"У нас тут сложные выборы, и вы никогда не сможете сделать правильный"
Параллельными обсуждениями Вахи в моей теме и отсутствия бесплатных обедов в теме Чудо-Йогурта навеяно.
Очень соблазнительно для некоторых мастеров решить «у меня тут будет СИРЬЁЗНАЯ игра со СЛОЖНЫМИ МОРАЛЬНЫМИ ВЫБОРАМИ, где каждый из вариантов будет иметь ПОСЛЕДСТВИЯ (негативные), и НЕТ, вы НЕ СМОЖЕТЕ сделать выбор, который не будет иметь ПОСЛЕДСТВИЙ, которые я так хочу в вас кидать».
Но вот считается, что ролевые игры — они про осмысленный выбор. Можно ли считать осмысленным выбор, где ты не можешь выбрать такой вариант, который бы тебя устроил, и обязан выбирать только из разных сортов зла?
Это может быть и на уровне конкретного модуля (рельсы-рельсы), и на уровне целого сеттинга (вон там Фланнан ругает Ваху за то, что он не хочет безальтернативного выбора «либо ты космический фашист и военный преступник, либо еретик и предатель человечества»), и даже на уровне системы (например, сложность подкручена так, что как бы игрок ни минимаксил, его персонаж будет проваливать большую часть проверок).
Это нормально, если игра подбрасывает такие выборы ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ, но если БОЛЬШИНСТВО выборов в игре осуществляется между пиками точеными и [УДАЛЕНО ПО ПРОСЬБЕ ГЕОМЕТРА], есть опасность, что рано или поздно кто-то из игроков (например, я) скажет «а зачем мы вообще делаем эти выборы?».
Очень соблазнительно для некоторых мастеров решить «у меня тут будет СИРЬЁЗНАЯ игра со СЛОЖНЫМИ МОРАЛЬНЫМИ ВЫБОРАМИ, где каждый из вариантов будет иметь ПОСЛЕДСТВИЯ (негативные), и НЕТ, вы НЕ СМОЖЕТЕ сделать выбор, который не будет иметь ПОСЛЕДСТВИЙ, которые я так хочу в вас кидать».
Но вот считается, что ролевые игры — они про осмысленный выбор. Можно ли считать осмысленным выбор, где ты не можешь выбрать такой вариант, который бы тебя устроил, и обязан выбирать только из разных сортов зла?
Это может быть и на уровне конкретного модуля (рельсы-рельсы), и на уровне целого сеттинга (вон там Фланнан ругает Ваху за то, что он не хочет безальтернативного выбора «либо ты космический фашист и военный преступник, либо еретик и предатель человечества»), и даже на уровне системы (например, сложность подкручена так, что как бы игрок ни минимаксил, его персонаж будет проваливать большую часть проверок).
Это нормально, если игра подбрасывает такие выборы ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ, но если БОЛЬШИНСТВО выборов в игре осуществляется между пиками точеными и [УДАЛЕНО ПО ПРОСЬБЕ ГЕОМЕТРА], есть опасность, что рано или поздно кто-то из игроков (например, я) скажет «а зачем мы вообще делаем эти выборы?».
75 комментариев
Может быть, *В? Хотя тоже вряд ли.
Анекдот про сдачу экзамена в ГАИ, с бабкой, девушкой и тормозом помнишь? Если бы экзаменатор сразу спросил «будешь давить бабку, девушку или тормоз», анекдота бы не получилось.
Уж скорее для мрачняка характерен выбор «мы делаем что-то болезненное для нас» и «мы отказываемся сделать выбор, остаёмся в стороне, но всё равно нам будет больно». То есть не делать выбор — это один из стульев. В то же вахе Эйзенхорн несколько раз последовательно встал перед выборами «либо я делаю очень еретическую штуку, либо остаюсь в стороне и гибнет куча людей», и выбрал первое. Результат? Людей спал, мир спас, но потерял практически всех соратников, и окончательно стал радикалом.
В остальном — игра из таких выборов состоять не должна. Сложный выбор — это как перец; он может сделать блюдо вкусным, но если его насыпать ведро, то смысл в нём будет потерян.
