Безмагическое фэнтези
Мимоходом предыдущая тема навеяла. А кто-нибудь уже создавал фэнтези-сеттинги, где:
Тут, конечно, встаёт очень важный вопрос: а гипотетические персонажи игроков в таком мире должны знать истинную природу «сверхъестественного» в своём мире?..
- Все верят в существование магии, но на самом деле магия — это 50% шарлатанства и 50% науки?
- Религия существует, обитатели мира верят в своих богов и возносят им молитвы, но на самом деле богов не существует?
- Фэнтези-расы существуют, но на самом деле являются не сверхъестественными существами, а просто другими биологическими видами, живущими на одной планете?
- Фантастические монстры существуют, но на самом деле они являются просто животными, не обладающими никакими сверхъестественными свойствами?
- Вампиризм и оборотничество — это просто болезни, не дающие своим обладателям никаких суперсил (вопреки тому, что думают люди)?
- И вообще сверхъестественное либо не существует, либо имеет научное объяснение?
Тут, конечно, встаёт очень важный вопрос: а гипотетические персонажи игроков в таком мире должны знать истинную природу «сверхъестественного» в своём мире?..
60 комментариев
1) Ну, навскидку «Седьмой меч» Д. Дункана. Впрочем, такого дела немало.
2) Как я понимаю, под близкое к такому подойдёт даже D&D-шный Равенлофт, в котором статус божеств спорен. Точно так же можно посмотреть на разные условно исторические…
3) А разница в среднем фентези-сеттинге? Как я понимаю, типовой фентези-эльф, если он не волшебник, в дженерике как раз именно что «иной вид», точнее «иной набор характеристик в базе».
На твой вопрос — если они имеют к нему доступ, то хотя бы в части. А так, естественно, почти нигде же персонажи не обязаны знать истинное положение дел.
Мне кажется, здесь возникает очень философский вопрос: что привносит в игровой процесс требование от игроков навыка «двоемыслия», когда они должны исходить из того, что их персонажи не знают о мире того, чего знают сами игроки. Понятно, что в той или иной степени оное «двоемыслие» — постоянный спутник ролевых игр, но нужно ли повышать уровень необходимого двоемыслия?
Но вопрос «нужно ли» — зависит от «для чего». Если отсутствие сверхъестественного это просто мировой факт на периферии — это одно дело («может в мире и есть настоящие медиумы, Вася, но правила позволяют создать только шарлатана»). Если это значимая и повторяющаяся тема — например, типовая игра в сеттинге идёт про надежду и поиск чуда — то игроки должны изначально закладываться на это, если игра не одноразовая…
Из сеттингов приходит в голову макабрический ренессанс, но насколько его считать фентези-- вопрос. Ну и разная мягкая НФ-шка вроде ЗВ и fragged empire, но там нет привычных фентези-рас.
А тут всё упирается в качество исполнения, и достаточно правдоподобная картина потребует от автора глубокой проработки мира и изучения материала.
Кстати, может быть, не всем очевидно, но в данном случае идею можно развивать по двум направлениям: 1) в мире есть сверхъестественные силы, но они являются псионикой, а не магией (тема затронута Ле Гуин «Планете Роканнона»), 2) сверхъестественных сил нет вообще ни в каком виде. Я изначально рассматривал второй вариант, но возможен и первый.
Ultima Forsan — да, отчасти близок к тому, что я хотел бы увидеть. ЗВ — уже нет, это диаметрально противоположное желаемому мной. ЗВ — это «обитатели мира думают, что живут в НФ-сеттинге, а на самом деле — в фэнтези».
I find your lack of faith disturbing.А я скорее имел в виду «обитатели мира думают, что живут в фэнтези, а на самом деле — в суровой реалистичной научной фантастике».P.S.: то, что наука древности там действительно безумная и даст 100 очков вперед любой дженериковой магии — это уже второй вопрос.
Черт, аж вспомнилось захотелось поиграть по DE, лет пять до него руки не доходят (
Третий закон Кларка же. И как следствие — это таки магия.
