Хочешь ИНРИНРЯть - ИНРИНРЯй. Практическое руководство, ч.1.
Итак, в ваш воспаленный мозг закралась идея издавать зарубежные игры. В целом, у вас есть два пути. Первый — пойти в бар, заказать себе что-то покрепче, выпить и повторять процедуру, пока эта странная мысль не покинет пространство черепной коробки раз и навсегда. Второй более затратен как по времени, так и финансово, но, в отличие от первого, все-таки заканчивается опубликованной игрой.
Вот что вам потребуется:
1) Юридическое лицо или право осуществлять предпринимательскую деятельность в иной форме.
2) Неплохое знание английского (чтобы общаться с держателями лицензий).
3) Бюджет для найма переводчика, верстальщика и редактора/те же люди, готовые работать за идею. Или наличие этих навыков у вас.
Все. Больше ничего не нужно. Easy-peasy, right?
Конечно, придется повозиться, особенно с пунктами 1 и 3, но поверьте мне, все это совершенно осуществимо при условии, что ваш образ жизни, компетенции и нынешняя работа подходят по формату. Но обо всем по порядку. Опираться буду на собственный опыт и те средства, которыми пользовалась сама.
Сегодня я подробно пройдусь по первой строке нашей программы. Если вы — не представитель команды, а один, как перст, и хотите самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельсность, то ИП (Индивидуальный Предприниматель) — ваш вариант (формально не является юрлицом).
Важные плюсы:
Важные минусы:
Теперь подробности.
Она состоит из нескольких несложных шагов, и при желании все можно сделать по почте, если предварительно заверить копию паспорта у нотариуса. Я не буду описывать здесь все, благо с времен, когда я открывала свой ИП (больше 5 лет назад) и информацию приходилось наскребать по углам, специализированных ИП-ресурсов расплодилось море. Вот к примеру, www.iloveip.ru/. Хороший, мимимишный сайт с поэтапной инструкцией, советами и общей инфой. Готовить доки лучше все-таки в инет-бухгалтерии (см. ниже), т.к. там можно ввести свои реквизиты, и бумаги сгенерируются автоматически, но iloveip — это такой крэш-курс и шпаргалка по совместительству.
Примечание: на iloveip написано, что вставать на учет в ПФР и ФСС (страховые фонды) нужно, только если у вас есть наемные работники. Так-то оно так, но подобная формулировка может ввести в заблуждение. Помните, я писала о страховых взносах выше? Дело в том, что в момент регистрации ИП вы сами (не как работодатель, как отдельностоящий хомо-сапиенс) автоматически встаете на страховой учет, даже если вы — ИП без сотрудников.
Первым пунктом в процедуре регистрации, описанной на iloveip, идет выбор кодов ОКВЭД. Эти коды по сути говорят, чем контора будет заниматься.
Вот важные нам с вами коды:
52.61.2 — Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет)
22.1 — Издательская деятельность
22.11 — Издание книг
22.11.1 — Издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых
22.15 — Прочие виды издательской деятельности
Эта группировка включает:
— издание фотографий; эстампов; плакатов; календарей всех видов; иллюстрированных, поздравительных почтовых открыток; художественных репродукций; переводных картинок и прочих печатных материалов
22.22 — Полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки:
Эта группировка включает:
— печатание журналов и других периодических изданий, книг и брошюр, нот, карт, атласов, плакатов, рекламных каталогов, проспектов и других рекламных изданий, почтовых, гербовых и акцизных марок, документов на право собственности, чеков и других ценных бумаг, журналов учета, альбомов, записных книжек, блокнотов, ежедневников, еженедельников, бланков и другой коммерческой печатной продукции, личных бланков и других печатных материалов, изготовленных высокой печатью, офсетной печатью, глубокой печатью, флексографской печатью, трафаретной печатью, а также с применением других печатных машин, множительных машин, печатающих устройств компьютеров (ЭВМ), машин для тиснения, фото- и термокопировальных аппаратов
Эта группировка не включает:
— печатание этикеток, см. 21.25
— издательскую деятельность, см. 22.1
Они могут меняться (как и многое другое в российской бюрократической и правовой системе), так что перед регистрацией — проверьте.
Тут все довольно просто. Вот список бумажек, которые нужно подать-принести в течении года:
Собственно все. 2 уплаты и две бумажки, которые можно послать по почте. Вроде, не так уж страшно, правда?
В подготовке документов очень помогает сервис электронной бухгалтерии. Я пользуюсь этим — www.moedelo.org/. Стоимость для ИП без сотрудников — 540 р. в месяц при оплате за год. Сгенерирует первичные (и любые другие) документы, напомнит о необходимости сдачи всего, что нужно сдать (см. выше), консультирует и интегрируется (для импорта/экспорта выписок и отчетности) с вашим интернет-банком. На данный момент есть интеграция с Судостроительным Банком и Альфа-Банком.
www.sbank.ru/ — мой банк. Удобный интернет-сервис, моментальный перевод с счета ИП на личный счет (например, на карточку вас как физ. лица, открытую в этом же банке), терминалы по всему городу для пополнения счета/карточки, из удобных бонусов: оплата квартиры, коммунальных услуг, телефона и еще кучи всего онлайн без комиссии. Альфа-банком не пользовалась, но, учитывая что у него гораздо более крупная сеть, можно ожидать тех же преимуществ.
Примечание: об открытии счета, как рублевого (для торговли у нас и просто для любых расчетов в рублях), так и долларового (для оплаты лицензий и перечисления процентов с продаж нашим американским коллегам) нужно уведомлять как налоговую, так и пенсионный фонд и делать это в установленное время (две недели после открытия, если ничего не путаю). Иначе можно словить нехилый штраф (5000 р. с каждой инстанции).
Думаю, драконовские пенсионные взносы многих отпугнули. Именно поэтому в самом начале я говорила, что заниматься юр. деятельностью имеет смысл, если ваша нынешняя работа это позволяет (иными словами — у вас есть потребность вести безналичный бизнес). Например, вы дизайнер/прог/кто угодно с клиентами, оплачивающими по безналу, или у вас просто какое-то свое дело и есть желание поставить его на легальную базу.
Давайте посмотрим правде в глаза: на данном этапе заработать на жизнь локализацией НРИ в России нельзя. Чтоб не быть голословной, вот вам пример.