Но это вопрос восприятия, а не вопрос наличия\последствия выбора.
Чтобы не страдать, есть как минимум два варианта — насколько они подходят под конкретного игрока и стиль игры, зависит уже от кучи факторов. Первый — сколько-то отстранённо воспринимать именно тот аспект, в котором платится цена. Герой боевика, например, весьма страдает физически. Средний D&D-шный персонаж через тот же средний модуль с кучей боёв проходит измученным, измотанным, измочаленным. Если модуль проведён хорошо, то это по умолчанию значит, что над трупом финального босса-монстра приключенец стоит, шатаясь в последних хитах, и, утирая холодный пот, вспоминает те ситуации, когда всё висело на волоске (и их по ходу модуля было не одна и не две). Игрок же столь же обычно над ранами героя не причитает, а отмечает на листе хиты и говорит «ух, здорово! Как мы его в пятом-то раунде!».
Второй — радоваться выигрышам больше, чем огорчаться от проигрышей. Потому что помимо потерь, есть и триумфы. Ты говоришь выше про разные сорта зла, но обычно помимо кнута к выбору прилагается и какой-то пряник. Даже в той же Вахе инквизиторский подручный, с каменным лицом проходящий к последнему челноку мимо матерей, с плачем пытающихся просунуть через решётку ограды посадочной площадки детей, может в этот момент ещё и испытывать заслуженную гордость. Она может быть высокой и благородной — что несмотря ни на что источник выявлен, чума Нургла остановлена, и хотя это поселение потеряно, соседние выстоят, или подленькой и гнусной — что дознаватель Репитиссимус заразился-таки мозговыми червями, не уберёгся старый прохиндей, так что дорога к повышению теперь открыта. В любом случае, если это для персонажа значит больше, чем плач и стоны на заднем плане, и это игроком так и воспринимается, то и игра воспринимается не как выбор из двух зол.
А когда того же приключенца ставят перед условным выбором «спасти принцессу, но отпустить людоеда-шантажиста» или «убить людоеда-шантажиста и погубить принцессу», то персонаж страдает в основном морально. Вот только его «моральность» исполняет игрок, а не бумажка с циферками, так что все страдания прилетают в него.
Вообще, есть подозрение, что тут ещё вопрос в актёрском\режиссёрском отношении, но мысль тут пока сырая.
И, раз уж мы пошли разговаривать за разные позиции, то представь себе ситуацию, когда человек пришел просто покидать кубы и погонять гоблиноидов, а ему посреди этого развлечения внезапно вываливают на голову НЕЭПИЧЕСКИХ МАСШТАБОВ СЕРУЮ МОРАЛЬ. Это… фрустрирует, знаешь.
А что когда человек не ожидал, ему обычно неприятно, когда ему вываливают лишнюю работу для душевных мыщц, это да, это-то я не спорю и вон, товарищу топикстартеру уже согласие писал ниже.
А то у меня который раз ощущение, что если я напишу пост «небо голубое», мне в комментарии набегут люди (и ты среди них), объясняющие, что небо бывает не только голубым, и закатное небо на 20% лучше, и когда я отвечу, в моём ответе на их ответ тоже найдут логические ошибки и скурпулёзно их разберут, и в моём ответе на их ответ на мой ответ на их ответ, и так далее. И у меня складывается ощущение, что для многих людей «находить в посте логические ошибки, вцепляться в них и долбить оппонента в мозг так, будто тебе обещали денежный приз за победу в этом споре» является опцией в дискуссиях в интернете с незнакомцами по умолчанию, и они просто иначе не умеют. Честно, если это называется общением, то пусть лучше Скайнет убьёт всех человеков, пусть Землю унаследуют роботы, общающиеся двоичным кодом. Может быть, это МНЕ надо взять отпуск от имажинарии на ближайшую астрологическую эпоху, раз я всё равно не смогу написать такой пост, в котором ни один пользователь не смог бы при всём желании найти ни одной ошибки, из-за которой можно было бы устроить холивар в комментариях?
