Как мы с дочкой играли в РПГ
Бабушка Криста – один из ключевых НПС
Я регулярно задумывался над тем, не пора ли попробовать сыграть со своей трехлетней дочкой в ролевку — время, когда от нее надо было спасать настольные игры, давно прошло. Вдохновленный недавно прочитанными постами (этим и вот этим, если быть точным), решил – пора.
Дальше – рассказ о том, что из этого вышло. Осторожно, людям с детофобией под кат не ходить!
Для начала надо было определиться, во что и как мы, собственно, будем играть.
Постановка задачи
Как я примерно рассуждал.
Дано: ребенок, девочка, 3 года (в общем, уже почти 4), вес около 20 кг, рост метр с небольшим. Умеет считать до десяти, не очень — рисовать и складывать/вычитать, а писать/читать – только отдельно выбранные буквы.
Что такое ролевые игры, в целом представляет (на уровне «к маме с папой приходят дяди и тети, они кидают кубики, играют с фигурками, что-то пишут и рассказывают про «как будто», а я мультики смотрю»). Во все мои настольные игры переиграла (по упрощенным правилам, ессно), из D&D тайлов чего только не строила, даже миньки вархаммерские красила.
В общем, теоретическая подготовка хорошая, а вот со скиллами – пока не очень.
Нужно: провести тестовую ролевую игру, чтобы посмотреть, как ребенок вообще к этому делу относится :) Но не абы какую. Игра должна быть:
1. …интересная – иначе дитё просто откажется в нее играть.
2. …простая – никакой чудо-механики и челленджей.
3. …позитивная – без сражений, крови и ужасов.
4. …наглядная – с раздаточным материалом каким-нибудь.
4. …педагогически верная – ну, там, учить всякому правильному, полезному и вообще воспитывать. Хотя бы чуть-чуть.
Ну что ж, все понятно. Дело это простое, дочка в ролевки не играла, все будет ново и потому интересно. Дайте мне десять минут – и начинаем!
Поиск решения
А вот хрен.
Мой разум, как оказалось, напрочь забит штампами взрослых ролевок. Все размышления о сеттинге и сюжете приводили к «деревне, которую терроризируют гоблины» и ее коллегам, а это противоречит п.3 ТЗ. Плюс к этому потенциальный игрок, когда я с ней обсуждал грядущие перспективы, сообщила мне, что в нашей игре «не будет никого злого и страшного», что сразу вычеркнуло возможность использования традиционного антагониста.
В итоге я так и этак прикладывался мыслью к этой задаче целую неделю. Почти сразу решил, что это будет «почти фэнтези» (скорее – сказка, понятие ребенку знакомое), а РС – «маленькой волшебницей» (много потенциально интересных сюжетных поворотов, ну и вообще круто – колдовать). А дальше – тупик. Пришлось признать свое поражение и отправиться искать «готовый модуль».
В общем, выручили детские мультики и книжки.
Решение
В качестве прототипов будущего сеттинга были выбраны похожие друг на друга вселенные Винни-Пуха и Смешариков. Для тех, кто не в курсе, особенности этих двух миров следующие: заранее прописанный набор ярких персонажей, ограниченная локация, полное отсутствие насилия. Сначала подумывал просто сделать рескин, но потом испугался, что сам собьюсь и буду ребенку долго объяснять, почему у меня, скажем, волшебник Имярек говорит как Бараш. Так что решил сотворить все сам.
И так был рожден мир Волшебного Леса, та-да-дам! Ключевые фишки сеттинга:
— Лес – действительно волшебный! Тут и звери могут разговаривать, и комод уйти по своим делам, и печеньки бегают. Вообще, конечно, ужас же, но ребенку должно понравиться :)
— В лесу живет несколько ключевых персонажей, с которыми будет взаимодействовать РС. У каждого из них есть: а) запоминающаяся внешность, б) характерная манера поведения в) функциональная роль и г) занятная фишка. Возьмем, к примеру, ту же Бабушку Кристу – а) ходит в «шапке волшебника», б) рассеянная, в) делает еду и г) «волшебным половником» придает пище рандомные свойства.
