"У нас тут сложные выборы, и вы никогда не сможете сделать правильный"

Параллельными обсуждениями Вахи в моей теме и отсутствия бесплатных обедов в теме Чудо-Йогурта навеяно.

Очень соблазнительно для некоторых мастеров решить «у меня тут будет СИРЬЁЗНАЯ игра со СЛОЖНЫМИ МОРАЛЬНЫМИ ВЫБОРАМИ, где каждый из вариантов будет иметь ПОСЛЕДСТВИЯ (негативные), и НЕТ, вы НЕ СМОЖЕТЕ сделать выбор, который не будет иметь ПОСЛЕДСТВИЙ, которые я так хочу в вас кидать».
Но вот считается, что ролевые игры — они про осмысленный выбор. Можно ли считать осмысленным выбор, где ты не можешь выбрать такой вариант, который бы тебя устроил, и обязан выбирать только из разных сортов зла?

Это может быть и на уровне конкретного модуля (рельсы-рельсы), и на уровне целого сеттинга (вон там Фланнан ругает Ваху за то, что он не хочет безальтернативного выбора «либо ты космический фашист и военный преступник, либо еретик и предатель человечества»), и даже на уровне системы (например, сложность подкручена так, что как бы игрок ни минимаксил, его персонаж будет проваливать большую часть проверок).

Это нормально, если игра подбрасывает такие выборы ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ, но если БОЛЬШИНСТВО выборов в игре осуществляется между пиками точеными и [УДАЛЕНО ПО ПРОСЬБЕ ГЕОМЕТРА], есть опасность, что рано или поздно кто-то из игроков (например, я) скажет «а зачем мы вообще делаем эти выборы?».

75 комментариев

avatar
avatar
Интересно, что является в данном случае эквивалентом Дварф Фортресс в НРИ…
avatar
У меня подозрение, что многие скажут, что GURPS. Но на мой взгляд GURPS всего лишь в разряде хардкорных.
Может быть, *В? Хотя тоже вряд ли.
avatar
Да, про рельсы. На самом деле рельсы в смысле «события, которые произойдут, предопределены мастером заранее» и обесценивание выбора игроков — не синонимы; можно играть в песочницу, где сюжет скалдывается из результатов выбора игроков, но при этом результат выбора игроков НИКОГДА не является таким, каким они ожидали. У меня был опыт минимум одной такой игры, где у меня была полная свобода действий, но каждый раз, когда я что-то делал, в силу скрытых от меня факторов и не зависящих от меня обстоятельств я получал не тот результат, к которому я стремился (и практически всегда хуже — мастер мне в общении сам признала, что его кредо «дать игрокам принять решение, потом заставить их пожалеть о принятом решении» — не помню точную формулировку, могу путаться), и в какой-то момент я решил «если ни одно моё действие не приводит к результату, которого я бы хотел, я не буду принимать никаких решений, сиречь сольюсь из игры».
avatar
Можно ли считать осмысленным выбор, где ты не можешь выбрать такой вариант, который бы тебя устроил, и обязан выбирать только из разных сортов зла?
А из чего ещё выбирать-то? Если в вариантах выбора сияет очевидно добрый «всех помирить и всё починить» то это делает его по умолчанию лучшим и по сути единственным. То бишь как раз убирает выбор из ситуации.
Анекдот про сдачу экзамена в ГАИ, с бабкой, девушкой и тормозом помнишь? Если бы экзаменатор сразу спросил «будешь давить бабку, девушку или тормоз», анекдота бы не получилось.
avatar
Возражение понято и принято. Но я скорее рассматривал гипотетическую ситуацию, когда мастер/автор модуля/сеттинга в ответ на прожимание тормоза говорит «тормоза отказали, брось кубик, в кого ты врежешься» или «бабка и девушка пытаются друг друга убить, ты не можешь помирить их, тебе придётся задавить кого-то из них или обеих». Вон, в теме Чудо-Йогурта практически такой случай обсуждается, что «найденные игроками хитрые решение, позволяющие им избегать риска и траты ресурсов, скучны для мастера».
avatar
есть опасность, что рано или поздно кто-то из игроков (например, я) скажет «а зачем мы вообще делаем эти выборы?».

Уж скорее для мрачняка характерен выбор «мы делаем что-то болезненное для нас» и «мы отказываемся сделать выбор, остаёмся в стороне, но всё равно нам будет больно». То есть не делать выбор — это один из стульев. В то же вахе Эйзенхорн несколько раз последовательно встал перед выборами «либо я делаю очень еретическую штуку, либо остаюсь в стороне и гибнет куча людей», и выбрал первое. Результат? Людей спал, мир спас, но потерял практически всех соратников, и окончательно стал радикалом.

