[Вопрос любопытства] Мастера, как изменилась ваша подготовка к играм за годы вождения?

Как и многие я начинал с распечатки чарников, приключения и игры на кухне. Никаких ноутов и даже телефонов. После первой игры я закупил каких-то полезностей и даже распечатал подземелье Sunless Citadel на нескольких склееных с друг другом листов А4. Со временем к этому прибавились павны, не только фэнтэзийные от ПФ, но и куча кастомных — от Нуменеры до Fragged Empire. Плюс я сделал 3 разных экрана мастера (честно говоря не очень полезно, зато сидеть за ним — ощущение приятное). С ковидом мы переехали в онлайн и не смогли вернуться обратно, потому что нашли очень классного игрока из далёкого города и даже другой страны.

Сейчас я вожу гексокроульную кампанию, и количество необходимой подготовки возросло невероятно. С одной стороны это всё онлайн, но именно он и увеличивает количество вещей, которые надо подготовить. Разобью на две части:

Конкретная компания (гексокроул) — всё это было бы и оффлайн:
— Карта в гексах (меняется немного по пути)
— Огромное количество эвентов, мини-приключений и данжей заранее
— Специальный список «видений» для одного персонажа
— Специальная предыстория для персонажа без прошлого (моя идея)

Онлайн (Foundry VTT):
— Настройка всех токенов и прочего, включая загрузку картинок
— Карты подземелий (рисуются в специальном онлайн-дудлере, в Фаундри нужно добавить стены, двери, освещение)
— Карты для боёв в различной местности
— Карты поселений (спасибо Canvas of Kings — очень советую)
— Аудио-сопровождение (у меня уже были набраны файлы под разное настроение, но к ним тоже хочется добавить TTA и амбиент, да всё это оформить плэйлистами в Фаундри)
— Написать систему (вероятно ваша будет уже написана, но мы создали хак, поэтому я как погроммист её понемногу пишу)
— Генерация нейросетями (это не обязательно совсем, но на самом деле во многих случаях удобно; начал пользоваться только сейчас)

Я всё это к тому, что лет 10 назад мне хватало нарисовать что-то на листке и потом это что-то рисовать на плэймате. Теперь всё это стало на порядок сложнее. Что местами вызывает выгорание.

Весь этот длинный текст, чтобы на самом деле спросить интересное — как менялась ваша подготовка к играм за годы вождения?

16 комментариев

avatar
Мы играем давно, но не очень активно, так что «за годы вождения» сильно растянуто во времени.

Была попытка в максимальную визуализацию офлайн (печать всех локаций в виде готовых батлматов), получилось интересно, но чересчур трудоёмко и одноразово. В итоге имеем стопку ламинированных батлматов под разную местность и маркеры на водной основе. Оптимальный для нас вариант.

Была попытка в онлайн, но объём подготовки вырос в разы, плюс хоумбрю система, под которую нужны отдельные инструменты. В итоге придерживаемся офлайна, на практике нашей группы это в разы удобнее и веселее.

Была попытка в гекскроул, но затухла из-за того, что игроки разведывали местность и щёлкали сайдквесты быстрее, чем я их писал. В итоге упоролся в подготовку и четыре года писал новую кампанию, чтобы иметь на руках все материалы от и до. Вот-вот запустим, интересно, что получится.

Как промежуточный итог — пришёл к тому, что лично мне удобнее всего готовиться по-максимуму с точки зрения контента, и по минимуму с точки зрения дополнительных свистоперделок украшений.
Имхо, лишняя визуализация наоборот мешает воображению, а «в театре разума» можно парой фраз создать атмосферу и обстановку, на визуализацию которой в материи (или в цифре) уйдёт не один трудодень.
avatar
Завидую по белому возможности играть в оффлайне. У меня у друга-игрока появился ребёнок и в онлайне он играть больше не может, поэтому приезжает ко мне и у нас получается эдакая оффлайн + 1 игрок в онлайне (звучит из колонок, благо есть студийный микрофон). Так что хоть такой вариант.
Онлайн никогда не сможет заменить тот вайб и всеобщий смех, который даёт оффлайн. Даже с камерами, даже с хорошими камерами.