Я планирую продавать Королевство Ничто (Kingdom of Nothing) на летнем Ролеконе.
Примечание: обычно ИП на упрощенке обязаны иметь кассовый аппарат и вести кассовый учет при розничной (физической, не через инет-магазин) торговле, но есть несколько исключений, в частности — торговля на ярмарках и подобных мероприятиях, в формат которых вписывается Ролекон. Так что общения с кассой (и связанного с ней адского геморроя) можно, к счастью, избежать.
Параметры: мягкий переплет, ч/б с цветной обложкой, А5, 120 страниц, тираж — 200 экземпляров (что уже довольно оптимистично).
Печать мне обойдется в 11 500 р. + 2 700 р. (присвоение ISBN и прочих издательских маркировок) = 14 200 р.
Допустим, я буду брать 250 р. за книгу.
200 х 250 = 50 000 — 14 200 = 35 800 р. чистой прибыли.
НО:
— Все книги должны продаться.
— Это летний Ролекон, единственный конвент такого размера в Москве за весь год.
— Я буду переводить и верстать книгу сама, то есть это по сути плата за мое время и усилия.
— Для чистоты эксперимента вычтем еще аванс за пользование лицензией (200 у.е.) и процент с продаж, который уходит ее держателю (в данном случае — 10%). Так выходит примерно 26 820 р.
Получается, что с этой суммы (даже если не переводить в деньги мои собственные трудозатраты) я не смогу оплатить полностью пенсионные взносы за год, не говоря о том, чтобы жить, отстегивать за квартиру/телефон/интернет/whatever и кушать хотя бы месяц-другой.
Иначе говоря, быть издателем игр фултайм пока что не получится. Статистики продаж НРИ в интернете у меня нет, но подозреваю, что там ситуация еще хуже, особенно для маленьких, нишевых вещей. Штука в том, что лично я не считаю это достаточно веской причиной, чтобы не попробовать несмотря на все но.
Индустрия не сдвинется ни на шаг, пока не произойдет ряда изменений как в ней самой, так и в мозгах ее потенциальных потребителей — нас с вами. Больше людей должны издавать и продавать интересные игры. Больше людей должны быть заинтересованы в их появлении на рынке. Люди должны хотеть их читать. Люди должны быть готовы покупать их за свои кровные. Провести опрос на предмет интереса аудитории к какой-то небольшой игре, а — в случае его заметного наличия — увидеть ее в продаже через несколько месяцев должно стать в порядке вещей.
Говоря «должны», я вовсе не пытаюсь внушить, что вот вы, читающий эти строки, кому-то лично что-то должны. Просто суровая правда жизни (которую все, конечно, прекрасно осознают) заключается в том, что пока описанные выше шаги не начнут воплощаться, истории ИНРИНРЯ грозит закончится на Студии 101, нескольких русских продуктах (авторы Красной Земли и другие творцы на великом и могучем — честь вам и хвала!) и одной очень странной аббревиатуре.
А начинаются все изменения с издателя. Так что если у вас наличествует желание стать первопроходцем пока еще очень молодой индустрии, а работа позволяет баловаться подобными вещами, почему бы вам не попробовать свои силы? Я вот попробую.
В следующей части я поделюсь своим опытом общения с забугорными авторами и издателями, покажу, что я им писала и что они мне отвечали, и поразмышляю вслух о самом сложном этапе — превращении английской книги в русскую.
Love, kisses. До скорого.
P.S. Этот пост не является исчерпывающим руководством по ведению предпринимательской деятельности в качестве ИП. Если вы надумаете попробовать себя на этом поприще, найдите способ проконсультироваться и проверить точность всех ваших документов у специалиста — сервис МоеДело, в частности, дает консультации своим пользователям, но в идеале это должен быть знакомый бухгалтер или бизнес-инкубатор. Как минимум, проверяйте всю информацию, которую найдете в интернете.
Вот что вам потребуется:
1) Юридическое лицо или право осуществлять предпринимательскую деятельность в иной форме.
2) Неплохое знание английского (чтобы общаться с держателями лицензий).
3) Бюджет для найма переводчика, верстальщика и редактора/те же люди, готовые работать за идею. Или наличие этих навыков у вас.
Все. Больше ничего не нужно. Easy-peasy, right?
Конечно, придется повозиться, особенно с пунктами 1 и 3, но поверьте мне, все это совершенно осуществимо при условии, что ваш образ жизни, компетенции и нынешняя работа подходят по формату. Но обо всем по порядку. Опираться буду на собственный опыт и те средства, которыми пользовалась сама.
Предпринимательская деятельность.
Сегодня я подробно пройдусь по первой строке нашей программы. Если вы — не представитель команды, а один, как перст, и хотите самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельсность, то ИП (Индивидуальный Предприниматель) — ваш вариант (формально не является юрлицом).
Важные плюсы:
- Просто открыть и закрыть (регистрация, если все делать самому, стоит 800 р.)
- Значительно облегченный (по сравнению с тем же ООО) документооборот, не нужно вести полноценный бухучет. Это, во-первых, экономия на бухгалтере (минимум 15 000 в месяц), и, во-вторых, возможность использовать различные онлайн-инструменты для создания всех нужных бумаг самостоятельно и в полной уверенности, что вы ничего не провафлили.
- Все доходы ИП — это (функционально) ваши личные доходы.
- Можно перейти на УСН (Упрощенную Систему Налогообложения) — это либо 6% на доходы, либо от 5% до 15% на доходы минус расходы, в зависимости от вида деятельности. У меня УСН 6%; налогов для мелкого предпринимательства в России с лучшим балансом просто/дешево нет в принципе.
Важные минусы:
- ИП несет фин. ответственность почти всем своим имуществом. НО: если мозги у вас на месте и вы не собираетесь пускаться в рискованные авантюры и ворочать миллионами, нести такую ответственность никогда не придется.
- Нужно платить взносы в ПФР (Пенсионный Фонд России), как и другим юрикам. Взносы рассчитываются исходя из МРОТ (минимального размера оплаты труда), и в 2013 году они неиллюзорно выросли — около 35 000 р. против 17 000 р. в 2012 году. НО: ИП на упрощенке имеют право вычесть уплаченные пенсионные взносы из налогов. Например, если вы заплатили 35 000 р. взносов, а налогов за год у вас набралось на 30 000 р. (доход 500 000 р. / 12 мес. = ок. 40 000 в мес.), то налог вы не платите вообще.
