ДнД и древняя Эллада
Давно я ничего в этот блог не постил, но анонс ролеконовской игры про эльфийские Афины и хобгоблинскую Спарту (и всё это по D&D Next) заставили мне вспомнить две книжки, описывавшие мир древней Эллады для ДнД трёхсполовинной редакции. Одна из них Mythic Vistas — Trojan War от Green Ronin Publishing, а вторая Relics&Rituals — Olympus от Sword&Sorcery Studios.
Первая — такая весьма серьёзная книжка, по количеству работы, проделанной авторами, наверное, сравнимая с каким-нибудь ГУРПСовским сапплментом. Она посвящена именно и только Троянской войне, сочетая при этом мифологию с реальной историей (в числе примечательных элементов — авторы отмечают, что первые чеканные монеты появились уже после того времени, к которому относят Троянскую войну, и приводят правила по бартеру. Правда, цены на снаряжение всё равно даны в стандартных гэпэ...) Книга содержит главу, описывающую ход Троянской войны, описания всех ключевых героев гомеровского эпоса, государств, описанных Гомером. Она принадлежит к той же серии, что и уже описанная мною Testament и содержит общие с ней элементы: во-первых, правила по массовым сражениям (ведь это книга про войну!), а во-вторых, правила по «благочестию» (Piety) — ведь героям Троянской войны нужно было задабривать богов Олимпа, завоёвывая их благосклонность. Внимание уделено и такому важному элементу греческой мифологии как знамения — в числе престиж-классов есть прорицатель, среди умений появилось Decipher Omen, и авторы в главе, посвящённой созданию атмосферы гомеровского эпоса (и тем граблям, на которые при этом лучше не наступать), рассказывают об использовании знамений в игровой кампании. Вот про монстров было сказано, что Троянская война — она про людей и богов, а не про зверей и чудовищ, но несколько существ из сказаний о Геракле всё же были упомянуты.
В книге есть ряд занимательных элементов: например, вторая (кроме людей) доступная раса называется Divine Offspring, в числе классов есть колесничие, волшебники, вместо книг заклинаний использующие волшебные посохи и способные использовать кровь или вино для усиления своих чар, а числе фитов есть совершенно бесполезные с точки зрения оптимизации, но занимательные вещи, вроде Valuable, который делает персонажа слишком ценным пленником, чтобы его следовало убивать, а не захватывать живым.
Olympus же относится к той же серии, что и описанный мною ранее Excalibur, и, как и в том случае, авторы выбросили историзм в топку. В начале книги нас встречает глава, посвящённая расам, где мы видим старых знакомых (которые, будем честны, в сеттинге по древнегреческим мифам слегка out of place — в отличие от артуровского сеттинга). Авторы пошли тем же путём, что и авторы Хамунаптры с её шакалоголовыми гноллами и поклоняющимися Исиде эльфами: так, дварфы в этой книге поклоняются Гефесту, халфлинги — Гермесу, эльфы разделились на мореплавателей, поклоняющихся Посейдону, и лесных эльфов, почитающих Артемиду. Гномы вспомнили о том, что их название происходит от слова, означающего «знание», а для людей есть опциональное правило: их характеристики могут несколько различаться в зависимости от того, к какому полису они принадлежат — поскольку сеттинг Олимпуса не имеет какого-либо конкретного вида, обозначены шесть архетипов полисов: Pious, Mystical, Educated, Warlike, Decadent и Cursed.
В качестве новых рас выступают фавны (этакие недосатиры) и spartes — название последних является вполне очевидной отсылкой к спартанцам, но авторы утверждают, что оно означает «посеянные люди». Если вы помните, как в сказании об аргонавтах Ясон убил дракона и засеял землю его зубами, из которых выросли вооружённые воины, — вот именно от них и произошли эти ребята (простите, я не знаю, как благозвучно перевести их на русский).
