[Вопрос любопытства] Мастера, как изменилась ваша подготовка к играм за годы вождения?
Как и многие я начинал с распечатки чарников, приключения и игры на кухне. Никаких ноутов и даже телефонов. После первой игры я закупил каких-то полезностей и даже распечатал подземелье Sunless Citadel на нескольких склееных с друг другом листов А4. Со временем к этому прибавились павны, не только фэнтэзийные от ПФ, но и куча кастомных — от Нуменеры до Fragged Empire. Плюс я сделал 3 разных экрана мастера (честно говоря не очень полезно, зато сидеть за ним — ощущение приятное). С ковидом мы переехали в онлайн и не смогли вернуться обратно, потому что нашли очень классного игрока из далёкого города и даже другой страны.
Сейчас я вожу гексокроульную кампанию, и количество необходимой подготовки возросло невероятно. С одной стороны это всё онлайн, но именно он и увеличивает количество вещей, которые надо подготовить. Разобью на две части:
Конкретная компания (гексокроул) — всё это было бы и оффлайн:
— Карта в гексах (меняется немного по пути)
— Огромное количество эвентов, мини-приключений и данжей заранее
— Специальный список «видений» для одного персонажа
— Специальная предыстория для персонажа без прошлого (моя идея)
Онлайн (Foundry VTT):
— Настройка всех токенов и прочего, включая загрузку картинок
— Карты подземелий (рисуются в специальном онлайн-дудлере, в Фаундри нужно добавить стены, двери, освещение)
— Карты для боёв в различной местности
— Карты поселений (спасибо Canvas of Kings — очень советую)
— Аудио-сопровождение (у меня уже были набраны файлы под разное настроение, но к ним тоже хочется добавить TTA и амбиент, да всё это оформить плэйлистами в Фаундри)
— Написать систему (вероятно ваша будет уже написана, но мы создали хак, поэтому я как погроммист её понемногу пишу)
— Генерация нейросетями (это не обязательно совсем, но на самом деле во многих случаях удобно; начал пользоваться только сейчас)
Я всё это к тому, что лет 10 назад мне хватало нарисовать что-то на листке и потом это что-то рисовать на плэймате. Теперь всё это стало на порядок сложнее. Что местами вызывает выгорание.
Весь этот длинный текст, чтобы на самом деле спросить интересное — как менялась ваша подготовка к играм за годы вождения?
Сейчас я вожу гексокроульную кампанию, и количество необходимой подготовки возросло невероятно. С одной стороны это всё онлайн, но именно он и увеличивает количество вещей, которые надо подготовить. Разобью на две части:
Конкретная компания (гексокроул) — всё это было бы и оффлайн:
— Карта в гексах (меняется немного по пути)
— Огромное количество эвентов, мини-приключений и данжей заранее
— Специальный список «видений» для одного персонажа
— Специальная предыстория для персонажа без прошлого (моя идея)
Онлайн (Foundry VTT):
— Настройка всех токенов и прочего, включая загрузку картинок
— Карты подземелий (рисуются в специальном онлайн-дудлере, в Фаундри нужно добавить стены, двери, освещение)
— Карты для боёв в различной местности
— Карты поселений (спасибо Canvas of Kings — очень советую)
— Аудио-сопровождение (у меня уже были набраны файлы под разное настроение, но к ним тоже хочется добавить TTA и амбиент, да всё это оформить плэйлистами в Фаундри)
— Написать систему (вероятно ваша будет уже написана, но мы создали хак, поэтому я как погроммист её понемногу пишу)
— Генерация нейросетями (это не обязательно совсем, но на самом деле во многих случаях удобно; начал пользоваться только сейчас)
Я всё это к тому, что лет 10 назад мне хватало нарисовать что-то на листке и потом это что-то рисовать на плэймате. Теперь всё это стало на порядок сложнее. Что местами вызывает выгорание.
Весь этот длинный текст, чтобы на самом деле спросить интересное — как менялась ваша подготовка к играм за годы вождения?
