Пороховой заговор

Тут неоднократно упоминалось (в том числе и в вступлении к срачеобразующей статье на МФ), что пороховое оружие де разрушает дух фэнтези. Это в моих глазах выглядит некой загадочной фобией, подлежащей внятному обсуждению. Я в курсе, что в качестве аргументов приводиться по большей части общие рассуждения о сломе эпох, о переходе от элитного войска к безликой пехоте и тому подобном, порядком отдающем вкусовщиной.

Я не вижу толку приводить исторические справки о изобретении пороха в Европе, о том периоде, когда пушки, пищали и прочее аркебузы сосуществовали с рыцарством и идеалами феодализма. Просто приведу примеры другой стороны, вспомнив яркие образцы фэнтези с пороховым оружием:

Warcraft. В фильме, что характерно, даже сделан акцент на технологиях, как на разнице между воюющими силами.
Марсианский цикл Берроуза. Не совсем чистый пример, но как представитель поджанра «меча и пистолета», если таковой существует.
Бес-Лаг Ч. Мьевилля. Кто-то скажет, что это же стимпанк, я замечу, что огнестрельное оружие, описанное в книгах довольно примитивно и даже не многозарядно. Эклетичность мира выходит за рамки простого жанроопределния.
Средеземье. Да, Толкина. Немалая доля основного конфликта маркируется борьбой старого и нового, благородных потомков дунаданов (или кого там) и орков, цитирую «любителей взрывов».
Spelljammer. Тут где-то мелькал его пример для обратной позиции. Так там вполне себе распространен огнестрел, статы оружия из Мистары, корабли-пушки. За пределами Флогистона, конечно.

Я намеренно не привожу исторические или околоисторические сеттинги, мне представляется, что с этим материалом и так все ясно.

Так что не так с порохом? Почему люди так активно боятся вводить его в свое дивное сказочное фэнтези? Это какой-то стереотип о «средневековье»? И что?

P.S. Я отдаю себе отчет в необходимости и уместности тех эли иных элементов в игре, а также в ее настроении. Мне просто неясен это панический страх и отвращение к огнестрельному оружию вплоть до отмены химии.

170 комментариев

avatar
Дух фэнтези разрушает не пороховое оружие, а попытки превратить приключенческую по духу игру в симулятор средневекового алхимика/банкира/etc. Фэнтези бывает с порохом, фэнтези бывает без пороха и плохо тащить первое во второе. Лично я считаю, что вопрос с игроком, который пытается так делать, нужно решать в первую очередь вне игры, в метагейме, и только решив его, подсунуть любое подходящее внутриигровое объяснение. Попытки начать с внутриигровых причин как раз и рождают срач, потому что с мрачной очевиднстью не может быть никаких окончательно закрывающих вопрос внутриигровых причин для игрока, который не пришел с вами к взаимопониманию вне игры — он воспримет такие причины лишь как нечто, что может и должно быть оспорено
avatar
Фэнтези бывает с порохом, фэнтези бывает без пороха и плохо тащить первое во второе.
«Yo dawg, я слышал, ты любишь фэнтези с порохом…»

А вообще ты чётенько расписал, high five.
avatar
Дух фэнтези разрушает не пороховое оружие, а попытки превратить приключенческую по духу игру в симулятор средневекового алхимика/банкира/etc.
Готов подписаться под каждым словом. Проблема не в порохе как таковом, а в том, что для авантюрной героики вопрос оружия вообще вторичен. Конан-варвар круче Соломона Кейна не потому, что первый ходит с мечом, а второй с пистолетами (хотя и с мечом тоже, но не суть), а потому, что первый таки в большей степени герой-авантюрист, чем второй. Если же в фэнтези — в том виде, в каком его обычно отражают НРИ — кто-то, находящийся в кадре, начинает мутить пороховую индустрию и армию с огнестрелом, это приводит к смене жанра с «приключенческая героика» на «производственный роман». Соответственно, во-первых, не факт, что остальным игрокам будет интересно в это играть, а ведущему — это водить, во-вторых, даже если и будет, все равно есть все шансы, что сломавший жанр «изобретатель» станет перетягивать на себя все сценарное время и тупо превратит остальных персонажей в статистов.

Что же касается решения, то оно достаточно элементарное. Да, в моем фэнтези есть порох на уровне XIII — начала XIV веков (зажигательные составы и фейерверки у алхимиков, ранние прототипы артиллерии у военных). Да, ваши персонажи могут использовать его свободно. Нет, вы не можете серьезно заняться усовершенствованием огнестрела, т.к. у вас как у профессиональных авантюристов на это тупо нет времени. Да, вы можете запилить какой-нибудь хитроумный самопал для себя лично за кадром, но это — максимум того, что вы можете. Если вы хотите, чтобы ваш персонаж посвятил всю свою жизнь усовершенствованию порохового и оружейного дела, сделайте его NPC и создайте друго (ну или не играйте в эту игру).
avatar
У знакомого мастера нас не ограничивают. Только вот изобретённая технология не защищёна патентом распространяется по миру. Давным давно изобрели и продали чертёж арбалета — через несколько десятков сессий гвардия одного из графов уже имела такие на вооружении и использовала против нас.
avatar
Если вы продали чертеж «Game-changing weapons», то партия заслужила на такой исход.
avatar
Да, молодец, всё верно!
avatar
Не-не-не, бро, ты сейчас хочешь избить ветрянную мельницу.
Просто фенти с порохом и фентези без пороха, это два разных стиля.
И Злономар в своем посте на стене не отрицал порох в фентези совсем. Он говорил что в конкретно его фентезе, взявшей за основу видимо толкинку (то есть век 9-10) порох будет казаться чуждым.
avatar
Просто фенти с порохом и фентези без пороха, это два разных стиля.

Да ни разу. Звездные Войны — прекрасный образец практически классического фентези не то что с порохом, а с бластерами и звездными кораблями.
avatar
Но пороха-то у них нет )))
avatar
Эммм, я не об этом говорил. А о том, что у людей, которые тащат порох в фэнтези, нет фантазии. Порох может быть даже не чуждым, просто это, блин, такая же банальность как играть дварфом-файтером.
avatar
лол) тогда сорян
avatar
Ну тогда я тоже неправильно тебя понял. По мне банальность в фентези — это магия, а порох наоборот прикольно)
avatar
Жизненно прежизненно.
avatar
Смотря какая магия. К слову, дварфом-файтером иногда играть хочется и это даже прикольно. Однако если выбор стоит между дварфом-файтером и разумной ящеро-нежитью, натягивающей на себя лица, срезанные с убитых ею людей, то я обычно выбираю второе.

Есть еще один топик на подумать: недопонимание играющими тропов в фэнтези и переоценка значимости пороха. Ну да, какой-то игрок решил придумать порох, мне даже неважно как именно он это обосновывал. Изменил ли он после этого мир и сломал ли мастеру игру? Нет — он всего лишь воспроизвёл из мочи, серы и угля то, что архимаг Диомед еще в прошлую эпоху рафинировал из эфира и сделал общедоступным на уровне кантрипов. Зачем придумывать порох и ДВС там, где для этой цели есть свитки арканы и ручные элементали огня?
avatar
Изменил ли он после этого мир и сломал ли мастеру игру?
Чтобы перескочить по оружейным технологиям из, допустим, восьмого века на тысячу лет вперед в восемнадцатый, нужно такое чудо, что Жюль Верн на фоне этого покажется гипер-реализмом.
Сеттинг должен быть ну очень абсурдно высокомагичным (по палочке мумушек бойцу инфантерии, по посоху файрболлов расчету артиллерии), чтобы такой «апгрейд» не оказал особого влияния на сеттинг.
avatar
Почему сразу «абсурдно»? Достаточно высокомагичным.
Мое домашнее фэнтези весьма похоже на то, что описывал на фМРИ Астион, только без экстрамерных сферических замков. Psyforged в качестве стражников, саламандры в качестве гастарбайтеров, зомби в качестве забойщиков на приисках, пробуждённые деревья и ручные элементали воды, масла и огня, используемые в быту. Солдаты с жезлами мумушки тоже там есть.
avatar
Ну, это стандарты разные.)
avatar
Зачем придумывать порох и ДВС там, где для этой цели есть свитки арканы и ручные элементали огня?
А это смотря что за сеттинг. Если конфликт магов и немагов занимает важное место в сеттинге (как в каком-нить Драгон Эйдже), то возможность повторить эффекты магии без магии весьма значительна)
avatar
В каком-нибудь Драгон Эйдже пляски вокруг пороха, кстати, разобраны. Но там происходит такое, что до кунари с их взрывающимся порошком руки доходят аж в эпилоге третьей части
avatar
Может им ещё не попался мастер, который мог бы научить их фантазировать.
avatar
Пишет человек, персонаж которого на нашей игре завалил в подземелье динозавра, подорвав у него в ухе «апостола». ;)))
avatar
Я добавлю, что в Фаеруне порох нормально уживается на Лантане (как и клокворки, стимпанк, и все остальные Гондовские прибамбасы) и вообще в сеттинге. Просто немногие из мастеров не дочитали книги до этих разделов.


Я бы обобщил страх пороха со страхом изменений вообще (добавление химии, математики, тригонометрии, банковской системы), и сказал, что это страх потерять главенство в сеттинге, придя к ситуации, когда у ДМа есть структуры которые он не понимает, в которых игроки лучше него, и эти структуры сильно влияют на игру. Пеорох просто самый живой, сильный пример. Просто потому что с порохом можно снести подземелья укрепленных кобольдов, раскопать их лопатами, и выдохнуть. Результаты получения партией нивелира или другой землемерной техники, может привести к полноценной географической экспедиции, к которой многие ДМы не будут готовы никогда. Ну и торгово банковская деятельность, состоящая из всего спектра даже средневековых товарно денежных отношений (тогда они тоже были развиты) может стать непреодолимым вызовом для многих ДМов.
Людаже можно отнести и лоумагию, реализм, игру на низких уровнях и псевдохардкор выживания в природе.

