Видоизменённый саксофон
На днях Студия 101 выпустила игру «Блюз города мутантов», и на мой взгляд, сейчас это одна из лучших детективных игр, выпущенных на русском языке. Собственно, одна из двух – вместе с «Янтарным городом». На детективном жанре из русскоязычных игр, вполне ожидаемо, фокусируются сейчас только игры на системе «Сыщик». Но все остальные игры этого семейства – что «Эзотерористы», посвящённые приключениям агентов ордена, чем-то напоминающего институт экзофизики из приснопамятной «Эры водолея», что «Ктулху», рассказывающее о сыщиках 20 годов, живущих на окраинах мифоса, что «Страх как он есть», посвящённый подросткам, попавшим в молодёжный фильм ужасов, обладают одной общей особенностью. Это скорее игры в детектив, чем детективные игры. Разница между этими подходами примерно такая же, как между чтением детектива, как обычного литературного произведения – просто ради сюжета и наблюдения за перипетиями в жизни героев, и чтением с намереньем разгадать загадку раньше сыщика. Во всех этих играх персонажи игроков идут по тропе из хлебных крошек, чтобы в конце встретить тварь, сама причастность которой к чуждой нашему миру природе является достаточным доказательством того, что это она является причиной всего произошедшего. Для этого достаточно интуитивных догадок. Совсем другого требуют «Янтарный город» и, особенно «Блюз города мутантов». Здесь игроки – официальные работники полиции, и расследование – это не только приключение, но и работа, требующая уймы формальностей. Не достаточно просто понять, что случилось, и кто виноват. Необходимо раздобыть доказательства, подтверждающие твою уверенность, и убедительные для сторонних людей, необходимо выяснить целый ряд дополнительных вещей. Используя официальные термины, необходимо не только раскрыть, но и расследовать преступление. В «Блюзе» эта сторона игры выражена очень сильно, на ней сделан акцент и уделено довольно много внимания в правилах. Ну и, после такого вступления, к правилам, пожалуй, и перейдём.
Открывает книгу художественная вставка – детективы Ломакс и Сесилия Чу прибывают на место преступления и начинают вникать в детали. По ходу книги мы встретимся с ними ещё не раз – их действия будут иллюстрировать описываемое в книге. Впрочем, будут и другие персонажи, чьи приключения не будут складываться в единую историю – их задачей будет только послужить примером для объяснения конкретных ситуаций в игре. И затем идёт вступление, кратко описывающее сеттинг – мир плюсов. В двух словах – в начале этого года (не важно, когда вы это читаете, всегда это будет 12 января этого года), в мире появилось новое гриппоподобное заболевание. Спустя некоторое время болезнь сошла на нет, а перенёсшие её люди обрели сверхспособности. Суммарно такие люди, получивших жаргонное название «плюсы», составили примерно один процент населения земли. И мир начал к ним приспосабливаться. Во введении рассказывается, как он это делал в течении десяти лет – до наступления актуального времени сеттинга. В самом конце рассказывается про ПУР – милое уху любого кошатника подразделение полиции, в котором и предстоит работать персонажам игроков. Это отдел, в котором работают мутанты, ловящие мутантов, совершивших преступление с помощью своих сверхспособностей.
И тут хотелось сказать пару слов про название. Вынесенный в заглавие блюз у меня ассоциируется скорее с нуарными детективами. Уставший от всего этого дерьма человек без будущего, в пыльном плаще и мятой федоре, сидит в прокуренном баре посреди заливаемого дождём тёмного города, и озвучивает свои печальные мысли, пронизанные, однако, надеждой на фундаментальную справедливость мира – вот что-то в этом роде. Ничего этого в «блюзе» нет. Однако, нуарные элементы есть и тут. Герои – мутанты, ловящие мутантов в довольно ксенофобном мире. Быть может, кто-то считает их предателями своего вида, но по сути, своей честной работой они защищают в первую очередь тех, против кого работают. И вместе с тем, они, как и преступники, обладают сверхспособностями, что прямо-таки подталкивает порой срезать углы сурового закона ради благого дела. Однако, любое превышение полномочий может, и с очень немалой вероятностью, серьёзно аукнуться им.