Теперь подробности.
Регистрация.
Она состоит из нескольких несложных шагов, и при желании все можно сделать по почте, если предварительно заверить копию паспорта у нотариуса. Я не буду описывать здесь все, благо с времен, когда я открывала свой ИП (больше 5 лет назад) и информацию приходилось наскребать по углам, специализированных ИП-ресурсов расплодилось море. Вот к примеру, www.iloveip.ru/. Хороший, мимимишный сайт с поэтапной инструкцией, советами и общей инфой. Готовить доки лучше все-таки в инет-бухгалтерии (см. ниже), т.к. там можно ввести свои реквизиты, и бумаги сгенерируются автоматически, но iloveip — это такой крэш-курс и шпаргалка по совместительству.
Примечание: на iloveip написано, что вставать на учет в ПФР и ФСС (страховые фонды) нужно, только если у вас есть наемные работники. Так-то оно так, но подобная формулировка может ввести в заблуждение. Помните, я писала о страховых взносах выше? Дело в том, что в момент регистрации ИП вы сами (не как работодатель, как отдельностоящий хомо-сапиенс) автоматически встаете на страховой учет, даже если вы — ИП без сотрудников.
Первым пунктом в процедуре регистрации, описанной на iloveip, идет выбор кодов ОКВЭД. Эти коды по сути говорят, чем контора будет заниматься.
Вот важные нам с вами коды:
52.61.2 — Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет)
22.1 — Издательская деятельность
22.11 — Издание книг
22.11.1 — Издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых
22.15 — Прочие виды издательской деятельности
Эта группировка включает:
— издание фотографий; эстампов; плакатов; календарей всех видов; иллюстрированных, поздравительных почтовых открыток; художественных репродукций; переводных картинок и прочих печатных материалов
22.22 — Полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки:
Эта группировка включает:
— печатание журналов и других периодических изданий, книг и брошюр, нот, карт, атласов, плакатов, рекламных каталогов, проспектов и других рекламных изданий, почтовых, гербовых и акцизных марок, документов на право собственности, чеков и других ценных бумаг, журналов учета, альбомов, записных книжек, блокнотов, ежедневников, еженедельников, бланков и другой коммерческой печатной продукции, личных бланков и других печатных материалов, изготовленных высокой печатью, офсетной печатью, глубокой печатью, флексографской печатью, трафаретной печатью, а также с применением других печатных машин, множительных машин, печатающих устройств компьютеров (ЭВМ), машин для тиснения, фото- и термокопировальных аппаратов
Эта группировка не включает:
— печатание этикеток, см. 21.25
— издательскую деятельность, см. 22.1
Они могут меняться (как и многое другое в российской бюрократической и правовой системе), так что перед регистрацией — проверьте.
Отчетность.
Тут все довольно просто. Вот список бумажек, которые нужно подать-принести в течении года:
- Сведения о среднесписочной численности — инфа о количестве сотрудников, которую нужно подавать в налоговую каждый год до 20 января, даже если это количество равно нулю.
- Налоговая декларация. Подавать в налоговую раз в год до 30 апреля.
- Уплата самих налогов. Это можно сделать поквартально, а можно — раз в год, до подачи декларации. (Поквартально иногда удобнее, чтобы разбить одну большую сумму на маленькие. Не забывайте уменьшать налоги на сумму пенсионных взносов, размеры которых всегда известны в начале календарного года.)
- Уплата пенсионных взносов.
Собственно все. 2 уплаты и две бумажки, которые можно послать по почте. Вроде, не так уж страшно, правда?
В подготовке документов очень помогает сервис электронной бухгалтерии. Я пользуюсь этим — www.moedelo.org/. Стоимость для ИП без сотрудников — 540 р. в месяц при оплате за год. Сгенерирует первичные (и любые другие) документы, напомнит о необходимости сдачи всего, что нужно сдать (см. выше), консультирует и интегрируется (для импорта/экспорта выписок и отчетности) с вашим интернет-банком. На данный момент есть интеграция с Судостроительным Банком и Альфа-Банком.
www.sbank.ru/ — мой банк. Удобный интернет-сервис, моментальный перевод с счета ИП на личный счет (например, на карточку вас как физ. лица, открытую в этом же банке), терминалы по всему городу для пополнения счета/карточки, из удобных бонусов: оплата квартиры, коммунальных услуг, телефона и еще кучи всего онлайн без комиссии. Альфа-банком не пользовалась, но, учитывая что у него гораздо более крупная сеть, можно ожидать тех же преимуществ.
Примечание: об открытии счета, как рублевого (для торговли у нас и просто для любых расчетов в рублях), так и долларового (для оплаты лицензий и перечисления процентов с продаж нашим американским коллегам) нужно уведомлять как налоговую, так и пенсионный фонд и делать это в установленное время (две недели после открытия, если ничего не путаю). Иначе можно словить нехилый штраф (5000 р. с каждой инстанции).
Итого.
Думаю, драконовские пенсионные взносы многих отпугнули. Именно поэтому в самом начале я говорила, что заниматься юр. деятельностью имеет смысл, если ваша нынешняя работа это позволяет (иными словами — у вас есть потребность вести безналичный бизнес). Например, вы дизайнер/прог/кто угодно с клиентами, оплачивающими по безналу, или у вас просто какое-то свое дело и есть желание поставить его на легальную базу.
Давайте посмотрим правде в глаза: на данном этапе заработать на жизнь локализацией НРИ в России нельзя. Чтоб не быть голословной, вот вам пример.
Я планирую продавать Королевство Ничто (Kingdom of Nothing) на летнем Ролеконе.
Примечание: обычно ИП на упрощенке обязаны иметь кассовый аппарат и вести кассовый учет при розничной (физической, не через инет-магазин) торговле, но есть несколько исключений, в частности — торговля на ярмарках и подобных мероприятиях, в формат которых вписывается Ролекон. Так что общения с кассой (и связанного с ней адского геморроя) можно, к счастью, избежать.
Параметры: мягкий переплет, ч/б с цветной обложкой, А5, 120 страниц, тираж — 200 экземпляров (что уже довольно оптимистично).
