Как модифицировать сложность "броска" в ПБТА

Не так давно один приятель спросил, как можно регулировать сложность какой-либо задачи в ПБТА. Привожу свой ответ и предлагаю дополнять, если я забыл какие-то варианты:

1. Можно дать -1/-2 к броску. Во многих системах сказано так не делать, но некоторые всё равно делают. Я — нет.

2. Попросить сделать другие действия, чтобы снизить сложность и опасность этого действия. И типа без этих других действий невозможно совершить основное: «Шкуру этого дракона нельзя пробить твоим мечом, что ты делаешь?». И герою нужно вообще найти способ выполнить задуманное. Например: «я достаю Зелье Остроты и поливаю им меч!» Отлично, теперь можно и на дракона.

3. Дополнительные броски. Это как бы подвид предыдущего, только с действием, подразумевающим бросок. В 80% случаев это будет бросок дефай дэнжер. Например: «дракон поливает всё перед собой огнём. Вся площадь полыхает, где-то уже обваливаются строения. Чтобы добраться до него, тебе надо пройти через огонь. Что ты делаешь?» Или: «дракон спит… кажется. У него остаётся тоненькая щель между веками, через которую он, возможно, следит за тобой. Идёшь к нему? Отлично, тебе надо спастись от угрозы, где угроза — это то, что он тебя заметит. Кидай ловкость». Можно и через другие броски: «Этот противник — искусный фехтовальщик, ты не можешь пробиться сквозь его защиту. Ты можешь нанести удар, только если он совершит ошибку. Что ты делаешь для этого?» — и тут уже пространство импровизации.

4. Счётчик. В принципе, это можно считать подвидом №3, который, в свою очередь, подвид №2. Ты говоришь, что цели вообще нельзя добиться за один бросок. Это как Вызов Судьбе в саваге, но без карт, минусов и более разнообразно и художественно. Типа: «вы можете обрушить потолок на дракона. Я кладу на стол 5 фишек, и когда их не останется — потолок рухнет. Что вы делаете?» И снимаешь по одной фишке за каждое подходящее действие. Можно крошить колонны кувалдой, можно пулять магией в потолок, можно высчитывать слабое место потолка (и да, это тоже снимает фишки, даже если чувак ничего физически не делал, просто смотрел), можно раззадоривать дракона, чтобы он сам что-то посносил. За особо удачные броски или заявки можно снимать более одной фишки.

5. Благодаря Клинкам мы можем играть с эффективностью и последствиями. В сложных действиях можно говорить что-то вроде: «этот чел не любит эльфов, а ты эльф. Ты можешь попытаться его уговорить, но даже при удачном броске ты добьёшься немногого». Или: «ты уже нехило их достал. Можешь попробовать им приказать, но при провале всё будет хуже, чем обычно. Они не просто бросят тебе вызов, они тебя уроют».

6. Возможно, это подвид предыдущего. Можно играть с категориями броска: «ты пытаешься заколдовать голема, а у него высокая сопротивляемость магии. Делай бросок, но 7-9 будет считаться 6-, а 10+ — 7-9».

7. Ходы противников или кастомные ходы ситуации. Первое — это как бы подвид мастерского хода: «этого противника нельзя остановить или задержать», «один раз за бой игнорирует любую атаку», «если персонаж игрока получил 6-, этот противник снижает его броню на 1» и так далее. Второе — скорее ход, который делает игрок: «получив рану в этой проклятой земле, проверь Телосложение. На 10+ ты привлечёшь внимание тёмных духов, но они пока ничего не делают, на 7-9 они будут тебе вредить, на 6- они будут создавать тебе смертельную опасность».

8. Благодаря Легаси у нас есть Дизадвантаж. Можно попросить кинуть три кубика и выбрать наихудшие два.

Возможно, я что-то забыл, но вот такой инструментарий присутствует. Я пользуюсь всем, кроме первого. И к последнему в последнее время тоже стараюсь не прибегать.

Можно было ещё разделить варианты на механистические и нарративные, но мне лень.

