Данженомика. Фиатные реагенты, бог рынка и модроны.

Бард бежит по коридорам дворца, сжимая в руке секретные планы. Его преследует дворцовая стража. Лучшим способом оторваться от них будет наложить волшебный замок* на дверь позади себя и выпрыгнуть в окно. Для заклинания требуется золотой пыли на 25 золотых. Сердце барда вот-вот выпрыгнет из груди. Он вспотел. Вряд ли у него есть время открыть еженедельный справочник Мордекайнена по товарным ценам окрестных государств (продаётся в хороших книжных магазинах!), отыскать на странице “З” золотую пыль и удостовериться, что рыночные цены на золото не изменились с того момента, когда он проник во дворец и провел ночь с дочкой герцога. “Ребята, стойте,” может сказать бард “Вы не против, если я погляжу в свои актуарные таблицы?”

Но цены действительно меняются — по целой куче разных причин и порой очень быстро. Итак, перед нами вопрос: откуда заклинание знает, что золотая пыль стоит 25 золотых?

Есть три варианта:

Сноска: Подсчёт реагентов по цене, а не по весу это недостаток игровой системы. К примеру в требованиях вечного огня* указано “рубиновой пыли на 25 золотых, уничтожается при чтении заклинания.” Сколько рубиновой пыли можно купить на 25 золотых? 10 грамм? 30? Полтонны? Никто не будет использовать вечный огонь, если в этих краях 25 золотых стоит полтонны рубиновой пыли. “Выгружай её здесь, Джордж,” скажет волшебник. “Мне нужно, чтобы этот факел горел. ВЕЧНО.” Немного посчитав, сверившись со справочниками цен начала 20го века в Google Books и приравняв 1 золотой к примерно 10 долларам, мы приходим к выводу что для знания легенд* потребуется 57 килограмм пачули.
Мы используем эту идею со всем сопряжённым весельем.

#1 Самый скучный: Заблуждение и фиатные реагенты.

Волшебник, купивший у знакомого ювелира за 50 золотых небольшой бриллиант для фокусировки цветного шара*, верит что используемый им камень стоит хотя бы 50 золотых. Он уверен в заплаченной за бриллиант цене. Он выпускает цветной шар. Его цель получает 3d8 урона.

Бриллиант может стоить 50 золотых. Он может и не стоить. Бриллиант может быть красивой стекляшкой, проданной гильдией воров и волшебнику достаточно верить в то, что камень стоит 50 золотых. Непоколебимая вера в силу изначальной сделки придаёт реагенту необходимую для заклинания силу. Волшебнику стоит носить с собой чек.

Основанная на вере эффективность материальных компонентов заклинания подстёгивает гильдии магов — особенно принадлежащие к школе инвокации — удерживать цену используемых для цветного шара бриллиантов на уровне 50 золотых вне зависимости от актуальной рыночной цены. За рынок драгоценных камней отвечает гильдия ювелиров и, после некоторого «убеждения», ювелиры назначат нужную магам цену.

Маги не слишком хорошо разбираются в редких камнях. Они разбираются в заклинаниях. Их реагенты поступают от “доверенного лица” из гильдии ювелиров. Это доверенное лицо утверждает цену реагента — пускай искусственную — и производит сделку. Магия работает. Ура!

Фиксирование нижнего порога цены небольшого бриллианта на 50 золотых ведёт нас в загадочный мир фиатных реагентов. Будучи большой организацией с высокой платёжеспособностью, гильдия инвокаторов постепенно “убеждает” всех в том, что любой подходящий для цветного шара бриллиант стоит 50 золотых. Он безопасен. Он в свободном обороте. Обладатель бриллианта за 50 золотых может обменять его на товары и услуги ценой в 50 золотых. Если пекарь Джо не хочет после оптовой продажи нести с собой тяжёлые и хорошо заметные ворам 50 золотых монет, он может принять в оплату материальный компонент цветного шара. Затем Джо покупает за бриллиант меч ценой в 50 золотых у кузнеца Джорджа. Джордж может передать камень дальше — повышая его обращаемость — заплатив им свои налоги размером в 50 золотых. Никто больше не носит с собой 50 золотых — ни приключенцы, ни кто-то другой. Все обмениваются “шариками” — заклинаниями цветного шара — и указывают цены в заклинаниях, стоимость которых зафиксирована. Теперь гильдия инвокаторов не просто устанавливает цены — она становится центральным банком.

