Деньги Ойкумены
Говорят, деньги были изобретены древними богами Перволюдей. Говорят, они были мерой вещей доштормового периода. Говорят… говорят… говорят… Но сейчас деньги отошли на второй план для большинства жителей Ойкумены – ими не откупишься от мары, ими не дашь взятку Буре, за них не приобретешь право на спокойный сон. А потому у многих валют есть и иное значение. Деньги стали больше, чем они были до Шторма — и одновременно меньше.
Чеканка гельта или печать псевдогельта разрешена лишь родам асванов (и все они имеют единую ценность, как минимум официально) под бдительным надзором рода Фрейра. Де-юре (псевдо)гельт разных семейств асванов различается лишь изображениями, но на практике сторонники и вассалы одного из родов предпочитают пользоваться монетами или купюрами с изображением своих возлюбленных покровителей.
По сути, у промисов нет ни физического воплощения (они привязываются к “душе” обладателя), ни физического подтверждения — лишь обещание их стабильности. Кажется пустышкой, верно? Но вот есть одно но — за ними стоит шабаш гейстов Обещающие, во главе которого находится лоа по прозвищу Дракон. Они гарантировали пользователям промисов стабильность и праведность расчета — и люди повелись на этот мыльный пузырь. Промисы интернациональны, всегда при тебе, их почти невозможно украсть (конечно, это не значит, что промисы невозможно своровать в принципе — но такие операции ныряльщиков в ноосферу опасны и редки), чертовски трудно изъять или заморозить (ведь шабаш идет на подобные сделки с правительствами смертных очень и очень неохотно). Любую валюту Ойкумены легко конвертировать в “деньги Дракона” по справедливому обменному курсу — нужно лишь передать свои капли, псевдогельты или что угодно жрецам культа Капитала (превратившегося за это время в полноценную финансовую мегакорпорацию). И это сработает, даже если конвертируются локальные деньги анклавов, и не слышавших о промисах — у Обещающих давно уже ведется курс обмен на любые возможные ценности.
Кроме того, операции в промисах — своего рода гарант исполнения обязательств. Заключение сделки — частью церемониал, частью бюрократия. И для большинства из таких финансовых таинств не нужно даже присутствие кого-то из священников Капитала. А вот невыполнение условий вызывает гнев шабаша и его смертной паствы. В зависимости от тяжести преступления, духи могут всячески вредить обманщику, заморозить его “счет”, а смертные последователи быстро узнают о лживости этого контрагента, что разрушит репутацию. В самых запущенных случаях культ Капитала начинает охоту на нарушителя, ведь для них нарушить условия сделки — ересь худшего порядка.
Но многие боятся — что, если однажды шабаш Обещающих развалится или решит стереть из ноосферы промисы? Да и культ Капитала, клир смертных этого шабаша, стремится распространить промисы и сделать их единственными деньгами Ойкумены. А само существование чужих валют для них — ограниченность на грани богохульства. И, может быть, теократы (из религиозных соображений) и УПК (из-за отсутствия доступа к промисам на территории Излома) поступают верно, не принимаю “ноо-деньги” ни под каким видом?
В Адмиралтействе, после возвращение на острова Альбиона, капли утратили свою прежнюю значимость, ведь вода стала меньшей проблемой. Но в Вольной Флотилии мало что изменилось: каждая капля значит воду, а вода — жизнь. Соответственно, адмиралтейские капли имеют хождение в Альбионе и на суше, в особенности, в прибрежных районах. Куда менее ценные вольные капли мало кого интересуют за пределами самой Флотилии, но зато там они ценятся выше золота.
Каждая капля равна порции в сто грамм чистой воды, и чем больше запас на конкретном корабле — тем меньше за них можно приобрести. Их ценность растет в зависимости от истощенности резервуаров.
Индульгены, хотя и давно уже вышли за рамки первоначального значения, все-таки сохраняют изначальную функцию, пускай она уже и не является единственной. Если теократ совершил преступление, то суд в большинстве случаев назначает альтернативу наказанию — сумму в индульгенах. Это не столько взятка, сколько мерило праведности подсудимого, этакие чаши весов добра и зла. Да и суммы там такие, что малоправедные (т.е. бедные) люди редко могут позволить себе отпущение греха. Внутренняя торговля, в глазах иберийцев, не является куплей-продажей как таковой: это, скорее, пожертвование продавца и благодарность покупателя. Теократ не покупает хлеб — ему его жертвуют, а он отплачивает мерилом добра, очищающим душу от греха.
Перечень остальных статей о сеттинге, выстроенный в логическом порядке — тут. Больше об «Алой Буре» вы можете узнать в группе.