Печать мне обойдется в 11 500 р. + 2 700 р. (присвоение ISBN и прочих издательских маркировок) = 14 200 р.
Допустим, я буду брать 250 р. за книгу.
200 х 250 = 50 000 — 14 200 = 35 800 р. чистой прибыли.
НО:
— Все книги должны продаться.
— Это летний Ролекон, единственный конвент такого размера в Москве за весь год.
— Я буду переводить и верстать книгу сама, то есть это по сути плата за мое время и усилия.
— Для чистоты эксперимента вычтем еще аванс за пользование лицензией (200 у.е.) и процент с продаж, который уходит ее держателю (в данном случае — 10%). Так выходит примерно 26 820 р.
Получается, что с этой суммы (даже если не переводить в деньги мои собственные трудозатраты) я не смогу оплатить полностью пенсионные взносы за год, не говоря о том, чтобы жить, отстегивать за квартиру/телефон/интернет/whatever и кушать хотя бы месяц-другой.
Иначе говоря, быть издателем игр фултайм пока что не получится. Статистики продаж НРИ в интернете у меня нет, но подозреваю, что там ситуация еще хуже, особенно для маленьких, нишевых вещей. Штука в том, что лично я не считаю это достаточно веской причиной, чтобы не попробовать несмотря на все но.
Индустрия не сдвинется ни на шаг, пока не произойдет ряда изменений как в ней самой, так и в мозгах ее потенциальных потребителей — нас с вами. Больше людей должны издавать и продавать интересные игры. Больше людей должны быть заинтересованы в их появлении на рынке. Люди должны хотеть их читать. Люди должны быть готовы покупать их за свои кровные. Провести опрос на предмет интереса аудитории к какой-то небольшой игре, а — в случае его заметного наличия — увидеть ее в продаже через несколько месяцев должно стать в порядке вещей.
Говоря «должны», я вовсе не пытаюсь внушить, что вот вы, читающий эти строки, кому-то лично что-то должны. Просто суровая правда жизни (которую все, конечно, прекрасно осознают) заключается в том, что пока описанные выше шаги не начнут воплощаться, истории ИНРИНРЯ грозит закончится на Студии 101, нескольких русских продуктах (авторы Красной Земли и другие творцы на великом и могучем — честь вам и хвала!) и одной очень странной аббревиатуре.
А начинаются все изменения с издателя. Так что если у вас наличествует желание стать первопроходцем пока еще очень молодой индустрии, а работа позволяет баловаться подобными вещами, почему бы вам не попробовать свои силы? Я вот попробую.
В следующей части я поделюсь своим опытом общения с забугорными авторами и издателями, покажу, что я им писала и что они мне отвечали, и поразмышляю вслух о самом сложном этапе — превращении английской книги в русскую.
Love, kisses. До скорого.
P.S. Этот пост не является исчерпывающим руководством по ведению предпринимательской деятельности в качестве ИП. Если вы надумаете попробовать себя на этом поприще, найдите способ проконсультироваться и проверить точность всех ваших документов у специалиста — сервис МоеДело, в частности, дает консультации своим пользователям, но в идеале это должен быть знакомый бухгалтер или бизнес-инкубатор. Как минимум, проверяйте всю информацию, которую найдете в интернете.
145 комментариев
Циановый внимательно переписывает, делая пометки…
Кажется, ПФР всё-таки уведомлять не надо. По крайней мере, в УФНС мне вкатили штраф, а в ПФР нет. Ну, то есть вкатили, но не за это. ;)
????,
????????????, ????. )) ????, ?????? ?????, ?????? ???????, ? ??? ? ???? ?????, ????? ??????.UPD: Можно ли будет заказать «Королество» по почте?
Можно при заказе и оплате через интернет. Если внезапно будет хорошо продаваться, я тебе из первого тиража отложу экземпляр.
Доходы ИП это именно доходы ИП, а не личные доходы. Сам факт того, что в большинстве случаев их можно использовать в личных целях не делает их личными.
Относительно кодов ОКВЭД существует два списка ОКВЭД 2001 и ОКВЭД 2007, а скоро еще выйдет и третья версия. Нового ИП должны интересовать именно ОКВЭД 2001, так как налоговая пользуется именно этим классификатором. В статье коды приведены верно, это скорее к реплике о сверке кодов со свежей редакцией классификатора, сверять нужно именно с ОКВЭД 2001, по крайней мере до лета 2014 года, когда наше доблестное начальство вновь будет решать вопрос о переходе на другой классификатор. Так же при указании кодов ОКВЭД необходимо выбрать основной, берите 52.61.2.
При указании кодов ОКВЭД лучше указывать сразу трёхзначные. Но уж если вы указали двухзначный к примеру 22.11, то смысла указывать после него 22.11.1 нет. Вы таким образом не конкретизируете, а просто повторяетесь, да еще и добавляете себе лишние коды.
Вообще по всем классификаторам, а это отнюдь не только ОКВЭД, к примеру в средних городах, иногда проблемным становится код ОКАТО, при создании р/с, для уточнения советую звонить в органы статистики, в отделы информации или сводных работ, они в них дествительно хорошо шарят, зачастую значительно лучше чем наши. Если начнут мазаться, то просто скажите что в плане их работ есть консультация по классификаторам.
И помните налоговая не вправе редактировать ваше Заявление, то есть если вы к примеру совершенно случайно напишите Ивонов вместо Иванов, налоговая может вас в легкую зарегистрировать, а вот потом у вас будут проблемы как с открытием р/с, так и в наш предновогодний чес, хотя в Москве с Питером с этим полегче.
Я пока не определилась с типографией и форматом, это просто пример для наглядности.
Кстати, кстааати. А почему бы тебе не забабахать подобный пост про ООО? Покажи людям, что такое труъ юрлицо и сколько с ним связано геморроя.
Но для новичка всё равно есть множество нюансов, которые следует знать. Поэтому, если поблизости есть центр содействия малому предпринимательству, туда определённо стоит обратиться за консультацией. Конечно, вашу идею будут критиковать, это их работа, и, возможно, раскритикуют, но и советы будут по делу.
Так же если вы студент или сотрудник какого-нибудь крупного ВУЗа, у него может быть свой бизнес-инкубатор. Где вам так же могут объяснить некоторые нюансы.
