Время богов и время людей
Некоторое время назад я писал про то, как водил и играл в богов. И что столкнулся в первом неудачном вождении с проблемой распределения времени на божественные деяния. Хотя, после смены мастера оказалось, что проблема на самом деле отсутствует, процесс был уже запущен.
Размышляя о том как можно смоделировать время у богов (которые по коре существуют и осознают себя на протяжении всего времени сразу), я принялся читать о том, как воспринимали время представители разных культур. Благо, в Годлесс сущность богов и мировосприятие их людей более или менее связаны. Увы, сущность времени привлекает в большей степени различных эзотериков низкого пошиба, нежели ученых, будь то историки или физики. Ну или, ученые не пишут статей, которые индексируются в поисковиках. И все же несколько интересных вещей найти удалось, и ниже приводится их сводка.
Начнем со сравнительно близкой современным нам Европы. Тут есть два основных способа осознавать время. Первый прост и привычен — время течет равномерно и прямолинейно, и мы перемещаемся по этому потоку из прошлого, оставляя его позади, в будущее. Второй вариант связан с марксистской экономической парадигмой. Согласно ему, время — это мера того, насколько человек может изменить окружающую реальность. И, соответственно, мера того, какое количество благ человек должен получить.
Экономических аспектов времени я более не находил, а у коренных жителей центральной Америки есть интересная инверсия первого варианта восприятия времени. Одно из современных индейских племен считает, что мы движемся из будущего в прошлое, аргументируя это тем, что прошлое нам уже видно, а будущее — еще нет. Увы, более подробного описания этой концепции я не нашел.
У инков — уже канувших в историю обитателей Мезоамерики была еще более интересная концепция — у них время было слито с пространством. Перемещаясь в пространстве вполне можно было уйти в другое время, а живущие за горизонтом (за горами в данном случае), и вовсе являются обитателями иного мира. И кроме того, в одних локациях времени было больше, чем в других, что, видимо, в переводе на наш язык, означает, что в разных местах время течет с разной скоростью.
Хотя, возможно, количество времени и не связано с его скоростью, о чем нам говорит существование похожей идеи у шумеров, и, по всей видимости, в античной Греции. Шумеры, согласно современным представлениям, владели развитым земледелием и развитой же астрономией. В сумме эти две технологии дают довольно четкие методики измерения времени — аграрные работы довольно сильно завязаны на природные циклы. Однако, у них тоже было представление о том, что различные локации более или менее реальны. Это было связано с идеей о Мо — особой сущности, которой владели боги, отдельные люди или даже строения, и которая воплощала в себе определенные аспекты реальности. Соответственно, скажем, вокруг храма, в которое бог скорее всего вложил определенное Мо, мир более реален, аспект, который бог вложил в этот храм более проявлен, и все законы работают чуть более правильно. Существование же какой-нибудь дальней деревеньки более зыбко, и даже время там может существовать или идти, только когда этого требуют общемировые процессы.
Стоит сказать, что не раз я встречал идею, о восприятии времени аграрными культурами как либо закольцованной сущности, и тогда они как бы проживая раз за разом один и тот же год, либо как маятника, который качается, но тоже никуда не движется. Собственно, именно такое восприятие времени приписывают русичам.
Ну и еще одна интересная концепция восприятия времени проскальзывает в современном бизнес-проекте «каббала», имени Михаэля Лайтмана. Согласно ему, время в иудейской картине мира — это некий структурный элемент. В мире нет движения, а Господь через каждый самый мелкий временной промежуток создает мир заново. И создает он его в том числе из времени. Время — это описание того, что и где должно находиться в этом новом мире, и какими свойствами обладать. Соответственно, люди возникают с памятью о прошлом, а мир со следами прошлых деяний, и доказательствами течения истории. Тут опять-таки присутствует идея о том, что чем ближе к богу уровень творения, тем больше в нем времени, но что это означает в данной концепции, я так и не понял. Предполагаю, что это означает более разнообразное окружение, и более богатый внутренний мир разумных созданий. И тогда в шеоле — еврейском аду есть только пустая тьма, а мыслей у грешников — раз/два и обчелся, и все о своем несчастьи.
Я отлично понимаю, что без ссылок на источники этот пост не представляет никакой академической ценности, но увы, собирал я эти сведения в интернете по крупицам, и слишком поздно подумал, что стоило бы сохранять самые интересные подходы. Да и, будем честны, интересный — не всегда значит правдоподобный, и часть описанных идей взята с сайтов, не заслуживающих особого доверия. Однако, мы же ролевики, мы постоянно обитаем в вымышленных мирах, и чем лучше у нас натренированна мышца обоснуя, тем эти миры удивительнее. Так что, надеюсь, кому-нибудь приведенные выше варианты послужат для вдохновения.
Размышляя о том как можно смоделировать время у богов (которые по коре существуют и осознают себя на протяжении всего времени сразу), я принялся читать о том, как воспринимали время представители разных культур. Благо, в Годлесс сущность богов и мировосприятие их людей более или менее связаны. Увы, сущность времени привлекает в большей степени различных эзотериков низкого пошиба, нежели ученых, будь то историки или физики. Ну или, ученые не пишут статей, которые индексируются в поисковиках. И все же несколько интересных вещей найти удалось, и ниже приводится их сводка.
