Броски на зрительное восприятие в GURPS

Хотелось бы обсудить такой элемент механики GURPS как броски на зрительное восприятие (Vision rolls). Попытаюсь объяснить истоки своих раздумий.

Начнём с того, что к броскам на зрительное восприятие применяются те же штрафы, что и к дистанционным атакам, то есть штрафы из таблицы Speed/Range. Это означает, что выстрел в мишень, отстоящую на сорок метров, и попытка разглядеть эту мишень будут осуществляться с одинаковым модификатором -8. Это не обязательно означает, что сложность будет одинаковой, к тому же из-за графика вероятностей GURPS один и тот же модификатор может по-разному влиять на вероятность успеха, но это всё же весьма значительный штраф.


Вот, к примеру, ситуация с одной из моих игровых сессий. Группа приключенцев прибывает в район складов и проводит рекогносцировку местности, изучая конкретное складское здание. Не желая попадаться на глаза охране, они обходят объект, держась на расстоянии в 40 метров, чтобы иметь возможность укрываться за прочими постройками. Ближе подходить опасно — укрытий нет. Склад имел одно-единственное окно (которое имело некоторое, не слишком большое, тактическое значение), да и то частично скрытое за высокой горой строительного мусора, облепившего стену здания. Самый глазастый человек в партии имел Per и Observation 13 плюс Acute Vision 2, что за вычетом штрафа -8 оставляло бы ему эффективный навык 7. Если ещё добавить штраф за сумерки и размер окна, то окажется, что успехом был бы только крит (а то и вовсе эффективный навык упал бы ниже 3). Персонаж с Per/Observation 13 (а ведь это считается значительным уровнем навыка — на уровне человека, который постоянно использует его в своей работе) просто не имел бы шансов. И это ещё обычная проверка навыка, а не Quick Contest, который применялся бы в том случае, если бы кто-то нарочно маскировал окно!

Неужели в рулбуке всё так сурово? Я постарался собрать прочие факторы:
1) Бонус +10, если подлежащий обнаружению объект явно виден, но Кромм где-то разъяснял, что мало-мальские попытки скрыть объект автоматически исключают его применение. Всё-таки маленькое заваленное мусором окно — это вряд ли in Plain Sight;
2) Время. В самом деле, тщательный осмотр здания — это не единожды брошенный взгляд, а наблюдение и исследование в течение длительного времени. Если тщательное прицеливание даёт бонусы при стрельбе, то вложение времени в осмотр объекта тоже должно увеличивать эффективный навык. Это обстоятельство игромеханически может выражаться несколькими способами:
— многочисленные броски, то есть по одному броску за некий базовый отрезок времени, в течение которого персонажи пырятся на здание. ИМХО без комбинации с другими подходами этот подход неудобен — незначительный прирост вероятности и много лишних бросков. Кроме того, если эффективный навык единожды опустился ниже 3, то шансы не поднимутся выше 0%;
— бонусы за последовательные действия а-ля роль манёвра Concentrate в Situational Awareness (Tactical Shooting, 11) — тут, правда, не совсем понятно, есть ли верхний предел у этого бонуса;
— попросту бонус за Extra Time (Basic Set, 346). Полминуты пристального изучения стены склада даёт +5, а это уже кое-что. Тут, правда, ГМ должен решить, с какой частотой будут производиться повторные броски (и будут ли), если партия решит пыриться на склад в течение очень длительного времени. Ну и в приведённом примере эффективный навык глазастого чувака всё равно не поднимается выше 6, обычного чувака — выше 4.

Ещё из того, что я читал/видел по теме:
— Дуглас Коул в одной из своих статей предлагал попросту давать +10 независимо от прочих обстоятельств. Этот бонус, например, компенсирует все штрафы за расстояние вплоть до 100 метров.

Вроде всё изложил. Теперь, собственно, почему я говорил о желании обсудить всё это. А как вы используете механику Vision rolls? Какие модификаторы используете, какие — нет?

