Кролики - это не только ценный мех

Итак, как и обещал, пишу миниобзор на «обитателей холмов» — небольшой PbtA хак про кроликов.

Водил я его в минувшее воскресенье в довольно прикольном месте — библиотеке друзей. Помимо кроликов водил еще и виковского кота, обе игры были первым для меня тестом. Признаться честно, кот понравился даже больше. Механика тоже сыровата, и есть моменты, в которых прямо вот просится ввернуть какую-то финтифлюху, но вообще игра отличная.

Но вернемся к кроликам. По сравнению с другими хаками звездочки, в этом есть несколько отличий. Причем, все они, казалось бы, совершенно очевидны, но раньше я их в других играх не видел. Начать с того, что тут нет плейбуков. Есть один большой лист личных ходов, из которых игроки при генережке выбирают себе по одному ходу. Когда кролик гибнет, его ход снова становится доступен.

Вообще, судя по правилам, предполагается, что гибнуть кролики будут постоянно (у меня на игре, правда, этого так и не случилось), и в игре сделано все, чтоб это не взывало у игроков негатива. Новый персонаж создается меньше, чем за минуту, уход персонажа случается только по желанию игрока — до этого он только все больше калечится, теряя возможность делать те или иные ходы, создавая нового кролика ты можешь сразу сделать его чуть более прокачанным, чем первого, дав ему второй ход. Впрочем, этот бонусный ход можно в любой момент игры дать любому кролику — не только своему.

Есть и игромеханическая поддержка для ощущения себя кроликом. Я, будучи фанатом внечеловеческих пероснажей, такие вещи вообще очень люблю. Тут это реализовано за счет трех основных штук. Невозможности решать проблемы силовым методом, уровня паники и ходов зачатия и рождения потомства. Ну и атмосферных вставок по всей книге, рассказывающих про кроликов — но это, понятное дело, работает только для мастера. Известно же, что игроки не читают правила, особенно в звездочке.

Правила конфликтов есть только для разборок между кроликами. И они очень неприятны и для победителя и для проигравшего. Паника у кроликов растет буквально от всего. И если паника достигнет своего предела, кролик выпадает из-под контроля игрока, пока не совершит что-то здорово ухудшающее его ситуацию. Ну и размножение. В книге порядком про это написано, с отделными блоками, как убрать эти правила, если играете с детьми, как оценить размер помета, и конечно, насколько вырастет паника у свежеиспеченого родителя из-за появления новых крольчат. Вот тут, если честно, прямо просится какой-нибудь «менеджмент базы», чтобы это была не посто антуражная деталь, а какое-то значимое действие. Но его нет. Тем не менее, все эти три элемента здорово подталкивают игроков к тому, чтобы отойти от привычного геройского поведения, и это очень круто.

Но самыми крутыми вещами в «обитателях холмов» мне показались две вещи. Во-первых, ход «изобретение». Это ход создания хода игроками прямо во время сессии. Да, во всех PbtA играх есть рассуждения про кастомные ходы, но всегда обязанность их создания возлагается на мастера, и скорее всего отводится на период подготовки к игре. А тут прямо на сессии персонажи игроков учатся делать что-то новое. Эволюция как она есть.

Второй крутой вещью мне показалось оформление готовых сценариев. Они сделаны просто офигенно удобно. Фронты с готовыми счетчиками, те самые кастомные ход, неписи каждый со своей манерой держаться, и своими личными ходами. Просто офигенно удобно.

Ну и, для миниобзора, пожалуй, вполне достаточно.