Рынок — это одна большая афера.

В итоге магические гильдии превращаются в национальные банки, использующие в качестве валюты реагенты, создают Международный Волшебный Фонд, Всемирный Волшебный Банк и перестают закидывать багбиров цветными шарами, потому что гораздо выгоднее управлять мировой экономикой.

Но это скучно, так что рассмотрим вариант #2

#2 Куда интереснее: Боги.

У чудотворцев всё гораздо проще: священник вздымает бриллиант к небесам и кричит: “Эй, Боже, как тебе это в обмен на воскрешение моего корефана?” Божество отвечает: “Ну-у-у… ты потратил времени и усилий на 5000 золотых, да и брюлик у тебя красивый. Хорошо. Воскрешаю. Готово.”

Но что насчёт магии? Они не молятся какому-то определённому божеству, которое проверит цену компонентов на соседнем рынке. Швыряющий цветной шар волшебник может быть закоренелым атеистом.

Но так ли это?

В Серых Пустошах есть забытый бог, который производит сверку цены реагента во время чтения заклинаний. И зовут его Майк.

В мемуарах тех немногочисленных планоходцев, которым довелось посетить его дворец, аватар Майка описан как пузатый лысеющий мужчина лет 50-и в вязаном полосатом свитере и больших очках. Этот божественный бухгалтер печального вида восседает в уютном кресле, окружённом ордой юголотов с зелёными козырьками, пересчитывает свои деньги и спорит об экстерналиях и льготах. Тех немногих, кто пересекает порог дворца, его юголоты заставляют считать… вечно.

Майк — не бог торговли. Майк бог рынка. У него есть уютная квартира в Битопии, но живёт и работает он в Гадесе.

Давным-давно, на заре времён, когда первые волшебники только обнаружили магию и привязали её к материальным компонентам, Майк внёс свою лепту. С помощью своих священников он смог встроить небольшие молитвы в устные компоненты заклинаний. Волшебникам же нужны реагенты, так? Цена реагентов поступает к Майку и он производит сверку. Таким образом он подтверждает справедливость установленной цены. Это в его компетенции.

Но всё пошло не так, как ожидал Майк. Про него забыли. Культура полных гильдий, монополий и феодалов королевств сопротивлялась его влиянию. Свободный рынок приводит к краху вековых устоев. Могучие падут, а угнетённые восстанут. Статус кво будет разрушен. Начнутся войны и революции. Империи будут лежать в руинах. Появятся акционерные компании. Загрязнение окружающей среды. Массовое потребление. Коррупция. Новый порядок. Влиятельные люди и божества сдерживают влияние Майка. Теперь он забыт, озлоблен и окружён страховыми агентами-юголотами.

Но у него есть план.

Как и у любого другого божества, у Майка есть свои культы. Немногочисленные их поклонники собираются в тёмных уголках бухгалтерии. Священникам Майка поручено проникнуть в умы предприимчивых и посеять план по борьбе с противниками займа под процент. Его паладины мстят, выслеживая гильдии монополистов — добрых, злых, всех подряд — и сжигают их во имя свободы. Его культы поддерживают чёрный рынок, подпольные издательства и всех, кто занимается торговлей без ведома гильдий.

Но Майк держит данное на заре веков обещание и по сей день сверяет цену реагентов, передаваемую ему через магические связи и кодовые слова. Бывает, что он ошибается в расчётах из-за резкого скачка цен или потому что маг заменил материальный компонент на что-то странное. Тогда заклинание взрывается вместе с волшебником. Говорят, это всё “дикая магия”. Но это может быть Майк.