В остальном — игра из таких выборов состоять не должна. Сложный выбор — это как перец; он может сделать блюдо вкусным, но если его насыпать ведро, то смысл в нём будет потерян.
avatar
В остальном — игра из таких выборов состоять не должна. Сложный выбор — это как перец; он может сделать блюдо вкусным, но если его насыпать ведро, то смысл в нём будет потерян.
Вот да.
avatar
Просто ты по умолчанию концентрируешься на ощущениях своих персонажей (их восприятии и страданиях от последствий). Естественно, если любая цена воспринимается как страдание, то на выходе у нас сплошной буддизм — игра есть неизбежное страдание, от которого хочется сбежать в нирвану.

Но это вопрос восприятия, а не вопрос наличия\последствия выбора.
avatar
А как их надо воспринимать?
avatar
Что значит «как надо»? Надо кому? Не уверен, что понимаю твой вопрос.

Чтобы не страдать, есть как минимум два варианта — насколько они подходят под конкретного игрока и стиль игры, зависит уже от кучи факторов. Первый — сколько-то отстранённо воспринимать именно тот аспект, в котором платится цена. Герой боевика, например, весьма страдает физически. Средний D&D-шный персонаж через тот же средний модуль с кучей боёв проходит измученным, измотанным, измочаленным. Если модуль проведён хорошо, то это по умолчанию значит, что над трупом финального босса-монстра приключенец стоит, шатаясь в последних хитах, и, утирая холодный пот, вспоминает те ситуации, когда всё висело на волоске (и их по ходу модуля было не одна и не две). Игрок же столь же обычно над ранами героя не причитает, а отмечает на листе хиты и говорит «ух, здорово! Как мы его в пятом-то раунде!».
Второй — радоваться выигрышам больше, чем огорчаться от проигрышей. Потому что помимо потерь, есть и триумфы. Ты говоришь выше про разные сорта зла, но обычно помимо кнута к выбору прилагается и какой-то пряник. Даже в той же Вахе инквизиторский подручный, с каменным лицом проходящий к последнему челноку мимо матерей, с плачем пытающихся просунуть через решётку ограды посадочной площадки детей, может в этот момент ещё и испытывать заслуженную гордость. Она может быть высокой и благородной — что несмотря ни на что источник выявлен, чума Нургла остановлена, и хотя это поселение потеряно, соседние выстоят, или подленькой и гнусной — что дознаватель Репитиссимус заразился-таки мозговыми червями, не уберёгся старый прохиндей, так что дорога к повышению теперь открыта. В любом случае, если это для персонажа значит больше, чем плач и стоны на заднем плане, и это игроком так и воспринимается, то и игра воспринимается не как выбор из двух зол.
Последний раз редактировалось
avatar
Прикол в том, что в случае приключенца над трупом босса страдает приключенец в основном физически, а не морально. Никто не тыкает в игрока раскаленной кочергой, когда на его паладина дышит дракон. Игроку это, конечно, неприятно, но основной ущерб от происходящего циферки на бумажке получают, а не он.
А когда того же приключенца ставят перед условным выбором «спасти принцессу, но отпустить людоеда-шантажиста» или «убить людоеда-шантажиста и погубить принцессу», то персонаж страдает в основном морально. Вот только его «моральность» исполняет игрок, а не бумажка с циферками, так что все страдания прилетают в него.
avatar
Я не очень уверен, кстати, что противопоставление корректное. Потому что с «моральностью» тоже есть немало вариантов. Она может быть стандартизована каким-то образом в системе (и на выходе быть «Петер, у тебя тут самая низкая Человечность — сходи-ка, налови гопников нам на ужин»), а между игроком и игровой ситуацией есть ещё буфер в виде взглядов персонажа, которые совершенно не обязательно воспринимаются как собственные. Вон, в той теме про Ваху я shadeofsky приводил пример с драконом. Дракон-персонаж вполне будет страдать морально от выбора «проглотить оскорбление или потерять некоторую часть своих сокровищ» и я эти его страдания вполне себе воспринимаю. При этом мне лично эти самые страдания не так уж сильно ударят по нервам, когда игра закончится, потому что дракон это всё-таки не я.