Но вернёмся к правилам. В целом, если вы уже встречались с играми на сыщике, в следующих трёх главах для вас будет довольно много знакомого. Вначале идёт рассказ про создание персонажа. Тут всё привычно – исследовательские способности, общие способности, советы по распределению очков. После чего вам предлагают выбрать мутации, и знакомят с диаграммой Квейда. И вот это мне кажется прямо-таки одной из лучших элементов «блюза». Выше я уже жаловался, что игры по сыщику недостаточно детективны, предоставляют слишком мало интеллектуальных вызовов. Конечно, мне приходилось играть по сыщику в приключения, где нужно было и в реальном времени взламывать шифр, которым написано письмо, или искать несостыковки в вещественных уликах – специально распечатанных личных делах и документах. Но всё это было личными находками ведущего. Обычно же, приключение по сыщику, включая, увы, и те, что проводил я, происходят следующим образом – персонажи игроков оказываются в нужном месте, игроки подают нужную заявку, и получают от ведущего ещё один кусок заранее заготовленного сюжета. Диаграмма Квейда позволяет ввести в игру ещё один канал получения информации. По сути, это миниигра, которая позволяет пошевелить мозгами не только персонажам, но и игрокам. Возможность получить улику не от ведущего, а исключительно на основании собственных логических вкладок – это очень круто. Суть тут проста. Все имеющиеся сверхспособности, а с ними и дефекты, сведены в единую «генетическую карту», двигаясь по которой можно набирать своему персонажу мутации. То есть то, какие мутации у него уже есть довольно жёстко определяет, какие могут ещё быть. Конечно, это несколько ограничивает, и создать совершенно любого мутанта не получится. Но, на мой взгляд, на фоне описанного преимущества, это невеликая плата.
Ну и следом идёт самая объёмная часть книги – описание способностей. В обычных способностях всё опять-таки довольно привычно. Описание сути, пара примеров использования, и, если требуется, уточнение по механике. Но, конечно, в игре про мутантов главная изюминка – это мутации. Их тут много, хорошо так за сотню, и они очень разные. Мутации тоже длятся на исследовательские способности, общие способности, и к этому ещё добавляются дефекты. Здесь есть как всякие крутые и кинематографичные штуки, так и довольно странные вещи. Например, исследовательская способность «управление растениями», позволяет получать доступную растениям информацию. Вроде того, насколько здесь питательная почва. Или, ещё есть «кровавая струя» — тратя своё здоровье, мутант может плюнуть струёй крови, фактически, заливая место действия и противника своим генетическим материалом. И не сказать, чтобы такая атака была как-то особенно эффективна. Но, впрочем, большинство способностей круты без всяких оговорок, и позволяют делать все те вещи, за которые мы любим супергеройские произведения. По крайней мере в теории. Поскольку, для многих способностей описан юридический аспект применения или даже просто обладания. Тут вам не комикс, и общество не потерпит безответственного поведения. Ну и чтобы жизнь мутантам совсем не казалась мёдом, некоторые сочетания способностей вызывают ещё и дефекты – мутации, ведущие не к обретению сверхспособностей, а к всевозможным заболеваниям. Дефекты тоже бывают довольно разные – от банальной депрессии, до возможности внезапно взорваться, с шансом заразить всех, кого забрызгает. У каждого дефекта есть несколько стадий и механика утяжеления состояния. В любом случае последняя стадия выводит персонажа из-под управления игрока, по сути, делая его инвалидом. Ну или сумасшедшим, учитывая, что многие дефекты имеют психическую природу.
После способностей идёт разбор правил, с несколькими довольно интересными нововведениями. Однако, несмотря на то, что довольно много внимания уделено боевой составляющей, после прочтения складывается впечатление, что сыщик – всё ещё система не про бои. Возможно, дуэли на сверхспособностях смогут разбавить игромеханически довольно скупые сражения, но пока выглядит так, что это всё тот же аукцион ресурсов с зашкаливающим, для такой игры, влиянием случайности. А предложение ввести в игру на сыщике тактические карты и миниатюры, и вовсе выглядит какой-то инородной заплаткой. Впрочем, возможно, после опробования новых правил на практике, мнение и поменяется.
