при смерти. Если проиграл бой, состояние опускается на одну ступень.

Интересно здесь то, что любая драка — это испытание для сыщика, и ему приходится проходить проверку крутости просто чтобы ударить противника по лицу. Что уж говорить о намерении сломать пару рёбер. В этой игре драка — это серьёзно. И у любой драки будут последствия вроде домашнего ареста или воспитательной беседы в участке.


Вышесказанное не значит, что Bubblegumshoe — игра про мирных хиппи-пацифистов. Школьная драма не просто так названа драмой. В ней хватает конфликтов, но большая часть из них — социальные. Признаться, до сих пор не уверен, как к этому относиться. С одной стороны, фокус на социальных столкновениях как нельзя лучше соответствует тропам жанра. Но с другой, это первый раз, когда мне хочется вводить домашние правила для СЫЩИКа, потому что я не могу отделаться от мысли, что правила безобразно переусложнены.

У игрока в социальном конфликте масса возможностей: можно использовать межличностные способности, можно вовлекать в конфликт других персонажей и тратить пункты отношений, можно использовать специальные социальные атаки, у которых будут разные последствия. А ещё на сложности и проверок влияет статус сыщика, рейтинг крутости противника и даже место, в котором происходит конфликт.

В общем, количество факторов, которые нужно одновременно учитывать во время конфликта, действительно велико. И на мой взгляд, это делает сцены конфликтов чрезмерно механизированными. Сложно играть со всей страстью и актёрским мастерством, если после каждой фразы приходится прерываться на подсчёт всех этих модификаторов. Но, возможно, я просто привык к иному стилю игры.

Игровой мир

Прописанный игровой мир в Bubblegumshoe отсутствует. Вместо этого есть целая глава, посвящённая тому, как создать город для игры совместными усилиями ведущего и игроков. Игра представляет свой формат описания ключевых мест и вводит механику порогов, которую я бы утащил в пару других игр.

Если кратко, то места в городе делятся на три группы: безопасные, опасные и территория взрослых. В безопасные места можно попасть без особых проблем, а вот для того, чтобы зайти на территорию взрослых, придётся заплатить несколько пунктов крутости. Причём цена может зависеть от статуса места и прошлого персонажа.

Территория — это важно. Со временем у героев накапливается история, связанная с местом, и это может накладывать модификаторы на проверки социальных конфликтах.

Школьные тайны

Что мне действительно понравилось в книге, так это то, что Evil Hat учёл ошибки, которые Pelgrane повторяла от одной книги к другой. На мой вкус, местами авторы описывали что-то только ради самого описания, систематизация ради систематизации, структура ради структуры. Некоторые разделы книг получались перегруженными и тяжёлыми. Здесь же каждый элемент поддерживает идею.

Для примера, в «Эзотеррористах» пять страниц описывается, какие в игре есть типы улик и чем они отличаются друг от друга. Ни слова о том, как они могу помочь и какие лучше использовать в той или иной ситуации. Здесь же авторы уложили всю техническую часть на одну страницу и сосредоточились на главном — жанровых тропах подросткового детектива.

Глава рассказывает о том, как планировать преступления и о том, почему его расследованием должны заниматься герои. Почему взрослым нельзя верить, почему полиция никогда не найдёт преступника, почему героям не должно быть всё равно. В общем, пусть Evil hat и выбрала специфичный жанр для игры, работает она с ним весьма умело.

Вариации

Полагаю, среди читателей обзора нашлось немало тех, кто задаётся вопросом «Да кому вообще захочется играть в расследование школьных тайн?!» Похоже, авторы были к этому готовы и приготовили ещё восемь дополнительных мини-сеттингов.
Хочется играть в древние тайны и колдовство? Хорошо, вот вам правила для магии и проклятий и истории, на которые стоит равняться. Хотите проиграть в «Тайны Смолвиля» и становление супергероев? Вот рецепт кроссовера Bubblegumshoe и Mutant city blues. Хотите игру про детишек в стиле Скуби Ду? Без проблем, вот правила по дурацким ловушкам и говорящим животным.
Глава, посвящённая дополнительным подсеттингам — моя любимая в книге. Это просто кладезь дополнительных правил и примеров адаптации системы под свои нужды.