Вообще, есть подозрение, что тут ещё вопрос в актёрском\режиссёрском отношении, но мысль тут пока сырая.
avatar
В примере с вампирами прикол в том, что там персонажи вертятся в заведомо иной моральной системе, чем игроки, и именно это и выражают циферки в чарниках. Но ты и сам понимаешь, что игры в существ с альтернативными моральными системами — скорее исключение, чем правило (да что там говорить, даже в том же ДнД значительная часть игроков играет человеками, хотя какой выбор богатый).
И, раз уж мы пошли разговаривать за разные позиции, то представь себе ситуацию, когда человек пришел просто покидать кубы и погонять гоблиноидов, а ему посреди этого развлечения внезапно вываливают на голову НЕЭПИЧЕСКИХ МАСШТАБОВ СЕРУЮ МОРАЛЬ. Это… фрустрирует, знаешь.
avatar
Я бы, кстати, сказал скорее не «редко играют альтернативные моральные системы», сколько «если внимание не заострено, используют свои привычные по умолчанию». В том смысле, что отсутствие проработки чужой и использование своей — вообще-то разные вещи. Не знаю как кому, мне кажется довольно самоочевидным, что даже извозчик конца XIX века и сисадмин начала XXI из одного и того же города будут иметь несколько отличные моральные системы, потому что бытие с сознанием того-этого. Уж про какого-нибудь загадочного китайца или эльфа длинноухого не говорю. Просто оно иногда совсем не важно, если у эльфа важно количество хитов и скиллов, а не что там у него в его блондинистой голове делается.

А что когда человек не ожидал, ему обычно неприятно, когда ему вываливают лишнюю работу для душевных мыщц, это да, это-то я не спорю и вон, товарищу топикстартеру уже согласие писал ниже.
Последний раз редактировалось
avatar
*Устало* Геометр, если твои цейтноты на работе тебя утомляют, и твои способности понимать собседника не поспевают за твоими способностями писать километровые стены текста, может быть, возьмёшь на недельку отдых от Имажинарии? Всем будет лучше, и тебе в том числе.

А то у меня который раз ощущение, что если я напишу пост «небо голубое», мне в комментарии набегут люди (и ты среди них), объясняющие, что небо бывает не только голубым, и закатное небо на 20% лучше, и когда я отвечу, в моём ответе на их ответ тоже найдут логические ошибки и скурпулёзно их разберут, и в моём ответе на их ответ на мой ответ на их ответ, и так далее. И у меня складывается ощущение, что для многих людей «находить в посте логические ошибки, вцепляться в них и долбить оппонента в мозг так, будто тебе обещали денежный приз за победу в этом споре» является опцией в дискуссиях в интернете с незнакомцами по умолчанию, и они просто иначе не умеют. Честно, если это называется общением, то пусть лучше Скайнет убьёт всех человеков, пусть Землю унаследуют роботы, общающиеся двоичным кодом. Может быть, это МНЕ надо взять отпуск от имажинарии на ближайшую астрологическую эпоху, раз я всё равно не смогу написать такой пост, в котором ни один пользователь не смог бы при всём желании найти ни одной ошибки, из-за которой можно было бы устроить холивар в комментариях?
avatar
Окей, если я опять не о том, то ок. Извини, если я тебя достал. Тэг твой про Капитана Очевидность я заметил, но мне просто показалось, что тема для беседы «если игроку раз за разом делать плохо, то он может обидеться» — это что-то из выводов Выбегалло в теме с кадавром, неудовлетворённым полностью (не в укор).
avatar
Будто ты мало видел мастеров, которые до этой простой истины (не) дошли через кровь, пот и слёзы убегающих игроков.

Ну, то есть, допустим, в каких-то условиях игрок может испытать катарсис от того, что пока он ходил в данжен на заработки (совершая Сложный Выбор между походом в данжен и охраной родной хаты), враги сожгли родную хату, но насколько часто такие условия встречаются? (Это абстрактный пример, придуманный за две минуты, не надо его всерьёз обсуждать).
Последний раз редактировалось
avatar
И вот что удивительно. Убивать орков в сорокатысячнике — это фашизм и военное преступление. Убивать орков в D&D — это социально поощряемое и доброе действие. Видимо тут влияет эпоха. Во временной линии D&D ни того, ни другого ещё не придумали, поэтому всё в порядке. Как и в Warhammer Fantasy.
avatar
Ну так-то Империум фошыздами зовут не за то, что они убивают орков, а за то, что они и своих-то на регулярной основе и по не всегда адекватным поводам…
avatar
Ох ты, смотри-ка, пригодилося, милок! (Смахивает пыль с ящика «В случае пустопорожних споров о мировоззрениях разбить стекло»). Если копнуть — хотя кто там станет копаться в морали, где в типовом модуле можно заменить «добро» и «зло» на «красных» и «синих»? Но вот если копнуть, вроде даже там убийство орков не есть доброе дело само по себе, а лишь потому, что орки там властью законов жанра неизбежная угроза (и то, вон, в новом PF гоблины карьеру сделали до PC-расы, в новом D&D, глядишь, и орки тоже). А так, если паладин убил, расчленил и съел орка в вакууме (на изолированном демиплане, посреди необитаемого острова), то это максимум нейтральное деяние, а то и такое, за что товарищи погрозят латным пальцем.
avatar
А так, если паладин убил, расчленил и съел орка в вакууме
Сферического?
avatar
Катится Оркобок через фэнтези, а навстречу ему Паладин…
avatar
орки там властью законов жанра неизбежная угроза
Можно подумать, в вахе-сорокашке это не так.
avatar
Убивать орков в сорокатысячнике — это фашизм и военное преступление.
Это кто где когда такое заявлял? Убийство вражеских комбатантов без нарушениев законов и обычаев войны военным преступлением очевидно не является по определению.
avatar
Могу попробовать реконструировать цепочку мыслей, которые привели кого-то из говорящих за кадром к такому, хотя за точность не ручаюсь.