Классы авторы тоже оставили стандартно-ДнДшными, но описали, как следует их «рефлаворить», чтобы некоторые экземпляры типа монахов и паладинов вписались в мир античной мифологии. Что же до престиж-классов, то тут авторы развернулись шире, чем создатели Trojan war, и представили несколько интересных образцов (правда, как обычно, вряд ли интересных с точки зрения оптимизации). Есть престиж-классы для «спортсменов»-олимпийцев и для панкратиастов — практикующих древнегреческое боевое искусство «панкратион» (к вопросу о рефлаворе монахов). Есть Anointed of Styx — омывшиеся водами Стикса и получившие, подобно Ахиллу,неуязвимость сопротивляемость повреждениям, но при этом неспособные нарушить клятву, есть Haedean Striders — те, кто совершил путешествие в Тартар, и есть Promethean Magi — члены тайного ордена хранителей божественного огня, похищенного Прометеем.
Вероятно, я увлёкся и уделил престиж-классам больше внимания, чем стоило, но я расскажу ещё об одном моменте, который не то чтобы хорош и не то чтобы хорошо выполнен, но интересен. В списке фитов есть такие, которые отражают благосклонность того или иного бога по отношению к герою (Olympian feats), и для некоторых из них существуют условия, которые герой обязан выполнять — в противном случае они превращаются в так называемые Punishment feats. В числе вариантов божественного гнева есть слепота, безумие, уродство и превращение в животное.
Кое-где авторы обеих книг мыслили схоже: так, например, в Олимпусе есть скилл Prophesy, и обеих книгах броня оцифрована как составная: отдельно нагрудники, отдельно поножи, отдельно шлемы. Монстрам во второй, книге, разумеется, уделено большее внимание, причём интересно то, что для некоторых из них: Цербера, Сциллы, Харибды и ещё некоторых — описаны две разновидности: одна как рядовой монстр, а другая как уникальный монстр: например, церберы как вид и Цербер как страж врат Тартара. Странно, правда, что при этом немейские львы и калидонские вепри описаны только как виды. Ещё из примечательного: книга уделяет где-то страницу Олимпийским играм и перечисляет виды спорта, в которых состязались атлеты, но правил, по которым персонажи игроков могли бы принять участие в Олимпийских играх, я не заметил…
Если сравниватьтёплое с мягким эти две книги в целом, то «Троянская война» лучше как справочник, но слишком сильно фиксируется на одном-единственном событии — собственно Троянской войне. А вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича взять «Олимпус» с его рождёнными из драконьих зубов людьми и прочими интересными вещами, да выполнить на уровне «Троянской войны» — «я бы тогда тотчас же решилась». %)
Первая — такая весьма серьёзная книжка, по количеству работы, проделанной авторами, наверное, сравнимая с каким-нибудь ГУРПСовским сапплментом. Она посвящена именно и только Троянской войне, сочетая при этом мифологию с реальной историей (в числе примечательных элементов — авторы отмечают, что первые чеканные монеты появились уже после того времени, к которому относят Троянскую войну, и приводят правила по бартеру. Правда, цены на снаряжение всё равно даны в стандартных гэпэ...) Книга содержит главу, описывающую ход Троянской войны, описания всех ключевых героев гомеровского эпоса, государств, описанных Гомером. Она принадлежит к той же серии, что и уже описанная мною Testament и содержит общие с ней элементы: во-первых, правила по массовым сражениям (ведь это книга про войну!), а во-вторых, правила по «благочестию» (Piety) — ведь героям Троянской войны нужно было задабривать богов Олимпа, завоёвывая их благосклонность. Внимание уделено и такому важному элементу греческой мифологии как знамения — в числе престиж-классов есть прорицатель, среди умений появилось Decipher Omen, и авторы в главе, посвящённой созданию атмосферы гомеровского эпоса (и тем граблям, на которые при этом лучше не наступать), рассказывают об использовании знамений в игровой кампании. Вот про монстров было сказано, что Троянская война — она про людей и богов, а не про зверей и чудовищ, но несколько существ из сказаний о Геракле всё же были упомянуты.