— Негодяев в мире нет. Есть как максимум одна вредина (типа Старухи Шапокляк) и хулиган, на примере которого будем показывать ребенку, как не надо поступать (помним про педагогический эффект игры).
— Контент сессий в основном будет строиться на помощи окружающим.
РС. Героиня игры – действительно волшебница. У нее будет ограниченный набор доступных простых заклинаний, волшебная палочка для их каста, спутник-фамильяр (умеет говорить и делать подсказки в трудную минуту), а также свой домик.
Теперь немного о геймплее.
Прежде всего, в игре используются карточки (лист А4/8), на которых мы рисуем все – доступные заклинания, неписей, инвентарь и т.д. Чем больше визуализации, тем проще и понятнее юному игроку.
Во-вторых, у нас будет простая механика проверок, построенная на d6: успех любого теста на 3+. Заклинания работают без чека.
Уложив все это в голове, одним субботним утром я предложил дочке попробовать сыграть.
Плейтест
Первая реакция была очень положительная – дети (по крайней мере, мой ребенок точно) с большим энтузиазмом относятся к разным новым затеям. Концепцию «ролевой игры» в смысле «рассказываем, что как будто происходит» восприняла без проблем, идее рисования всего на карточках обрадовалась, придирчиво выбирала «правильный» d6 из всех, валяющихся в коробке.
После рассказа об основах перешли к непосредственно созданию персонажа. С концепцией «маленькой колдуньи» дочка согласилась, а когда я принялся рисовать карточки с заклинаниями, и вовсе пришла в восторг. Заклинания придумывали вместе – я предлагал, она соглашалась или корректировала. В итоге родилось три спелла – «зажечь огонь», «заморозить воду» и «сотворить 8 овсяных печенек». Нарисовал волшебную палочку с традиционной звездочкой на конце, дочка попросила пририсовать еще месяц) В качестве фамильяра сразу выбрала мышь.
Прилично времени потратили на рисование карточки с домиком – решали, сколько этажей, есть ли сад и что в нем растет (волшебное дерево с разными фруктами, овощами и даже ботинками, последнее — чисто игроцкий вброс :)
В общем, создание героя прошло с максимальным по возможности привлечением игрока. После такой генережки у ребенка глаза горели, и играть ей хотелось чрезвычайно (такой бы энтузиазм всегда моим игрокам, ох-хо-хо).
Погнали. Первый сюжет – довольно банальный. Героиня обнаруживает, что местная речка заколдована негативным заклинанием, и идет к местному архимагу за советом, как ее расколдовать. Архимаг готов сварить зелье-каунтерспелл, но ему нужны компоненты, которые РС и добывает.
Игровой процесс пошел «на отлично». Дочка сразу же приняла систему «заявка игрока – рассказ мастера» и сходу начала взаимодействовать с миром, проверяя работу своих заклинаний – накормила мышь печеньем, а потом пошла и бодро заморозила близлежащий пруд.
Однако заниматься своими делами без контента ребенку быстро наскучило, и мы пошли по сюжету. Тут все тоже получилось хорошо – никаких отклонений в сторону, четкая мотивация выполнить задачу. Зелье готово, речка расколдована, ура!
В общем, игроку все понравилось, и после полутора часов игры она с трудом согласилась прекратить.
Особенности
Тем не менее, вождение ребенка (по крайней мере, одного конкретного) местами очень отличается от вождения взрослого. Вот какие нюансы возникли у нас.
— ребенок четко управляет игрой, сам беря на себя те самые «нарративные права». «Я хочу опять ловить убежавшие печеньки», например – вот и готово содержание сессии. А карточка одного из НПС, который дочке почему-то не понравился, была на этапе подготовки ею спрятана: «не хочу с ним играть» :)
— Ей реально нравятся все эти бумажки с картинками. Она их перед собой аккуратно раскладывает и очень радуется новым – неважно, это карточки РС (новые спеллы, снаряжение или обстановка дома) или мастера (НПС, их предметы или еще что). Поэтому я стараюсь рисовать их как можно чаще.