1) В метафизике Вархаммера нет системы с абсолютным добром и злом, как в generic fantasy.
2) Антураж Вархаммера при этом — условное будущее, да и сам он себя называет (мрачным) будущим.
3) Стало быть, перед нами не условная сказка со своими законами, а то, на что можно применять нормы современного мира.
4) По меркам современного мира в Вархаммере творится тотальный… вархаммер, за отсутствием лучшего слова. Это подчёркивается и является краеугольным камнем антуража.
5) Стало быть, ответственные всех сторон, допустившие всю эту армагеддонскую резню цепным мечом и профилактические расстрелы…

Оценка при этом, естественно, моральная, а не правовая.
avatar
То, что имперцы часто воюют с орками или хаоситами — это нормально.
То, что имперцы часто воюют с эльдарами и тау — это показатель того, что они злобные фашисты.
То, что имперцы часто воюют с имперцами — это показатель того, что они сами себе злобные буратины, ничуть не лучше орков или хаоситов. И утверждение о том, что в вахе конфликт «порядок против хаоса» — не более чем имперская пропаганда, а на самом деле порядка нет.
Последний раз редактировалось
avatar
По-моему, то что имперцы часто воют с имперцами — это скорее показатель того, насколько велик Империум и как он неудобно организован (ну при таких-то средствах связи и обработки информации — неудивительно). То, что режим там прямо описывается как «самый кровавый из возможных» — это уже не частотой внутренних конфликтов определяется, претензий там можно куда больше поднять.

То, что имперцы часто воюют с эльдарами и тау — это показатель того, что они злобные фашисты.
Как говорилось на МРИ: «Считающие тау оплотом добра плохо знают этих ксеносов, и скорее всего подверглись их пропаганде». Примерно то же самое с эльдарами, которые просто ассоциируются с космическими эльфами, цветочками и прочим. Так-то там эльдары и тау относительно договороспособны, но совершенно не благожелательны.
avatar
Окей, давай я переформулирую — то, что имперцы воюют с эльдарами и тау в галактике, в которой есть орки, хаоситы и зерги, то есть тираниды — это показатель того, что они злобные фашисты.

скорее показатель того, насколько велик Империум и как он неудобно организован (ну при таких-то средствах связи и обработки информации — неудивительно).
Средства связи и обработки информации — норм. У человечества бывало и хуже. Дело исключительно в том, что Империум поражён вирусом вражды.
avatar
Всё ещё не понимаю. Империум воюет со всеми, кто ему сколько-то угрожает. Это же такой огромный неповоротливый слон, которого со всех сторон грызут более мелкие хищники. Он просто в силу масштабов принципиально не может концентрироваться на чём-то одном.