В книге есть ряд занимательных элементов: например, вторая (кроме людей) доступная раса называется Divine Offspring, в числе классов есть колесничие, волшебники, вместо книг заклинаний использующие волшебные посохи и способные использовать кровь или вино для усиления своих чар, а числе фитов есть совершенно бесполезные с точки зрения оптимизации, но занимательные вещи, вроде Valuable, который делает персонажа слишком ценным пленником, чтобы его следовало убивать, а не захватывать живым.
Olympus же относится к той же серии, что и описанный мною ранее Excalibur, и, как и в том случае, авторы выбросили историзм в топку. В начале книги нас встречает глава, посвящённая расам, где мы видим старых знакомых (которые, будем честны, в сеттинге по древнегреческим мифам слегка out of place — в отличие от артуровского сеттинга). Авторы пошли тем же путём, что и авторы Хамунаптры с её шакалоголовыми гноллами и поклоняющимися Исиде эльфами: так, дварфы в этой книге поклоняются Гефесту, халфлинги — Гермесу, эльфы разделились на мореплавателей, поклоняющихся Посейдону, и лесных эльфов, почитающих Артемиду. Гномы вспомнили о том, что их название происходит от слова, означающего «знание», а для людей есть опциональное правило: их характеристики могут несколько различаться в зависимости от того, к какому полису они принадлежат — поскольку сеттинг Олимпуса не имеет какого-либо конкретного вида, обозначены шесть архетипов полисов: Pious, Mystical, Educated, Warlike, Decadent и Cursed.
В качестве новых рас выступают фавны (этакие недосатиры) и spartes — название последних является вполне очевидной отсылкой к спартанцам, но авторы утверждают, что оно означает «посеянные люди». Если вы помните, как в сказании об аргонавтах Ясон убил дракона и засеял землю его зубами, из которых выросли вооружённые воины, — вот именно от них и произошли эти ребята (простите, я не знаю, как благозвучно перевести их на русский).
Классы авторы тоже оставили стандартно-ДнДшными, но описали, как следует их «рефлаворить», чтобы некоторые экземпляры типа монахов и паладинов вписались в мир античной мифологии. Что же до престиж-классов, то тут авторы развернулись шире, чем создатели Trojan war, и представили несколько интересных образцов (правда, как обычно, вряд ли интересных с точки зрения оптимизации). Есть престиж-классы для «спортсменов»-олимпийцев и для панкратиастов — практикующих древнегреческое боевое искусство «панкратион» (к вопросу о рефлаворе монахов). Есть Anointed of Styx — омывшиеся водами Стикса и получившие, подобно Ахиллу,
Вероятно, я увлёкся и уделил престиж-классам больше внимания, чем стоило, но я расскажу ещё об одном моменте, который не то чтобы хорош и не то чтобы хорошо выполнен, но интересен. В списке фитов есть такие, которые отражают благосклонность того или иного бога по отношению к герою (Olympian feats), и для некоторых из них существуют условия, которые герой обязан выполнять — в противном случае они превращаются в так называемые Punishment feats. В числе вариантов божественного гнева есть слепота, безумие, уродство и превращение в животное.
Кое-где авторы обеих книг мыслили схоже: так, например, в Олимпусе есть скилл Prophesy, и обеих книгах броня оцифрована как составная: отдельно нагрудники, отдельно поножи, отдельно шлемы. Монстрам во второй, книге, разумеется, уделено большее внимание, причём интересно то, что для некоторых из них: Цербера, Сциллы, Харибды и ещё некоторых — описаны две разновидности: одна как рядовой монстр, а другая как уникальный монстр: например, церберы как вид и Цербер как страж врат Тартара. Странно, правда, что при этом немейские львы и калидонские вепри описаны только как виды. Ещё из примечательного: книга уделяет где-то страницу Олимпийским играм и перечисляет виды спорта, в которых состязались атлеты, но правил, по которым персонажи игроков могли бы принять участие в Олимпийских играх, я не заметил…
Если сравнивать
3 комментария
Просто напрашивается — Драконорожденный)
Серьезно, про упомянутые в статье книги для 3,5 даже отчего-то не слышал, спасибо за полезную наводку.