11 комментариев

avatar
Из того, что не вписывается ни в одну из этих категорий, а у меня было: Вор нашел сундук с заклинанием-сигнализацией. Сам он, как некастер, обезвредить его не мог, но примерно представлял, как оно работает, благодаря богатой практике. Зато в партии была Волшебница, которая могла обезвредить заклинание, но не до конца понимала, как оно работает. В результате, в фикшене Вор консультировал Волшебницу, что нужно сделать, чтобы сигнализацию снять и не активировать, а она, собственно, его обезвреживала. С механической точки зрения, Волшебница Вору помогала, а Вор уже обезвреживал, и успешный бросок на помощь означал, что у них в принципе есть возможность снять заклинание совместными усилиями.
avatar
Да, у меня тоже такое бывает. Технически отношу это к п.2: «сделать что-то ещё, чтобы справиться», где «что-то ещё» — это «попросить Волшебницу».
avatar
6й пункт — это частный случай 1го: эффект аналогичен -3 на ход.
И сам по себе сдвиг успеха вниз — это плохая идея. В отличии от минусов к ходу, которые можно преодалеть, используя +1 вперед и другие подобные эффекты. Сама идея минусов к ходам идет из главы Глубины подземелий в ДВ.
avatar
Не аналогичен. Никто ничего не считает, все заранее знают, что произойдёт. Цифры тут лишние.
К тому же я использую варианты «только 7-9 становится 6-», например. Т.е. с 10+ всё в порядке. И другие варианты.

«Плохая», «хорошая» — оценочное суждение из своих установок и ценностей. Для тебя плохая, для меня — хорошая. Цели разные.
avatar
Никто ничего не считает
То, что никто не считает, не значит, что этот эффект не сводится к банальному -3 на ход.

я использую варианты «только 7-9 становится 6-»

Это уже более необычный вариант. Что ты достигаешь на игре, убирая частичный успех из хода?

«Плохая», «хорошая» — оценочное суждение из своих установок и ценностей
Мы исходим из установок системы, а не каких-то личных. И описанный вариант в ней есть среди дополнительных правил в главе Глубины подземелий. А вот сдвига успеха или исключения частичного успеха в ней нет. Но их безусловно можно добавить кастомными ходами.
Последний раз редактировалось
avatar
То, что никто не считает, не значит, что этот эффект не сводится к банальному -3 на ход.
Не сводится. Потому что 14 (две шестёрки на кубиках и не такая уж редкая характеристика +2) всё равно будет 7-9.
Да и не понимаю, зачем считать, если можно не считать. В данном случае.
Ещё — см. ниже. Этот принцип даёт возможность и обратное действие совершать, и 6- может становиться 7-9. Без лишних подсчётов.
Кроме того, так мы в принципе не входим в неприятное мне поле циферных бонусов и штрафов.

Что ты достигаешь на игре, убирая частичный успех из хода?
1. Как и хотел — умеренное усложнение. Ты либо молодец и полностью подавил своими программами Искусственный Интеллект, или не смог и получил удар. Т.е. существуют ситуации, в которых, как мне кажется, нельзя быть «чуть-чуть беременным».
2. Дополнительный азарт. Игрок понимает, что, если у него 10+, он в безопасности, а на 7-9 его ждут проблемы. Ставки повышаются.
3. На самом деле этот приём шире. В дарк-фэнтези у меня есть дополнительный базовый ход «воззвать к тёмным силам» (условно), который позволяет превратить 6- в 7-9. За определённую плату, конечно. Даже если у тебя с модификаторами выпало 1, оно всё равно считается частичным успехом. И, т.к. это тёмные силы, мне вообще не надо превращение чего бы то ни было в 10+.

Мы исходим из установок системы, а не каких-то личных. И описанный вариант в ней есть среди дополнительных правил в главе Глубины подземелий. А вот сдвига успеха или исключения частичного успеха в ней нет. Но их безусловно можно добавить кастомными ходами.
Я хоть где-то сказал, что все эти приёмы касаются только ДВ?
Да и там этот ход дан с оговорками и в разделе изменения базовых правил.
avatar
Не сводится. Потому что 14 (две шестёрки на кубиках и не такая уж редкая характеристика +2) всё равно будет 7-9.

В этом случае, да, не сводится.

Да и не понимаю, зачем считать, если можно не считать.

Чтобы остальные связанные механики работали, будь это +1 вперед или иные плюсы от ходов игроков.

и 6- может становиться 7-9
Это уже совсем против фреймворка *В работает. Зачем тогда вообще делать ход?

1. Как и хотел — умеренное усложнение. Ты либо молодец и полностью подавил своими программами Искусственный Интеллект, или не смог и получил удар.
И между ними есть пласт исходов, когда ты Интеллект подавил, но это стоило тебе времени/сил/ценных чипов и т.д., который и покрывается 7-9.