У человечества бывало и хуже.
Крайность с «исключительно в том». Средства обработки, умноженные на масштабы там чудовищные (что часть авторов игнорирует, правда) — вон, см. историю с теми же тау, где время реакции на потенциальную угрозу исчислялось сотнями лет. Ну а это — совершенно помимо идеологии — ещё и подталкивает к простым решениям. Дико обобщённым, но надёжным в смысле возможного проигрыша. Видишь ксеноса — не рассуждай, а убей, хотя там и есть какая-то доля пригодных для общения. Видишь что-то странное и хотя бы потенциально варповое? Не суй туда руки, а лучше сам застрелись. Планетарному правителю пришла в голову новая идея и он что-то радикально реорганизует? Сжечь его на месте, а то как бы чего не вышло. Это, в том числе, спровоцировано и тем, что время осмысленной реакции у межзвёздного государства — как у диплодока, у которого до головы доходит извещение что хвост жуют к тому моменту, когда кончик хвоста уже давно переварен.
Последний раз редактировалось
avatar
Потому что не надо организовывать галактический империум как Россию 21ого века. Особенно учитывая что Путин, то есть Император, уже 10 000 лет как в коме.
То, что связи с центром нет, не значит, что на местах должна быть анархия. На то и дан планетарный губернатор, чтобы решения принимать. Терра далеко, а ксеносы рядом. Опять-таки, чтобы отличить хаос от новой моды есть экклезиархия. Товарищ инквизитор не для того тридцать лет учился в мире-храме, чтобы сжигать каждого, кому в голову идея пришла.
avatar
Эээ… Но ведь Империум на местах именно так и управляется, как ты предложил, и это приводит именно к тому, к чему оно там приводит?
avatar
А тут вступает в дело статистика, которая говорит, что при таких масштабах, как ни устраивай управление, решает дело средний уровень управленца со всеми его минусами. Палка о двух концах — либо у тебя сила сконцентрирована в руках немногочисленных сверхчеловеков (и получаешь Ересь Горохоруса впридачу к проблеме диплодока), либо разбита по местам — и тогда, как бы ты ни бился, получишь средних управленцев, которые будут принимать средние же решения средней надёжности. А когда цена ошибки — как в случае с генокрадским культом, вылезшим в реальность демоном и прочими милыми прелестями выходных в Вахе, то на среднюю надёжность полагаться нельзя. Любая же попытка некоторые варианты закрывать наглухо и без всяких оборотной стороной имеет зверский перерасход сил ради буквы инструкции и людоедские ограничения с мотивом «потому что надо».

Плюс получается из-за масштаба, что тот же товарищ инквизитор может быть и достаточно компетентен, чтобы разобраться в деталях с этой проблемой, если он посвятит ей полгодика. Только на участке у него за вчера шесть доносов про разные культы, три сигнала о подозрительной активности на местах Древних Зол, двое коллег копают под него из-за прошлых решений (и это хорошо, что инквизиторов так мало, иначе бы они грызлись на порядок чаще!), два новых апокалиптических пророчества, не вышел на связь шпион в губернаторском дворце плюс надо готовить отчёт по Чёрным Кораблям. Потому он проблему решает быстро: риск есть? Я тебя не про детали спрашиваю! Есть значит? Всё, тогда делаем просто: нет человека, нет проблемы. Сервочереп, озвучить следующий пункт списка дел!
Последний раз редактировалось
avatar
(А я думал, Империум в Вахе такой, какой он есть, потому, что авторам хотелось запилить чернушную клерофашистскую антиутопию, а не потому, что у этого есть ОБОСНОВАНИЕ).
avatar
И потому, что они хотели иронически обыграть штампы фентези. И много ещё почему. Одно другому не мешает. Просто, поскольку они всё-таки ещё и пояснения по вселенной запустили, а она вышла достаточно живой, вокруг этого много что накрутилось — в том числе и не столь уж плохие обоснования.

Даже если у нас style over substance, наличие обоснований помогает. А наличие армии фанатов позволяет сделать из фанерных декораций… чуть более достоверные декорации, с пояснениями, что это не грязь и паутина, это штатные несущие конструкции.
avatar
Да, изначально они просто прикалывались, скрещивая научную фантастику, космофэнтези и клерофашистскую антиутопию. Но обосновали то, почему она такая, они очень даже неплохо. Аки Станиславский, скажу «Верю».
avatar
Нет, они хотели забавного капустника, смеющегося над штампами космооперы и сраной бриташкой, а потом внезапно народу зашло, кучу всего заретконили и получился канон для эталонных душнил, ноющих за покрас строго в кодексные цвета и прически у мандрагор :)
avatar
А тут вступает в дело статистика, которая говорит, что при таких масштабах, как ни устраивай управление, решает дело средний уровень управленца со всеми его минусами.
А если использовать статистику правильно, то становится ясно, что из населения целой галактики легко найти достаточно сверхчеловеков для всех ключевых постов. А с ресурсами галактической империи, их можно обучить на уровень, достаточный для того, чтобы справляться с поставленными задачами.
avatar
Эт если у вас логистика и связь есть.
А если от планеты к планете переться десятилетиями а связь только вида «полусумашедшие ребята телепатически орут друг на друга через буквальный ад» то нет
avatar
Космические перелёты в Вархаммере на самом деле не такие уж и длинные. Можно даже прилететь раньше, чем вылетел.
Рулбук Rogue Trader'а говорит, что на совсем хорошем маршруте между соседними системами можно пролететь за 1 день. А перелёт через целый сектор займёт 1-2 субъективных месяца или 1-2 года в реальном времени.
avatar
Ну там где у тебя метрополия и по хорошо прохоженным маршрутам регулярно летают корабли там и орднунга больше и паранойи чутка меньше
avatar
А если использовать статистику правильно, то становится ясно, что из населения целой галактики легко найти достаточно сверхчеловеков для всех ключевых постов.
Вот эта вера — и один из корней нестыковки. В Вархаммере, который я принимаю за основу, дичайший кадровый дефицит для ключевых постов и дико неэффективные формы управления на местах, потому что опять-таки колоссальные проблемы с логистикой (RT плохой аргумент, потому что мы там играем за персонажа, который уже получил корабль, и тот его основной актив, который он содержит де-факто любой ценой, ибо вольный торговец без корабля не более, чем недоразумение; корабли же в Империуме ресурс ценный, эксплуатируемый веками и тысячелетиями, и не под всякую задачу доступный) и с обработкой информации.