По контенту согласен. По гексокроулингу тоже могу подтвердить — нужно сначала много месяцев потратить на подготовку всего и вся (хотя бы прочный скелет локаций). Но отдача от такой кампании куда больше по моему опыту.

Спасибо за ответ!
avatar
Ответ общий и размытый — по-разному. С годами я стал лучше понимать, что именно хочу от конкретных игр и в связи с этим в среднем, видимо, меньше готовиться — в том смысле, что лучше представлять, что я сымпровизирую из наработок, а что лучше представлять заранее. Но я вообще человек тревожный, мне спокойнее, когда под рукой куча заготовок.

Для живых игр у меня стали собраны «тревожные чемоданчики» в смысле всякие наборы под типовые антуражи — фентези, киберпанк и пр. Миниатюрки, поля, дайсы с красивостями. И типовые варианты в голове. В этом смысле подготовки меньше.

А вот онлайн-столы вроде Foundry на деле подталкивают к тяжёлым системам с автоматизацией и сильно увеличивают подготовку. Проблема, что там не так-то просто заниматься неподготовленной импровизацией — даже где можно начертить всё нужное от руки контраст с заготовленным обычно работает в минус.
avatar
Иметь миниатюрки — зачётно! Мне правда кажется, что в текущие времена такая роскошь только для кого-то по типу Мэтт Мерсера.

Мы когда играли в roll20, то я рисовал все данжи просто квадратиками и палочками (и деревья кружочками). В Фаундри функционал для данжей/детальных локаций… удобнее что ли, но важнее что приятнее. Поэтому уже не хочется рисовать, а хочется заранее нарисовать или подобрать карту.

Про тяжёлые системы и автоматизацию тоже соглашусь. Но скорее не подталкивают, а вообще позволяют играть. ПФ2Е ужасно сложный, я бы убился его водить или играть в оффлайне. А в Фаундри он настолько автоматизирован, что даже не передать. Ещё и красивый и с кучей модулей. Авторы Фаундри сейчас выпустили свою систему (Ember / Crucible). Она с самого начала задумывалась под виртуальный стол.
avatar
Как раз миниатюрки, положим, не столь уж дорого иметь — при том, что я человек весьма небогатый и работаю на финансово бесперспективной работе в одном из самых бедных российских регионов. Просто, как обычно, немного планирования экономит очень много денег. Пытаться иметь набор миниатюр на совсем каждый случай или срываться в коллекционирование ради коллекционирования — это да, живо уведёт в финансовый штопор. Составить список типовых фигурок, которые покроют в соответствии с принципом Парето 80% ситуаций, а для остального иметь некоторый способ сооружать «затычки» — это гораздо проще.

Проблема же с палочками и кружочками — в контрасте. Игра, где часть локаций — готовые карты, а часть дана палочками и кружочками, обычно даёт худший эффект погружения, где всё однообразно, неважно в каком варианте (готовые красивые карты и виды на самом деле на так уж много дают обычно относительно палочек и кружков).

А вот эволюция автоматизации — замечу, что там, кажется, ещё одно зло. PF2E изначально предназначен для настольного вождения, он не сложный (и идейно вообще весьма прост, но очень формализован и очень нуден в учете модификаторов: механика для начинающих бухгалтеров, метрологов и прочих профессиональных зануд). Но вот когда все подсчёты берёт на себя виртуальный стол, участники не приучаются выделять простую идею «под капотом» механики, из-за чего и кажется, что всё сложно. (Особенно, кстати, это заметно, когда механизация сбоит — а мы пару раз сталкивались с этим в том же PF2 и Foundry). Но когда система закладывается на автоматический обсчёт, авторы закрывают глаза на такое и не доводят потенциально простые системы до потребной стадии полировки (где обычно проявились бы все сильные стороны). А в игродельческой сфере, как в любой другой, работает принцип — «просто делать сложно, куда сложнее делать просто».
Последний раз редактировалось
avatar
Сначала очень тщательно и много готовился, в том числе всякий реквизит.