Ну, то есть, допустим, в каких-то условиях игрок может испытать катарсис от того, что пока он ходил в данжен на заработки (совершая Сложный Выбор между походом в данжен и охраной родной хаты), враги сожгли родную хату, но насколько часто такие условия встречаются? (Это абстрактный пример, придуманный за две минуты, не надо его всерьёз обсуждать).
1) В метафизике Вархаммера нет системы с абсолютным добром и злом, как в generic fantasy.
2) Антураж Вархаммера при этом — условное будущее, да и сам он себя называет (мрачным) будущим.
3) Стало быть, перед нами не условная сказка со своими законами, а то, на что можно применять нормы современного мира.
4) По меркам современного мира в Вархаммере творится тотальный… вархаммер, за отсутствием лучшего слова. Это подчёркивается и является краеугольным камнем антуража.
5) Стало быть, ответственные всех сторон, допустившие всю эту армагеддонскую резню цепным мечом и профилактические расстрелы…
Оценка при этом, естественно, моральная, а не правовая.
То, что имперцы часто воюют с эльдарами и тау — это показатель того, что они злобные фашисты.
То, что имперцы часто воюют с имперцами — это показатель того, что они сами себе злобные буратины, ничуть не лучше орков или хаоситов. И утверждение о том, что в вахе конфликт «порядок против хаоса» — не более чем имперская пропаганда, а на самом деле порядка нет.
Как говорилось на МРИ: «Считающие тау оплотом добра плохо знают этих ксеносов, и скорее всего подверглись их пропаганде». Примерно то же самое с эльдарами, которые просто ассоциируются с космическими эльфами, цветочками и прочим. Так-то там эльдары и тау относительно договороспособны, но совершенно не благожелательны.
Средства связи и обработки информации — норм. У человечества бывало и хуже. Дело исключительно в том, что Империум поражён вирусом вражды.
Крайность с «исключительно в том». Средства обработки, умноженные на масштабы там чудовищные (что часть авторов игнорирует, правда) — вон, см. историю с теми же тау, где время реакции на потенциальную угрозу исчислялось сотнями лет. Ну а это — совершенно помимо идеологии — ещё и подталкивает к простым решениям. Дико обобщённым, но надёжным в смысле возможного проигрыша. Видишь ксеноса — не рассуждай, а убей, хотя там и есть какая-то доля пригодных для общения. Видишь что-то странное и хотя бы потенциально варповое? Не суй туда руки, а лучше сам застрелись. Планетарному правителю пришла в голову новая идея и он что-то радикально реорганизует? Сжечь его на месте, а то как бы чего не вышло. Это, в том числе, спровоцировано и тем, что время осмысленной реакции у межзвёздного государства — как у диплодока, у которого до головы доходит извещение что хвост жуют к тому моменту, когда кончик хвоста уже давно переварен.
То, что связи с центром нет, не значит, что на местах должна быть анархия. На то и дан планетарный губернатор, чтобы решения принимать. Терра далеко, а ксеносы рядом. Опять-таки, чтобы отличить хаос от новой моды есть экклезиархия. Товарищ инквизитор не для того тридцать лет учился в мире-храме, чтобы сжигать каждого, кому в голову идея пришла.
Плюс получается из-за масштаба, что тот же товарищ инквизитор может быть и достаточно компетентен, чтобы разобраться в деталях с этой проблемой, если он посвятит ей полгодика. Только на участке у него за вчера шесть доносов про разные культы, три сигнала о подозрительной активности на местах Древних Зол, двое коллег копают под него из-за прошлых решений (и это хорошо, что инквизиторов так мало, иначе бы они грызлись на порядок чаще!), два новых апокалиптических пророчества, не вышел на связь шпион в губернаторском дворце плюс надо готовить отчёт по Чёрным Кораблям. Потому он проблему решает быстро: риск есть? Я тебя не про детали спрашиваю! Есть значит? Всё, тогда делаем просто: нет человека, нет проблемы. Сервочереп, озвучить следующий пункт списка дел!
Даже если у нас style over substance, наличие обоснований помогает. А наличие армии фанатов позволяет сделать из фанерных декораций… чуть более достоверные декорации, с пояснениями, что это не грязь и паутина, это штатные несущие конструкции.
