Время богов и время людей

Некоторое время назад я писал про то, как водил и играл в богов. И что столкнулся в первом неудачном вождении с проблемой распределения времени на божественные деяния. Хотя, после смены мастера оказалось, что проблема на самом деле отсутствует, процесс был уже запущен.

Размышляя о том как можно смоделировать время у богов (которые по коре существуют и осознают себя на протяжении всего времени сразу), я принялся читать о том, как воспринимали время представители разных культур. Благо, в Годлесс сущность богов и мировосприятие их людей более или менее связаны. Увы, сущность времени привлекает в большей степени различных эзотериков низкого пошиба, нежели ученых, будь то историки или физики. Ну или, ученые не пишут статей, которые индексируются в поисковиках. И все же несколько интересных вещей найти удалось, и ниже приводится их сводка.

Начнем со сравнительно близкой современным нам Европы. Тут есть два основных способа осознавать время. Первый прост и привычен — время течет равномерно и прямолинейно, и мы перемещаемся по этому потоку из прошлого, оставляя его позади, в будущее. Второй вариант связан с марксистской экономической парадигмой. Согласно ему, время — это мера того, насколько человек может изменить окружающую реальность. И, соответственно, мера того, какое количество благ человек должен получить.

Экономических аспектов времени я более не находил, а у коренных жителей центральной Америки есть интересная инверсия первого варианта восприятия времени. Одно из современных индейских племен считает, что мы движемся из будущего в прошлое, аргументируя это тем, что прошлое нам уже видно, а будущее — еще нет. Увы, более подробного описания этой концепции я не нашел.

У инков — уже канувших в историю обитателей Мезоамерики была еще более интересная концепция — у них время было слито с пространством. Перемещаясь в пространстве вполне можно было уйти в другое время, а живущие за горизонтом (за горами в данном случае), и вовсе являются обитателями иного мира. И кроме того, в одних локациях времени было больше, чем в других, что, видимо, в переводе на наш язык, означает, что в разных местах время течет с разной скоростью.

Хотя, возможно, количество времени и не связано с его скоростью, о чем нам говорит существование похожей идеи у шумеров, и, по всей видимости, в античной Греции. Шумеры, согласно современным представлениям, владели развитым земледелием и развитой же астрономией. В сумме эти две технологии дают довольно четкие методики измерения времени — аграрные работы довольно сильно завязаны на природные циклы. Однако, у них тоже было представление о том, что различные локации более или менее реальны. Это было связано с идеей о Мо — особой сущности, которой владели боги, отдельные люди или даже строения, и которая воплощала в себе определенные аспекты реальности. Соответственно, скажем, вокруг храма, в которое бог скорее всего вложил определенное Мо, мир более реален, аспект, который бог вложил в этот храм более проявлен, и все законы работают чуть более правильно. Существование же какой-нибудь дальней деревеньки более зыбко, и даже время там может существовать или идти, только когда этого требуют общемировые процессы.

Стоит сказать, что не раз я встречал идею, о восприятии времени аграрными культурами как либо закольцованной сущности, и тогда они как бы проживая раз за разом один и тот же год, либо как маятника, который качается, но тоже никуда не движется. Собственно, именно такое восприятие времени приписывают русичам.

Ну и еще одна интересная концепция восприятия времени проскальзывает в современном бизнес-проекте «каббала», имени Михаэля Лайтмана. Согласно ему, время в иудейской картине мира — это некий структурный элемент. В мире нет движения, а Господь через каждый самый мелкий временной промежуток создает мир заново. И создает он его в том числе из времени. Время — это описание того, что и где должно находиться в этом новом мире, и какими свойствами обладать. Соответственно, люди возникают с памятью о прошлом, а мир со следами прошлых деяний, и доказательствами течения истории. Тут опять-таки присутствует идея о том, что чем ближе к богу уровень творения, тем больше в нем времени, но что это означает в данной концепции, я так и не понял. Предполагаю, что это означает более разнообразное окружение, и более богатый внутренний мир разумных созданий. И тогда в шеоле — еврейском аду есть только пустая тьма, а мыслей у грешников — раз/два и обчелся, и все о своем несчастьи.