Начнем со сравнительно близкой современным нам Европы. Тут есть два основных способа осознавать время. Первый прост и привычен — время течет равномерно и прямолинейно, и мы перемещаемся по этому потоку из прошлого, оставляя его позади, в будущее. Второй вариант связан с марксистской экономической парадигмой. Согласно ему, время — это мера того, насколько человек может изменить окружающую реальность. И, соответственно, мера того, какое количество благ человек должен получить.
Экономических аспектов времени я более не находил, а у коренных жителей центральной Америки есть интересная инверсия первого варианта восприятия времени. Одно из современных индейских племен считает, что мы движемся из будущего в прошлое, аргументируя это тем, что прошлое нам уже видно, а будущее — еще нет. Увы, более подробного описания этой концепции я не нашел.
У инков — уже канувших в историю обитателей Мезоамерики была еще более интересная концепция — у них время было слито с пространством. Перемещаясь в пространстве вполне можно было уйти в другое время, а живущие за горизонтом (за горами в данном случае), и вовсе являются обитателями иного мира. И кроме того, в одних локациях времени было больше, чем в других, что, видимо, в переводе на наш язык, означает, что в разных местах время течет с разной скоростью.
Хотя, возможно, количество времени и не связано с его скоростью, о чем нам говорит существование похожей идеи у шумеров, и, по всей видимости, в античной Греции. Шумеры, согласно современным представлениям, владели развитым земледелием и развитой же астрономией. В сумме эти две технологии дают довольно четкие методики измерения времени — аграрные работы довольно сильно завязаны на природные циклы. Однако, у них тоже было представление о том, что различные локации более или менее реальны. Это было связано с идеей о Мо — особой сущности, которой владели боги, отдельные люди или даже строения, и которая воплощала в себе определенные аспекты реальности. Соответственно, скажем, вокруг храма, в которое бог скорее всего вложил определенное Мо, мир более реален, аспект, который бог вложил в этот храм более проявлен, и все законы работают чуть более правильно. Существование же какой-нибудь дальней деревеньки более зыбко, и даже время там может существовать или идти, только когда этого требуют общемировые процессы.
Стоит сказать, что не раз я встречал идею, о восприятии времени аграрными культурами как либо закольцованной сущности, и тогда они как бы проживая раз за разом один и тот же год, либо как маятника, который качается, но тоже никуда не движется. Собственно, именно такое восприятие времени приписывают русичам.
Ну и еще одна интересная концепция восприятия времени проскальзывает в современном бизнес-проекте «каббала», имени Михаэля Лайтмана. Согласно ему, время в иудейской картине мира — это некий структурный элемент. В мире нет движения, а Господь через каждый самый мелкий временной промежуток создает мир заново. И создает он его в том числе из времени. Время — это описание того, что и где должно находиться в этом новом мире, и какими свойствами обладать. Соответственно, люди возникают с памятью о прошлом, а мир со следами прошлых деяний, и доказательствами течения истории. Тут опять-таки присутствует идея о том, что чем ближе к богу уровень творения, тем больше в нем времени, но что это означает в данной концепции, я так и не понял. Предполагаю, что это означает более разнообразное окружение, и более богатый внутренний мир разумных созданий. И тогда в шеоле — еврейском аду есть только пустая тьма, а мыслей у грешников — раз/два и обчелся, и все о своем несчастьи.
Я отлично понимаю, что без ссылок на источники этот пост не представляет никакой академической ценности, но увы, собирал я эти сведения в интернете по крупицам, и слишком поздно подумал, что стоило бы сохранять самые интересные подходы. Да и, будем честны, интересный — не всегда значит правдоподобный, и часть описанных идей взята с сайтов, не заслуживающих особого доверия. Однако, мы же ролевики, мы постоянно обитаем в вымышленных мирах, и чем лучше у нас натренированна мышца обоснуя, тем эти миры удивительнее. Так что, надеюсь, кому-нибудь приведенные выше варианты послужат для вдохновения.
7 комментариев
Предположить же, что древние греки (или хотя бы элеаты) воспринимали реальность подобным образом, на основе существования апорий Зенона, нельзя.
Насчет способов восприятия времени могу вспомнить парочку забавных фактов. Во-первых, оппозиция «исторического» линейного и «священного» циклического времени, известная множеству традиционных культур от индусов до ирландцев. Во-вторых, «время сновидений» австралийских аборигенов (когда мы спим, то попадаем в прошлое-до-сотворения-мира и даже в какой-то степени участвует в этом сотворении вместе с демиургами).
Еще вспоминается забавный когнитивный эксперимент с попыткой пересказать историю о боге (натурально, христианском, затем исламском), который одновременно пришел на помощь двум праведникам. Если кратко, то у современных европейцев эта история через 1-2 пересказа превращалась в историю о том, как бог помогал праведникам последовательно, а сама попытка осмыслить возможность одновременного действия бога в двух местах — после того, как исследователи явно указывали пересказчику на его ошибку — вызвала у подопытных разрыв шаблона. Когда ту же историю попросили пересказать современных же мусульман с Ближнего Востока, этот эффект не наблюдался и бог действовал одновременно в двух местах после любого количества пересказов.
Ну Мэ. так Мэ. Но, по-моему, вы все-таки сужаете их, считая аналогом эйдосов. В том и суть, что они имели вполне конкретное физическое воплощение, одновременно являясь абстрактными принципами мироустройства. В частности, не раз читал, что Мардук вначале отнял у супруга Тиамат таблицы Мэ, вследствии чего сам стал богом. И только после этого победил саму Тиамат, порубил ее, и сотворил из ее частей современный мир.
www.cogsci.ucsd.edu/~nunez/web/FINALpblshd.pdf