Если есть возможность (сейчас я прозвучу, как голос из радио), обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
UPD. Написала дисклеймер.
Чтобы немного поправить бюджет, я бы поднял цену установленную в бизнес плане.
Ролевые игры на русском языке — это эксклюзив, они не могут, и не должны стоить дешевле прочих книг(тем более учитывая ограниченный тираж), а ломят сейчас за книжки не мало.
Я бы предложил цену скажем в 1000-1500 руб. Хотя с качеством продукта пока не знаком.
И небольшая байка, которую я уже озвучивал на Имаджинарии, но повторюсь:
Одним темным зимним вечером я задерживался на работе. Целый день до этого, я в перерывах лазил по интернету и смотрел какие бы книги заказать себе на почитать. Наконец, набрался список из нескольких штук, но цена сей пищи для ума меня неприятно удивила. Получалось в районе 6-8 тыс.
И вот сидел я вечером на работе и думал заказывать иль нет желаемую макулатуру. Жаба душила, книжек тоже хотелось, душевная борьба, как следствие, не прекращалась.
В отчаянии, я
воздел очи гореуставился на пол. На полу стояли мои ботинки обутые в ноги, или наоборот кому угодно. Ботинки были хороши. И стоили мне ровно туже сумму, что и заказываемая мной кипа книг.Книжки я заказал.
А мораль сей басни:
Книга — это источник мысли, чтобы её придумать люди голову ломали месяцами, а затем другие люди редактировали её текст, потом еще другие — верстали и придумывали тот классный дизайн в котором она выполнена, художники писали иллюстрации, вырубая из букв и слов зрительные образы, а еще затем, специально обученные люди на типографии печатали эту самую книгу на дорогущем оборудовании, на сделанной кем-то бумаге, сделанными кем-то красками. И не забыли даже аккуратно переплести получившуюся кипу драгоценных листов.
Если вы держите в руках книгу — значит вы держите в руках сокровище во многом обусловившее и создавшее нашу цивилизацию.
А теперь посмотрите на ваши ботинки.
И если книга стоит дешевле ваших ботинок, значит она стоит слишком дешево.
Можно даже сказать, что сокровище достается вам даром.
Я прекрасно понимаю этот патологический майнд-твист: в кино отдать 400 за билет + 300 за колу с попкорном — нормально, а за книгу/игру/то-что-можно-скачать больше 500 р. (а, порой, больше нуля) — дорого.
Не уверена, что я готова вложиться в тираж крутых книг в твердом переплете в надежде, что их раскупят. Конечно, перед печатью я буду проводить опрос, чтобы получить примерное (а оно будет очень примерным, не все посетители Ролекона тусят на Имке) представление о спросе, но внутренняя чуйка подсказывает, что лучше начинать с цен поменьше и тиража попроще.
Потом — посмотрим. Но спасибо, что высказались, я подумаю.
Возможно, вариант с 500 р. пойдет, если с книгой на хорошей бумаге (насчет твердого переплета — не уверена, надо посчитать) давать бесплатно книгу в электронных форматах.
У меня был соблазн спросить тебя, готов ли ты поручиться, что 200 штук по 500 раскупят, но… Ты случаем не в продажах работаешь?
Психологический барьер, однако.
Повышение цены срежет хвост «спонтанных покупок».
Ну и для меня порог спонтанной покупки книги — это именно 500 рублей (=
На бумаге у меня из купленного только Фиаско (где-то за 800).
Возможно, тут сказывается разница между средней зарплатой в Москве и в Челябинске. Утверждать это наверняка, впрочем, не могу.
Из моего дохода получается в месяц где-то 1 поход в кино и 2 спонтанно купленные книжки по 300 р. Если книжка стоит дешевле — могу суммарно за месяц потратить больше.
Книжка за 500 — для меня уже то, что нужно планировать.
Вы полагаете, что покупка Kingdom of Nothing, должна быть спонтанной?
Я скорее сказал бы,, что покупка ролевой книги для меня, это всегда запланированная трата. Не так часто они выходят. Тем более, если на русском.
А начиная с 500 рублей — только «да, точно знаю, что хочу именно это» и «когда смогу себе это позволить».
Ну, у всех по-разному.
Издателю, наверное, будет интересно послушать много разных мнений. И ваше, и моё.
У меня один и тот же бюджет на англоязычные и русскоязычные ролевые книги и примерно одинаковый порог спонтанности покупки. Так что для меня ролевые книги, которые хочется купить, выходят часто, а на русском они или на английском — вопрос второй.
R2R, речь не шла о pdf. (А я так понимаю англоязычные книги по 300р — это pdf). Разумеется электронная версия должна стоить существенно дешевле. И вполне возможно, её хоть на дисках можно продавать по тем же 250р на ролеконе.
Тут надо понимать простую вещь — на книги и на pdf у меня например бюджет один. Поэтому да, куда выгоднее делать pdf, т.к. он обходится создателю в разы дешевле.
А бумажная книга — вызывает интерес, «Тяжесть — это хорошо, тяжесть это надежно. Даже если не выстрелит...» © Борис Бритва
либо что-то достаточное, либо что-то реально хорошее. «среднее» не стоит своих денег обычно.
Думаю поэтому-то имеет смысл отдельно сделать тираж хороших книг для любителей книг.
И отдельно pdf на дисках для тех, кто предпочитает электронные версии.
Получится более широкий охват аудитории.
но смысл в том, что есть часть аудитории которая может купить твой дешевый пдф и дать тебе деньги, но не будет покупать твою дорогую книгу, и не даст тебе деньги. И ты хочешь, чтобы денег тебе дали :)
Да. Смысл в том, чтобы продукт освоил как можно более широкую аудиторию и принес соответственно большую прибыль.
Диски — круче чем ссылки. (речь о продаже на конвенте, как мы помним).
Красиво оформленные коробки будут уходить как горячие пирожки. Ведь ты покупаешь реальный товар, который можно потрогать рукой, дать поглазеть приятелю и т.д.
Ток обложку нужно информативную и симпатичную.
Но это копейки сущие по тратам, в сравнении с печатью книги.(без учета дизайна, разумеется).
В идеале туда вообще сделать Redeem code как у больших.
Дизайн кмк отъест солидную часть, так что это будут некопейки. которые буду вынужден платить как раз я.