Но быть может это не Майк или другое божество. Быть может, это…

#3 Самый интересный: Модроны!

Подумаем:
  • Экономику можно описать как огромный суперкомпьютер, в котором люди и товары выступают программами и подпрограммами, создающими цены и сопутствующую информацию.
  • Достаточно большой процент заклинаний во всех сферах магии использует материальный компонент с фиксированной ценой, которая требует подтверждения.
  • У заклинаний с фиксированной ценой также есть устный компонент.
  • Когда заклинатель расходует материальный компонент, устный компонент ритуала проходит по проложенному по планам магическому сетевому протоколу и попадает в Механус;
  • Модрон воспринимает ритуал как межпланарный REST-запрос и обрабатывает его.
  • Кооператив модронов сверяет цену согласно своим бесконечным алгоритмам и возвращает YES или NO.
  • Заклинание срабатывает или взрывается.

Модроны хранят огромную базу данных по ценам и наименованиям — куда больше чем еженедельный справочник Мордекайнена по товарным ценам окрестных государств, к тому же она обновляется в (псевдо)реальном времени и включает информацию по разным планам мироздания. Ох уж эти модроны!

Итак, модроны симулируют всё происходящее на других планах в своих огромных модроновых вычислительных матрицах Механуса. Построенные ими экономические алгоритмы идеальны и учитывают перепады цен всех возможных товаров с невероятной высокой точностью. Увы, люди и прочие человекообразные непредсказуемы. У них есть ужасная привычка устраивать войны, покорять друг друга, рушить свою экономику путём введения стандарта цветного шара и устраивать прочие несуразицы. И хотя алгоритмы модронов безупречны, получаемая ими информация редко бывает точной; накапливаются погрешности.

Каждый Великий Цикл или раз в 289 лет, дабы откалибровать свои системы, модроны покидают Механус и проносятся по планам — это их Великое Рыночное Исследование. Модроны покупают, изучают, наблюдают и уничтожают всё на своём пути. Таким образом они собирают информацию о всех товарах на планах и создают сложные таблицы — которые проходят контроль на безопасность и соответствие CRC-32 у вышестоящих модронов. Конечно, вам может показаться что модроны жгут ваше мирное крестьянское селение, но на самом деле они так оценивают яйца.

Хотя мало кто из низкоуровневых модронов переживают марш — их часто поражает страшный вирус приключенчества — оставшиеся высокоуровневые представители возвращаются домой и передают собранную информацию в Механус через Примуса. Машина уходит на перезагрузку.

Как только информация поступает в систему, цены компонентов зафиксированы. Бриллиант для цветного шара за 25 золотых снова очень большой и очень тяжёлый. Но каждые 289 плюс-минус пара лет цены вновь съезжают. Система модронов более не отражает правильные цены реагентов. Процент проваленных заклинаний возрастает. Модроны отправляются в свой марш и обновляют информацию. И пока заклинания получают своё подтверждение от Механуса через распределённую магическую сеть, они продолжают работать.

Простое и действенное объяснение. С разрушениями планарных масштабов.

Дополнительно: Ограбление вселенских масштабов.

Некто обнаружил правду о великом марше модронов и, посредством некоторых событий, нанял приключенцев. У нанимателя есть план, но ему нужны те, кто приведёт его в действие. Спонсором выступает чрезвычайно старый и невероятно сильный священник. Наниматель нуждается в группе крайне способных авантюристов, готовых рискнуть за большие деньги. Ему нужен кто-то, кто сможет устроить сложное ограбление.