24 комментария

avatar
А можно поподробнее, во что вообще предлагается играть? В жизнь кроликов в естественной среде? В сражение со злыми духами, которых могут видеть только кролики? Или и то, и другое, и всё сразу? Колики у нас обычные или волшебные (ну хоть чуть-чуть)? Кто возможные антагонисты?
avatar
Кролики обычные дикие, со всеми вытекающими (одежды не носят, мечей не куют, живут в норах и страдают от всех). Мне они довольно-таки понравились, но в нашей ментальности кролики — это все-таки кто-то сидящий в клетке на заднем дворе, а вовсе не вольный народец, живущий в полях. Так что я переточил кроликов под крыс и с удовольствием их вожу.
avatar
Выше Драконид все верно ответил. Единственные фантастические допущения — это то, что кролики свободно могут разговаривать со всеми другими животными и птицами, и, собственно, ход «изобретение». Даже в рулбуке написано, что им можно делать довольно странне для кроликов вещи, вроде пользования человеческими предметами. А у меня на игре атмосфера была довольно шутливая, так что используя его, кролики научились добывать огонь (трением — быстрыми возвратно поступательными движениями), сделали панцеркроликов, извалявшись сначала в грязи, а потом в обломках колючей проволоки, и научились метать задними лапами капкан.
Так что по умолчанию, никаких невидимх духов, — только милая кровавая пастораль про жизнь существ, расположенных в самом низу пищевой цепочки. Соответственно, антагонисты — люди охотники и люди строители, змеи, рыси, засуха или потоп, другие кролики. Хотя, в списке хищников есть и сверхъестественные противники, вроде призрака или злого духа. А одно из бесплатных приключений происходит одновременно в древней Мексике и в ацтекском мире снов.
avatar
Думаю что игра появилась под влиянием этого. Прочитав сабж или просмотрев организацию вполне можно понять во что поиграть (выживание, когда вокруг люди и хрейра разнообразнейших хищников, исследование, борьба за территорию и прочая, прочая, прочая).
avatar
Мне показалось, что у кроликов маловато опасностей — только хищники и напасти (даже просто амбициозный кролик в гнезде оказывается записан в хищники). Тогда как в других PbtA номенклатура внешних и внутренних врагов намного шире.
avatar
Если вы про список опасностей в листе сценалия, то да, их там маловато. Но это же не мешает генерить опасности и хищников находу, благо, делается это также влет. А ьл до перечня опасностей, так на то они и кролики, что их главные пролблемы — кто их хочет съесть, и у чего они оказались на пути. У меня игра была довольно короткая, конечно, но мне этого слихвой хватило. А какие еще опасности вы вводите?
avatar
Нет, мне мало типов опасностей. Не очень приятно смотреть на лист фронта, когда у тебя там из четырех пунктов в наличии, к примеру, «хищник», «хищник», «хищник» и «опасность».
Гораздо приятнее, когда там «Вожак-тиран», «Аномалия-канибал», «Визитер из прошлого» и «Лабиринт-мираж»
avatar
А, типология фронтов, как в других звездочках? Ну да, выглядит и правда довольно занятно. Не все варианты подходят для игры в обычных кроликов, конечно. Хотя, с другой стороны, аномалией-каннибалом может оказаться какая-нибудь дереводробилка, вглядящая с точки зрения кроликов совершенно инфернально. Да, клевая идея, спасибо, буду использовать)
avatar
Аномалия-каннибал, это вообще-то другой кролик, который начал охотиться на собратьев. Каннибал же, ну.
avatar
Ну тут ведь как. Как с каннибалом и людоедом. Крооикоядный кролик — это да, вполне логично. Особенно если учесть, что кролики своих детенышей и правда, вроде как, жрут. Но, вот не знаю почему, мне этот Вариант как-то не заходит. Вроде как названием обещают какую-то экзотику, мистику или хотя бы гениального злодея, а подсунули просто дурного психа. Так что я бы предположил, что этот каннибал все-таки не кролик. Или, что это вообще метафора.
avatar
У аномалии все-таки свой набор характерных ходов (типа «показать что у него на душе», «указать на изъяны общества» и т.п.) которые не вполне характерны неодушевленному предмету. А вот кролик, решивший приносить своих соплеменников в жертву богу-дереводробилке вполне может стать аномалией. А потом еще и вырасти до вожака-гуру со стаей-культом, если его вовремя не остановить
avatar
О! А вот так уже хорошо.
avatar
Странно, что никто не припоминает генерала Дурмана из книги-первоисточника, к-й был однозначной аномалией, будучи дурным психом, построил свой Третий Рейх krolik edition во имя общего блага кроличьего рода, и по легендам кушал непослушных крольчат.
avatar
Протестую. Он был вожаком-тираном как раз.
avatar
Хотел добавить гифку из «Одинокого рейнджера», с плотоядными кроликами. Но не срослось.
avatar
Отличная игра. Хакнул ее, сделав персонажей археологами и с удовольствием вожу.
avatar
Ход размножения хоть оставил? :)
avatar
Очевидно, он должен называться «подготовка учеников».
avatar
Отлично! Особенно учитывая, что размножение вызывает панику у кроликов) Глядя на происходящее в нашем институте очень легко представить счетчик стресса над каждым персонажем)
avatar
Конечно, конечно, конечно же… нет :)
avatar
Отлично!) А паника у тебя заменена на что-то?)
avatar
Паника оставлена и слегка изменена в сторону стресса, который накапливается и когда что-то выходит из-под контроля. Ученые паникуют, впадают в буйство, сходят с ума. В игре о пробуждении древней мумии или поисках забытого храма без такого никак.
avatar
Онлайн поводи *_*
avatar
Миша, уже вожу ее онлайн в тестовом режиме.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.