Что подпортило впечатление

Отношение к отношениям
Отношения — одна из самых классных вещей, которые есть в Bubblegumshoe. Они добавляют в игру драмы, они предоставляют новые идеи игрокам и ведущему, они делают истории более личными. Однако есть одна вещь, которая показалась мне странной. С одной стороны, в тексте книги подчёркивается важность отношений и говорится о том, что трата их пунктов — это серьёзно, а восстановление требует внутриигровых действий. С другой же, в тех же правилах сказано, что отношения восстанавливаются в начале каждого нового расследования, как и любые исследовательские способности. Возникает вопрос — почему они так важны? Почему игроки должны о них так заботиться и экономить пункты? Строго по букве правил, можно быть засранцем и манипулятором, а в начале следующего расследования все снова будут тебя любить и уважать. Этот один из моментов игры, которые мне бы хотелось прояснить у создателей.

Вводное приключение
В книге есть целая глава посвящённая зарисовкам будущих сценариев — шесть небольших сюжетов, которые могут стать основой для игры. Есть вполне обычные об ограблении баптистской церкви, а есть такие, которые поднимают щекотливую тему подростковой беременности. Зарисовки неплохие и дают хороший старт для игры. Одну из зарисовок авторы превратили в полноценный сценарий, подробно описанный в конце книги. Проблема в том, что из всех историй выбрали самую унылую и скучную — расследование кражи велосипеда. За историей стоит суровая драма о том, зачем скупщику велосипедов это потребовалось и почему это важно. Но это не меняет самого факта того, что это расследование пропажи чертового велосипеда. Как по мне, сложно заинтересовать новых игроков подобным сюжетом.

SJW-настроения
В вопросе толерантности игра следует всем последним веяниям и тенденциям. На страницах есть персонажи-трансгендеры, представители нетрадиционной ориентации и национальные меньшинства всех цветов кожи. Не имею ничего против ни одной из этих вещей, но даже на мой вкус, авторы перегибают палку. Создаётся впечатление, что упоминаний нетрадиционного в книге больше, чем, собственно, традиционного. Среди четырёх готовых персонажей только один — белый, да и без девушки-би состав, разумеется, был бы неполный. Справедливости ради замечу, что когда такие персонажи встречаются в зарисовках, это является частью приключения, а не просто припиской в стиле «О, кстати, ещё он гей».

Причина, по которой я обращаю, на это внимание — возможные проблемы с изданием игры на русском языке. Если в оригинале возрастной рейтинг книги был 13+, то у нас ему придётся присваивать 18+ или вносить изменения в текст. Шатание скреп и прочие радости жизни.

Резюме

Bubblegumshoe понравится тем, кто пресыщен игрой в превозмогание или авантюрные приключения. Это, прежде всего, эксперимент. Местами — спорный, но скорее удачный, чем нет. У Bubblegumshoe очень узкая ниша, но я всё же надеюсь, что она найдёт своего игрока. Впрочем, даже если вы не собираетесь играть в подростковый детектив, эта игра может стать отличным источником вдохновения и дополнительных правил для игр по системе СЫЩИК.

Хорошо
  • Отлично передан стиль, атмосфера и жанровые тропы подросткового детектива.
  • Подробное описание использования отношений в игре.
  • Руководство по созданию города для игры.
  • Несколько зарисовок, которые знакомят ведущего с возможными конфликтами.
  • Глава, которая рассказывает о том, как играть в Bubblegumshoe по другим сеттингам: от академии одарённых детей имени Ксавье до базы на Марсе.
Плохо
  • Изложение правил временами выглядит странно.
  • Перегруженные правила по социальным конфликтам.
  • Пресное вводное приключение.
  • Навязчивые SJW-мотивы.

5 комментариев

avatar
Черт возьми, как круто смотрелся бы детектив по СЫЩИКУ в сеттинге гайгерманиковской «Школы»! Думал по окончании текущего кампейна поводить «Нуменерушку» по ФатеКору, однако, твой обзор резко переменил мои планы :3
avatar
Отличная идея, кстати, про «Школу». Я бы в такое с удовольствием сыграл. Очень хотелось бы увидеть сеттинг на русском.
avatar
Спасибо за обзор. Звучит хорошо, увы, меня подобный сеттинг не интересует.
avatar
Очень круто! Я правильно помню. что вы занимались переводом этой штуки для студии? Если да, то когда имеет смысл ждать русскую версию?
avatar
Не стану называть конкретных цифр. Я закончу перевод к концу марта (я уж очень долго с ним вожусь, это правда). Дальше дело за Студией.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.