И наконец, после игровой механики идёт, на мой взгляд, самая интересная часть книги. Она посвящена описанию детективной работы. Здесь есть много всего – и описание рутины в работе следователей и советы по проведению допроса и сбору улик и законодательные нормы, и описание методов судебной экспертизы, и нововведения, которые появились в мире с приходом мутантов. В общем, именно эту главу я считаю сердцем книги. Именно она нужна, чтобы понять, как играть в «Блюз города мутантов». Впрочем, сразу стоит сказать, что используя приведённые здесь советы, вряд ли удастся поиграть, скажем, по «Улицам разбитых фонарей». Помимо чисто процедурных и законодательных различий, на которые, лично я бы, мог и закрыть глаза, довольно сильны различия в подходе к работе. Здесь у подозреваемого прав гораздо больше, чем у следователя и об этом, скорее всего, знают оба. Без применения напильника, «блюз» подойдёт для игр по Америке, Англии, или, на худой конец, очень европеизированной России, какую показывают, например, в комиксах про майора Грома. Где обычные питерские менты живут по шаблонам американских полицейских сериалов. Да и кроме того, знающие люди, более внимательно причитавшие книгу, подсказали, что тут не обошлось без ляпов. К примеру, удивление вызывает мера пресечения для пойманных особо опасных мутантов. Их замораживают в криостазисе, фактически останавливая доя них субъективное время, а по прошествии срока заключения – просто размораживают и отпускают.
Далее правила переходят к подробному описанию мира игры. Как появление мутантов повлияло на самые разные сферы жизни, от спорта и медицины, до языка. Написано неплохо и последовательно. И затем идёт подробное описание того, как настроить город мутантов для вашей конкретной игры. Описываются значимые личности и реалии нового мира. Несмотря на то, что описание довольно подробное, мне это показалось похожим на описание сеттингов-конструкторов из «обитателей холмов». Хотя, конечно, и не такое лаконичное.
Ну и дальше идёт часть с советами для ведущего идеями для приключений, подсказками для игроков и пробное приключение. При беглом просмотре приключение выглядит интересным, хотя, судя по всему, основной его целью, было продемонстрировать работу механики. Тут есть сражения с использованием сверхспособностей, и гонка со временем, пока не пострадала очередная жертва, сюжетный поворот и подробное описание сцен с советами по поводу того, какие способности в какой ситуации применять.
На этом, пожалуй, можно закончить и так затянувшийся обзор. Как, наверное, уже понятно, мне «блюз» крайне понравился, и, вероятно, теперь именно он станет моей любимой игрой на сыщике. По крайней мере, пока на русском языке не появятся тоже довольно многообещающие «Пепельные звёзды» или «ночные хищники».
Открывает книгу художественная вставка – детективы Ломакс и Сесилия Чу прибывают на место преступления и начинают вникать в детали. По ходу книги мы встретимся с ними ещё не раз – их действия будут иллюстрировать описываемое в книге. Впрочем, будут и другие персонажи, чьи приключения не будут складываться в единую историю – их задачей будет только послужить примером для объяснения конкретных ситуаций в игре. И затем идёт вступление, кратко описывающее сеттинг – мир плюсов. В двух словах – в начале этого года (не важно, когда вы это читаете, всегда это будет 12 января этого года), в мире появилось новое гриппоподобное заболевание. Спустя некоторое время болезнь сошла на нет, а перенёсшие её люди обрели сверхспособности. Суммарно такие люди, получивших жаргонное название «плюсы», составили примерно один процент населения земли. И мир начал к ним приспосабливаться. Во введении рассказывается, как он это делал в течении десяти лет – до наступления актуального времени сеттинга. В самом конце рассказывается про ПУР – милое уху любого кошатника подразделение полиции, в котором и предстоит работать персонажам игроков. Это отдел, в котором работают мутанты, ловящие мутантов, совершивших преступление с помощью своих сверхспособностей.