но в общем это возможно уже действительно дело вкуса
Что первое попадётся и понравится, когда есть деньги, которые можно легко потратить на «что понравится», туда деньги и ухнут. Это и есть спонтанная покупка. :)
KoN я отношу к спонтанным безусловно.
А покупать за 300р-500р — это только запланированная покупка — потому что я по такой системе должен часто\беспрерывно играть.
Тк при такой цене 300-500р это будет мягкая обложка, бледные краски (или вобще чб) и противная серовая бумага- такую книжку я из любви к искуству не куплю
А KN — явно игрушка нишевая такую именно что ради искуства и будут брать
Вот в общем-то и всё. Про цены и деньги я уже написал, уверен, что если посчитать со всеми расходами (включая вёрстку, логистику и дистрибуцию) выйдет не сильно меньше. Мне бы не хотелось, чтобы следующие энтузиасты сражались с восприятием, что «книга не может стоить больше 250 рублей», хотя они вдобавок потратились на художника, корректора, редактора и т.д.
Хотелось бы еще заложиться на развитие, но увы. Еще Джон Вик наглядно показывал, что ролевые книжки делать не выгодно.
Боюсь, что так на сяк — получится пустой спор о мягком и солёном, вместо разговора о ценообразовании. Уверен, что ты согласен.
Впрочем, не важно. Не нравится — не кушай. Это мнение мое и я его не навязываю, а просто излагаю.
Книга — это источник знаний.
=)
А порой в книгах такую ерунду пишут…
Теплые ноги — это очень важная штука.
Скорее мы остались при своих.
Я по-прежнему считаю, что разговор был не о преимуществе теплых ног, над расчетами THACO.
Разговор был скорее, о том, что мои приятели легко платят за лицензии для PS3 по 2-3 тыс. рублей. Но когда им нужно отдать эти же деньги за абсолютно необходимый им лицензионный софт они жмутся. Тоже и с книгами.
Деформация сознания и подмена ценностей для меня лично налицо. Но видимо, косноязычие не позволяет донести этого до других.
P.S. Снимаю вопрос.
Моя фрустрация, на самом деле, связана с тем, что практически никто из моих знакомых не купил ДА, и практически всегда причиной называлась высокая цена.
(Вы только что посмотрели ролик на тему «Как Арсений ВНЕЗАПНО способствует развитию ИНРИНРЯ».)
В конце-концов любой товар, стоит ровно столько, сколько за него готовы заплатить.
Никто здесь и не думает осуждать покупку туфель взамен книги. Тем более офигенных туфель, вместо «юбилейного»(радость то какая, ну)издания VtM.
Речь то шла о цене. VtM стоит норм. Туфли стоят норм. Все ок.
в настольном Warhammer тоненькие кодексы покупают за подобные деньги, но там надэпическая полиграфия и текст, от их чтения испытываешь наслаждение. далеко, далеко не каждая ролевая книжка подобное даст
Смысл в том, что ты открываешь и ощущаешь вау-фактор… да даже на обложку смотришь.
В случае фиаски или AW внутри тупо нет достаточно качественных для этого картинок, а сама клёвая бумага того вау-фактора полностью не обеспечивает.
про аудиторию ― понятно, что у той же вахи аудитория больше чем у, я не знаю, ДРЫХ ) но даже обскурную книжку которая красивая и делает «афигеть» с первого взгляда у меня шанс купить больше.
Другой вопрос что размер аудитории определяет насколько это больше реально увеличит прибыль.
Я к чему, я к тому, что поднимать цену просто потому что «мы имеем право, это серьёзная книга, вы на ботинки тратите больше» — это неверно. И плакать по этому поводу бессмысленно. Надо понимать свою аудиторию и нишу, и работать исходя из неё.
Guns_n_Droids, комрад, а кто говорил о то том, что нужно искусственно поднимать цены?
Я лично говорил, о том, что ненужно искусственно занижать цены.
Если ты не заметил, то обращу твое внимание на тот факт, что пока что бизнес план Тамары в глубокой, пардон, жопе. Т.к. вместо прибыли она получает за все свои труды порядка -50 000. Заявленной выручки её не хватит даже на оплату пенсионного налога. А ведь нужно учитывать еще ее личное потраченное время, которое должно быть оплачено.
По твоему -50000 за работу это ок? Не думаю.
При этом, еще возможен определенный негативный эффект демпинга — аудитория получив по сути на халяву книжки, не захочет их потом покупать уже по настоящей цене.
Я вроде как ратую за то, чтобы люди не обламывались платить человеку за его труд. И не понимаю, почему сходить в кино за рубль/ботинки за рубль/диск PS за рубль — это ок. А книжка должна стоить 250р.
Ратовать за то чтобы люди не обламывались — бессмысленно. Люди будут платить столько сколько будут — ратованием набираются три с половиной фаната, которые в лучшем случае эквивалентны другим трём с половиной, которых ратование огорчило.
А тираж и покупки набираются массовым читателем которому твои ратования не то что неинтересны — неизвестны даже. потому что про имаджи они не в курсе.
И то что личное время должно быть оплачено, а за работу должны платить нормальные деньги — это да, круто, но это слова.
This is life. It neither cruel nor fair. It's logical.
даже 1000 выше в ценовом диапазоне чем это качество и эта аудитория (it's obscure even for indy)
Не вижу причин не поднимать качество печати при цене книги от даже 500р.
Где и кто говорил про подъем цены без подъема качества печати я не в курсе.
К тому же я люблю качественно оформленные книги. И даже готов за это платить. К чему и остальных призываю.
Ратовать за то чтобы был был мир во всем мире — бессмысленно.
Ратовать за то чтобы люди жили были богатыми и здоровыми а не бедными и больными — бессмысленно.
Ратовать — бессмысленно.
Да неужели? Думаю смысл все же есть. Если поискать.
Я и есть часть того самого массового читателя. Выражаю свое мнение, даю обратную связь, предлагаю. Мне заткнуться?
Но тогда нам всем придется помолчать. И смысл?
Молчать, в надежде на то, что мифический массовывй читатель ИНРИНРЯ, котрого никто не видел, придет и купит всю публикацию Королевства, и оставит Томару с -50.000? В этом есть логика? Хм. Ну тогда у меня другая логика.
