Зачем нужны РПГ-сеттинги как таковые
Когда-то давно, когда я писал «рыцарей звёзд», у меня спросили, «зачем они нужны, если есть Звёздные Войны?». Учитывая, что у меня было аж несколько возможных («Рыцари Звёзд» были скорее клоном Dragonstar или даже «Вархаммером без гримдарка») или даже сознательных (как «Галактика Света, Галактика Тьмы» — но я наработки по ней показывал считанному количеству людей) клонов ЗВ, ответ на этот вопрос есть у меня довольно давно.
Вселенная «Звёздных Войн» не устраивает меня как РПГ-сеттинг именно тем, что про неё написано много всего. Даже не тем, что информация из «Расширенной Вселенной» может противоречить оригинальным трилогиям (тоже отличающимся между собой) и различным частям самой себя, а тем, что у неё уже есть свои герои. Герои Звёздных Войн — это многодетная семья Скайуокеров/Соло, гранд-адмирал Траун, Мэри Джейд Сьюуокер, Боба Фетт, Дарт Реван — тысячи их, и персонажам игроков среди них нет места. Все лорды ситхов уже убиты — и их убил кто-то другой. Все значимые битвы выиграл или проиграл кто-то другой.
Можно, конечно, играть простыми клонсолдатами, охотниками за головами, бойцами Сопротивления и обитателями Нал Хатты. Но что бы ты ни делал, Торговая Конфедерация попытается атаковать Набу, начнётся Война Клонов, Палпатин отдаст приказ 66, Энакин Скайуокер станет Дартом Вейдером, его сын уничтожит Звезду Смерти, и так далее. Любая попытка значительно повлиять на ход событий выльется в альтернативную историю. А я довольно отрицательно отношусь к историям типа «Планше, Гримо, Мушкетон и Базен спасают Францию, делая всю работу своих хозяев» или «второй отряд Хранителей защищает Фродо сотоварищи всю дорогу, при этом Братство Кольца об этом так и не узнаёт».
Можно, конечно, и так. Но если уж мы позволяем себе переписывать историю, написанную не нами, почему нельзя спилить серийные номера нафиг?
Вселенная «Звёздных Войн» не устраивает меня как РПГ-сеттинг именно тем, что про неё написано много всего. Даже не тем, что информация из «Расширенной Вселенной» может противоречить оригинальным трилогиям (тоже отличающимся между собой) и различным частям самой себя, а тем, что у неё уже есть свои герои. Герои Звёздных Войн — это многодетная семья Скайуокеров/Соло, гранд-адмирал Траун, Мэри Джейд Сьюуокер, Боба Фетт, Дарт Реван — тысячи их, и персонажам игроков среди них нет места. Все лорды ситхов уже убиты — и их убил кто-то другой. Все значимые битвы выиграл или проиграл кто-то другой.
Можно, конечно, играть простыми клонсолдатами, охотниками за головами, бойцами Сопротивления и обитателями Нал Хатты. Но что бы ты ни делал, Торговая Конфедерация попытается атаковать Набу, начнётся Война Клонов, Палпатин отдаст приказ 66, Энакин Скайуокер станет Дартом Вейдером, его сын уничтожит Звезду Смерти, и так далее. Любая попытка значительно повлиять на ход событий выльется в альтернативную историю. А я довольно отрицательно отношусь к историям типа «Планше, Гримо, Мушкетон и Базен спасают Францию, делая всю работу своих хозяев» или «второй отряд Хранителей защищает Фродо сотоварищи всю дорогу, при этом Братство Кольца об этом так и не узнаёт».
Можно, конечно, и так. Но если уж мы позволяем себе переписывать историю, написанную не нами, почему нельзя спилить серийные номера нафиг?
22 комментария
Тут есть ещё одна сложность. Каждый хороший сеттинг так или иначе держится не только на личностях героев, но и на более базисной вещи — на авторском взгляде, который выражает его СУТЬ, так или иначе. На том, какие проблемы авторы поднимают и как их оценивают. Вокруг чего, собственно, и вертится повествование. Это определяет образы героев, места действия, да, и по сути, весь остальной сеттинг.
В случае несогласия с ними в принципе всё относительно просто. В случае со средиземьем есть Еськов и другие, в случае со всем остальным есть фанфики, которые доказывают что всё совсем не так, а иначе.
А вот когда проблемы, поднятые авторами, ни мастера ни игроков никак не трогают — это уже значительно снижает ценность и интересность сеттинга для этих людей.