Там же не то, что единую форму управления хотя бы в рамках секторов обеспечить не могут — при всей их теократии местные религиозные культы одобряют по принципу «сюда Императора воткнём и будем считать местным вариантом веры» и с тем, что из миллиона миров добрая половина скатилась в прогрессе если не до пальм и дубин, то кольчуг или паровых котлов сделать ничего толком не могут. Именно из-за несоответствия масштабов и доступных способов обработки информации в том числе: у нас в мрачном мире тёмного будущего «авианосцы на вёслах» в космосе и архивы, где писцы гусиными перьями пополняют базы данных с опозданием в сотни и тысячи лет.

То есть там вполне галактических масштабов объёмы информации — при околосовременных возможностях работы с ней, причём скорее в минус, чем в плюс.
Последний раз редактировалось
avatar
корабли же в Империуме ресурс ценный, эксплуатируемый веками и тысячелетиями, и не под всякую задачу доступный
Они пробовали делать корабли короче километра? :D
avatar
Пробовали, но туда влезает либо варп-привод, либо генератор поля Геллера. Приходится псайкера сажать, который демонов веслом отгоняет.
avatar
Ну и чо он там напринимает?

Вот прилители к планетарному губернатору, положим Тау. И хотят ему нести Великое Всеобщее Благо, торговать, дарить цветочки и вообще отдаться ему физически если попросит.

Планетарный губернатор, даже если он не результат локальной коррупции, не трехсотлений склеортик, и получил лучшее образование чем три года церковно-приходской школы в аграрном мире, скорее всего до этого не видел буквально ни одного ксеноса в своей жизни.
Информация о политике ксеносов и их способностях у него если есть то в каком-то устарелом на триста лет кодексе, который не то что эльдар от друкари не отличит, но не факт что отличит тиранида от некрона — не то что бы у Империи есть хорошие и полные списки способностей этих самых ксеносов, с их очаровательной привычкой вытаскивать мегавундервафли из тысячелетней давности загашников.

У ксеносов тем временем есть какие-то жуткие ассиметричные технологии, псайкеры, биологическое оружие и хрен знает что еще что может всю планету погрузить в Хаос/замайндконтролить/вырезать под ноль так что ты это вообще не заметишь, и даже без этого если они действительно милые добрые и замечательные и даже ради великого блага не намерены кастрировать всю планету, забирать дань в виде рабов для ритуального принесения в жертву в обмен на бессмертие для аристократии или там рассаживать генокрадские культы, или вытащить мегаартефакт которым они намерены взорвать Терру из загашника, то они просто своим присутствием намекают нашему планетарному губернатору что может и платить имперскую десятину уже не так обязательно.

И все что у Империума есть что бы этому противостоять это большой калибр практически-конвенционного оружия. Ни связи, ни разведки, ни детекторов сравнимых с ксенотехнологиями нет практически ни у кого кроме штучных экземпляров которых единицы на Галактику.

Поэтому тот корабль который раз в десять лет прилетает на эту вашу окраинную планету может дать только общие рекомендации, а именно: (а)приближаются — стреляй (б)если пункт «а» не применим то вызывай кого-то из центра.

Но допустим наш планетарный губернатор инициативен, амбициозен и намерен что-то клевое и ксенософильное предпринять.
Если он прав, то это даст какой-то местный бонус, в виде ксенотеха, роботов там, хз, и может даже Инквизиция его не расстреляет потому что в нашей гипотетике Инквизиция тоже добрая и умная и вникает в эти ваши ньюансы.
Если он не прав то умрет пара триллионов человек а кишки Ультрамаринов которые будут пытаться ликвидировать последствия этой гениальности, будут собирать потом с трех окрестных планет.