P.S.: хмм, а ведь и правда. Как вы думаете, можно ли рассматривать как фэнтези произведение по миру Эйнштейна, если смотреть на него глазами современника Ньютона?
Для обычного, не особо грамотного жителя средневековья всё так и было: магия, высшие силы, люди с песьими головами на краю карты (ну или негры в Африке), зубастое плавающее бронированное чудище (крокодил), порфирия…
Парочка крестоносцев сильно отклонилась от маршрута и попала в сердце Африки — вот сюжет, который вполне возможен был в средневековой Европе, но может быть рассказан с тоннами мистики и сверхъестественного.
В целом, этот момент ИП принимали как должное, с разумной (и скучной!) предосторожностью. Из, предположительно, проклятых ружей не стреляли, книги сомнительного содержания не штудировали. Даже когда «вылеченный» сопартиец перестал отбрасывать тень и пережил очередь из АК в лицо, этому особого значения не предали.
На самом деле у тамошней магии не было единого корня. Часть — действительно экзотические технологии, часть — очень глубокое понимание того как функционирует мозг и сознание, часть — использование объективно существующих физических законов и феноменов, которые человеческий разум не способен осмыслить. Например, можно «телепортироваться» перемещаясь в четырехмерном пространстве, но для этого надо для начала это пространство в подробностях представить.
Сюжет крутился вокруг кучки «мутантов», чей разум мог с такими вещами работать. Некоторые из них делали инструкции в духе «компьютера для блондинок» с готовыми магическими ритуалами, которые можно было творить не понимая сути того, что делаешь. но даже в таком виде большинство «колдунов» не выдерживало и сходило с ума, а такие методички получали репутацию «Запретных книг тайных знаний».
Ну а религии в лучших традициях постапока. Часть представляли собой винегрет из сегодняшних религий, кое-кто поклонялся древней боевой машине с глючащим ИскИном, ну и один деструктивный культ создал один из «настоящих магов» эксперимента и большого троллинга ради.
Если чернолюды (негры), морские халфлинги (всякие низкорослые жители Океании) и вараны с острова Комодо подойдут, то опять же реальный мир.
Чёрт, а это ведь идея. Без всяких там прилётов кометы и возвращения магии — просто, например, военные провели испытание боевого фентезимеметика, оказавшегося на много порядков эффективнее ожидаемого…
У Андрэ Нортон было немало того, чего можно было бы под это подвести тоже.
books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/nestey61.htm?1/1
Это не говоря уже о русофобии, пропаганде «антисексуальности» и НЕНАВИСТИ к некоторым коллегам по цеху. Но пишет он (ну, во всяком случае писал) достаточно неплохо.
Но, с другой стороны, даже талантливеший Лем довольно жалко тыкал пальцем в небо по поводу западной НФ — в чем виновата была, в общем-то, выборка доступной ему литературы.
Да и Лем, например, признавал уровень писательства, скажем, Дика.
П.С. Австралия…
Numenera — fantasy. Ничего про science там кроме картинок нет.
А в фэнтези различие основополагающих законов физики (или наличие дополнительных) — наблюдаемо в отсутствие хрендостаниума и на современном или более низком ТУ.
То есть если мы можем представить наш мир, но с хрендостаниумом/азари/прочими телепортами где-то там в космосе или еще не открытыми — у нас сайфай. Возможно мягче поноса, но сайфай.
Если повседневные для нашего мира действия привели бы к абсолютно иному результату (например при несжигании тркпов есть шанс его самоподнятия в виде зомби) — у нас фэнтези.
Хотя такое определение записывает flatworld в фэнтезятину )
Кроме того, в мире «Mass Effect» не действует по крайней мере закон сохранения импульса и не существует инвариантности скорости света. Оба этих момента местные люди должны были обнаружить при самой что ни на есть повседневной деятельности и задолго до контакта с хрендостаниумом.
Это я опять вспоминаю закон Кларка.