Повторяю, мне заткнуться?)
Все слова. То что ты говоришь тоже слова. И что?\
Мы ушли от конструктивного обсуждения.
Так что предлагаю остановиться. :)
При этом я понимаю, что книгу за, скажем, 600, даже хорошую, купит заметно меньше народу, чем простую за 300. И психологическая разница тут во много раз существенней разницы в рублях. К сожалению, вы (с готовностью платить 1000 р. сходу за красиво оформленную игру, практически не взирая на интерес к самой игре) пока в меньшинстве. Я достаточно работала в продажах (точнее, в смежных с продажами областях), чтобы это видеть, а данный трэд, хоть он и вполне репрезентативен, мои догадки скорее подтверждает.
Большинство людей купят нишевую индю (а Ганс прав, КН очень-очень нишевая) только задешево.
P.S. И затыкаться, конечно, не надо. Это трэд лично мне крайне полезен и интересен, и я внимательно вникаю во все точки зрения.
Конечно, книги я не видел, так что толкового сказать могу на само-то деле не много.
Если я увижу незнакомую книгу(рассматриваем вариант спонтанной покупки), то как я сформирую представление о её содержимом?
Сначала по внешнему виду, потом, если решу её посмотреть, по её аннотации.
И уж тут, простите мое поверхностное представление, если я увижу книгу в мягкой обложке на желтой бумаге, то подумаю, что и её содержимое может оказаться таким же по качеству.
И плевать на помидоры в стиле «фи, как можно судить по одежке, и обложке». Все именно так вначале и будут судить, т.к. больше просто не почему.
Если книга сделана добротно, то я подумаю, что авторы вероятно ценят свой труд высоко, и он чего-то стоит. Они себя уважают. Вероятно они и меня уважают делая хорошее оформление. Вероятно, раз уважают, то вложили в книгу что-то хорошее.
Если книга выглядит плохо, будет обратный вариант. Книга выглядит дешевкой, авторы — дешевка, то что внутри не уважают, покупать вряд ли стоит.
Естественно, должно быть соблюдено разумное соотношение цены и качества.
Но хорошая книга (а я надеюсь, что вы для перевода и локализации другую бы не выбрали)не должна выглядеть плохо. Бумага должна быть белой, обложка жесткой и т.д.
Вот люди говорят, что не хотят плодить пылесборников на полках. И то верно. Для голого функционала вполне достаточно pdf.
Книга же не только функциональна, она еще украшение, некий атрибут, комфорт перелистывания страниц и роскошь запаха типографской краски.
В функциональности и дешевизне конкурировать с pdf и принтером, попросту бесполезно. Печатная книга должна предлагать иные преимущества потребителю.
Например роскошь и статусность обладания, коллекционную ценность, эстетическое удовольствие от чтения и т.д.
И совершенно другой подход в случае запланированной покупки.
Я иду покупать то, о чем уже имею представление. Это представление могло сложится как от облика книги (видел у знакомых), но в большей степени уже будет играть роль её содержимое.
Если содержимое по моему мнению, будет стоит заявленных денег, а качество издания достаточным — я совершу покупку.
Опять таки, если я хочу купить эту книгу(покупка не спонтанная, и в качестве этой книги я уверен), то я её куплю. Это же не машина и не квартира. Не корову покупаем. Речь не идет даже о нескольких тысячах.
Разумеется, если я оцениваю книгу скажем в 300 рублей, а она вдруг стоит 1000, то я её брать не буду. Т.к. буду считать что меня обманывают, и я заключаю не выгодную сделку. (и тут та-да-дам, я куплю pdf)
Но в самом деле, кругом полно народа который считает что локализованная ролевая книга изданная мизерным тиражом может стоить 300 рублей?
Гхм. Я вот тут был в магазине книжном недавно. Там стоят книги которые миллионными тиражами печатают, и стоят они по 350-800р при среднем качестве печати(а уж про ценность их информации я вообще промолчу). В данном случае на них попросту нет смысла ориентироваться. Это совсем другой рынок.
Рынок именно ролевых игры — это Студия 101, с её Savage Worlds за 1500, и Fiasсo за 400, плюс дорогущие книги из-за границы, которых вообще меньше полутора
тысяч с доставкой не бывает. Вот ценовой рынок, на который можно ориентироваться.
В общем я как-то так вижу ситуацию. Поставь себе галочку там где надо) надеюсь эта стена текста была маломальски полезной. Буду с интересом следить за вашими успехами)) и желаю всяческой удачи. То, что вы за это вообще взялись — уже круто.
Это не рынок, это именно предложение. А не то место, где оно пересекается со спросом. И уж тем более не спрос.
Я не хочу показаться занудой, просто когда в этой сфере путают понятия, результат обычно удручает.
Но аргумент о том, что судят по обложке, принимается без вопросов. Разумеется, я тоже совершенно не хочу выпускать ширпотреб, я ж дизайнер по профессии и фанат интересной полиграфии, мне дурно станет. Поэтому я очень осторожно отнесусь к вопросу выбора параметров печати, и если, грубо говоря, мне самой будет неприятно вот такую, самую дешевую книгу, поставить на полку, я сделаю дороже и круче.
Просто, как вы сами сказали, соотношение цена/качество должно быть оптимальным. В данном случае, оптимальным = приносящим максимальную окупаемость и интерес аудитории. И этот баланс мне еще предстоит вычислить.
Большое спасибо за пожелания и участие, это невероятно воодушевляет. ))
У этих книг есть несомненный плюс: их покупают. Я, например, их покупаю время от времени.
Читателя в моем лице слабо интересует размер тиража. Вот серьёзно. Меня интересует покупка книги. Как человек я могу посочувствовать, но для дружеских отношений читательских масс с авторами сделан кикстартер, где за +10 килобаксов к собранному автора нарисует на прилагающемся плакате ещё одного динозавра.
Не стоить валить все в одну кучу.
Романы, художка и прочее подобное, стоят столько сколько стоят. Специальная литература всегда значительно дороже. Именно из-за тиражей, ну и того, что, ее «случайно» не покупают.
Книги с ролевыми играми внутри, скорее похожи на специальную литературу или же настолки, чем на беллетристику. Это опять же ИМХО, и все же.