Поэтому если планетарный губернатор намерен тут что-то рещать на своем планетарном уровне, Инквизиция вероятно предпочтет его предварительно расстрелять. Если, конечно, узнает.
Последний раз редактировалось
avatar
А на высоких уровнях, ну какие-то общения существуют. И ксенотех покупают (хотя редко, потому что он невоспроизводимый) и вон Робот Гулливер даже общался и Иврейн, Терранская аристократия строила заговоры вместе с друкари, то-се, компетентные люди иногда даже спрашивают вопросы и получают ответы прежде чем хвататься за пиломечи и болтеры.
avatar
avatar
Как человек осиливший заметный процент Черной Библиотеки, хочу сказать что это неправда.
avatar
У Лапикова вообще зачастую своя атмосфера, тем не менее, тоже подход.
avatar
avatar
40к здорового человека
Экстерминатус здорового человека
Акро-флагелляция здорового человека
Переделывание в сервитора здорового человека
Трупный крахмал здорового человека
avatar
Как приятно видеть, когда кто-нибудь начинает мыслить по-Хэнковски!
avatar
Всё ещё не понимаю.
Стоп. Что значит «не понимаю»? Что ты понимаешь под «не понимаю»? Ты не не согласен с позицией Фланнана, ты именно не понимаешь, как он может своей позиции придерживаться?
avatar
Не понимаю того, почему сделан такой вывод. Так что третий вариант — не не согласен, а не понимаю логических связей в ней (вот когда будет прояснено, тогда можно соглашаться или не соглашаться, а пока не уверен, что мы рассуждаем об одном и том же Вархаммере).
avatar
Окей, давай я это сформулирую так: объединиться против общей опасности — это базовый инстинкт человека. Если он подавлен — это можно объяснить только следованием нездоровой идеологии вроде фашизма.
avatar
Так фашизм так и работает — объявить кого-то опасностью, затем призвать всех объединиться против неё и объявить врагами тех, кто не готов сплотиться под их знамёна.
avatar
Ну так Империум так и работает — объединяет людей против общего противника.
avatar
«Объединиться против общей опасности» как «базовый инстинкт человека» (если к современным homo sapiens вообще применимо понятие инстинкта, с чем тоже не все согласны) мы наблюдаем, когда в случае пожара или теракта люди всей толпой бросаются к одному выходу (тому, через который кто-то ломанул первый), игнорируя соседние, и калечат друг друга в давке.

Ранжировать текущие конфликты по степени угрозы, заключить перемирия и временные союзы с тау и эльдарами, чтобы успешнее противостоять оркам и тиранидам, разработать при этом меры предупреждения на случай коварного удара в спину от тех же эльдар, эффективно внедрить новую политику на тысячах планет, и так далее — это совсем другое «объединиться», которое недостижимо за счёт врождённых поведенческих механизмов.
avatar
Ну, тут выше уже целый хор голосов указывает на проблемы с подходом.

Я же укажу ещё на одну, которую, кстати, вообще часто эксплуатируют в тёмном фентези (не только космическом). Даже если мы примем, что нормальная человеческая реакция на каком-то уровне выше семьи\племени — объединяться против врага, то, собственно, почему они все должны одинаково понимать «кто тут ближний, а кто дальний»? Галактический масштаб это всё очень бла-а-агородно, но даже внутри того же Империума полным-полно не менее здоровой активности «тюкни его, пока он отвернулся». Кто-то там радостно друг друга подсиживает, кто-то наживается, подсовывая доблестной гвардии тухлые рационы и изношенную технику, кто-то лапки потирает, глядя как горит планета под нашествием орков, потому что на его корабле можно будет вывозить беженцев, заломив несусветные цены… И это всё опять-таки естественный набор активности — на тех, кто пытается это задавить, заставив слишком большое число народа плясать под общую дудку, та же Инквизиция смотрит с большим подозрением (не без оснований — с таких же благих намерений начинали ребята вроде Гурона Чёрное сердце). И это, повторю, внутри формально одного государства, с общей верой в Императора и тэ дэ.