Бомж убийыа без роду племени и социальных связей больше прописанных в отведенной графе, который лазит по кравлу или готовым приключениям, убивая, и не обладая никаким влиянием в обществе, особенно если на каждой сессии у него 50% помереть, предоставив игроку нового 1лвла.
Это просто легче чем.
15-17 уровневый лорд который занят проблемами всего кластера, которому в рот смотрит пару сотен последователей, который решает весь социально политический узел, пусть даже небольшого города. У которого есть некие протокольные обязанности. Ну и проблемы которого часто нельзя решить накидыванием большого количества дамага. Тот де коленкор с магом и клириком. Но нужно добавить магические, экстрапланарные, и соседнеплановые проблемы.

Бить гоблинов всяко легче, чем сидеть, и продумывать торговый баланс, бюджет, социальные программы, предстоящую военную компанию.



Также добавлю что для боя с мобами посредством мечей и заклинаний наработана большая база привычек.
Банальный страх перед новым, и тем, в чем ты плох, я защитой той ниши, в которой хорош, все получилось, и вроде продолжает получатся.
avatar
Как ловко ты взял и лишил ДМа права иметь мнение о том, во что лично он хотел бы играть. Не хочет играть в то, во что хочет играть игрок? Трус, слабак, рельсовод, ретроград, лентяй.
avatar
Ну так метасоглашение прямо прописанное в предигровом документе, или неявно прописанное в оферте предигроуого текста/приглашения на игру.

Это не внутрисеттинговое пояснение, почему та-то, или другая часть физики работает так-то и так-то.
Если в праймере написано — Мы занимаемся мечем и магией, то все отлично. Особенно если помочь новичку создать перса и вникнуть в то, что игрок предлагает.

А если в праймере написано — открытый мир, все возможно, чем фантастичнее тем лучше, фантазия главнее правил, а то иногда и -знания игрока важнее знаний персонажа. А на деле модуль похож на плохой пересказ стартовой локации любой игры. В авторской васянообработке.
avatar
ну да, давайте еще договор кровью подписывать перед игрой на 10 страницах о допустимом и недопустимом на игре. Такие вопросы — что уместно и что нет — возникают в процессе игры всегда и всегда они должны решаться вне игры, исходя из того, кому во что интересно играть и кто на какие компромиссы готов. Если к разговору об этом подходить с заведомой позицией «мастер лентяй и рельсовод», ничего хорошего не выйдет.
avatar
Лучше до. особенно до написания/обсуждения квенты.
Иначе пара новых игр с новым мастером, просто тестовые игры, в которых люди «притираются» друг к другу. Что значит заход к новому мастеру с максимально быстро нагенеренным персом (уже готовым либо с историей жил в лесу молился колесу) .
У вас возможно все игры, в которые вы играли у незнакомых мастеров были бриллиантами, но у многих это совсем не так. Процент игр, которые не состоялись бы если бы ДМ написал внятный праймер чертовки велико.
avatar
Проблема в том что попытка описать в праймере все вопросы которые могут возникнуть раздует его до такого размера что половина игроков его читать не станет и сгенерят как Тзинч на душу положит, а половина предпочтут отвалиться.

А если у меня как у игрока есть офигенный концепт не вписывающийся в то чем обычно занимаются ИП согласно системе и/или описанию модуля от ГМа — то уже мой долг уточнить у мастера «А такое вообще в данной игре можно/взлетит»? Потому что в большинстве игр по Дикому Западу мастера забывают написать «И никаких ниндзя-пиратов!»
avatar
первые игры с любым мастером с любым праймером — тестовые игры, в которых люди притираются друг к другу
это я не против праймера, это я против того, чтобы воспринимать его, как панацею и против того, чтобы в штыки воспринимать обсуждение спорных вопросов, возникающих уже во время игры
avatar
… А помните этот срач про сожженных в Лиге гоблинов вместе а сараем?
avatar
Нет, но с удовольствием послушаю.
avatar
Коротко — в процессе Лиги в приключенцева гоблины принялись из окон какой-то развалюхи стрелять по приключенцами из арбалетов. Позже выяснилось, что мастер их этак внутрь приглашал.

Игроки набрали хворосту и сожгли сарай на хрен. Просто взяли и сожгли.

Мастер долго истекал пеной и орал, что ТАК НЕ ИГРАЮТ В ПФ! И ОПЫТА ОНИ НЕ ПОЛУЧАТ! ПОТОМУ ЧТО НАДО БЫЛО ВСТРЕТИТЬ ВРАГА ЛИЦОМ К ЛИЦУ! ПОТОМУ ЧТО ОПЫТ — ЭТО ВСЕГДА РИСК!
avatar
Это прекрасно.
avatar
… Лучше бы мастер потом выпустил на них обожжённого, но чудом уцелевшего шамана с кучей гоблинов-призраков.
avatar
… А зачем наказывать игроков за проявленную тактическую сметку?

Нет, то есть, например, я в том сраче с удивлением понял, что почему-то для многих не самоочевидно, что наилучшим способом выполнения задачи является какой-нибудь такой, когда у тебя риска минимум, а у врага — максимум.
avatar
А это смотря какой задачи;) Хотя если вести речь о победе в сражении, то, разумеется, все верно. «Я не прошу вас умереть за родину, я прошу вас сделать так, чтобы ОНИ умерли за СВОЮ родину»©
avatar
Ну, мне как-то трудно представить себе задачу, где максимизация риска — это хорошо. Кроме, наверное, показательных выступлений перед записывающими скальдами.
avatar
В какой-то системе индюшатины експу давали только за опасные действия и провалы.
Нужно было не думать а делать все моксимально опасно и шоб нравилось ДМу.
Система непонравилась, но подход запомнился.
avatar
В принципе, я понимаю, откуда это берется — раббербандинг к опасностям.

Но жить так нельзя.
avatar
Ну, если ведущий считает, что опыт нужно получать превознемоганием! А если шамана с призраками сделать не особо сильными, то это будет не наказание, а просто такой здоровский элемент…
avatar
«Так, давай еще раз. То есть мы все сделали, чтобы избежать боя, притом предусмотрели все. Но гоблины просто встали из мертвых. Просто потому, что тебе хочется драки? Cute».
avatar
«Вы не хотите экспы и магическую маску шамана, в которой, между прочим, запечатан добрый дух, который служит зацепкой следующего квеста?» (грустное лицо)
avatar
«Мы хотим экспы за успешное превращение наших врагов в обугленные трупы. А маска… если она сгорела, то дух свободен и вполне нам благодарен. Если она не сгорела, то заявку на обыск пепелища мы делали, и несгоревшая в АДОВОМ ПЕКЛЕ маска не может не броситься нам в глаза».
avatar
Стоп, а мастер что, экспы не дал за сарай?
Экспу дать надо. Другое дело, что лута с гоблинов почти не будет в таком случае… Кожанки сгорят, золото оплавится…
avatar
Экспы, я так понял, дали, но КРИТИЧЕСКИ меньше. «Вы не одалели гоблинов в ЧЕСТНОМ БОЮ».

Вообще, я развил в себе привычку плевать в лицо людям, произносящим слова «Честный Бой». Но их еще очень много.
avatar
Так стоп. Там такое адское пламя, что золото расплавилось? о_0
Ну тогда да, герои получают свои копейки за убийство.
Настоящий опыт то должен идти за добытое золото ^_^
avatar
Так стоп. Там такое адское пламя, что золото расплавилось? о_0
Мда… Ты прав, золото лучше не плавить, ибо тогда начнётся спор о том, какой температуры фаербол.
з.ы. Стоп, какого чёрта я про фаербол, когда речь идёт о пожаре?! Но всё равно придётся гуглить «тепература при пожаре в сарае».
avatar
Это наследие 4е редакции, где все укатилось сильно к настольно-варгеймовому формату.

ФАерболл был не заклинанием а действием на сцену, и не поджигал объекты.
Обычно этот спор иллюстрируют запретом растопить ледяную (немагическую) стену огненными кантрипами, потому что
сцена на началась, не можешь пользоватся умениями на сцену вне сцены/ у стены нет хитов/ стена не противник, кастовать в нее нельзя.
avatar
Вот поэтому четвёртая ДнД вызывает у меня желание забиться под кровать и не вылезать
avatar
Вот да, там как-то тяжко не с боёвкой.
avatar
Лучше бы мастер
Если гоблин-шаман умудрился выжить, с помощью заклинания или собственной витальной силы, то почему бы и нет. При условии, что у него так же имелось и заклинание, позволяющее реанимировать трупы товарищей по отряду и запас маткомпонентов для этого заклинания.
Если же условия не соблюдены, то ящитаю, что нет, не лутше.
avatar
Можно было выпустить хозяина сарая, который будет орать, что сарай от пожара не застрахован.
avatar
Гениально, между прочим!
avatar
А на самом деле застрахован и гоблу даже процент за сожжённые сооружения выплачивают. Главное скрыть что это приключенцы сделали — их признали форсмажором наравне с земелетрясением и потопом.
avatar
Запросто. если прокидаются по внимательности, а потом по бюрократии — то это поймут. И вот это будет нифига не средневековое фентези.
avatar
Метаситуация выглядит так.