— Периодически дочка дает заявку, совмещенную с реализацией – «я иду на полянку, нахожу цветы, собираю их и несу обратно, из них волшебник варит зелье». Чаще всего я просто соглашаюсь – пусть как сказала, так и будет. Если же мне почему-то хочется вмешаться (например, предполагалось использование спелла), то я говорю что-то вроде «погоди, ты приходишь на поляну, а цветов там нет». Игрок воспринимает такой поворот без проблем. Кстати, по моему опыту вождения взрослых людей, впервые видящих РПГ, они часто тоже поначалу склонны иногда выдавать заявку подобным образом.
— Дитё отлично все помнит, даже самые незначительные детали. Приходится быть очень внимательным.
— Кидание кубика – сам по себе интересный процесс, имеющий мало значения для разрешения заявки :) Когда выпадает 1 или 2, дочка спрашивает «можно бросить еще?», и мы обычно кидаем до появления положительного результата. Возможно, позже я начну ее потихоньку обламывать – приучать к мысли, что случаются в жизни огорчения, но пока рановато – см. следующий пункт.
— Ребенок воспринимает происходящее очень серьезно и близко к сердцу. Никакого внутреннего понимания, что это «только игра», у нее нет – степень погружения в мир фантастическая. Пару раз я чуть было не довел дочку до слез – на мой взгляд, совершенно на ровном месте. В общем, тут надо быть очень осторожным. Поэтому пока – никаких серьезных челленджей, у нас все-все получается, а окружающий мир исключительно дружелюбен. Время для превозмогания еще не пришло.
Перспективы
Мы играем в Волшебный Лес уже две недели с большим энтузиазмом обеих сторон. Смею надеяться, еще долго будем этим заниматься – постепенно делая игру все более сложной и интересной.
В порыве энтузиазма посмотрел несколько систем для детских РПГ – Hero Kids, RPG Kids и Little Wizards. Интересно, здорово, но пока чуток рановато. Первые две, правда, уже худо-бедно можно использовать, упростив правила – это ДнД-лайт, по сути, может и попробуем.
Заключение
В общем, опыт я считаю удачным, и если ребенок не передумает, будем продолжать движение в этом направлении.
И напоследок – воззвание.
Дорогие мамы и папы! Если ролевые игры вам не чужды, я советую вам попробовать привлечь к ним ваших детей. Во-первых, это, наверное, здорово развивает – стимулирует фантазию, воображение, ставит ребенка в новые ситуации, помогает ему расширить свой кругозор и восприятие мира. А во-вторых, это просто интересно – по мне, так куда веселее, чем в сотый раз собирать одинаковый Лего-зоопарк :) Надеюсь, мой опыт кого-нибудь вдохновит и кому-то поможет. Как видите, три с половиной года – уже вполне себе возраст.
P.S. Если этот пост вызовет интерес у общественности, то попозже могу выложить подробное описание сеттинга с персонажами и идеями для приключений.
28 комментариев
Огромное спасибо, очень занимательно и подкинуло мне пару идей для собственной реализации. Но у меня пацан в возрасте 4+ лет, поэтому вместо картинок у нас всевозможные игрушки (супергерои, человечки из Lego Duplo и миньки из Descent: Journey to the Dark). Я пока не использую механику разрешения конфликтов — тут своя специфика, хотя Макс уже худо-бедно считает — а использую более нарративный подход, построенный на оценке полезности заявки игрока.
Ну и игры у нас «пожесче»: самое безобидное — это спасти маленького мальчика, который живет в домике на горе, когда эта гора вот-вот разрушится. Часто у нас есть злодей — огромный красный робот, которого надо победить, в том числе и «кулаками».