И тут хотелось сказать пару слов про название. Вынесенный в заглавие блюз у меня ассоциируется скорее с нуарными детективами. Уставший от всего этого дерьма человек без будущего, в пыльном плаще и мятой федоре, сидит в прокуренном баре посреди заливаемого дождём тёмного города, и озвучивает свои печальные мысли, пронизанные, однако, надеждой на фундаментальную справедливость мира – вот что-то в этом роде. Ничего этого в «блюзе» нет. Однако, нуарные элементы есть и тут. Герои – мутанты, ловящие мутантов в довольно ксенофобном мире. Быть может, кто-то считает их предателями своего вида, но по сути, своей честной работой они защищают в первую очередь тех, против кого работают. И вместе с тем, они, как и преступники, обладают сверхспособностями, что прямо-таки подталкивает порой срезать углы сурового закона ради благого дела. Однако, любое превышение полномочий может, и с очень немалой вероятностью, серьёзно аукнуться им.
Но вернёмся к правилам. В целом, если вы уже встречались с играми на сыщике, в следующих трёх главах для вас будет довольно много знакомого. Вначале идёт рассказ про создание персонажа. Тут всё привычно – исследовательские способности, общие способности, советы по распределению очков. После чего вам предлагают выбрать мутации, и знакомят с диаграммой Квейда. И вот это мне кажется прямо-таки одной из лучших элементов «блюза». Выше я уже жаловался, что игры по сыщику недостаточно детективны, предоставляют слишком мало интеллектуальных вызовов. Конечно, мне приходилось играть по сыщику в приключения, где нужно было и в реальном времени взламывать шифр, которым написано письмо, или искать несостыковки в вещественных уликах – специально распечатанных личных делах и документах. Но всё это было личными находками ведущего. Обычно же, приключение по сыщику, включая, увы, и те, что проводил я, происходят следующим образом – персонажи игроков оказываются в нужном месте, игроки подают нужную заявку, и получают от ведущего ещё один кусок заранее заготовленного сюжета. Диаграмма Квейда позволяет ввести в игру ещё один канал получения информации. По сути, это миниигра, которая позволяет пошевелить мозгами не только персонажам, но и игрокам. Возможность получить улику не от ведущего, а исключительно на основании собственных логических вкладок – это очень круто. Суть тут проста. Все имеющиеся сверхспособности, а с ними и дефекты, сведены в единую «генетическую карту», двигаясь по которой можно набирать своему персонажу мутации. То есть то, какие мутации у него уже есть довольно жёстко определяет, какие могут ещё быть. Конечно, это несколько ограничивает, и создать совершенно любого мутанта не получится. Но, на мой взгляд, на фоне описанного преимущества, это невеликая плата.
Ну и следом идёт самая объёмная часть книги – описание способностей. В обычных способностях всё опять-таки довольно привычно. Описание сути, пара примеров использования, и, если требуется, уточнение по механике. Но, конечно, в игре про мутантов главная изюминка – это мутации. Их тут много, хорошо так за сотню, и они очень разные. Мутации тоже длятся на исследовательские способности, общие способности, и к этому ещё добавляются дефекты. Здесь есть как всякие крутые и кинематографичные штуки, так и довольно странные вещи. Например, исследовательская способность «управление растениями», позволяет получать доступную растениям информацию. Вроде того, насколько здесь питательная почва. Или, ещё есть «кровавая струя» — тратя своё здоровье, мутант может плюнуть струёй крови, фактически, заливая место действия и противника своим генетическим материалом. И не сказать, чтобы такая атака была как-то особенно эффективна. Но, впрочем, большинство способностей круты без всяких оговорок, и позволяют делать все те вещи, за которые мы любим супергеройские произведения. По крайней мере в теории. Поскольку, для многих способностей описан юридический аспект применения или даже просто обладания. Тут вам не комикс, и общество не потерпит безответственного поведения. Ну и чтобы жизнь мутантам совсем не казалась мёдом, некоторые сочетания способностей вызывают ещё и дефекты – мутации, ведущие не к обретению сверхспособностей, а к всевозможным заболеваниям. Дефекты тоже бывают довольно разные – от банальной депрессии, до возможности внезапно взорваться, с шансом заразить всех, кого забрызгает. У каждого дефекта есть несколько стадий и механика утяжеления состояния. В любом случае последняя стадия выводит персонажа из-под управления игрока, по сути, делая его инвалидом. Ну или сумасшедшим, учитывая, что многие дефекты имеют психическую природу.