План следующий: пока модроны маршируют, их алгоритмы заморожены. Но между возвращением в Механус и последними докладами Примусу они должны перезагрузить всю вычислительную матрицу. В этот момент она уязвима для изменений. Да, некто путём великих усилий нашёл временную уязвимость в Механусе, открывающуюся во время Великого Марша. Чтобы все стали богаче, чем раньше, партии нужно всего лишь… да, всего лишь:

  • Выбрать заклинание с его материальными компонентами;
  • Последовать за возвращающимися с великого марша модронами;
  • Пробраться незамеченными в Механус — что будет легко для приключенцев с такими потрясающими навыками;
  • Похитить пережившего великий марш, кто, благодаря способу повышения у модронов, скорее всего окажется модроном высокого ранга;
  • Скормить ему ложную информацию о выбранном товаре;
  • Отпустить модрона, не будучи замеченными и позволить ему передать Примусу ложную информацию.
  • Вернуться домой и лихорадочно скупать и/или продавать.

Все завязанные на вычислительную матрицу Механус заклинания, магия и экономическая информация будут ошибочными; заклинателям придётся приспособиться к новому значению или проваливать заклинание до тех пор, пока модроны не отправятся в новый великий марш. Если приключенцы и их спонсор будут готовы, то они смогут заработать денег больше, чем у кого-либо на планах — и даже больше, чем можно представить.

Но здесь есть и проблемы:
  • Довольно сложно пробраться в Механус незамеченными, ведь это модроны и они все такие: “О, люди в механусе, надо обновить свой статус”. Поэтому здесь нужен план в стиле “11 друзей Оушена”;
  • Высокоуровневые модроны могут задать жару;
  • Не слишком понятно, как можно “скормить” информацию модрону.
  • Модрона нужно успеть незаметно вернуть на место до завершения марша.

Оплата… оплата громадна. И всем колдунам во вселенной придётся очень несладко.

Но кто же обнаружил правду о Великом Марше и сопряжённой с ним уязвимости? Где-то в Великой Пустоши забытый бог по имени Майк печатает копии своего идеального плана.

*Arcane lock
**Continual flame
***Legend lore
****Chromatic orb

22 комментария

avatar
Автор в своём репертуаре. Про разницу игровой экономики и реальной средневековой уже не раз говорилось. Но про средневековье автор могла бы знать одну вещь:
В средние века не было инфляции (т.к. не было бумажных денег, а золото и серебро не дешевеют), и не было сертификатов качества. Поэтому показателем качества выступала цена, определяемая специалистом. Это нашло отражение даже в законах. Например: «рыцарь обязан иметь с собой коня стоимостью не менее...». То есть, жемчужина за 100 золотых- это её оценка, а не то, сколько за неё заплачено. Тем более, что приключенцы обычно платят «железную цену».
avatar
Ну, инфляция если не была, то бывала. Накопают в Кутной Горе серебра, или Манса Муса с караваном приедет — вот тебе и на.

Я другое понять не могу — откуда возьмутся желающие в это играть?
avatar
Инфляция обычно начиналась тогда, когда испытывающие недостаток в деньгах правители начинали лить монеты с с малой долей драгметаллов.
Как кто-то в другой теме по той же «данженомике» замечал, что безумный прирост добычи драгметалов исторически давал инфляций почти незаметную.
avatar
Инфляция была, но работала она очень по-другому, потому что привязка к золоту-серебру. Там просто помимо «инфляции» творилось много интересного и странного, без притянутых за уши современно-экономических реалий.
Автор явно исходит из постулата: совместите несовместимые вещи и будет вам интересно.
avatar
В целом всё верно. Автору приходится ОЧЕНЬ выборочно читать правила ДнДы (и забывать что такое абстракция), чтобы такое писать всерьёз.

А вот в частности инфляция была.
В XIV веке инфляция в Испании составляля ЕМНИП 8 раз (из-за потоков дарг-металлов из Нового Света).
avatar
В XIV веке инфляция в Испании составляля ЕМНИП 8 раз (из-за потоков дарг-металлов из Нового Света).