Лично мне гораздо проще назначить модификатор за сложность, который заменит собой всю эту череду вычислений. Величина этого модификатора примерно зависела бы от расстояния и размера объекта, а также от напряжённости момента и количество затраченного на наблюдение времени. В частности, на игровой сессии, из которой я взял пример, штраф на обнаружение окна был равен -5. Я с удовольствием считаю единички в перестрелках, но с Vision rolls это какой-то перебор. Кто-то может сказать, что это не совсем в духе GURPS, но я считаю, что это вполне укладывается в правила Task Difficulty страницы 346 Basic Set и концепцию BAD (Basic Abstract Difficulty) из Action II. А если бы мне когда-нибудь понадобилось построить сложность с помощью модификаторов, то я бы, наверное, последовал подходу Дага Коула и добавил бы +10 по умолчанию, а затем на полную катушку врубил штрафы за расстояние, размер объекта, освещение и т.д. +5 за дополнительное время не стал бы давать — жирно будет. Мне нужно быстро, за один бросок или за один Quick Contest понять, смогли ли персонажи обнаружить окно сразу по прибытии. Возможно, разрешил бы новый бросок со штрафом -1 (Repeated Attempts, Basic Set 348) где-то через час внутриигрового времени.

P.S. Я знаю о существовании биноклей, но меня интересовал диапазон значений эффективных навыков без применения технических средств. Разглядеть маленькое заваленное окно в сорока метрах, причём в том месте, которое ты активно исследуешь — не такая задача, чтобы бинокль был НЕОБХОДИМЫМ. Во всяком случае, для парня с Perception 13 и Acute Vision 2.

9 комментариев

avatar
Лично мне гораздо проще назначить модификатор за сложность, который заменит собой всю эту череду вычислений.
У меня, в общем-то, такая же позиция.
Я вообще не стараюсь вычислить сложность в абсолютном выражении. BAD или аналогичного импровизированного/заготовленного модификатора вполне достаточно.
Однако все эти таблицы и правила у меня все равно не пропадают зря. В относительном выражении они все еще очень полезны. «А что если я подойду к объекту наблюдения поближе?», «а что, если мне не мешала бы темнота?», «а насколько я вижу в данной ситуации лучше антагониста?».
avatar
Я вообще не стараюсь вычислить сложность в абсолютном выражении. BAD или аналогичного импровизированного/заготовленного модификатора вполне достаточно.
Однако все эти таблицы и правила у меня все равно не пропадают зря. В относительном выражении они все еще очень полезны. «А что если я подойду к объекту наблюдения поближе?», «а что, если мне не мешала бы темнота?», «а насколько я вижу в данной ситуации лучше антагониста?».
Вот да, самый отличный подход, ящитаю.
avatar
Как у меня обычно происходят проверки на Vision (хардкорщеги будут разочарованы):

Я: Кинь Персепшон минус 2
[-2 — один из моих любимых модификаторов]
Игрок: У меня Per-12, и я набираю еще на +7 ситуативных модифаеров. Эффективный скилл 17. Мне всё равно кидать?
Я: Все равно кидай: если перекинешь на 5, получишь дополнительную информацию.
avatar
Что значит «мне всё равно кидать»? Разумеется, кидать! Криты — наш друг.
avatar
В нестрессовой ситуации я обычно начинаю «не кидать» с +10 итогового модификатора. Алсо, я часто распространяю эффект перка No Nuisance Rolls на всю партию без разбора, особенно когда вожу 250+ очковых персонажей.

Но с Vision (и прочими «приключенческими» бросками) ты абсолютно прав. Шанс такого крита важен для игры. Потому такие броски кидаем, но, чтобы не было скучно, вводим дополнительный эффект от высокого (обычно 5+) MoS.
avatar
не такая задача, чтобы бинокль был НЕОБХОДИМЫМ
+4 за mundane task?
avatar
Mundane task не совсем подходит, поскольку тут именно приключенческая рискованная ситуация. Но те +5, о которых я говорил в связи с обилием времени, это по сути те же яйца — вид в профиль.
avatar
Да и все равно штрафы перевесят этот бонус, и эффективный навык остаётся слишком низким. Так что вся эта математика лично мне в данном случае не помогает (в части поиска абсолютного финального модификатора) — проседает играбельность. Я математику расписал ради честности перед кранчем.
avatar
А как вы используете механику Vision rolls? Какие модификаторы используете, какие — нет?
Через коммон сенс, а потом всё остальное.
Потому что когда у СГЧ увидеть полную луну в ясную погоду шанс всего 50%, без привлечения опций из других книг, то что-то тут как-то не так…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.