Партия так или иначе сталкивается с проблемой в которой ей нужно победить шайку гоблинов засевшую в сарае (или любом другом горючем объекте).
После наблюдений они понимают что гоблинов там неприлично много/это рескиненные гноллы /у гоблинов есть шаман/29 ездовых волков/черт в ступе.
И единственная рабочая тактика это выкидвать на кубах 20 когда гоблины будут кидать 1. При любых других раскладах партию разрывают.

После этого идет мозговой штурм: поверка нанимателя на вшивость (может у него с гоблинами договор), предложение просто уйти, слежка и отлов языка, многие вещи описанные в статьях про то как играть «бои как война».

Рано или поздно кто-то скажет. Так сарай деревянный еще и с сеном старым, давай снимем стражу, двери закроем да и сожжем всех внутри, еще масла туда накидаем, сушняком обложим, окна щитами подопрем, ворота бревном, и магию замка поверх, не зря она у мага есть. А кто вылезет, с теми уже легче будет.

После этого есть весь спектр реакций от
«Я этого ждал, и все время в описаниях про сухое сено говорил. »
До
" У меня этого нет в модуле и вы не можете"

Ну и тонна срача, когда ДМ не говорит прямо последнюю фразу, а начинает юлить, придумывая, почему сухое сено не горит, сарай не разгорается, гоблины носят с собой огнетушители, щиты не мешают им выбраться.
avatar
Вот, вот так гораздо полнее. Спасибо.
avatar
Нет, но с удовольствием послушаю. [2]
avatar
Бить гоблинов всяко легче, чем сидеть, и продумывать торговый баланс, бюджет, социальные программы, предстоящую военную компанию.
Банальный страх перед новым, и тем, в чем ты плох, я защитой той ниши, в которой хорош, все получилось, и вроде продолжает получатся.
Даже если и так, все равно что ведущий, что игроки остаются в своем праве. Большинство людей играет в РИ для того, чтобы культурно отдохнуть, а не для кропотливого продумывания торгового баланса и социальных программ.
avatar
Очень странно такое слышать на ресурсе, где любят сказать, что НРИ больше чем просто развлекуха. От человека, который котирует игры старой школы, в которых на нормальных уровнях управление отрядом из наемников и последователей было нормой, а управление кластером, гильдией, башней было иногда прописано в особенностях класса.
Я пожалуй заскриню этот ответ.
avatar
Ну, я вот не считаю что получение своей башни магом на 9 уровне в 1-ой редакции, это плохо. И я считаю что изменение геймплея со временем, от зачистки данжа к почти стратегии с интригами и экономикой, это офигенно.
Но я не буду презирать ведущего, которого интересует только одна сторона. Который одну партию водит чисто по ланжам, используя lotfp, а другую по суровым войнам домов в hob.
avatar
Поэтому нужно играть во все и сразу используя ДНД а не ее копии клоны и отражения.
avatar
Поэтому играть в ДнД не надо.
avatar
Вы просто не умеете его готовить.
avatar
Договор до игры решает. Уж лучше чем ругаться после.
avatar
Просто потому что с порохом можно снести подземелья укрепленных кобольдов, раскопать их лопатами, и выдохнуть.
Нужно ли напоминать, что D&Dшные маги могут делать вещи гораздо круче? Я имею в виду, что если вся «боязнь пороха» конкретного ДМа водящего D&D обуславливается лишь этим, то это странно. Гораздо более важный вопрос: а откуда ваша шайка мёрдерхобо вообще имеет представление о порохе, если в сеттинге его не изобрели? Это ведь получается подмена персонажа игроком и вообще сплошной метагейм — вот на этом основании банить порох очень даже можно. Разве что партийный химик свалит в дунтайм лет на 20.
avatar
Например, они могут его ввезти. Потому что если не дай боже в каком-то сеттинге всплыло что-то китаеподобное — то достаточно внимательно почитать материалы. Где-то ленивые авторы да подпустили фейерверк!
avatar
Пущай ввозят — тогда нужно будет брать даунтайм лет на 300, чтобы огнестрел довести до той точки, когда он начнёт становиться реально эффективнее и удобнее луков и арбалетов.)
avatar
dell
avatar
P.S. Да и вообще луки и арбалеты были гораздо эффективнее раннего огнестрела.
avatar
Проблема не столько в этом, сколько в нежелании игрока слушать возражения. Вот я помню разговор о том, что достаточно связать три гранаты веревкой, чтобы получить супер-мега оружие, которое совсем как болас, но взрывается. Я возразил, что применение чего-то подобного без предварительного тестирования — это довольно интересный способ самоубийства. На что получил ответ, что абсолютно ничего не может пойти не так, ведь конструкция такая простая.
avatar
Если быть точным, то они не «эффективнее», а решают другие задачи. С одной стороны, даже ранний и примитивный огнестрел позволяет решать задачи, не решаемые луками и арбалетами в принципе; с другой, при этом он довольно долго остается достаточно дорогим и непрактичным оружием, проходящим по разряду либо спецсредств усиления, либо технофричества, применяемого чисто из любви к искусству.
avatar
Когда я говорю эффективнее, то я имею ввиду для нужд приключенцев. Нафига им в подземелье жутко дямящая гром-палка которая стреляет через раз, снаряд летит не пойми куда, перезаряжать это счастье нужно вечность, да ещё и с фитилём носиться как кошка с салом? А в армии как психологическое оружие в первую очередь он использовался по первости. Лошади к такому счастью не привыкли — гремит, дымит, воняет. Луки и арбалеты ещё долго не сдавали позиции. А вот пушки сразу всем приглянулись — при всех их недостатках стены они ломали неплохо, ну и психологический эффект опять же.
avatar
Да, примерно так оно и было. Для приключенцев убойная сила раннего огнестрела могла быть избыточной, скорость перезарядки вплоть до изобретения газырей была недостаточной, а все замки вплоть до колесцового не позволяли носить огнестрел скрытно и, тем более, постоянно изготовленным к стрельбе. Если прибавить к этому дороговизну боеприпасов и тот факт, что достать их в принципе можно было далеко не везде и не всегда, оружие получается не самое удобное

У Кортеса на банду в 900+ человек, из них ~450-550 бойцов поначалу было едва ли несколько десятков стрелков с ружьями. В процессе похода эти стрелки — те из них, кто выжил — довольно быстро перешли на арбалеты местной работы (да-да, индейские союзники испанцев отнефиг делать клепали арбалеты после того, как им объяснили, что это за хрень и как работает), потому что одно дело — арбалетные стрелы (пусть и с медными наконечниками), которые всегда можно заказать у местных, а совсем другое — порох и свинец, которые хрен знает когда подвезут (и подвезут ли вообще) с Кубы. И даже во время второго похода на Мешико, когда линии снабжения уже были налажены, Кортес использовал стрелков с ружьями очень ограничено, в основном в составе судовых команд во время боев на озере.
avatar
Важно то, что для того чтобы использовать магию, даже в ДнДшном сеттинге, ты по идее должен иметь магический дар, а после учится этому, а порох может применить практически любой крестьянин.
avatar
«Как ты полагаешь, почему благородные рыцари так ненавидят арбалет? Я бы сказал — вэтой их ненависти просматривается что-то личное, нет?..» «Как же, слыхивали: дистанционное оружие — оружие трусов». «Э, нет — тут сложнее. Против луков
— заметь! — никто особо не возражает. Фокус в том, что у лучшего лука усилие на тетиве — сто фунтов, а у арбалета — тысяча». «Ну и что с того?»
«А то, что лучник может свалить латника, лишь попав тому в щель забрала, в
спайку панциря и тэдэ — высокое искусство, надо учиться с трехлетнего
возраста, тогда, глядишь, годам к двадцати будешь на что-то годен.
Арбалетчик же стреляет по контуру — куда ни попади, все навылет: месяц
подготовки — и пятнадцатилетний подмастерье, сроду не державший в руках
оружия, утрет рукавом сопли, приложится с сотни ярдов, и крышка знаменитому
барону N, победителю сорока двух турниров, и прочая, и прочая… Знаешь, как
говорят в Умбаре: „Единый сотворил людей сильными и слабыми, а создатель
арбалета их уравнял“: вот теперь эти „сильные“ и бесятся — гибнет, видите
ли, высокая эстетика воинского искусства!» «Точно. А тут еще податные
сословия начинают чесать репу: а нахрена, собственно, они нам вообще
сдались, со всеми ихними гербами, плюмажами и прочими прибамбасами? Ежели
для защиты Отечества, так, может, арбалетчики-то дешевле обойдутся?» «Экий
вы, батенька, ползучий прагматик...» «Что есть, то есть. И никак мне,
свинорылому, не взять в толк: отчего это вышибать человеку мозги мечом
благородно, а арбалетным болтом — подло?»
avatar
Лживая цитата в том плане, что опять тиражируется миф, будто арбалеты мощнее луков. Это не так. Главное различие в том, что для использования лука нужно долго учиться, и хорошие лучники всегда в цене, а обучить арбалетчика для армии гораздо легче и быстрее. Разница в силе натяжения нивелируется особенностями конструкции обоих орудий. Если коротко — арбалет сообщает гораздо меньшую часть силы болту, чем лук — стреле.
avatar
Охотно верю, бо не специалист. Однако укажу, что именно возможность массовой армии гасит любое преимущество лука в мощности. Грубо говоря, чем раньше будет убрана нужда в «мастерах», тем лучше.
avatar
У вас здесь ошибочное мнение на ошибочном мнении, причем это мы уже обсуждали, и неоднократно. Комментировать не буду, потому что проще поднять прежнюю аналогичную тему.
avatar
Не знаю, моё мнение основано на мнениях людей, которые этими самыми луками да арбалетами занимаются. А где эта тема?
avatar
В тот раз тоже дошло до прямых ссылок на форум лучников и цитат из Перо Нинью (кастилец, участник морского рейда на Англию во времена Столетки, позднее опубликовавший мемуары, от которых у фанатов английских лучников обычно случается приступ острого бугурта). А сейчас я ее даже найти не могу((( ЕМНИП, она была примерно год назад, и это далеко не первая тема вида «огнестрел в фэнтези», плавно переходящая в «луки против огнестрела».