16 комментариев
Была попытка в максимальную визуализацию офлайн (печать всех локаций в виде готовых батлматов), получилось интересно, но чересчур трудоёмко и одноразово. В итоге имеем стопку ламинированных батлматов под разную местность и маркеры на водной основе. Оптимальный для нас вариант.
Была попытка в онлайн, но объём подготовки вырос в разы, плюс хоумбрю система, под которую нужны отдельные инструменты. В итоге придерживаемся офлайна, на практике нашей группы это в разы удобнее и веселее.
Была попытка в гекскроул, но затухла из-за того, что игроки разведывали местность и щёлкали сайдквесты быстрее, чем я их писал. В итоге упоролся в подготовку и четыре года писал новую кампанию, чтобы иметь на руках все материалы от и до. Вот-вот запустим, интересно, что получится.
Как промежуточный итог — пришёл к тому, что лично мне удобнее всего готовиться по-максимуму с точки зрения контента, и по минимуму с точки зрения дополнительных
свистоперделокукрашений.Имхо, лишняя визуализация наоборот мешает воображению, а «в театре разума» можно парой фраз создать атмосферу и обстановку, на визуализацию которой в материи (или в цифре) уйдёт не один трудодень.
Онлайн никогда не сможет заменить тот вайб и всеобщий смех, который даёт оффлайн. Даже с камерами, даже с хорошими камерами.
По контенту согласен. По гексокроулингу тоже могу подтвердить — нужно сначала много месяцев потратить на подготовку всего и вся (хотя бы прочный скелет локаций). Но отдача от такой кампании куда больше по моему опыту.
Спасибо за ответ!
Для живых игр у меня стали собраны «тревожные чемоданчики» в смысле всякие наборы под типовые антуражи — фентези, киберпанк и пр. Миниатюрки, поля, дайсы с красивостями. И типовые варианты в голове. В этом смысле подготовки меньше.
А вот онлайн-столы вроде Foundry на деле подталкивают к тяжёлым системам с автоматизацией и сильно увеличивают подготовку. Проблема, что там не так-то просто заниматься неподготовленной импровизацией — даже где можно начертить всё нужное от руки контраст с заготовленным обычно работает в минус.
Мы когда играли в roll20, то я рисовал все данжи просто квадратиками и палочками (и деревья кружочками). В Фаундри функционал для данжей/детальных локаций… удобнее что ли, но важнее что приятнее. Поэтому уже не хочется рисовать, а хочется заранее нарисовать или подобрать карту.
Про тяжёлые системы и автоматизацию тоже соглашусь. Но скорее не подталкивают, а вообще позволяют играть. ПФ2Е ужасно сложный, я бы убился его водить или играть в оффлайне. А в Фаундри он настолько автоматизирован, что даже не передать. Ещё и красивый и с кучей модулей. Авторы Фаундри сейчас выпустили свою систему (Ember / Crucible). Она с самого начала задумывалась под виртуальный стол.
Проблема же с палочками и кружочками — в контрасте. Игра, где часть локаций — готовые карты, а часть дана палочками и кружочками, обычно даёт худший эффект погружения, где всё однообразно, неважно в каком варианте (готовые красивые карты и виды на самом деле на так уж много дают обычно относительно палочек и кружков).
А вот эволюция автоматизации — замечу, что там, кажется, ещё одно зло. PF2E изначально предназначен для настольного вождения, он не сложный (и идейно вообще весьма прост, но очень формализован и очень нуден в учете модификаторов: механика для начинающих бухгалтеров, метрологов и прочих профессиональных зануд). Но вот когда все подсчёты берёт на себя виртуальный стол, участники не приучаются выделять простую идею «под капотом» механики, из-за чего и кажется, что всё сложно. (Особенно, кстати, это заметно, когда механизация сбоит — а мы пару раз сталкивались с этим в том же PF2 и Foundry). Но когда система закладывается на автоматический обсчёт, авторы закрывают глаза на такое и не доводят потенциально простые системы до потребной стадии полировки (где обычно проявились бы все сильные стороны). А в игродельческой сфере, как в любой другой, работает принцип — «просто делать сложно, куда сложнее делать просто».