С годами понял, что это прикольно, но не особо важно для «хорошей игры».

Важно подобрать игроков с максимально общими ожиданиями от игры, а из подготовки — вечер подумать, в чем будет начальная точка всего.
avatar
Играть удаётся редко. Начинал с толстой тетрадки (где были стены текста на тему сеттинга, хоумрулы и заметки по ходу) и чарников «как нибудь». Сейчас мало что поменялось, разве что к толстой тетрадке добавится ноутбук с Обсидианом (для PDF с правилами и стен текста на тему сеттингов и информации, меняющейся между сессиями), а в самой тетрадке остались только оперативные заметки. Чарники по прежнему «как нибудь», среди игроков нет фанатов тащить на игру кучу гаджетов (да, старпёры, с молодёжью вживую не играл, только онлайн).

В формате игр онлайн чарники часто лежат в гуглодоке. Но когда играю со старыми друзьями, они просто ведут чарник на листочке/тетрадке локально у себя, мне как-то нет особо надобности туда заглядывать. Кубики, кстати, кидаем тоже живые (получается «в тёмную» кидают и мастер, и игроки), а не дайсроллерами.

Если про изменения в самой подготовке, то стало больше табличек для всяких случайностей на скорую руку (встречи, внешние характеристики объектов/субъектов, тематические название и т.п.). Потому что заметил, что без них часто пытаюсь катить события по наезженой дорожке, а таблички помогают выскочить из колеи.
Последний раз редактировалось
avatar
Вот кстати да, уже который год планирую начать составлять случайные таблички с именами для разных народов, но все руки не доходят.
avatar
Всё уже украдено до нас, в смысле для разных реальных (в широком смысле — включая исторические) народов, кажется, уже проще обходиться сетевыми генераторами.
avatar
Я ими и пользуюсь сейчас, но они мне не очень нравятся в том числе потому что наполовину забиты очень похожими именами. Или вообще полуанглицизмами, полуэллинизмами. Плюс одно дело ими пользоваться, а другое — находить.
avatar
Системозависимо и кампаниезависимо. Где-то я много дней сочиняю расписки для всего, что происходит вокруг, еще до начала игры, где-то обхожусь распечаткой чарников и сводок правил для ознакомления игроками и быстрой сверки. На самой-самой первой игре, помимо всего прочего, построил из бумаги поместье в 3D из универсальных блоков, которые можно было всяко-инако собирать-разбирать, на первой полноценной обошелся стопкой чарников и парой страниц с правилами (ну и подготовил за пару часов пятикомнатное подземелье, которое держал по большей части в голове). Подготовка к нынешней кампании хоть и началась примерно с того же — стопка чарников, сводка правил (потолще, на пару десятков страниц), план приключения в голове, но после тестового ваншота по сеттингу закончилась выпуском сеттингбука на Итче за сотню страниц объемом.
avatar
Аргх! Накатал огромный пост и слетел браузер. Выжимка:

С годами готовиться стал меньше
Примечание: вожу чаще по авторским сеттингам и системам. Гексокроул и ОСР не вожу, игры с упором на нарратив.

Чтобы начать водить вот через 5 минут, мне нужно:
— Иметь представление что я вожу (стиль, жанр, эпоха)
— Иметь идею («тридцатилетняя война и каннибалы-серафимы», «джеймс бонд в космосе», «безумный макс но во фростпанке»)
— Иметь представление как я буду решать конфликты (какую систему я возьму или придумаю заранее.
— Иметь затравку, завязку, представление сцены которой я должен буду начать

В принципе всё. Остальное можно добить в процессе — карты, чарники, рулбуки, арты (быстро перестал использовать их, не нравится), гекс-сетка и фишки для боев (если игра предполагает, миньки не люблю).