Если тезисно:

1. «дульная энергия» средневековых арбалетов выше таковой у средневековых луков в несколько раз.
2. арбалетные стрелы тяжелее лучных, вследствие чего медленнее теряют скорость и сохраняют убойную силу на большем расстоянии.
3. арбалет позволяет стрелять прицельно, в то время как средневековый лук (кроме парочки поздних азиатских извращений, впрочем, использовавшихся только в спорте) в принципе не обладает таким свойством и в условиях реального боя позволяет стрелять только по площадям.
4. практическая скорострельность арбалета (равно как и раннего огнестрела после появления фитильного замка и газырей) на периодах времени свыше 1-2 минут больше таковой у лука.
5. в условиях средних веков, когда весь комплекс бытовых навыков капитально отличался от современного (в частности, у народа в среднем был очень хороший глазомер и очень скверная мелкая моторика), именно арбалет (и позднее огнестрел) требовал для своего использования долгой и сложной подготовки, в то время как лук осваивался в рамках повседневной хозяйственной деятельности (кроме тех стран, где это запрещалось властями).
6. в целом в условиях средневековья арбалет (и позднее огнестрел) — оружие профессионального наемного воина, часто спонсируемого из казны, в то время как лук — оружие ополченца, набранного из тех регионов Европы, где луки продолжают использоваться в быту. Соотношение силы при выставлении 1 арбалетчика против 1 лучника — как при выставлении 1 конкистадора против 1 индейца, соотношение цены примерно такое же.

И да, приличные доспехи Высокого Средневековья ни луки, ни арбалеты, ни обычный неспециализированный огнестрел тех времен не пробивали (луки в принципе, арбалеты и огнестрел — надежно), так что противодействовать рыцарской кавалерии все эти три типа стрелков могли только из укрепления или находясь под защитой тяжелой пехоты с длинномерами.
avatar
Я тоже так раньше думал. Однако же практик завсегда завалит теоретика:

Your text to link...
Your text to link...
Your text to link...
Your text to link...
Your text to link...
Your text to link...

Есть ещё много материалов, не все сейчас наверное найду, правда.

Профессиональные арбалетчики, которые долго этому обучались, обычно использовали более мощные и дорогие арбалеты — от 700 фунтов и выше. С совершенствованием технологий стало возможным изготавливать более мощные арбалеты. Однако же стоит помнить и про Креси. Военные луки в 200 фунтов — серьёзная штука.
avatar
Примерно половина тезисов выше основана на опытах, которые ставились либо в моем присутствии, либо людьми, опыту которых я доверяю; что же касается оставшейся, то там были или средневековые хозяйственные документы, или (в случае истории Перо Ниньо) нарратив. Что же касается подобных ютьюбовских роликов, то мы очень редко можем сделать по ним какие-то обоснованные выводы чисто в силу того, что об условиях (в частности, о ТТХ оружия) показанного опыта нам неизвестно ничего или почти ничего достоверного. Для сравнения, я через одно рукопожатие знаком с человеком, у которого есть парочка арбалетов примерно одинаковой конструкции и визуального облика, но различающихся по силе натяжения раза в 4, потому что один из них — реплика реального оружия, а другой — игровое оружие той же конструкции, но специально ослабленное в силу требований безопасности. Так вот, я не уверен, что сумел бы различить эти арбалеты в любительском ролике на ютьюбе.
avatar
Там есть описание арбалета и ссылка на производителя. Skallagrim коллекционер оружия и член HEMA, так что он имеет представление о предмете. Ну это и не только он, просто эти видео из наиболее наглядных материалов.
avatar
Однако же стоит помнить и про Креси. Военные луки в 200 фунтов — серьёзная штука.
Уже одна эта цитата показывает, что матчастью вы не владеете и оперируете популярными историческими мифологемами.

P.S.: если вы считаете, что я не прав — считайте на здоровье, я не против. Во всяком случае, спорить (а значит, искать нужных знакомых и знакомых знакомых, снова идти общаться на форум лучников, вспоминать, кто пересказывал мне Перо Ниньо и выбивать из него комментарии по сабжу, etc, etc) здесь на эту тему в, ЕМНИП, третий или четвертый раз я точно не смогу и не буду.
avatar
Какими именно? Что Креси не было что-ли? Я в курсе условий битвы, и про то как Филипп начал пороть горячку, и про погодные условия и т.п. Однако лучники также сыграли важную роль.

Или вы про луки при Креси в 200 фунтов? Это я просто криво написал, а время редактирования уже прошло. Это раздельные предложения. Я имел в виду, что существовали военные луки с силой до 200 фунтов, а не то, что они поголовно использовались при Креси.

Так что ваши инсинуации необоснованны.
avatar
Ещё раз: где вы увидели «оперирование мифологемами»? Как я сказал выше, что просто неудачно выразился в этих двух предложениях, и уже исправился.
avatar
И знаете, я не претендую на знание абсолютной истины. Если бы вы представили аргументы. доказывающие что я ошибаюсь, то я был бы готов признать это. Невозможно знать всё, и я всегда рад исправить свои ошибки, если они есть и мне на них укажут. Я также прекрасно понимаю нежелание спорить. Однако же вы не предоставили никаких ссылок, и написали это сообщение с таким апломбом (хотя признаться, я, наверное, тоже иногда так делаю, что не есть хорошо)… «я — прав, вы — не правы, доказывать не буду, всего доброго». Пардон муа, но это оставляет о вас не лучшее впечатление.
avatar
Хотя про 200 фунтов я загнул, наверное. Такие луки и правда есть, но сила натяжение исторического образца 7-футового длинного лука по оценкам доходит до 180 фунтов. Что тоже? мягко говоря, не мало. Хотя большинство боевых длинных луков было где-то между 100 и 140 фунтами, по-видимому.
avatar
Я отвечу на ваш вопрос, но сперва ответьте на два моих: во-первых, откуда вы взяли информацию о пусть даже 180-фунтовых луках, во-вторых, откуда вы взяли информацию про действия лучников при Креси? Я хотел бы увидеть ссылки на конкретные источники, если это возможно.
avatar
The Great Warbow: From Hastings to the Mary Rose в качестве конкретного источника, но я также постоянно встречал эти цифры на форумах, в видео.
Роль лучников в Битве при Креси is a common knowledge. Буквально везде говорится о действиях лучников при Креси — не знаю как это можно пропустить. Я, честно, ни разу не видел источника по этой битве, который бы утверждал, что лучники там были неэффективны. И никто не говорил о том, что стрела из лука пробивает полный рыцарский доспех 14-15вв., не знаю откуда вы такое взяли. Как и не знаю, откуда вы взяли про клёпки для бочек — нигде такого не встречал, а я специально погуглил и на русском, и на английском.
Источники о Битве при Креси — различные статьи и книги, на английском и русском. Могу покидать ссылки на некоторые.
avatar
очему благородные рыцари так ненавидят арбалет?

Не ненавидел его никто 8)

Фокус в том, что у лучшего лука усилие на тетиве — сто фунтов, а у арбалета — тысяча»

Покажите мне арбалет с натяжением на тетиве 1000 фунтов. Чтобы им можно было с рук стрелять.