Вот на примере со Звёздными Войнами. Сеттинг SW, при всём моём к нему уважении, лично меня в этом плане не «трогает». Почему? Потому что одна из его центральных идей, на мой взгляд, это «гражданская война в США в таком виде, в каком её понимает некоторая часть современных американцев». Есть насквозь прогнившая Республика. И есть некая тоталитарная Империя. Империя вроде как обещает порядок, но в конечном итоге получается что Республика, которой правили «сукины сыны, но это наши сукины сыны» всё же как бы лучше. Вместе со всем бардаком, который в ней творится. Это несколько напоминает популярные сейчас в англоязычных интернетах срачи о том, что если бы в гражданской войне победили южане, то сейчас было бы лучше. Была бы Духовность, Патриархальные Ценности,
Баварское пиво(нужное подчеркнуть, недостающее вписать) и вообщеРоссияАмерика-которую-мы-потеряли. Я могу ошибаться, но мне эти аллюзии кажутся достаточно заметными. По крайней мере если отбросить извечный западный срач о противопоставлении демократии и диктатуры.Вот. Это их видение проблемы, такое, как его понимаю я. Я не то что бы был считал эти самые постулаты верными или неверными с некой идеологической точки зрения, я просто вижу по-другому. Например, что гражданская война — это в первую очередь треш, угар и различная степень содомии, что, например, мастерски показали в Красной Земле. Что противостояние некой шаблонной «демократия» и некоего шаблонного «тоталитаризма» это вовсе не битва сил Света и Тьмы, а, грубо говоря, «борьба была равна». Что например, хорошо раскрыли в New Vegas.
Если же всё это переделывать под мои вкусы, то в результате получится далеко не SW. Вот, собственно, поэтому — а смысл? Проще и эффективнее будет заняться чем-то интересным лично мне и моим игрокам, в том числе и потенциальным, чем в очередной раз пытатьсь переделать что-то по-своему.
В фильмах с примерами сложнее, но использование клонов это вполне себе рабство — по сути замена дроидов живыми людьми.
Вслед за рабством припомнили общегалактический бардак, когда никто в упор не замечает что у них собираются целые армии, и так далее и так далее.
Но суть в том что так или иначе вот это непонимание я периодически встречал и периодически мне такие мысли в голову приходят. Тем более вряд ли Лукас специально вдохновлялся конфедератами, это, скорее, общая атмосфера, которая приходит на ум при постановке вопросов «а что вообще может быть интересного приключенцам на государственном уровне?».
Поэтому у меня осталось стойкое ощущение что «что-то такое есть».
Хотя, конечно, далеко не каждый сеттинг может выдержать такой финт ушами.
Но стереотипы и ожидания могут сильно давить на игроков. Вдвойне, если разрешить играть именно конкретными личностями из опубликованного материала.
P.S. Только что внезапно осознал, что хотел бы поиграть по SW. Очередное прохождение KOTOR2 даром не проходит.
Если Вы читаете сеттинг и в нем ходят толпами всякие любимые авторские НПЦ и ногебают друг-друга, в результате чего случаются великие по масштабам сеттинга события, то скорее всего, Вы читаете героецентричный сеттинг.
В таком сеттинге любимые авторские НПЦ (Муся Викос, Байюси Юджиро, Император Палпатин) будут обладать высокими уровнями игромеханнического могущества, а в правилах по генерации персонажей игроков будут приведены рекомендации в стиле «лучше начинать играть малолетним ребенком-рахитиком, а потом уже, когда игроки добьются...» Попытки следовать данным рекомендациям обычно приводят к TPK и всеобщей фрустрации.
Я, в последнее время, старательно ищу в текстах, написанных для таких сеттингов, описания архетипических свершений любимого авторского НПЦ (потупить в квестах Обертусов в ДаркЭйджах, предать Обертусов на всеобщую погибель, потупить в квестах в Войну прицев, собрать Convention of Thorns, стать во главе ноддистов Шабаша, водить крестовые походы, пафосно троллить коллег в первом сценарии Геены) и рассчитываю по игромеханике, какой уровень мощи необходим для различных этапов этих свершений.
После чего, персонажи игроков идут строго параллельно основным метаплотам, заменяя кого-нибудь из любимых авторских НПЦ, либо имея собственный всемирный метаплот, в котором любимые авторские НПЦ выступают исключительно на подхвате, либо в качестве побиваемых антагонистов.
Вуаля.