С годами понял, что это прикольно, но не особо важно для «хорошей игры».
Важно подобрать игроков с максимально общими ожиданиями от игры, а из подготовки — вечер подумать, в чем будет начальная точка всего.
В формате игр онлайн чарники часто лежат в гуглодоке. Но когда играю со старыми друзьями, они просто ведут чарник на листочке/тетрадке локально у себя, мне как-то нет особо надобности туда заглядывать. Кубики, кстати, кидаем тоже живые (получается «в тёмную» кидают и мастер, и игроки), а не дайсроллерами.
Если про изменения в самой подготовке, то стало больше табличек для всяких случайностей на скорую руку (встречи, внешние характеристики объектов/субъектов, тематические название и т.п.). Потому что заметил, что без них часто пытаюсь катить события по наезженой дорожке, а таблички помогают выскочить из колеи.
С годами готовиться стал меньше
Примечание: вожу чаще по авторским сеттингам и системам. Гексокроул и ОСР не вожу, игры с упором на нарратив.
Чтобы начать водить вот через 5 минут, мне нужно:
— Иметь представление что я вожу (стиль, жанр, эпоха)
— Иметь идею («тридцатилетняя война и каннибалы-серафимы», «джеймс бонд в космосе», «безумный макс но во фростпанке»)
— Иметь представление как я буду решать конфликты (какую систему я возьму или придумаю заранее.
— Иметь затравку, завязку, представление сцены которой я должен буду начать
В принципе всё. Остальное можно добить в процессе — карты, чарники, рулбуки, арты (быстро перестал использовать их, не нравится), гекс-сетка и фишки для боев (если игра предполагает, миньки не люблю).
Примечание 2: печальная статистика, за редким исключением, чем больше я вкладываю сил и времени в написании (не придумывание, а именно формирование НРИ-продукта для чтения игроками), тем меньший шанс, что игра «взлетит». О причинах — стоит задуматься.
2. Подготовка стала сфокусированней. Раньше я довольно часто вставлял в игру какой-то контент просто «чтобы было», типа «смотрите, что ещё есть в этом сеттинге». Сейчас я слежу за тем, чтобы подготовка по максимуму работала на генерацию приключений и помещение игроков/персонажей в ситуацию выбора.
3. Хотелось бы сказать, что подготовки стало меньше, но это не совсем верно. С одной стороны, я стал более лучше и более увереннее импровизировать + научился концентрироваться на подготовке таких вещей, из которых в процессе игры сами собой вырастут какие-то новые ситуации, конфликты, приключения. Таким образом, из одной странички записей в блокноте я сейчас способен выжать более продолжительный отрезок интересной игры, чем в юные годы. С другой стороны, я стал в целом меньше полагаться на чистую импровизацию, так что среднее количество исписанных пометами листочков, наверное, не так уж сильно меняется от года к году.
Про «настройку всех токенов и прочего» ничего сказать не могу — я не то, чтобы считаю, что лучше вообще не играть, чем играть в онлайне, но близко к тому. И уж тем более никогда в таком режиме не водил. (Ну, то есть, как раз сейчас я участвую в онлайн-игре, где функции велушего по очереди переходят от одного игрока к другому, но там всё происходит максимально описательно, мы только кидаем кубик через чат-бот и делаем пометы в чаршитах (через графический редактор, гггг), так что отвлекаться на какую-либо техническую подготовку, к счастью, не приходится).
Про третий согласен. Несмотря на большое количество импровизации где-то в середине срока вождения (лет 5 назад), сейчас мне нравится побольше подготовить, потому что контент таким образом выходит более качественным. С ним приятнее создавать историю.
Я для пометок в чаршитах использую заполняемые PDF-ки. Для крупных систем такие уже есть, для малоизвестных набросать форм в пдф-ку при помощи того же Foxit Phantom-a несложно.