приложится с сотни ярдов, и крышка знаменитому
барону N

На практике, однако, максимилиана стандартным арбалетом не пробивалась и с 10-20 шагов.
avatar
максимилиана стандартным арбалетом не пробивалась и с 10-20 шагов
Кстати, равно как и стандартным тогдашним огнестрелом, не говоря уже о луках.
avatar
Влезу с незваным комментарием
Это цитата из «Последнего кольценосца» Еськова, про технологически продвинутый Мордор. Соответственно, араблеты про которые идет речь — стальные чудовища для стрельбы с упора ЕМНИП.
Ну и мордорские рыцари вполне могли ненавидеть арбалет, почему нет.
avatar
Зачастую есть множество магических предметов, для использования которых нужна лишь самая минимальная подготовка. А каждый крестьянин обычно бывал лучником, горожанин — часто арбалетчиком, а для огнестрела нужно сначала наладить массовое производство пороха и усовершенствовать саму технологию стреляющих палок, на что уйдёт не одна сотня лет.
avatar
Средеземье. Да, Толкина. Немалая доля основного конфликта маркируется борьбой старого и нового, благородных потомков дунаданов (или кого там) и орков, цитирую «любителей взрывов».
Замечу всё-таки, что в трудах Профессора по Средиземью любовь орков к взрывам — вообще-то чисто флаффовая черта, подчёркивающая скорее жестокость и грубость. На процесс это не влияет вообще никак — Засорение Шира, единственный значимый эпизод, где существенную роль играют машины, совершается без всяких орков, а при осаде Хельмовой Пади ортханский «пробойный огонь» применяется за кадром (и даже по названию связан отнюдь не с орками, а с Саруманом). То есть там совсем плохо с предлагаемым конфликтом, он у топикстартера всё-таки притянут за уши — особенно учитывая наличие среди основных персонажей гномов (которые проявляют технические навыки никак не меньше, чем мелькающие орки — см., например, эпизод с разговором Гимли и Леголаса о будущем Минас-Тирита после коронации Арагорна) и как раз любовь к ремеслам у нолдор…
avatar
Для честности замечу, что Толкин, как неофоб, не ставил «технологии» гномов на одном уровне с орками или даже Саруманом… Если первые не использовали спички (в отличие от тех же хоббитов) и представлены традиционными ремесленниками, быть может как это представляли себе прерафаэлиты, то вторые несли все негативные последствия индустриализации, такие как смог, отбросы сталелитейной промышленности и эффективный менеджмент.
avatar
Раз уж мы уточняем — строго говоря, у нас есть единственный пример, который можно в таком ключе рассматривать (и который хоть сколько-то подробно расписан): государство Сарумана, где всякой твари было по паре. Изменения Мордора или, тем более, владений Моргота очень трудно приписывать строго технологии, так что кто там жертва, а кто причина… У Толкина «натуральным» образом место обитания сверхъестественного существа отражает его особенности (хотя переход может вызываться вполне не сверхъестественными причинами с точки зрения внешнего наблюдателя). У Сарумана, конечно, сводятся сады и каменные столбы занимают место деревьев — но вот является ли это «технологиями орков», хм. У нас вообще очень мало описаний быта орков не под властью очередной тёмной силы.
avatar
Если я правильно помню, быта орков не под властью очередной тёмной силы, просто не бывает. Тяжелая ноша искусственного народа-функции. Носителем всякого «злого прогресса» представляется Моргот и его личный майар. Если я правильно интерпретирую железную корону и опыты по выведению драконов.
avatar
Существовали промежутки — и довольно длинные — когда в Средиземье не было активной тёмной силы, и не все орки, собственно, постоянно находились под контролем главгадов. Если мы, конечно, не про метафизический уровень — а именно что про прямую командную цепочку. Даже на время действия «Хоббита» (хотя не «ВК») и орочьи территории под Гундабадом, и орки в Мории, и орки Мглистых гор — вполне независимые сообщества. Потенциальные союзники тогда-Некроманта по первому свистку, но именно что независимые, вроде. Если мы не считаем, что орки, как у Свиридова «интересны тем, что будучи истреблены все до одного, способны почти мгновенно размножиться вновь» (и в первой форме переживают не-тёмные периоды), то у них должен быть какой-то быт.
avatar
Не совсем чистый пример, но как представитель поджанра «меча и пистолета», если таковой существует.
Есть термин gunpowder fantasy, что характерно, где порох явно вынесен в название…
avatar
История военного ремесла с точки зрения расхожих клише:
— Чувак в шкуре и с дубиной
— Чувак в сандалях и с копьем
— Чувак со скутмом и гладием
— Чувак со щитом и мечом (не путать с предыдущим чуваком со щитом и мечом)
ВНЕЗАПНО ПОРОХ!
— Чувак с рапирой и мушкетом
— Чувак с саблей и револьвером
— Чувак в каске и с винтовкой
— Чувак на вертолете и с автоматом
— Тактический чувак в тактических очках с тактическим штурмовым карабином с тактическим коллиматором в тактическом humvee
— Чувак с киберглазами и киберруками
— Фазеры-бластеры
Авторы чаще всего в курсе этих клише (или сами мыслят в их рамках). И при создании художественного произведения им нужно принять отдельное сознательное решение, чтобы эти клише нарушить. Есть и приятные исключения. Но в целом, фэнтази про «чувака со щитом и мечом» и фэнтази про «чувака с рапирой и мушкетом» остаются жанрами, разделенными крепкой стеной, проходящей по понятию «порох».

P.S. То, что перечисленные клише военного ремесла в точности легли на гурпсовые техуровни — эффект абсолютно ненамеренный. Но задним числом очень понятный.
avatar
Ты забыл фирменных английских\монгольских\эльфийских лучников 8)
avatar
Все они живут и процветают в эпохе "чувак со щитом и мечом".
avatar
У меня тут есть два соображения.

Во-первых, если конкретное фентези позиционируется как условный «мир меча и магии», то технология тут будет третьим лишним, а порох просто ее самый заметный признак, потому что влияет на бои, которые часто занимают важное место в повествовании. Да, пусть порох долго существовал с рыцарями и феодалами, но большинство людей при создании сеттингов опирается не на историю, а на яркие и популярные образы, в которых Средневековье как правило изображается без пороха. А фентези в представлении среднестатистического человека — это Средневековье с магией.

Во-вторых, я часто слышу жалобы не просто на порох в фентези, а скорее на игроков, которые страдают синдромом занудно-научного метагейма. Допустим у нас сеттинг «фентези без пороха». Игрок, знающий рецепт пороха (или скорее нагугливший) и имеющий какие-то элементарные познания в химии, берет персонажа алхимика, ученого или другого изобретателя, и делает заявку, что создает порох, с готовностью описать конкретные действия (рецепт-то вот он!). Когда мастер говорит, что не получится, игрок начинает бычить, мол, тут что, законы химии не работают? Если мастер пытается придумать ингеймовое объяснение, это кончается долгим переливанием из пустого в порожнее. Поэтому бывалый мастер отвечает метагеймово «Мы не в это играем, у нас фентези без пороха». На что игрок обиженно отвечает, что мастер — тиран, рельсовод и редиска, зажал его выигрышную заявку.
По сути порох тут вообще не при делах, это популярный вариант случая, когда игрок тащит научные знания современного реального мира в выдуманный лоу-тех или фантастический мир. То же самое бывает, когда физик начинает интересоваться, как в космо-опере звездолеты летают быстрее света.
avatar
>>игрок начинает бычить, мол, тут что, законы химии не работают?
>>игрок начинает бычить
Ведущий говорит «пока дружок». Проблема решена.
Но вообще ведущий вправе ответить, что да, *земные* законы химии и физики здесь не совсем работают. Или вы, уважаемый игрок, хотите получать реалистичные травмы от фаерболла, чинить снаряжение и умереть от дизентерии? Можно устроить.
avatar
игрок начинает бычить, мол, тут что, законы химии не работают?
Во-первых, бычить — в любом случае нехорошо, но, и как выше верно отметил Лоримо, у мастера есть действенное противозаклятие «дверь — там».

Во-вторых, я вижу много возможных причин ограничивать научно-технический задор игрока в фэнтази (начиная с «ОТЫГРЫШ ПЕРСОНАЖА. Может, слышал когда-нибудь?»), но вот «у нас фэнтази без пороха» — вряд ли одна из них. Обычно, у персонажей просто нет в распоряжении нескольких веков научно-технического прогресса, чтобы обеспечить появление, практическую применимость и надежность изобетения: «дать рыцарям короля Артура по мушкету», так сказать. А просто «горючей фигни» у средне-фэнтазийного алхимика и без пороха должно быть полно. Как и у визарда в спеллбуке, к слову.
avatar
Во-первых, бычить — в любом случае нехорошо, но, и как выше верно отметил Лоримо, у мастера есть действенное противозаклятие «дверь — там».
Во-первых слово «бычить» не стоит воспринимать буквально, во-вторых, на имке любят раздавать советы типа «Гнать игрока в шею», но группы и ситуации бывают разные, поэтому совет неуниверсален, к сожалению.

я вижу много возможных причин ограничивать научно-технический задор игрока в фэнтази
Как выше уже сказал Некроз, указание на внутриигровые причины часто затягивает вопрос или рождает срач. На внеигровом уровне в данном случае договориться проще.
avatar
Ну, если не воспрнимать буквально — да, согласен. Если все же понимать, как написано (т.е. как попытку игрока давить на мастера, чтобы тот принял выгодное ему решение), то это как раз тот случай, когда лучше не играть, чем играть.
совет неуниверсален
Ни один совет не универсален.
avatar
В этом плане вкусное решение в 7 море — кол-во лет до того как создадут Х линейно увеличивает сложность создания концепта. То есть если персонаж условного 17 века хочет револьвер как у Кольта то сложность около 180 (притом что 45-60 — уже эпическая сложность). А потом еще надо начертить рабочую модель, что тоже весьма сложно. Но при этом хороший ученый с хорошим мастеровым вполне себе могут делать Science, если вложатся очками генережки и драмадайсами.
avatar
берет персонажа алхимика, ученого или другого изобретателя, и делает заявку, что создает порох, с готовностью описать конкретные действия
Ок. Тогда просто сообщу, что когда он будет создавать лечебное (или любое другое) зелье попрошу его рассказать рецепт. А последствия применения оценю исходя из рецепта. Когда он будет наносить удар в бою, попрошу его описать, как он это делает. Когда будет вскрывать замок — пусть укажет как работает отмычкой. Ну и естественно, внимательно выслушаю, что он с этим порохом делает — естественно тоже для оценки последствий.
Раз мы играем не от навыков персонажа, а от навыков игрока — это совершенно логично же.
avatar
ЕЕЕ, наканецта года занятия истфехом окупятся за игровым столом. Первый тип доволен.
avatar
А я тогда в кузнецы пойду!
avatar
Тогда в монахи без пояса по тематическому виду единоборств путь закрыт, в псионики-без справки из диспансера.
avatar
берет персонажа алхимика, ученого или другого изобретателя,
Возможно, я сейчас переведу срачик в другую плоскость, но вот в такой ситуации было бы честно позволить игроку создать порох. Но не пули или даже просто огнестрел — алхимик все-таки не оружейник, и тут надо будет пройти совсем другой квест. В конце концов, хорошая игра в роли алхимика и изобретателя — это не крезулинизм и манчкинство, под безумное вращение глазами, и выкрики «НАУКА!», а отыгрыш этой самой науки. Выдвижение гипотез, постановка экспериментов и получение знания, которого еще нет ни у кого в этом мире. При этом, если игрок вот так походя, во время игры действительно выдвинет новую концепцию и хорошо ее отыграет, надо думать, его партии очень повезло, что они заполучили такого креативного чувака. Обычно «новые знания» — это как раз то что знает или умеет игрок, но не знает его персонаж. Если мастер не хочет изобретения пороха в процессе игры, ему стоит дать игроку не алхимика, а какого-нибудь там пиромана, ядодела, или ради чего там игрок взял алхимика. Ремесленника, а не ученого, в общем.
avatar
Игрок, знающий рецепт пороха (или скорее нагугливший) и имеющий какие-то элементарные познания в химии, берет персонажа алхимика, ученого или другого изобретателя, и делает заявку, что создает порох, с готовностью описать конкретные действия (рецепт-то вот он!).
На что ему можно ответить, например, так: ну ОК, ты можешь делать порох и пиротехнику на его основе на уровне, например, Гэндальфа (эксперименты, развлекательная пиротехника и пара гранат с эффективностью уровня «there was a terrible flash like lightning in the cave, a smell like gunpowder, and several of them fell dead»©). Хочешь большего? Но у тебя в текущих условиях нет на это ни времени, ни ресурсов. Появилось время и ресурсы? ОК, ты будешь заниматься этим за кадром, etc, etc, далее см. мой пост выше.

