High tech, low life — впечатления о...«Нейроманте»

На волне изучения трансгуманизма я решил ознакомиться с «Нейромантом», как с классикой киберпанка. Книга оставила достаточно смешанное, но в общем положительное впечатление, после чего загорелся проникнуться темой киберпанка поглубже. Сейчас это пока отошло на задний план, но кто знает.




«Нейромант» — это дикий мир, быстрый кайф, трёхмерное пространство и ломка от происходящего. Гибсон описывает футуристическую реальность (сильно уж футуристическую?) грубыми мазками, лишь немного выделяя контуры. Лихим движением он сплетает в один мир транснациональные корпорации, ИскИны, виртуальное пространство и генную инженерию, творя новый жанр. В романе не самая простая подача: читатель с трудом ориентируется лишь на те самые незамысловатые контуры. Лично мне было весьма трудно выстроить цельную картину. Персонажи Гибсона — герои того жесткого мира, что окружает их. Цинизм, эгоизм, страсть и амбиции — сначала кажется, что мотивации и характер героев просто невозможны, но потом понимаешь, что по-другому здесь и не выжить. Герои не спасают человечество от какой-нибудь опасности, а даже если и могли бы, то не стали. Себе дороже.
Сюжет книги разворачивается вокруг Кейса — ковбоя Киберпространства, который лишился доступа к матрице. Персонаж оказывается почти на самом дне, и на сцене появляется таинственный Армитидж, которому позарез нужен талантливый хакер. Вместе с Молли, модифицированной самурайкой, Кейс начинают работать на своего нанимателя и вскоре обнаруживают интересные факты о его прошлом…
Нет, действительно, из-за неровного и обрывочного повествования я то и дело задавался вопросами «Что? Какого чёрта тут происходит?» во время чтения. Однако после прочтения всё потихоньку стало укладываться в голове. Книга хороша, она производит впечатление не «какой экшен и драма!», а «хрень собачья, как так можно?» (в самом хорошем смысле).
Я не буду писать о том влиянии, которое «Нейромант» оказал на киберпанк и культуру фантастики. Это очевидно. Скорее вопрос нужно ставить так: может быть именно из-за подобного видения Гибсону удалось не просто предвосхитить будущее, а создать таковым — с киберпространством, хайтеком, социальным неравенством и ИскИнами?

23 комментария

avatar
Странно. Мне рваный, дерганый стиль Гибсона очень понравился — и всегда было очень понятно, что происходит, хотя и читал я «Нейромантика» не в лучшем переводе. Честно говоря, по-моему, это и есть киберпанк. Все остальное — уже не то.
Продолжишь трилогию?
avatar
Да я тоже считаю, что это классика киберпанка :) Стиль хорош, просто пробиться через него трудновато. А насчёт продолжения пока не скажу точно. Но в планах, да.
avatar
Да я не о том — сложно спорить, что это классика. Просто именно «Нейромант», его ритм, его атмосфера — мой личный эталон киберпанка. Понятно, что есть и «Схизматрица», и Ghost in the Shell, и многие другие произведения, но для меня это уже не то.
avatar
Лично мне «Схизматрица» киберпанком и не показалась. «Нейроманта» взял на заметку.
avatar
Еще можно порекомендовать «Когда под ногами бездна» Эффинджера. Главный герой — частный сыщик… но без башни. Не такое знаменитое произведение, но тоже весьма достойное.
avatar
С продолжением нужно быть осторожнее. Они сильно отличаются от «Нейроманта» (в первую очередь в плане героев). Но способ подачи материала почти такой же. Мне еще нравится «трилогия моста» у Гибсона, хоть там почти и нет киберпространства.
avatar
Вторая часть вообще… странная.
avatar
Самая лучшая его книга. Ни прибавить, ни убавить.
avatar
стиль гибсона не особо меняется ни в трилогии «муравейника», ни в следующих двух.

но при этом «киберпанковость» как раз свойственна исключительно Sprawl'у.
avatar
Если говорить о жесточайшем киберпанке, то это «Паутина» и «2048». Но это книги явно не для всех, выносит мозг начисто.
avatar
Ну, кхм… я б не сказал, что он прям «жесточайший». И что такой уж вынос мозга. Прочесть стоит, книги неплохие (по крайней мере, первая — вторую не читал). Но не классика.
avatar
А первая как раз мягонькая, хотя уже там наметились тенденции. Вот вторая…
avatar
Мне в первой как раз low life до киберпанка и не хватило.
avatar
Нужно понимать, что все это уже посткиберпанк.
avatar
Ничто не выносит мозг так, как Кендзи Сиратори «Кровь Электрическая».
avatar
Продолжаю настаивать на «2048».
avatar
Ты прочитал Кендзи Сиратори?
avatar
Мой топ мозговыноса — «Вирт» Джефа Нуна. Или его же «Брошенные Машины».
avatar
+1
avatar
О, отличная просто вещь.
avatar
лучший:) но не вынос, а занос мозга на место. и pollen его туда же;)
avatar
Вероятно оффтоп
Я с литературными напрвлениями весьма на «вы» последнее время, но как посткиберпанк порекомендую «В далекой Силении» Карла Шредера, трансгуманизмь (наверное) — «Счет по головам» Дэвида Марусека.

Моя девушка мне все советует Altered Carbon Ричарда моргана, но не добрался пока.
avatar
Прекрасная вещь, в оригинале так вообще чудо как хороша.

Не знаю насчет создать, но предвосхитил он многие вещи, конечно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.