Примечание 2: печальная статистика, за редким исключением, чем больше я вкладываю сил и времени в написании (не придумывание, а именно формирование НРИ-продукта для чтения игроками), тем меньший шанс, что игра «взлетит». О причинах — стоит задуматься.
avatar
Примечание 2: печальная статистика, за редким исключением, чем больше я вкладываю сил и времени в написании (не придумывание, а именно формирование НРИ-продукта для чтения игроками), тем меньший шанс, что игра «взлетит». О причинах — стоит задуматься.
Предположу, что ключевая причина в «для чтения игроками». Игрок заинтересуется, прочитает, поспрашивает, пообсуждает, с чем-то поспорит, что-то предложит и… все, наигрался в процессе. С глубоко продуманными РП та же проблема — пока все обсудишь уже и играть незачем.
avatar
Про примечание 2 интересно было бы подробнее, но я думаю всё же, что при таком написании и ожидание от игроков будет куда выше, а сами игроки могут отнестись к этому тяжело. Я правда как-то водил игроков, которые не могли даже 4 страницы вступления написать. Поводил я их достаточно недолго.
avatar
1. Подготовка стала разнообразнее. Если 25 лет назад я мог нарисовать карту и придумать блок-схему событий, то сейчас я препарирую эту самую карту для гекс-, пойнт- и прочего -кроула, задействую всевозможные случайные генераторы, использую карты/матрицы отношений, флаги персонажей, фронты, счётчики, вот это всё.

2. Подготовка стала сфокусированней. Раньше я довольно часто вставлял в игру какой-то контент просто «чтобы было», типа «смотрите, что ещё есть в этом сеттинге». Сейчас я слежу за тем, чтобы подготовка по максимуму работала на генерацию приключений и помещение игроков/персонажей в ситуацию выбора.

3. Хотелось бы сказать, что подготовки стало меньше, но это не совсем верно. С одной стороны, я стал более лучше и более увереннее импровизировать + научился концентрироваться на подготовке таких вещей, из которых в процессе игры сами собой вырастут какие-то новые ситуации, конфликты, приключения. Таким образом, из одной странички записей в блокноте я сейчас способен выжать более продолжительный отрезок интересной игры, чем в юные годы. С другой стороны, я стал в целом меньше полагаться на чистую импровизацию, так что среднее количество исписанных пометами листочков, наверное, не так уж сильно меняется от года к году.

Про «настройку всех токенов и прочего» ничего сказать не могу — я не то, чтобы считаю, что лучше вообще не играть, чем играть в онлайне, но близко к тому. И уж тем более никогда в таком режиме не водил. (Ну, то есть, как раз сейчас я участвую в онлайн-игре, где функции велушего по очереди переходят от одного игрока к другому, но там всё происходит максимально описательно, мы только кидаем кубик через чат-бот и делаем пометы в чаршитах (через графический редактор, гггг), так что отвлекаться на какую-либо техническую подготовку, к счастью, не приходится).
avatar
Второй пункт интересный, действительно лучше всегда оставаться в рамках создаваемой истории. Хотя если сеттинг специфичный, то ввести в него неспешно с «смотрите какие есть его части» может быть хорошей идеей. Показать что-то о чём игроки бы прочитали в введении к сеттингу (чего они конечно не сделали).

Про третий согласен. Несмотря на большое количество импровизации где-то в середине срока вождения (лет 5 назад), сейчас мне нравится побольше подготовить, потому что контент таким образом выходит более качественным. С ним приятнее создавать историю.

Я для пометок в чаршитах использую заполняемые PDF-ки. Для крупных систем такие уже есть, для малоизвестных набросать форм в пдф-ку при помощи того же Foxit Phantom-a несложно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.