Колумб открыл Америку в конце 15го века. Сложно представить, что в 14м веке была инфляция из-за этого.
Ну и да — даже во время «революции цен», инфляция составляла 1-1,5% в год, что очень мало по текущим стандартам и вызвано была больше демографическим всплеском, а не завозом золота.
avatar
1. да, конечно в 16м ;)

2. Демографический всплеск ведёт к дефляции, минимум по двум причинам:
а) объём ден.массы постоянный, объём товаров (в натуральном выражении) растёт.
б) с ростом населения растёт уровень разделения труда => %денежного обмена растёт.

Так что всё-таки увеличение кол-ва драгметаллов в Старом свете.

П.С.
таки видел цифру «в 8 раз за 100 лет в Испании», что немногим больше чем 1-15% в год.
avatar
Демографический всплеск ведёт к дефляции, минимум по двум причинам:
Демографический всплеск обычно приводит к удорожанию как минимум пищи. Ртов больше, посевные площади растут слабее, дома тоже не сразу строятся — все это приводит к увеличению спроса, не обеспеченному достаточным приростом предложения. Я практически не припомню случая в истории, чтобы рост населения сопровождался дефляцией.

Собственно голландские купцы сделали тогда Нидерланды финансовой столицей Европы именно за счет торговли зерном. Увеличение количества драгметаллов влияло слабо — собственно напротив, мы наблюдаем сильное уменьшение драгметалла в испанской монете (что тоже сыграло свою роль в инфляции).
Ну и к слову, Испания не была изолирована, потому цены росли по всей западной и центральной Европе примерно равномерно, примерно в 5-7 раз за 150 лет. То есть в среднем именно на 1,2% в год, причем началось это еще до Колумба (к слову добыча серебра в самой Европе выросла за то же время почти втрое). Даже если брать 8кратное увеличение цен за 150 лет, выйдет 1,4% в год. И для европейской экономики даже такие числа оказались шоковыми.
avatar
Что меня удивляет — так это уверенность барда, что заклинание arcane lock спасет его жизнь… и что бегущие за ним по пятам стражники (наверняка нехилые ребята) не осилят выбить дверь целиком

P.S. Это я уж не говорю о том, что просто считаю заклинания arcane lock и knock ломающими систему в принципе.
avatar
Потому что, если надеть на голову торговца котел, то он не заметит воровство Если перед НПС закрыть дверь так, чтобы ее не открыли, он не откроет. НПС же.
avatar
Понятно. Нет, в нашей тусовке играют в другие ролевые игры ;)
avatar
Пока стража будут дверь выбивать, бард выиграет время, чтобы сбежать в окно.

Но меня лично размышления автора не впечатляют, потому что понятно, что «золотая пыль за 25 золотых»-- это чистый игромех. Не захотели перегружать книгу, указывая точную цену (которая может разнится от региона к региону) и количество пыли, указали только самое важное-- сколько голды нужно потратить герою, чтобы скастовать это заклинание.
avatar
По моему авторше статей не мешало бы почитать Пелевинскую теорию про экономику, А-, О-, АВ-факторы и орануса!
avatar
Идея с модронами — блестящая, по-моему.
avatar
С модронами всё становится лучше)
avatar
УКРАДЕНО

P.S. Хм. Так, забавное совпадение: вторая Мистра, богиня магии, обиталась вместе с Сердцем Двеомера именно на Механусе.
avatar
На этот раз я заблаговременно запасся попкорном.
Воспринимаем всё как цирк одного актёра, смеёмся, просим ещё.
avatar
Культисты в темном уголке бухгалтерии — это годно. Я у себя в офисе подозреваю парочку.
avatar
Идея с модронами просто шикарна. Особенно приключение в стиле «12 друзей Дарквуда».
avatar
Увидел название нового топика и подумал о демиплане материальных компонентов — легендарной сокровищнице Майка.
avatar
C каждым разом все скучнее и скучнее. Эту ересь я уже не осилил.
avatar
Наоборот, только-только стало интересное появляться!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.