Но в целом я бы не назвал это полноценной РПГ — скорее, это обычная игра в игрушки, но с привлечением некоего сюжета. Но твоя статья подтолкнула меня к решению попробовать поиграть с карточками и, возможно, с кубиками. Огромное спасибо.
Кстати, по поводу картинок: дочка, когда в настроении, с большим удовольствием помогает их рисовать. Совместное миростроение практически получается.
Кстати, в этом отношении можно было бы при броске кубика добирать недостающее значение расходными ресурсами, теми же печеньками, например.
Вычисления простые, а благодаря рандому повторяются достаточно часто, чтобы не пугать разнообразием, и достаточно редко, чтобы просто запомнить. Позже можно ввести вариативность сложности вызова, чтобы увеличить количество вариантов «задачек».
Не тормознул, «сникерснул» — и всё получилось :)
Сходная мысль пришла в голову, пока читал пост: вообще заменить бросок тратой восполняемого ресурса. Но Ваша идея лучше :)
Это прекрасно.
Системы у нас не было, заклинания-расходники просто работали и были невосполнимы до конца приключения. Никаких карточек, вся игра — сплошная тренировка памяти и коммуникации (бегать к маме за подсказками и обрисовывать ей непростые ситуации).
Другой вариант. У нас ведь уже столько копий извели на счет то, что броски не кидаются просто так и результат между кинулось и не кинулось отличает что-то интересное произойдёт и что-то другое интересное произойдёт. Раз уж у тебя всё равно фифти-фифти почему бы не презентовать другую схему броска, без получилось/не получилось. Это может быть «получилось по моему/получилось по другому» или «не получилось открыть дверь, но нашли окно» или «успех через расходование чего-то/успех через приобретение чего-то». Причем, можно в той или иной мере сохранить элемент «поражения», главное сделать его несущественным и донести мысль, что поражение в одном месте — это новая возможность и обеспечить игрока этими возможностями.
И предлагать дочке помогать этому чару, подсказывая решения.
Примеривать на себя неудачи действительно рановато, зато можно развивать умение решать проблемы и искать выход, помогая другому.
Ещё способ: в случае неудачного броска помогать игроку за счет ранее совершенных добрых поступков (как в сказке про царевну-лягушку звери, которых пожалел царевич, помогли ему добыть иглу), акцентируя на этом внимания (ну и подсовывая подходящие встречи\ситуации).
+1 не достаточно.
Моей дочурке почти 4 и я думаю попробовать поводить её в ближайшее время :)
Прочла — аж вдохновилась :) взяла в копилку пару идей, что уж.
Про воспитательный момент — очень правильно делаете. Еще можно учебный встроить. Те же числа, буквы. Через мини-игры, а-ля «взломай код к пещере», «прочти волшебное слово», ну и сложение-вычитание печенек, или второй кубик ввести)
Я не за то, чтоб игру превращать в сплошное обучалово, нет!!! Но вот понемногу, по чуть-чуть. Все-равно совсем без этого никак не получится.
И даже самой захотелось более мелких детей поводить, лет 4-5. Но таких в ближайшем окружении нет :(
Мне придётся эти 4-5 лет ждать, чтобы племянник подрос. Буду на нём тренироваться, пока свой игрок не появится. х)
— Папа, а зачем вы с мамой меня родили?
— Нам игрока в партию не хвататло!
^_________^
И вот картина — собираются бородатые дядьки со своими жёнушками…
— Господа, нам танка не хватает.
— Спокойно, у меня всё схвачено! Мелкий! Беги сюда с чарником!
— Ну п-а-а-а-а-ап, я не хочу с дядей Артёмом играть! Его дварф пукает и пахнет пивом!
— Не спорь с отцом!
На самом деле — я очень жалею, что рос не в таких условиях. И, благодаря УЖЕ ведущим отцам\учителям, знаю с чего надо будет начинать. Спасибо!