2. Дополнительный азарт. Игрок понимает, что, если у него 10+, он в безопасности, а на 7-9 его ждут проблемы. Ставки повышаются.
Но его и так ждут некоторые проблемы на 7-9 обычно?

В дарк-фэнтези у меня есть дополнительный базовый ход «воззвать к тёмным силам» (условно), который позволяет превратить 6- в 7-9
Нормальный ход. В Болотах такой есть — Улыбка судьбы, но тут он за трату драма ресурса срабатывает.

Я хоть где-то сказал, что все эти приёмы касаются только ДВ?
И верно. Не сказал. Окей, тогда на какой хак, ты опираешься в этих примерах? Где так реализовано?

Да и там этот ход дан с оговорками и в разделе изменения базовых правил.
Не изменения, а дополнения. Там он дан как пример хода, который решает проблему сложностей в разрезе ДВ.
avatar
Это уже совсем против фреймворка *В работает. Зачем тогда вообще делать ход?
1. Есть ход, в котором ты не можешь провалиться. Даже не ход, а обстоятельство, условие хода.
2. Это может быть за трату ресурса.

И между ними есть пласт исходов, когда ты Интеллект подавил, но это стоило тебе времени/сил/ценных чипов и т.д., который и покрывается 7-9.
А в данной ситуации с данным ИИ — нету. Вот такой вот ИИ может быть. Пан или пропал.

Но его и так ждут некоторые проблемы на 7-9 обычно?
А теперь — больше и других. Теперь помимо обычных проблем тёмные силы знают о нём. Или счётчик какой тикнут.

Окей, тогда на какой хак, ты опираешься в этих примерах?
Я перечислил разные возможности для «хака в вакууме».
Не изменения, а дополнения. Там он дан как пример хода, который решает проблему сложностей в разрезе ДВ.


Да, для дальнейшего обсуждения важно. Я отвечаю тебе, чтобы объяснить, а не обсудить, как правильно и как можно. Мне вообще не интересен разговор о некоем псевдо-объективном «так нужно, а так нельзя».
Я прошу тебя воздержаться и не судить по некоей якобы общей рамке описанные инструменты.
avatar
А в данной ситуации с данным ИИ — нету. Вот такой вот ИИ может быть. Пан или пропал.
Окей, если это часть подготовки ведущего (мастер/кастомный ход), то почему бы и нет, согласен.
Я перечислил разные возможности для «хака в вакууме».

а не обсудить, как правильно и как можно
Принято. Тогда часть вопросов снимается.
avatar
Я иногда использую некую облегченную версию пункта 6 про категории бросков: если нужно потянуть резину и нагнать напряжения, можно игнорить частичный успех на 7-9. Результата нет, и хода МЦ нет, нужно продолжать давить, пробовать другой подход. Успех только на 10+, на 6- жесткий мастерский ход.

Например у меня персонажи пытались успокоить и убедить буйного призрака, то он прислушается к аргументам только на 10+, а на 7-9 он выдает контр-агрумент и нужно продолжать убеждать. А вот реально буянить начал бы только на 6-.

Еще вариант когда снайпер выцеливает жертву и на 7-9 угрожать насилием жертва то временно зашла за укрытие, то ее перегородил другой, то еще что)

Тут намеренный отход от пбташного цикла, когда каждый бросок двигает игру вперед, тут 7-9 специально ее тормозит что бы нагнать напряжения.
Последний раз редактировалось
avatar
А, понимаю. Я мысленно обрабатываю иначе, но с тем же эффектом. У меня в голове как бы включается счётчик, и нужно ещё какое-то действие для успеха. Например, при переговорах собеседник воспринимает ваши аргументы, но всё ещё колеблется, сомневается, надо додавить какими-то фразами. Т.е. для меня это не «простой», а полшага к победе, иногда без видимого мгновенного эффекта.
Зачастую я и броска на новое действие не требую. Нашли новый подходящий аргумент — отлично, «счётчик тикнул», как бы считаем, что теперь у вас 10+. Условно говоря.

Для меня разница в том, что этот приём я не использую заранее. Если я заранее понимаю, к чему всё идёт, это будут пп. 2, 3 и 4. А описанное мной выше — это если реально выпало 7-9 и я размышляю, что это может значить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.