Восточно-Техасский Университет, или как я оказался разочарован

Это довольно запоздалый обзор (на самом деле скорее мнение), однако изданная в 2015 году книга попала мне в руки только сейчас.

Текст может показаться излишне язвительным, но о достоинствах книги написано и сказано не мало, я же сосредоточусь на недостатках и своем разочаровании.

Я небольшой любитель Savage Worlds, находя ту систему неоднородной, излишне подробной в общих местах и излишне абстрактной в необходимых частносях. Однако, традиционно считается, что для Дневника существует ряд годных сеттингов. Я люблю Deadlands и мне нравится идея Ultima Forsan, что же касается ВТУ, то об этом подробнее ниже.

Русское издание грешит той же бедой, что и в, хоть и не столь ярко выраженной Дедландов, а именно отсутствием единого графического стиля. Если в пследних это было скорбно, то здесь художники хотя бы пытались работать в единой манере, но постобработка под единую сдержанную гамму, чем-то напоминающую фильмы Снайдера, привела к таким кадаврам, как практически неразличимые черты лица чернокожего персонажа на 42-й странице, делая его похожим на популярную гифку или черного человека из Каркозы.

Отграфовка глав тремя черепами выглядит надерганной из фотобанка, а оформление страницы производит впечатление неуместной. Циничное мнение о иллюстрациях как заполнителе пустых мест в верстке — дорога прямиком к лучшим (худшим?) образцам жанра “глазного кровотечения”, наподобие “Сердца науки”.

Материал подан в отрывочной, клиповой манере. Разъяснения терминов не дано. Человеку, не знакомому с особенностями НРИ при первом прочтении будет неясно, что Деканом здесь именуется GM (тоже, к слову, сомнительное решение в силу ублирования должности из игрового процесса).

Таблицы. Я люблю таблицы. Но когда таблицы рассыпаны щедрой рукой сеятеля по всей книге, лишь изредка оказываясь в ∆-окрестности связанного с ней текста и служат для тех же целей компоновки верстки — это печально и прежде всего вызывает недоумение.

Отдельно меня огорчила ритуальная магия. Как сами таблицы компонентов, где у авторов своеобразное представление о доступности тех или иных компонентов (змеиный яд, видимо, продается в каждой аптеке; необработанный е нефрит по доступности не отличим от вибраниума) так и «неволшебность» магии. Об этом писали другие, но подобное техническое отношение к активному обращению в потустороннее в игре убвает порядком иммерсии. Результаты же отката просто скучные.

Предполагается (списка референесов я не нашел), что играть мы будет по смеси «Американского Пирога» и «Баффи». Но чтобы играть в первый, в киге ханжески упущены три столпа студенческой жизни – алкоголь, вещества и беспорядочные половые связи. И если есть неплохой генератор «болячек подержанных машин», то генератор вечеринок способен лишь генерировать уныние. Что же касается второй, то жанр «монстра недели» чрезвычайно быстро приедается, и возникает нужда в неком сюжете. Беконечные сезоны «Сверхестественного» пример того, к чему это может привести. Сами монстры, приведенные в книге, как бы так сказать, банальные. Вампиры-полукровки, которые не боятся солнечного света (притом подробно расписаны шаблон и цена УФ-фонаря), оборотни, несколько сортов призраков и демонов, с конструктором в худших традициях монстров 4-й редакции D&D, с минимальным или отсутствующим флаффом. Да, пара тематических страшилок из городских легенд несколько разбавляют этот парад кастрированной фантазии.

Игра предлагает четкую структуру компании, разделенную четырьмя годами обучения, но не дает никаких механизмов сохрнения status quo при контакте со всяким таким. Даются смутные намеки на «он знает все» ректора и других персонажей. Дождь из лягушек это всего лишь погодный эффект. Серебряное оружие сравнительно легко достать. Видимо Пайнбокс подчиняется законам ситкома, когда к следующей серии события предыдущей престают играть значение.

Резюмируя эту стену текста, я скажу, что несмотря на ряд недостатков, это хорошее издание (студия славна трепетным отношением к вопросу) поверхностной игры, авторы которой при хорошей идее не использовали большую часть жанровых тропов, ленно отнеслись к проработке игрового мира и возможностей персонажей. Годится как источник вдохновения и нескольких удачных генераторов.

Что лишнее:
Таблица случайного выбора греческих букв для названия студенческого братства
Фактически две таблицы неудач при сотворении ритуала (одна специально для неопределенной черной магии)
Скучные банальные монстры с минимальным описанием и экологией

Чего не хватает:
Алкоголь, вещества и беспорядочные половые связи – цены, эффекты, последствия
Проработанные ритуалы
Более подробное разъяснение учебной системы и структуры расписания занятий
Сноски про научные степени, то, что напоминают фонетическую запись кашля после имени (Ph. p. m. co. B. etc)

P.S. Если в ответ я услышу про «вкусовщину», то заранее замечу, что это удобное слово с негативным оттенком, которое ничего не означает. Разные люди ценят разные вещи в играх, и простое обозначение этого факта не добавит дискуссии конструктивности.