Мидгардские псевдогельты
Псевдогельты (от немецкого gelt — “золото”) – одна из самых распространенных валют Ойкумены, пришедшая из Мидгарда. Благодаря доминирующему положению возведенного асванами государства именно псевдогельтом можно расплатиться почти в любом уголке европейской Ойкумены. Некогда гельт (непосредственно золотые чеканные монеты) обеспечивался запасом золота, хранящегося в Мидгарде. Со временем носить при себе кошели тяжелых монет стало неудобно и их помещали в банк, получая псевдогельт — купюры с указанием, какой ценности гельта лежит на счете. Ранее в любой момент можно было прийти и обменять псевдогельт на настоящие монеты. Но со временем, когда Мидгард входил в контакт со все большим количество других анклавов, а также при появлении промисов, получить “свое” золото стало гораздо труднее. Теперь при заявке на его выдачу необходимо указать причину, и хозяева банка могут отказать — так асваны начали контролировать финансы граждан. Это привело к снижению курса гельта, хотя он остается наиболее распространенной после промисов валютой.Чеканка гельта или печать псевдогельта разрешена лишь родам асванов (и все они имеют единую ценность, как минимум официально) под бдительным надзором рода Фрейра. Де-юре (псевдо)гельт разных семейств асванов различается лишь изображениями, но на практике сторонники и вассалы одного из родов предпочитают пользоваться монетами или купюрами с изображением своих возлюбленных покровителей.
Гейстовы промисы
Промисы — то ли бомба замедленного действия, зависящая от прихоти гейстов, то ли великий дар Ойкумене от существ, чья мудрость превышает человеческую. Точное возникновение промисов (от старо-английского promise — обещание) — темная история. Буквально через месяц после неожиданного, но повсеместного появления, они стали официальными деньгами Элизиума, еще через неделю их приняли как национальную валюту альвы, а вскоре то тут, то там их начали использовать для расчета наряду с прочими денгами. Большинство аналитиков склоняется, что так называемое Откровение Обещания — плод усердных действий и интриг культа Капитала. И именно его действия способствовали их распространению и в дальнейшем.По сути, у промисов нет ни физического воплощения (они привязываются к “душе” обладателя), ни физического подтверждения — лишь обещание их стабильности. Кажется пустышкой, верно? Но вот есть одно но — за ними стоит шабаш гейстов Обещающие, во главе которого находится лоа по прозвищу Дракон. Они гарантировали пользователям промисов стабильность и праведность расчета — и люди повелись на этот мыльный пузырь. Промисы интернациональны, всегда при тебе, их почти невозможно украсть (конечно, это не значит, что промисы невозможно своровать в принципе — но такие операции ныряльщиков в ноосферу опасны и редки), чертовски трудно изъять или заморозить (ведь шабаш идет на подобные сделки с правительствами смертных очень и очень неохотно). Любую валюту Ойкумены легко конвертировать в “деньги Дракона” по справедливому обменному курсу — нужно лишь передать свои капли, псевдогельты или что угодно жрецам культа Капитала (превратившегося за это время в полноценную финансовую мегакорпорацию). И это сработает, даже если конвертируются локальные деньги анклавов, и не слышавших о промисах — у Обещающих давно уже ведется курс обмен на любые возможные ценности.
Кроме того, операции в промисах — своего рода гарант исполнения обязательств. Заключение сделки — частью церемониал, частью бюрократия. И для большинства из таких финансовых таинств не нужно даже присутствие кого-то из священников Капитала. А вот невыполнение условий вызывает гнев шабаша и его смертной паствы. В зависимости от тяжести преступления, духи могут всячески вредить обманщику, заморозить его “счет”, а смертные последователи быстро узнают о лживости этого контрагента, что разрушит репутацию. В самых запущенных случаях культ Капитала начинает охоту на нарушителя, ведь для них нарушить условия сделки — ересь худшего порядка.
Но многие боятся — что, если однажды шабаш Обещающих развалится или решит стереть из ноосферы промисы? Да и культ Капитала, клир смертных этого шабаша, стремится распространить промисы и сделать их единственными деньгами Ойкумены. А само существование чужих валют для них — ограниченность на грани богохульства. И, может быть, теократы (из религиозных соображений) и УПК (из-за отсутствия доступа к промисам на территории Излома) поступают верно, не принимаю “ноо-деньги” ни под каким видом?
Флотские капли
Во времена формирования и темные века разбоя Саксский флот остро нуждался в пресной воде. Каждая капля была ценностью, жажда не раз приводила к бунтам. Чтобы хоть как-то взять под контроль ситуацию, флотоводцы ввели купоны на чистую воду, прозванные “каплями”. Именно так и сформировалась национальная валюта флота, сохранившаяся в обоих его потомках.В Адмиралтействе, после возвращение на острова Альбиона, капли утратили свою прежнюю значимость, ведь вода стала меньшей проблемой. Но в Вольной Флотилии мало что изменилось: каждая капля значит воду, а вода — жизнь. Соответственно, адмиралтейские капли имеют хождение в Альбионе и на суше, в особенности, в прибрежных районах. Куда менее ценные вольные капли мало кого интересуют за пределами самой Флотилии, но зато там они ценятся выше золота.