А если от планеты к планете переться десятилетиями а связь только вида «полусумашедшие ребята телепатически орут друг на друга через буквальный ад» то нет
Рулбук Rogue Trader'а говорит, что на совсем хорошем маршруте между соседними системами можно пролететь за 1 день. А перелёт через целый сектор займёт 1-2 субъективных месяца или 1-2 года в реальном времени.
Там же не то, что единую форму управления хотя бы в рамках секторов обеспечить не могут — при всей их теократии местные религиозные культы одобряют по принципу «сюда Императора воткнём и будем считать местным вариантом веры» и с тем, что из миллиона миров добрая половина скатилась в прогрессе если не до пальм и дубин, то кольчуг или паровых котлов сделать ничего толком не могут. Именно из-за несоответствия масштабов и доступных способов обработки информации в том числе: у нас в мрачном мире тёмного будущего «авианосцы на вёслах» в космосе и архивы, где писцы гусиными перьями пополняют базы данных с опозданием в сотни и тысячи лет.
То есть там вполне галактических масштабов объёмы информации — при околосовременных возможностях работы с ней, причём скорее в минус, чем в плюс.
Приходится псайкера сажать, который демонов веслом отгоняет.Вот прилители к планетарному губернатору, положим Тау. И хотят ему нести Великое Всеобщее Благо, торговать, дарить цветочки и вообще отдаться ему физически если попросит.
Планетарный губернатор, даже если он не результат локальной коррупции, не трехсотлений склеортик, и получил лучшее образование чем три года церковно-приходской школы в аграрном мире, скорее всего до этого не видел буквально ни одного ксеноса в своей жизни.
Информация о политике ксеносов и их способностях у него если есть то в каком-то устарелом на триста лет кодексе, который не то что эльдар от друкари не отличит, но не факт что отличит тиранида от некрона — не то что бы у Империи есть хорошие и полные списки способностей этих самых ксеносов, с их очаровательной привычкой вытаскивать мегавундервафли из тысячелетней давности загашников.
У ксеносов тем временем есть какие-то жуткие ассиметричные технологии, псайкеры, биологическое оружие и хрен знает что еще что может всю планету погрузить в Хаос/замайндконтролить/вырезать под ноль так что ты это вообще не заметишь, и даже без этого если они действительно милые добрые и замечательные и даже ради великого блага не намерены кастрировать всю планету, забирать дань в виде рабов для ритуального принесения в жертву в обмен на бессмертие для аристократии или там рассаживать генокрадские культы, или вытащить мегаартефакт которым они намерены взорвать Терру из загашника, то они просто своим присутствием намекают нашему планетарному губернатору что может и платить имперскую десятину уже не так обязательно.
И все что у Империума есть что бы этому противостоять это большой калибр практически-конвенционного оружия. Ни связи, ни разведки, ни детекторов сравнимых с ксенотехнологиями нет практически ни у кого кроме штучных экземпляров которых единицы на Галактику.
Поэтому тот корабль который раз в десять лет прилетает на эту вашу окраинную планету может дать только общие рекомендации, а именно: (а)приближаются — стреляй (б)если пункт «а» не применим то вызывай кого-то из центра.
Но допустим наш планетарный губернатор инициативен, амбициозен и намерен что-то клевое и ксенософильное предпринять.
Если он прав, то это даст какой-то местный бонус, в виде ксенотеха, роботов там, хз, и может даже Инквизиция его не расстреляет потому что в нашей гипотетике Инквизиция тоже добрая и умная и вникает в эти ваши ньюансы.
Если он не прав то умрет пара триллионов человек а кишки Ультрамаринов которые будут пытаться ликвидировать последствия этой гениальности, будут собирать потом с трех окрестных планет.
Поэтому если планетарный губернатор намерен тут что-то рещать на своем планетарном уровне, Инквизиция вероятно предпочтет его предварительно расстрелять. Если, конечно, узнает.