Я отлично понимаю, что без ссылок на источники этот пост не представляет никакой академической ценности, но увы, собирал я эти сведения в интернете по крупицам, и слишком поздно подумал, что стоило бы сохранять самые интересные подходы. Да и, будем честны, интересный — не всегда значит правдоподобный, и часть описанных идей взята с сайтов, не заслуживающих особого доверия. Однако, мы же ролевики, мы постоянно обитаем в вымышленных мирах, и чем лучше у нас натренированна мышца обоснуя, тем эти миры удивительнее. Так что, надеюсь, кому-нибудь приведенные выше варианты послужат для вдохновения.

7 комментариев

avatar
Рассказали про еще один интересный вариант. В философии есть такая штука — апории Зенона. Несколько древнегреческих задачек, решение которых логически верно, но противоречит здравому смыслу. Так вот, здравому смыслу они противоречат только если воспринимать время как непрерывную сущность. Если же решить, мол, время состоит из бесконечно малых отрезков, на протяжении которых ничего не происходит, но которые очень быстро сменяются, то все встает на свои места. Исходя из этого можно предположить, что древние греки, ну или по крайней мере, часть из них ощущала себя, словно живет в фильме — кадры меняются, и потому кажется, что все движется. А на самом деле, каждый кадр — неподвижная картинка.
avatar
Есть некоторые основания полагать, что вообще все люди ощущают визуальную реальность именно так.

Предположить же, что древние греки (или хотя бы элеаты) воспринимали реальность подобным образом, на основе существования апорий Зенона, нельзя.
avatar
Это было связано с идеей о Мо — особой сущности, которой владели боги, отдельные люди или даже строения, и которая воплощала в себе определенные аспекты реальности.
Во-первых, Мэ же, во-вторых, шумерские Мэ — это примерно то же самое, что мы называем платновскими идеями.

Насчет способов восприятия времени могу вспомнить парочку забавных фактов. Во-первых, оппозиция «исторического» линейного и «священного» циклического времени, известная множеству традиционных культур от индусов до ирландцев. Во-вторых, «время сновидений» австралийских аборигенов (когда мы спим, то попадаем в прошлое-до-сотворения-мира и даже в какой-то степени участвует в этом сотворении вместе с демиургами).

Еще вспоминается забавный когнитивный эксперимент с попыткой пересказать историю о боге (натурально, христианском, затем исламском), который одновременно пришел на помощь двум праведникам. Если кратко, то у современных европейцев эта история через 1-2 пересказа превращалась в историю о том, как бог помогал праведникам последовательно, а сама попытка осмыслить возможность одновременного действия бога в двух местах — после того, как исследователи явно указывали пересказчику на его ошибку — вызвала у подопытных разрыв шаблона. Когда ту же историю попросили пересказать современных же мусульман с Ближнего Востока, этот эффект не наблюдался и бог действовал одновременно в двух местах после любого количества пересказов.
avatar
О!, отличные дополнения, большое спасибо)

Ну Мэ. так Мэ. Но, по-моему, вы все-таки сужаете их, считая аналогом эйдосов. В том и суть, что они имели вполне конкретное физическое воплощение, одновременно являясь абстрактными принципами мироустройства. В частности, не раз читал, что Мардук вначале отнял у супруга Тиамат таблицы Мэ, вследствии чего сам стал богом. И только после этого победил саму Тиамат, порубил ее, и сотворил из ее частей современный мир.
avatar
они имели вполне конкретное физическое воплощение, одновременно являясь абстрактными принципами мироустройства
Если я ничего не путаю, то концепция имеющих физическое конкретное физическое воплощение Таблиц Судеб, содержащих Мэ всех вещей — не шумерская, а уже аккадская, т.е. достаточно поздняя.
не раз читал, что Мардук вначале отнял у супруга Тиамат таблицы Мэ, вследствии чего сам стал богом
Ну, во-первых, он и бы богом, только не из первого поколения; во-вторых, эта версия событий взята из «Энума Элиш», текста второй половины II тысячелетия до НЭ, т.е. уже сильно пост-шумерского.
avatar
Ага, понял вас, спасибо)
avatar
Одно из современных индейских племен считает, что мы движемся из будущего в прошлое, аргументируя это тем, что прошлое нам уже видно, а будущее — еще нет. Увы, более подробного описания этой концепции я не нашел.
Núñez, Rafael E. & Eve Sweetser. With the Future Behind Them: Convergent Evidence From Aymara Language and Gesture in the Crosslinguistic Comparison of Spatial Construals of Time // Cognitive Science 30 (3), 2006, pp.401-450.
www.cogsci.ucsd.edu/~nunez/web/FINALpblshd.pdf
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.