Каждая капля равна порции в сто грамм чистой воды, и чем больше запас на конкретном корабле — тем меньше за них можно приобрести. Их ценность растет в зависимости от истощенности резервуаров.
Иберийские индульгены
Индульгены — уникальный случай, что сравнить можно разве что с каплями флотилий. Весь труд, что служит Иберийской теократии, есть труд во славу Божью. А значит, отпускает грехи. Но сколько грехов отпускает выращенный урожай? Сколько — дозор на границе? А проповедь среди язычников? И как долго надо искупать грех убийства? А сладострастия? Так и появились индульгены — условные единицы искупления. Со временем индульгены превратились в валюту внутреннего товарооборота. Внутри самой Иберийской теократии все торгово-денежные операции проводятся лишь в индульгенах. Другие валюты есть лишь у тех, кто вынужден работать с иностранцами. Ну а промисы в глазах теократов — ересь и уловка Люцифера. Индульгены для теократов — больше, чем деньги. И высочайшая честь для чужака — получить из рук иберийца хотя бы одну священную купюру. Не стоит обманываться — важны не сами физические оболочки, но то, что стоит за ними.Индульгены, хотя и давно уже вышли за рамки первоначального значения, все-таки сохраняют изначальную функцию, пускай она уже и не является единственной. Если теократ совершил преступление, то суд в большинстве случаев назначает альтернативу наказанию — сумму в индульгенах. Это не столько взятка, сколько мерило праведности подсудимого, этакие чаши весов добра и зла. Да и суммы там такие, что малоправедные (т.е. бедные) люди редко могут позволить себе отпущение греха. Внутренняя торговля, в глазах иберийцев, не является куплей-продажей как таковой: это, скорее, пожертвование продавца и благодарность покупателя. Теократ не покупает хлеб — ему его жертвуют, а он отплачивает мерилом добра, очищающим душу от греха.
Другие деньги
- Аквилы: романийская валюта, имеющая широкое хождение в южно-европейских анклавах. Она мало чем отличается от денег прошлого. Вероятно, аквилы являются второй по популярности после мидгардского гельта (и, кончено, промисов) денежной единицей, принимаемой во всей европейской части Ойкумены (пускай кое-где торговцы делают это с кислой миной). Даже еще сохранившие независимость эллинские анклавы, хоть и ненавидят захватчиков, давно уже поменяли свои уникальные валюты на гордых орлов Пакс Романа Секундус. На решке римскими цифрами написан номинал и инициалы цезаря, при котором отчеканена монета, а на орле, соответственно, одноименна птица, символ государства.
- Чакахау (красные солнца с майанского) — круглые, дырявые и очень красивые монеты майя. Каждая из них символизирует кровь, принесенную в жертву Богу Солнца, Кинич-Ахау — и каждый чакахау обагрен жертвенной кровью. Излишние сложности — думают многие. Но немногие знают, что чакахау — не только деньги среди смертных (и гейстов, ибо даже духи принимают их), но и мистические обереги.
- Обсиды — небольшие пластинки обсидиана, имеющие хождение исключительно у пеплорожденных Албуруса. Изгнанники предпочитают пользоваться теми валютами, что ценятся в земле, куда она пришли, а верные Пакс Романа давно перешли на аквилы. Отличить обсиды от подделки легко: лишь настоящие обсиды сохраняют в себе тепло.
- Новорубли — занимательный атавизм Уральской Промышленной Конфедерации. УПК цепляется за них, ненужных никому за пределами самого Излома, с упорством испуганного грядущим старика. Новорубли — символ ретрогадства и стремления к развитию, уживающихся в УПК.
- Китайские постюани, японские неойены и австралийские фридомы мало чем отличаются от новорублей. Единственное, что тут стоит отметить — постюани, в отличие от неойен, имеют хождение на островах азиатского затопления, а неойены год от года теряют позиции — они считаются тем злом, что принесли с собой корпорации и рассердили предков.
Перечень остальных статей о сеттинге, выстроенный в логическом порядке — тут. Больше об «Алой Буре» вы можете узнать в группе.
2 комментария
1. Нет, это существующие лишь в ноосфере единицы, распространяемые («печатаемые») шабашем. Так они и появляются. Гейсту руководятся отчасти мирской логикой, отчасти своим прозрением. Я, увы, не эксперт экономики, чтобы составить четкую схему, что не вызовет фейспалмов, потому максимально обтекаемо.
2. Вопрос управления своим счетом как-то упустил из виду. Скорее всего, отчасти «ощущение» + какие-то распространяемые артефакты и устройства не объемнее современных кредитных карт.
3. Нет, промисами их прозвали за счет того, что для людей это были просто сомнительные обещания гейстов.