Экстерминатус здорового человека
Акро-флагелляция здорового человека
Переделывание в сервитора здорового человека
Трупный крахмал здорового человека
Ранжировать текущие конфликты по степени угрозы, заключить перемирия и временные союзы с тау и эльдарами, чтобы успешнее противостоять оркам и тиранидам, разработать при этом меры предупреждения на случай коварного удара в спину от тех же эльдар, эффективно внедрить новую политику на тысячах планет, и так далее — это совсем другое «объединиться», которое недостижимо за счёт врождённых поведенческих механизмов.
Я же укажу ещё на одну, которую, кстати, вообще часто эксплуатируют в тёмном фентези (не только космическом). Даже если мы примем, что нормальная человеческая реакция на каком-то уровне выше семьи\племени — объединяться против врага, то, собственно, почему они все должны одинаково понимать «кто тут ближний, а кто дальний»? Галактический масштаб это всё очень бла-а-агородно, но даже внутри того же Империума полным-полно не менее здоровой активности «тюкни его, пока он отвернулся». Кто-то там радостно друг друга подсиживает, кто-то наживается, подсовывая доблестной гвардии тухлые рационы и изношенную технику, кто-то лапки потирает, глядя как горит планета под нашествием орков, потому что на его корабле можно будет вывозить беженцев, заломив несусветные цены… И это всё опять-таки естественный набор активности — на тех, кто пытается это задавить, заставив слишком большое число народа плясать под общую дудку, та же Инквизиция смотрит с большим подозрением (не без оснований — с таких же благих намерений начинали ребята вроде Гурона Чёрное сердце). И это, повторю, внутри формально одного государства, с общей верой в Императора и тэ дэ.
То есть твоим аргументом можно пытаться обосновать, что когда на тебя с неба сыплются тираниды, то лучше уж кидаться за помощью хоть к самому чёрту (в Вархаммере это иногда получается вполне буквально), не то, что к тем ксеносам, которые менее склонны сразу тебя кушать. Ну в отчаянные моменты так оно там и происходит. А вот что только наличие в космосе тиранидов заставит людей с эльдарами взяться за руки и петь про пони, не примеряясь как бы в процессе ткнуть кинжалом в спину друг другу — оно спорно.
И договариваться с ними это конечно рчень клевая идея, пока они вас всех не вырежут к чертовой матери и не из-за того что вы сделали что-то не так, а потому что провидец скащал что через пять тысяч лет это приведет к чему-то хорошему, а объяснять причинно-следственные связи тупым монкеям ни у кого нет терпения, даже у бессмертных.
Канонiчная цель Эльдаров это убить всех и восстановить эльдарскую империю, в том числе физически вычистив грязных абизьян со своих планет. На компромиссы по этому вопросу они идти не очень хотят, а понятие «временного союза» у них от хуманского очень отличается.
Поэтому когда к тебе прибегает клевая эльдарская вайфу и чем-то обещает помочь, девять раз из десяти это закончится печально и ты даже не поймешь как и почему. Если ее пристрелить на месте, правда, тоже врядли это совсем хорошо закончится но как минимум будет на одного эльдара меньше.
В Рогью трейдере я вот гуманном разрешила рабочим из разрушенного улья общины с самоуправление и вообще дала немного больше свободы. Угадайте, что оказалось там в итоге? Генокрадский культ. Который и разрушил этот улей. А вот теперь представим существование в таком мире. Даже гуманист озвереет и станет параноиком.
Ваха как раз хороша тем, что испытывает гуманизм на прочность. Будешь ли ты рисковать целой планетой ради ста тысяч человек? Или целым сектором галактики — ради одной планеты? Причём именно рисковать, потому что часто непонятно, оправданы твои подозрения или нет.
То есть то, что в случае подозрения на культ генокрадов имперский губернатор может отдать приказ «всех лысых на планете расстрелять в 24 часа!» и это не будет рассматриваться как что-то экстраординарное. Будет ли исполнен такой приказ или саботирован — уже от обстановки на местах зависит, но в тон сеттинга он попадает.
Особенно учитвая что в Вархаммере законов и обычаев войныы просто нет)
С чего это? Это дезинфекция.
Как минимум, в первом и втором утверждении субъект моральной оценки не один и тот же.