19 комментариев

avatar
Более подробное разъяснение учебной системы и структуры расписания занятий
Сноски про научные степени, то, что напоминают фонетическую запись кашля после имени (Ph. p. m. co. B. etc)
Видимо, авторы ожидали, что на родине эту систему все знаюти прямо сейчас в ней учатся. Увы, тут надо видимо пилить не перевод, а адаптацию для русскоязычной аудитории, у нас высшее образование по-другому устроено.
Чёрная магия вроде определялась в книге, это ритуалы с какими-то компонентами, вроде жертвами живых существ, формально. Но посмотрю вечером в книжке, как доберусь.

Что при общей хорошей задумке могло быть гораздо круче — да, соглашусь.
avatar
Да, чёрная магия на 70й странице:
Чёрная магия
Ритуалы, в которых используются реагенты, отмеченные звёздочкой (см. конструктор реагентов), считаются «чёрной магией». Кроме того, чёрной магией почти всегда считается любая сила, наносящая непосредственный урон своей цели (стрела, взрыв и т. п.) — независимо от реагентов.
avatar
Ритуалы, в которых используются реагенты, отмеченные звёздочкой (см. конструктор реагентов), считаются «чёрной магией».
Hell, yeah!

avatar
Моя супруга после того как я ей это показал: «Вообще возьми это в свои игры по ретро-клонам. Лечит всё. Вообще всё. Хиты все восстанавливает. Но надо пробросить адовой сложности чек на то, чтобы открыть».
avatar
Здесь должен быть остроумный каламбур про «Башню Звездочета»
avatar
и эффект хасты если заднее кольцо намазать.
avatar
Очевидно, в категории «Экзотические компоненты»
avatar
Увы, тут надо видимо пилить не перевод, а адаптацию для русскоязычной аудитории, у нас высшее образование по-другому устроено.
и это будет похоже на Эру Водолея
avatar
Сидя с кафедрального компа, попытался представить себе ВТУ в нашем ВГУ. Господи помилуй!
avatar
Кафедрального компа







MareNostrum; Barcelona Supercomputing Center
avatar
Наша кафедра бы НЕ ОТКАЗАЛАСЬ. Хотя он ей на фиг не сдался.
avatar
Да необязательно. Я не про перенос места действия на просторы необъятной, я банально про дополнительные справочные вставки.
avatar
Эту игру не читал и не интересуюсь, но глаз зацепился за такую странность — с одной стороны ты говоришь, мол, мало жанровых тропов, с другой ругаешь за вампиров, оборотней и призраков в качестве монстры. А разве вампиры и оборотни это не жанровый троп для данного случая? Другими словами, должна монстра быть вычурной и необычной, если игра предполагает наличие широко узнаваемых архетипов?
avatar
Проблема в том, что одними оборотне-вампирами компанию на четыре года игрового времени не проведешь. Да даже если делать только четыре эпизода, то при всех прочих равных в жанре «монстр недели» нет ничего хуже легко-узнаваемого скучного противника
avatar
А разве вампиры и оборотни это не жанровый троп для данного случая?
Нет. Монстр недели — это персонификация проблем одного из персонажей. Кому-то не дают? Тут же появляется гигантский богомол под видом учителя, соблазняющий девственников феромонами. Всё, парня пора спасать, пока ему не откусили голову.
avatar
Спасибо за обзор. Я, честно говоря, в своё время даже знакомиться не стал, уже превьюшка совершенно не зацепила.
avatar
Я прочитал эту книгу, и более всего меня от нее отвратила именно кошмарная… как бы сказать… бедность сюжета. То есть, н-ну, не то чтобы я одобрял хэви-метаплот (ладно Шэдоуран, ладно, а вот если как в Ктулхутехе?) — но должно же нам быть чем заняться, а не просто четыре года гонять одних и тех же безголовых дровосеков, а потом уехать делать лампочки в Массачусетс?
Такое ощущение, что книга написана о глубокой провинции реальности монстров — все сколько-нибудь вдумчивые вурдалаки уехали овладевать вурдалацией в большие города, все сколько-то миленькие суккубы выскочили замуж за бесов с карьерным потенциалом, а эти вот все застряли тут и спиваются на низкооплачиваемых одержаниях или монотонной ритуальной работе.
avatar
Видимо предполагается, что метасюжет — удел ведущего. Ну есть переведенная компания с ним («Бакалавры...»). В разделе ведущего есть описания или упоминания локаций-плотхуков
avatar
Видел я те плотхуки. Это… то есть, ну это даже не фильм. ОК, плюс одна серия сериала, дальше?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.