В свое время я попытался посчитать, сколько времени и ресурсов потребовалось бы мне для внедрения порохового дела в Риме времен Августа, обладай я ресурсами римского олигарха уровня, например, Мецената. При этом надо сказать, что я отлично разбираюсь в производстве черного пороха и расходников для него по самым разным технологиям, т.к. в свое время понаделал его чуть меньше, чем дохрена. Приходилось мне воспроизводить и промежуточные техпроцессы, начиная от синтеза калийной селитры из расходников, купленных в хозмаге, и заканчивая натурально выщелачиванием нитратов из навоза с последующей обработкой поташом и очисткой перекристаллизацией, так что моему мнению в этом вопросе определенно можно доверять. Так вот, у меня получилось, что даже за вычетом времени на НИОКР (с которыми в Риме тоже скорее всего возникнут проблемы самого разного характера) мне потребовалось бы 2,5-3 года только на то, чтобы выйти на уровень выпуска 1-2 тонн хорошего пороха в год. Примерно такого же порядка количество пороха потребуется, с учетом тренировок, для оснащения 1 стрелкового полка XVII века — но единственный стрелковый полк в римских условиях погоды не сделает (при столкновении с римским или эллинистическим войском он, конечно, нанесет ему потери примерно того же уровня, как в свое время англичане зулусам, но при условии достаточного боевого духа противника его тупо задавят числом). Для гарантированного подрыва крепостной стены, даже античной, этого количества уже с высокой вероятностью не хватит. Таким образом, моя мануфактура будет вынуждена пахать по 2-3 года ради взятия единственной крепости — и это при том, что за те же 2-3 года те же римляне, не особенно напрягаясь, тупо взяли бы эту крепость измором.

Для сравнения, за те же 4-5 лет (2,5-3 года на организацию производства плюс 1-2 года на собственно производство) Меценат мог, вложив те же средства в свою избирательную компанию, сделаться консулом и безо всякого пороха нагибать пачками всех чисто силами подчиненных ему войск.
avatar
Самое милое — когда после добычи говна летушей мыши, серы из ущеи тролля и угольков из костра игрок с хитрым выражением лица заявляет что все это счастье «смешивает», и надеется получить что-то больше дымящейся и воняющей массы.
avatar
Да, это забавно.
avatar
Ога, особенно с учетом того, что даже при наличии чистых расходников их «смешивание» — достаточно хитрая технологическая операция, требующая либо общего ТУ на уровне XVIII века, либо сложного и кропотливого ручного труда толпы специально обученных обезьян. Ламер со ступкой, тупо смешавший их, в первый раз едва ли получит что-нибудь кроме пороховой мякоти с силой в 1/3 от равного количества хорошего пороха и непредсказуемой скоростью горения (т.е. когда одна и та же навеска в одной и той же оболочке может как аццки еппнуть, так и вовсе потухнуть).
avatar
Помню читал «крестоносца в джинсах» (попаданец который тогда еще был не совсем мэйнстримом) там ГГ сделал порох, используя знания американского школоло, но не ожидал от него ничего сверх дыма с вонью (потому в итоге не обломался)
avatar
Сделать хороший порох с уровнем знаний американского школоло вполне реально (я и парочка моих друзей гарантируем это). Вопрос как всегда в масштабе. Полкило пороха школоло сделает отнехрен делать. Сто килограмм за приемлемое время оно не сделает в принципе, т.к. тут порядок величин сопоставим с годовым выхлопом от кустарной семейной мануфактуры, на которой уже есть все средства производства, а работники являются теми самыми «специально обученными обезьянами» с многолетним опытом, не занятыми ничем, кроме производства пороха. Если же ему захотелось перевернуть мир, то для этого потребуется выхлоп в несколько десятков тонн пороха в год как минимум — т.е. многие сотни таких полукустарных мануфактур либо парочка настоящих заводов.
avatar
А Корвина из Амбера уже вспоминали в связи со срачем?
avatar
Warhammer Fantasy Battles со своим сеттингом появился в 1983-м году. Изображал «Средиземье в эпоху Раннего нового времени на стероидах муркоковской этической системы».

К 1980-ым, конечно, дихотомия «фэнтези — научная фантастика» уже вполне оформилась, но всё ещё была новшеством.

Так что порох, во многом, имманентен «жанру фэнтези», ибо влияние Warhammer на жанр трудно переоценить. Рождаешься в 1968-м, в 15 лет впервые слышишь о Warhammer, в 19 играешь с друзьями, узнаёшь о сеттинге. К 49-ти ты уже именитый гейм-дизайнер и автор, задающий тренды в хобби и индустрии.

Забавно, что в посте упомянут Warcraft, срисованный с Warhammer (вплоть до перерисовки вархаммерской инновации — зелёных орков, чего не было никогда до), но не упомянут сам оригинал.
avatar
Последнее связано с прискорбно малом знакомстве с WFRP
avatar
Я тут у себя в блоге пост недавно писал… Он правда в контексте НРИ, а не варгейма, да ещё и в узком разрезе «лазанья по подземельям», но может интересно будет.

eastern-lands.blogspot.ru/2017/08/wfrp-2ed-dungeoncrawl.html
avatar
Суть огнестрела там такова: бьет больно, отдельные экземпляры стреляют чуть ли не дальше эльфийского лука, перезарядка — боль (т.е. с учетом довольно низкого шанса попадания в системе шанс того что единственный бабах максимум напугает довольно велик), может взорваться тебе в лицо если ненадежное… Короче, не самое крутое, но имеющее свое место оружи- БЛЯ У НЕГО БЛАНДЕРБАСС БЕЖИМ
avatar
Главный вопрос к вхфб, это как с таким соседом как Империя, вообще выжила Бретония?
avatar
Примерно как французы рядом с Священной Римской Империей.
avatar
Французы были технологически на одном уровне с СРИ.
avatar
Главный вопрос к вхфб, это как с таким соседом как Империя, вообще выжила Бретония?

Рыцари Грааля же и Владычица Озера.

Ну это не говоря уже о том, что в условиях Вархаммера куда лучше иметь границу с Бретонией, которая сдерживает зеленокожих, чем собственно с гринскинами.
avatar
Бретония вообщем-то союзник. Зачем их гнобить.
avatar
Да вы в Vermintide, похоже, не играли. Столкнувшись с большой толпой крыс, весь отряд долбит по набегающим уродам из всех стволов, включая пистоли, мушкеты, ружья, многостволки. И лишь только если крысюки еще остались, в ход идут мечи и молоты, чтобы добить выживших. Переход к рукопашке — признак серьезной ситуации или индикатор проблемы на этапе планирования тактики группы.
avatar
Кстати, WFB — отличный пример подхода, справляющегося с обоими пороховыми проблемами — той, что описал ты, и той, которую тут активно продвигают в комментах. Порох там есть, но на нем свет клином не сошелся, потому как там есть и гораздо более интересные научные штуки.

В мире уже порядком фэнтези с явно введенным в сеттинг порохом, но именно он часто становится камнем преткновения в описании технологического уровня. В мире почти нет фэнтези, в которой уделено внимание осознанной селекции, продуманной логистике, оптике или социологическим наукам, но это никого не волнует.
avatar
Кому нужны пороховые ружья, если есть ратлинг?
avatar
Именно! Ратлинг, у которого есть ружья, понстры франкенштейна, ниндзя и биологическое оружие. А также уникальная магия, лютые орды дешовых бойцов «для тактики», и еще уйма всякого. Или не ратлинг, а гном хаоса, с супер ружьями, танками и опять-таки, лютыми химерами. Или темные эльфы с парадом чудовищ, скоростными «стеклянными пушками», и наверняка чем-то там еще. Вот это действительно фэнтезийная наука — впечатляющая и разнообразная. А порах — это так. Айфончик. Модненько, фанаты утверждают, что очень круто, хейтеры орут, что не духовно.
avatar
Эээ, ратлинг это тип крысиного гатлинга. Раса крыс зовется Скавенами :)
avatar
А, ну да.
avatar
тип крысиного гатлинга

… Я бы дал игрокам такой ствол!
avatar
… и со зловещей ухмылкой пронаблюдал бы как они мутируют из-за варп-камня.
avatar
Тогда они смогут ЕЩЕ ЛУЧШЕ его держать!
avatar
Не порох разрушает дух фэнтези, а «модерн», «Новое Время», «НТП», «технологии» и тому подобное.

Проблема в том, что порох в головах обывателей (и среднего игрока) как раз и ассоциируется с началом «НТП и технологического прогресса».
И да как говорится «других писателей игроков у меня для вас нет».
avatar
Если говорить о такой трудноопределимой вещи, как «дух» фэнтази, то лично для меня он кончается на восемнадцатом веке с массовым производством. Дальше начинается «дух» урбан фэнтази.
avatar
Лично для меня «дух фэнтези» кончается там, где «порядок начинает бить класс».
avatar
Сейчас бы еще один на всех «дух фэнтези» пытаться найти.
avatar
Ну выше написали про «симулятор торгового агента», «симулятор технолога завода» и т.д.