После способностей идёт разбор правил, с несколькими довольно интересными нововведениями. Однако, несмотря на то, что довольно много внимания уделено боевой составляющей, после прочтения складывается впечатление, что сыщик – всё ещё система не про бои. Возможно, дуэли на сверхспособностях смогут разбавить игромеханически довольно скупые сражения, но пока выглядит так, что это всё тот же аукцион ресурсов с зашкаливающим, для такой игры, влиянием случайности. А предложение ввести в игру на сыщике тактические карты и миниатюры, и вовсе выглядит какой-то инородной заплаткой. Впрочем, возможно, после опробования новых правил на практике, мнение и поменяется.
И наконец, после игровой механики идёт, на мой взгляд, самая интересная часть книги. Она посвящена описанию детективной работы. Здесь есть много всего – и описание рутины в работе следователей и советы по проведению допроса и сбору улик и законодательные нормы, и описание методов судебной экспертизы, и нововведения, которые появились в мире с приходом мутантов. В общем, именно эту главу я считаю сердцем книги. Именно она нужна, чтобы понять, как играть в «Блюз города мутантов». Впрочем, сразу стоит сказать, что используя приведённые здесь советы, вряд ли удастся поиграть, скажем, по «Улицам разбитых фонарей». Помимо чисто процедурных и законодательных различий, на которые, лично я бы, мог и закрыть глаза, довольно сильны различия в подходе к работе. Здесь у подозреваемого прав гораздо больше, чем у следователя и об этом, скорее всего, знают оба. Без применения напильника, «блюз» подойдёт для игр по Америке, Англии, или, на худой конец, очень европеизированной России, какую показывают, например, в комиксах про майора Грома. Где обычные питерские менты живут по шаблонам американских полицейских сериалов. Да и кроме того, знающие люди, более внимательно причитавшие книгу, подсказали, что тут не обошлось без ляпов. К примеру, удивление вызывает мера пресечения для пойманных особо опасных мутантов. Их замораживают в криостазисе, фактически останавливая доя них субъективное время, а по прошествии срока заключения – просто размораживают и отпускают.
Далее правила переходят к подробному описанию мира игры. Как появление мутантов повлияло на самые разные сферы жизни, от спорта и медицины, до языка. Написано неплохо и последовательно. И затем идёт подробное описание того, как настроить город мутантов для вашей конкретной игры. Описываются значимые личности и реалии нового мира. Несмотря на то, что описание довольно подробное, мне это показалось похожим на описание сеттингов-конструкторов из «обитателей холмов». Хотя, конечно, и не такое лаконичное.
Ну и дальше идёт часть с советами для ведущего идеями для приключений, подсказками для игроков и пробное приключение. При беглом просмотре приключение выглядит интересным, хотя, судя по всему, основной его целью, было продемонстрировать работу механики. Тут есть сражения с использованием сверхспособностей, и гонка со временем, пока не пострадала очередная жертва, сюжетный поворот и подробное описание сцен с советами по поводу того, какие способности в какой ситуации применять.
На этом, пожалуй, можно закончить и так затянувшийся обзор. Как, наверное, уже понятно, мне «блюз» крайне понравился, и, вероятно, теперь именно он станет моей любимой игрой на сыщике. По крайней мере, пока на русском языке не появятся тоже довольно многообещающие «Пепельные звёзды» или «ночные хищники».
0 комментариев