То есть твоим аргументом можно пытаться обосновать, что когда на тебя с неба сыплются тираниды, то лучше уж кидаться за помощью хоть к самому чёрту (в Вархаммере это иногда получается вполне буквально), не то, что к тем ксеносам, которые менее склонны сразу тебя кушать. Ну в отчаянные моменты так оно там и происходит. А вот что только наличие в космосе тиранидов заставит людей с эльдарами взяться за руки и петь про пони, не примеряясь как бы в процессе ткнуть кинжалом в спину друг другу — оно спорно.
avatar
то, что имперцы воюют с эльдарами и тау в галактике, в которой есть орки, хаоситы и зерги, то есть тираниды — это показатель того, что они злобные фашисты.
то, что эльдары воюют с имперцами и тау в галактике, в которой есть орки, хаоситы и зерги, то есть тираниды — это показатель того, что они злобные фашисты.
Там реально все молодцы. Разве что экзодиты, да и то…
avatar
Замечу, что экзодиты выбрали экзоди… экзотический вариант защиты от общего тона сеттинга. Они просто не существуют в нём, кроме как в периферических местах флаффа уже много редакций. Потому, когда доходит до прояснения актуальной версии деталей о них, они делают очень виннипуховское лицо и начинают петь «я тучка-тучка-тучка, а вовсе не эльдар», чего хватает для отпугивания большинства хищников.
avatar
Империя конечнос с эльдарами воюет, но не стоит забывать что эльдар тоже воюют с Империей.
И договариваться с ними это конечно рчень клевая идея, пока они вас всех не вырежут к чертовой матери и не из-за того что вы сделали что-то не так, а потому что провидец скащал что через пять тысяч лет это приведет к чему-то хорошему, а объяснять причинно-следственные связи тупым монкеям ни у кого нет терпения, даже у бессмертных.

Канонiчная цель Эльдаров это убить всех и восстановить эльдарскую империю, в том числе физически вычистив грязных абизьян со своих планет. На компромиссы по этому вопросу они идти не очень хотят, а понятие «временного союза» у них от хуманского очень отличается.

Поэтому когда к тебе прибегает клевая эльдарская вайфу и чем-то обещает помочь, девять раз из десяти это закончится печально и ты даже не поймешь как и почему. Если ее пристрелить на месте, правда, тоже врядли это совсем хорошо закончится но как минимум будет на одного эльдара меньше.
Последний раз редактировалось
avatar
И это мы даже еще не начали говорить о друкариях)
avatar
Там все злобные фашисты и все сами себе злобные буратины. В том и трагедия этого мира, что там все озверевшие.

В Рогью трейдере я вот гуманном разрешила рабочим из разрушенного улья общины с самоуправление и вообще дала немного больше свободы. Угадайте, что оказалось там в итоге? Генокрадский культ. Который и разрушил этот улей. А вот теперь представим существование в таком мире. Даже гуманист озвереет и станет параноиком.
avatar
А если бы не разрешила — там всё равно был бы генокрадский культ. И сколько Империя не зверствует — там всё равно есть культы генокрадов. Потому что головой надо думать, а не только злиться.
avatar
Но в меньших масштабах может быть. А так я чуть всю планету им на блюдечке не принесла из гуманизма.
Ваха как раз хороша тем, что испытывает гуманизм на прочность. Будешь ли ты рисковать целой планетой ради ста тысяч человек? Или целым сектором галактики — ради одной планеты? Причём именно рисковать, потому что часто непонятно, оправданы твои подозрения или нет.
avatar
Лол. Гуманизм здесь не при чём. В дистопии, в которой половина населения прячется в подулье, а вторая — прячется по аристократическим салонам — генокрадам и хаоситам куда большее раздолье, чем в здоровом обществе.
avatar
Только вот в лоре есть куча примеров, когда генокрады с хаоситами заводились и на благополучных планетах. Кеффия в историях про Каина, скажем.
avatar
Замечу, что тут мешает не эта часть дистопии, а то, что там чужая головушка полушка и своя шейка копейка.

То есть то, что в случае подозрения на культ генокрадов имперский губернатор может отдать приказ «всех лысых на планете расстрелять в 24 часа!» и это не будет рассматриваться как что-то экстраординарное. Будет ли исполнен такой приказ или саботирован — уже от обстановки на местах зависит, но в тон сеттинга он попадает.
avatar
Почему в меньших размерах? Если культ там возник, значит генокрады и культисты были. Централизация или самоуправление вообще никак на это не влияет, собственно жесткая централизация скорее упрощает культу работу.
avatar
Убийство вражеских комбатантов без нарушениев законов и обычаев войны военным преступлением очевидно не является по определению.

Особенно учитвая что в Вархаммере законов и обычаев войныы просто нет)
avatar
Убивать орков в сорокатысячнике — это фашизм и военное преступление.

С чего это? Это дезинфекция.
avatar
Пошли как-то уроженцы Макрагга по грибы…
avatar
И вот что удивительно. Убивать орков в сорокатысячнике — это фашизм и военное преступление. Убивать орков в D&D — это социально поощряемое и доброе действие.
Присоединяюсь к всеобщему недоумению.
Как минимум, в первом и втором утверждении субъект моральной оценки не один и тот же.
avatar
Чтобы держать игроков в напряжении и они не заскучали? Понятное дело, что не надо делать, чтобы у игроков постоянно выбор между плохим и очень плохим.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.