Так вот как только в вашем мире наступает момент, когда «порядок бьёт класс» игроки меняют игру в «класс» на игру в «порядок» (тот самый симулятор ХХХ).
А такая игра уже очень и очень не фэнтези.
avatar
А можно немного расписать, я не очень понимаю эту фразу «порядок бьёт класс*
avatar
Усложнение социума — это ЗЛО ЗЛО ИСКАЖЕНИЕ СОДОМИТ. Сравните с Технократией с точки зрения особо поиметой вербенки.

Сама фраза обозначает в данном контексте, видимо, то же, что и такие фразы, как «Бог на стороне больших батальонов». Идею, согласно которой эпического героя можно просто взять и затыкать взводом хорошо тренированных вилланов-призывников с достаточно длинными копьями. Грубо говоря, момент, когда монгольская военная машина сжирает Русскага Багатыря.
avatar
монгольская военная машина сжирает Русскага Багатыря.
Это лучше чем когда чувак с Greater Cleave сжирает военную машину за оди раунд. Хотя жанрозависимо.
avatar
Ну так конечно, это НЕВЕРОЯТНО лучше. Вот только в классическом фэнтези так не считают.
avatar
Вот и я о том же. Лично у меня давно уже такое ощущение, что версий «духа фэнтези» развелось примерно столько же, сколько версий собственно «фэнтези».
avatar
… И вот поэтому я избегаю играть в фэнтези. Потому что да, его дух именно таков.
avatar
Почему никто не вспомнил про Тедас (Dragon Age)? Там спокойно сосуществуют меч, магия и порох. И ничё, фентезиен до мозга костей. Просто там с умом к этому подошли: порох и артиллерия-- удел кунари, которые магию ну очень не любят. Своим магам они отрезают языки и заковывают в особые цепи, которые не дают им магичить; в бою таких магов просто расковывают и бросают на противника как шахидов-- даже если сдохнут, многих с собой унесут. Собственно, такие цепные маги только взрывать и умеют. Одновременно у кунари технический прогресс: дредноуты, пушки, не помню насчёт собственно огнестрела, но, кажется, нечто вроде аркебуз у них есть. И это при том что сам кунари-- гора мышц сильнее и выносливее представителя любой другой расы. А ещё он фанатик с промытыми мозгами. Причина, по которой эти ребята ещё не завоевали весь Тедас, как раз магия. Хорошо обученный маг способен высвобождать убойную силу не меньшую, чем у артиллерии. Единственное государство, где правят маги-- Тевинтер-- ведёт постоянную войну с кунари. В остальных странах маги не то что у власти, а под строгим надзором в Кругах, где их охраняют храмовники, которые лопают лириум и приобретают способности противостоять магам. А ещё есть гномы, среди которых магов нету, но которые из этого самого лириума делают кучу маготехнических штук. Кстати, сам лириум тоже можно использовать как основу для взрывчатки, но очень нестабильной.
Драгонягу можно ругать за многое, но систему противовесов-- «меч-магия-немаги» они создали образцовую.
avatar
А как объясняют то что те, кто все-таки использует магов и не страдает лютобешеным фанатизмом не «заимствуют» у кунари технологии? За много лет войны трофейной техники поразбирать можно мегатонны. Или магократы — столь же упоротые фанатики, которые и в туалет исключительно в portable hole ходят?
avatar
А как объясняют то что те, кто все-таки использует магов и не страдает лютобешеным фанатизмом не «заимствуют» у кунари технологии?

Во-первых, Тедас небольшой и магов использую все (кроме гномов, у которых их нет). Во-вторых, они и рады бы (во второй части этой теме серия квестов посвящена), но кунари живут замкнуто на удалённом острове, а на Тедасе действует сеть агентов и убийц, которые устраняют всех, кто пытается подобраться к тайне взрывчатки.

За много лет войны трофейной техники поразбирать можно мегатонны. Или магократы — столь же упоротые фанатики, которые и в туалет исключительно в portable hole ходят?

Не знаю насчёт аркебуз, а вот вершина кунарийской техники-- дредноуты с пушками-- будучи хорошо так подбитыми, взрываются на хрен. Думаю, и ручные пушки взрываются (тем более они вряд ли распространены, никак не могу вспомнить, есть ли в игре кунари с огнестрелом).

Кстати, Андерс с помощью селитры, драконьего камня и магии сделал то же, что Серсея в Игре Престолов. Расхреначил на хрен церковь.
avatar
Не знаю насчёт аркебуз, а вот вершина кунарийской техники-- дредноуты с пушками-- будучи хорошо так подбитыми, взрываются на хрен.
В некоторых играх и казарма от ударов топором загорается и взрывается нахрен. А в любой ролевке по сеттингу если игроки зададутся этим вопросом, то первое что они сделают — это возьмут дредноут заморозкой.
Так что говорить, что в DA к разделению техники и магии подошли с умом — сильное преувеличение. Обычное «так исторически сложилось».
avatar
то первое что они сделают — это возьмут дредноут заморозкой.
… И столкнулись бы с тем, что дредноут бы превратился в кусок льда и со всем свои содержимым и разлетелся бы на ледяные осколки.
К тому же заклинания, наносящие урон льдом, тоже оперируют энергиями Тени, а не являются «реальным» холодом-- и порох от них тоже может сдетонировать.
avatar
… И столкнулись бы с тем, что дредноут бы превратился в кусок льда и со всем свои содержимым и разлетелся бы на ледяные осколки.
Извините, но вы пересмотри фильмов категории Б. Реальные материалы так не ведут себя при заморозке.
К тому же заклинания, наносящие урон льдом, тоже оперируют энергиями Тени, а не являются «реальным» холодом-- и порох от них тоже может сдетонировать.
Если ведущий настолько потеряет разум, что скажет что порох детонирует от ЛЮБОЙ операции энергией тени — я зачищу весь удаленный остров кунари одним магом.
avatar
Извините, но вы пересмотри фильмов категории Б. Реальные материалы так не ведут себя при заморозке.

Так речь идёт не о реальной заморозке. При использовании заморозки есть неиллюзорная опасность превратить противника в ледяную статую, после чего он разлетится на кусочки вместе со всем снаряжением. Хотя снаряжение также может остаться нетронутым абсолютно. Т.е. магическая заморозка либо не действует на материальный предметы, только на органику, либо эти предметы уничтожает.

Если ведущий настолько потеряет разум, что скажет что порох детонирует от ЛЮБОЙ операции энергией тени — я зачищу весь удаленный остров кунари одним магом.

Остров кунари-- не звезда смерти, у него нет сердцевины, сделанной из гаатлока (тот самый кунарийский порох). Так что максимум маг там может устроить взрыв на складах боеприпасов. Но сначала ему надо подобраться. А на пути стоят дредноуты. И от жалкого фаербота дредноут не потонет-- маги (а не один маг) выносят его массированным огнём, причём дредноут ещё маневрирует и палит из пушек в ответ. Так что это не ДМ потерял разум, а исключительно твой персонаж.
avatar
Т.е. магическая заморозка либо не действует на материальный предметы, только на органику,
Противопоставление материальны предметов органике эпично. Бтв, уничтожение экипажа меня полностью устроит.
либо эти предметы уничтожает.
Т.е. банальную заморозку вы мне меняете на гораздо более полезное и универсальное разрушение :) Ч.т.д., лепите заплатки не понимая их последствий в сеттинге для решения частной ситуации.
И от жалкого фаербота дредноут не потонет-- маги (а не один маг) выносят его массированным огнём, причём дредноут ещё маневрирует и палит из пушек в ответ.
Да. Именно потому что порох детонирует от прямого контакта с ОГНЕМ так и происходит. Но если мастер потеряет разум и постулирует детонацию от любой магии… ну для понимания представьте что это детонация от радиоволн определенной длины, а у каждого мага — радиопередатчик.
Остров кунари-- не звезда смерти, у него нет сердцевины, сделанной из гаатлока
Взрыв арсенала меня вполне устроит.
Так что это не ДМ потерял разум, а исключительно твой персонаж.
:)
avatar
Противопоставление материальны предметов органике эпично. Бтв, уничтожение экипажа меня полностью устроит.

Для того, чтобы добраться до экипажа, нужно сначала борт дредноута пробить.

Т.е. банальную заморозку вы мне меняете на гораздо более полезное и универсальное разрушение :) Ч.т.д., лепите заплатки не понимая их последствий в сеттинге для решения частной ситуации.

Это не я, а игра. Компьютерная. А если смотреть по правилам ролевой, то там заморозка вообще на неживых существ не действует никак.

Да. Именно потому что порох детонирует от прямого контакта с ОГНЕМ так и происходит. Но если мастер потеряет разум и постулирует детонацию от любой магии… ну для понимания представьте что это детонация от радиоволн определенной длины, а у каждого мага — радиопередатчик.

Кто тебе сказал, что кунарийские дредноуты взрываются от того, что там детонирует порох?

Взрыв арсенала меня вполне устроит.