За художественной книгой я могу провести от одного вечера до пяти. Корбук «Искусства Волшебства» у меня затерт до дыр, и поныне бывает востребован.
Тот же Дневник Авантюриста уже весьма потрепан жизнью. И не от стояния на полке.
При всём уважении тот же Дневник за 1500 хотя бы красив и популярен, он не инди. Фиаска всё ещё стоит 800 в печатной версии и это всё ещё великовато (400 за PDF я бы ещё отдал, если бы уже не имел оригинала)
Искренне надеюсь, что их прибыли все же выше чем -50.000 на брата.
И нет никаких данных о том, что если бы их книги стоили дешевле то прибыль была бы выше.
Кстати, на эту тему хорошо писал Ильин в своём «Поведении потребителей», очень хорошая книжка. Для тех, кто планирует серьёзно что-то открывать @ издавать может быть и не must have, но лишним точно не будет.
Это не к тому что вообще ничего печатать и издавать не нужно. Конечно же нужно. Просто я за трезвую оценку рынка. Иначе получится как в анекдоте про мужика, который продавал воробья за 100 долларов потому что ему очень были нужны деньги.
Рынок в России неразвитый и в этом есть свой плюс. Это значит, что его границы еще не установлены. Я бы предложил ориентироваться на рынок настольных игр, который вырос буквально на наших глазах.
Что не мешает сделать все по уму и, совмесно с достижением всех по-настоящему важных на этом этапе целей (запустить компанию, делать репутацию, развивать ИНРИНРЯ, донести до людей прикольные игры, в конце концов), заработать достаточно, чтобы а) окупить все невременные затраты, б) продолжать развиваться и, в идеале, в) даже немножечко положить в карман.
вот если я услышу что дневника продали уже 10К экземпляров, или там Фиаски — я возрадуюсь.
для меня ролевая книга должна быть либо дешевой в районе 10-15$, но черно-белой и не слишком шикарно оформленной
либо дорогой, в районе 50$, но очень хорошо оформленной ( в полном формате с красочными иллюстрациями и оформлением).
Первое покупабельно спонтанно, даже если я впервые вижу книгу, но заинтересовался названием, или оно мне не шибко нужно. Второе тоже в принципе покупабельно спонтанно, если там всё очень красиво (но чаще уже на бумаге) либо намеренно, но с удовольствием.
Поэтому я был достаточно мало рад например фиаске, которая ушла за пределы 15$, при этом будучи малым форматом и без качественных иллюстраций (которым, бесспорно, там тупо неоткуда взяться) — it's not that nice to spend so much. Поэтому я рад например AW (который как раз влезает в оные 15$). Точно также я рад Dresden Files, которые за свои деньги красивы как сволочи.
Очевидно, что делая книгу за 50$ желательно знать, что она имеет аудиторию ― та же горная ведьма, или Fear Itself далеко не факт что наберут народ достаточный для осмысленности качественной книги.
При этом для меня разница между бумагой и PDF достаточно ничтожна, поэтому PDF делать выгоднее для издателя. Единственный нюанс — что PDF без книги (абстрактно где-то существующей) кажется менее… серьёзным, что ли. Но это наверное дело привычки уже.
Допустим, я прихожу на ролекон, допустим, у меня есть деньги.
Мне интересны НРИ. Допустим, меня в какой-то мере может заинтересовать KoN.
Что необходимо, чтобы я купил книгу?
Во-первых, наличие книги в продаже. Если есть целая стойка с книгами, вокруг которой постоянно тусит энное к-во людей, это дополнительно привлечёт моё внимание и подтолкнёт к покупке чего-либо (о! они что-то покупают здесь, может мне тоже посмотреть?), но это уже вопрос индустрии/организации.
Во-вторых, я должен непосредственно узнать о существовании именно этой книги. Скажем так, тем или иным методом получить первичное представление о том, что эта конкретная книга вообще существует: либо выделить её дизайн/обложку, либо что-то услышать о контенте (в разговоре со знакомыми, самому поиграть по ней, услышать упоминание в чьём-либо докладе, etc.), либо заставить консультанта (при его наличии) мне хоть что-нибудь рассказать.
Допустим, я стою у прилавка, верчу в руках книгу и… нет, ещё не думаю.
Я её оцениваю. Ведь, в-третьих, она должна меня не оттолкнуть. У неё, если я не загорелся до умопомрачения по её контенту, должен быть приемлимый дизайн, по которому её хотя бы можно отличить от остальных книг, и качество печати. Если книга оформлена на уровне тех.пособия, то её может спасти только моё отношение к контенту. У неё должна быть приемлимая цена: для меня не выше 700-750 р. и не ниже 250-300 рублей. Верхний потолок обусловлен тем, что я начну считать деньги, прикидывать, действительно нужна ли мне эта книжка и т.д. Нижний потолок обусловлен тем, что при слишком низкой цене я начну задумываться о качестве контента, захламлять комнату маккулатурой желания нет. При беглом осмотре у книги должна оказаться адекватная вёрстка, какое-нибудь оформление страниц (контент при беглом осмотре не должен представляться как сплошной текст от-обложки-до-обложки с разбивкой на главы и нумерацией страниц), приятная типография. В общем, книга должна произвести «серьёзное впечатление».
И, наконец, в-четвёртых, если книга меня не отталкивает, а её контент прошёл фильтрацию моими предпочтениями, я её покупаю.
Если книга меня отталкивает, то начинает происходит взвешивание: на одной чаше весов отталкивающие минуса, на другой чаше весов мои представления о книге, которые складываются из мифов (того, что я о ней слышал и смог разузнать при беглом осмотре) и веры (в то, что книга меня обогатит; складывается из мифов и моих тараканов). Если я о книге ничего не слышал, из обложки и при беглом осмотре не выявил особенностей материала, то книга моментально отправляется обратно на прилавок.
Вот примерно так я представляю себе механизм моего поведения :)
PS: ссылка на отчёт по KoN выдаёт ошибку. У меня работает такая imaginaria.ru/p/kingdom-of-nothing-obzor-igry.html
все так вкусненько.Про оформление прилавка и создание вокруг движухи я думаю давно, т.к. тоже считаю, что это важно, равно как и эффект сарафанного радио, о котором вы говорили. I'm working on it.
Ссылку починила, спасибо (я отредактировала название, а в ссылке поправить забыла).