До арсенала ещё надо добраться. И вот с этим у тевинтерцев проблемы…
avatar
Для того, чтобы добраться до экипажа, нужно сначала борт дредноута пробить.
Вы про теплопроводность слыхали?
Это не я, а игра. Компьютерная.
В некоторых играх и казарма от ударов топором загорается и взрывается нахрен. Компьютерных.
А если смотреть по правилам ролевой, то там заморозка вообще на неживых существ не действует никак.
Бтв, уничтожение экипажа меня полностью устроит.
Кто тебе сказал, что кунарийские дредноуты взрываются от того, что там детонирует порох?
Хорошо, расскажите мне от чего взрываются дредноуты :) Надеюсь не от наложенной магии «взорвусь, но не дамся реверс-инженеру»? :)
До арсенала ещё надо добраться. И вот с этим у тевинтерцев проблемы…
Вы уже забыли, что наделили моего персонажа взрывать порох любой манипуляцией с тенью :) зря
оперируют энергиями Тени, а не являются «реальным» холодом-- и порох от них тоже может сдетонировать.
avatar
Вы про теплопроводность слыхали?
Магический холод по своим характеристикам отличается от реального холода. Иначе как ты объяснишь, что поражённые холодом цели не получают обморожение, а просто начинают двигаться меееедленеее?

В некоторых играх и казарма от ударов топором загорается и взрывается нахрен. Компьютерных.
Ладно, открывает правила ролки, обнаруживаем, что холод не действует на неодушевлённые предметы вообще. Вопросы?

Бтв, уничтожение экипажа меня полностью устроит.
А стены заклинания тоже не пробивают…

Хорошо, расскажите мне от чего взрываются дредноуты :) Надеюсь не от наложенной магии «взорвусь, но не дамся реверс-инженеру»? :)
Жди четвёртой части игры, там расскажут.

Вы уже забыли, что наделили моего персонажа взрывать порох любой манипуляцией с тенью :) зря
Я лишь предполагала. Но хочешь буквоедствовать? Пожалуйста. Рулбук к твоим услугам. Из всех видов энергии, которую может высвободить маг, только у огня указано, что он может нанести урон предмету, а не живому существу. Упс.
avatar
Ладно, открывает правила ролки, обнаруживаем, что холод не действует на неодушевлённые предметы вообще. Вопросы?
Еще раз, если волшебный холод убьет только команду, меня это полностью устроит. Напоминаю, речь шла о разборе тенологического устройства, чем оно целее — тем лучше
Я сегодня чертовски терпелив :)
Жди четвёртой части игры, там расскажут.
Т.е. гипотетический мастер слился, печально :) Да, играть в технологию — сложно. Даже без магии сложно.
avatar
Еще раз, если волшебный холод убьет только команду, меня это полностью устроит. Напоминаю, речь шла о разборе тенологического устройства, чем оно целее — тем лучше
Я сегодня чертовски терпелив :)
Волшебный холод не пробьёт стенку, не нанесёт урона стенке. То есть долбить им в преграду-- бесполезно. Ты не разрушишь преграду и не нанесёшь урона тем, кто за ней.

Т.е. гипотетический мастер слился, печально :) Да, играть в технологию — сложно. Даже без магии сложно.
Если бы я планировала водить с участием магов и кунари, то я бы дала объяснение. А так-- увы, увы, я всё ещё депрессую после ухода из биоварей моего любимого сценариста. Можешь у биоварей спросить, форум открыт.

И что ты подразумеваешь под «игрой в технологию»? «Объясните мне, как действует магия с точки зрения известных законов физики»? Никто тебе не объяснит-- просто потому что магия действует не по этим законам. Или не обязательно с точки зрения известных законов физики? Пожалуйста: у дредноутов иммун во всему магическому урону, кроме огня. Тебе надо знать почему? Тебе нужна формула, в которой учитывается молекулярная структура обшивки дредноута, крутящий момент, закон ома, длинна волны магического заклинания, оговорка по фрейду местного бога-творца? Твой персонаж её не знает, не знаешь и ты (но она есть, потому что даже у магии есть законы, просто их пока не смогли облачить в формулы). Смирись. Ты просто знаешь, что только фаербол может нанести урон дредноуту кунари (в свою очередь, ведущий это знает, потому что в лоре были примеры).
avatar
В некоторых играх и казарма от ударов топором загорается и взрывается нахрен.

з.ы. Это не игровая условность. Это герою говорит кунари, Железный Бык: «Наши дредноуты не тонут. Они взрываются» — и показывается, как дредноут взрывается под огнём магов с берега.
avatar
т.е. это даже не «слово демиургов», а речь одного из персонажей в единственном эпизоде :)
под огнём
Именно поэтому я буду использовать холод как вы догадываетесь.
avatar
т.е. это даже не «слово демиургов», а речь одного из персонажей в единственном эпизоде :)

Опровержений не было, сомнения никто в этом не выражал, нам это сразу продемонстрировали-- значит, канон.

Именно поэтому я буду использовать холод как вы догадываетесь.

Поправочка: ты сделаешь заявку, что используешь, после чего ДМ покрутит пальцем у виска и скажет, что твои представления о мощи магии очень сильно преувеличены по сравнению с лором.
avatar
Опровержений не было, сомнения никто в этом не выражал, нам это сразу продемонстрировали-- значит, канон.
Конечно канон, который гласит, что вот этот конкретный дредноут взорвался, и что вот этот персонаж говорит, что так происходит всегда. Ничего более :)
Поправочка: ты сделаешь заявку, что используешь, после чего ДМ покрутит пальцем у виска и скажет, что твои представления о мощи магии очень сильно преувеличены по сравнению с лором.
Достану рулбук и распишу эффект. Если ДМ продолжит крутить у виска — пожму ему руку и попрощаюсь :)
avatar
Конечно канон, который гласит, что вот этот конкретный дредноут взорвался, и что вот этот персонаж говорит, что так происходит всегда. Ничего более :)

Бритва Оккама. Не множь сущности. К тому же есть такой чудный человек, ДМ, ты всегда у него сможешь спросить, взрываются дредноуты кунари или нет (а так-- написать в bioware, но сомневаюсь, что вопрос взрывающихся броненосцев кунари тебя настолько интересует).

Достану рулбук и распишу эффект. Если ДМ продолжит крутить у виска — пожму ему руку и попрощаюсь :)

… И выяснится то, что я писала выше. Ты — внезапно! — не найдёшь в рулбуке указаний, что ледяные заклинания вообще взаимодействуют с неживыми предметами (а вот в случае огня --указано). Это уже не говоря о таких мелочах, что хит-понйты дредноута по идее намного выше, чем то, что ты можешь снести заклинанием, это тебе нужно учить магию крови, которая по лору типа может усиливать заклинания, но правила почему-то такой возможности не дают… И тебе придётся писать свои, опираясь на лор. А примера поединков «маг-дредноут» у нас есть всего три, причём в двух случаях использовался огонь и магов было много, в третьем была очень крутая магесса крови, причём неизвестно, выжила ли она после того, как потопила несколько кораблей. И вообще это легенда, где её сила могла быть раз в сто преувеличена…
avatar
К тому же есть такой чудный человек, ДМ, ты всегда у него сможешь спросить, взрываются дредноуты кунари или нет
Понимаете в чем проблема. Если чудной человек ДМ хочет играть в технология против магии, но при этом ему очень не хочется дать мне разобрать дредноут — ему придется дать ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ объяснение такому поведению. Если же чудной человек ДМ будет затирать что «взрывается и все», то мы стремительно покидаем плоскость «технология против магии» и переходим в плоскость «магия против магии, просто одна из магий странно выглядит».
… И выяснится то, что я писала выше. Ты — внезапно! — не найдёшь в рулбуке указаний, что ледяные заклинания вообще взаимодействуют с неживыми предметами
Еще раз, если волшебный холод убьет только команду, меня это полностью устроит. Напоминаю, речь шла о разборе тенологического устройства, чем оно целее — тем лучше
А примера поединков «маг-дредноут» у нас есть всего три, причём в двух случаях использовался огонь и магов было много
А в моем случае будет холод, и магов тоже будет много. Один мой персонаж будет после того как мастер потеряет разум и скажет что порох детонирует от любой манипуляцией тенью.
Вы очень плохо следите за контекстом беседы, увы.
avatar
Понимаете в чем проблема. Если чудной человек ДМ хочет играть в технология против магии, но при этом ему очень не хочется дать мне разобрать дредноут — ему придется дать ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ объяснение такому поведению. Если же чудной человек ДМ будет затирать что «взрывается и все», то мы стремительно покидаем плоскость «технология против магии» и переходим в плоскость «магия против магии, просто одна из магий странно выглядит».

Если ты считаешь, что противостояние Тевинтера и кунари-- это магия vs технология, то ты не знаешь драгонягу и играешь во что-то не то. Ну а так-- вот те технологическое объяснение: магический холод не пробивает стен и никак не взаимодействует с неживыми материалами, так что долбить им по стене, пытаясь её пробить или даже охладить-- бесполезно. Вот такая технология. А отчего дредноуты врываются и вообще как они устроены, твой персонаж не знает, ибо это никто на Тедасе не знает, кроме кунари.

Еще раз, если волшебный холод убьет только команду, меня это полностью устроит. Напоминаю, речь шла о разборе тенологического устройства, чем оно целее — тем лучше

А ещё заклинания не пробивают стены. Упс. Так что теоретически ты можешь долбить по борту дреднеоута, тратя ману, но ничего этим не добьёшься.

А в моем случае будет холод, и магов тоже будет много. Один мой персонаж будет после того как мастер потеряет разум и скажет что порох детонирует от любой манипуляцией тенью.
Вы очень плохо следите за контекстом беседы, увы.

И будут вихри холода кружится вокруг дредноута, и удивлённо выть, потому что, внезапно, холод не наносит урона неживым предметам, и не может пробивать стены, чтобы добраться до живых… И это, внезапно, не реальный холод, так что с теплопроводностью он никак не коррелирует… Всё это ДМ тебе объяснит, зевая и тыкая пальцем в книгу правил.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.