Детский сад для новичков
Раз за разом читаю бурные холиворы про «лучшую систему для новичков». Раз за разом поначалу дельные предложения сменяются бессмысленной и беспощадной битвой фанатов и хейтеров разных систем. Ну и да чёрт с ним, если люди не в состоянии удержаться от холивора — пускай. В споре, как известно, рождается истина. Я вообще верю, что когда-нибудь миру откроется Истина, что же лучше — ДнД 3.х, ДнД 4, ЖУРПСЪ или какой-нибудь Сторителлер. (приношу извинения всем, чью любимую игру не упомянул)
Меня раздражает другое. А конкретно: то, что за аксиому многими принимается постулат «Новичок — создание с нежной и трепетной психикой, и если он увидит необходимость хоть как-то мысленно напрягаться в процессе, то убежит в ужасе. Следовательно, нужно советовать как можно более простые и примитивные игры.» Ей-богу, если бы мне в начале знакомства с ролевыми играми дали читать Ризус с Lady Blackbird, обо всём другом отзываясь как о «слишком сложных играх, ты в них не разберёшься, лучше поиграй по простому пока...», то я бы не стал копать дальше.
Причин тому несколько. Во-первых, не все люди любят, когда им дают примитивный инструментарий. Я лично, можно сказать, воспитал нескольких игроков, и они, вообще не имея никакого понятия о НРИ за исключением CRPG, отлично скушали и D&D 3.5, и прорву книг по старому Миру Тьмы, и Star Wars (как d20, так и Сагу). Заинтересовал бы я их Ризусом? Кто знает. Мне кажется, вряд ли. Разным людям нравится разное, и обилие флаффа и кранча для весьма большого процента моего ролевого окружения является огромным плюсом.
Во-вторых, по моему личному мнению, игры типа вышеупомянутой Lady Blackbird или Ризуса с Фэйтом даже сложнее для некоторых мастеров, чем игры по детально прописанному сеттингу с громоздкой механикой. Для меня — однозначно сложнее. Будучи новичком я бы точно спасовал взваливать на себя всю работу и по проработке сеттинга, и по разрешению спорных моментов в правилах, и по ведению игры. Когда нет ни малейшего опыта, легко ли на лету создавать сеттинг и оперировать нарративными механиками? Ой не знаю.
В общем, итог сего поста следующий: дайте вы новичку то, чего он хочет, а не то, что вы ему хотите всунуть. Спросите, что ему хочется поиграть/поводить. Может, он фанат Вахи, и с удовольствием зачитается книгами по DH. Может, он профессор математики, и мой ненавистный ЖУРПСЪ будет для него языком мира. А может, он хочет просто заменить монетку шестигранным кубиком в своей уютной словеске.
Меня раздражает другое. А конкретно: то, что за аксиому многими принимается постулат «Новичок — создание с нежной и трепетной психикой, и если он увидит необходимость хоть как-то мысленно напрягаться в процессе, то убежит в ужасе. Следовательно, нужно советовать как можно более простые и примитивные игры.» Ей-богу, если бы мне в начале знакомства с ролевыми играми дали читать Ризус с Lady Blackbird, обо всём другом отзываясь как о «слишком сложных играх, ты в них не разберёшься, лучше поиграй по простому пока...», то я бы не стал копать дальше.
Причин тому несколько. Во-первых, не все люди любят, когда им дают примитивный инструментарий. Я лично, можно сказать, воспитал нескольких игроков, и они, вообще не имея никакого понятия о НРИ за исключением CRPG, отлично скушали и D&D 3.5, и прорву книг по старому Миру Тьмы, и Star Wars (как d20, так и Сагу). Заинтересовал бы я их Ризусом? Кто знает. Мне кажется, вряд ли. Разным людям нравится разное, и обилие флаффа и кранча для весьма большого процента моего ролевого окружения является огромным плюсом.
Во-вторых, по моему личному мнению, игры типа вышеупомянутой Lady Blackbird или Ризуса с Фэйтом даже сложнее для некоторых мастеров, чем игры по детально прописанному сеттингу с громоздкой механикой. Для меня — однозначно сложнее. Будучи новичком я бы точно спасовал взваливать на себя всю работу и по проработке сеттинга, и по разрешению спорных моментов в правилах, и по ведению игры. Когда нет ни малейшего опыта, легко ли на лету создавать сеттинг и оперировать нарративными механиками? Ой не знаю.
В общем, итог сего поста следующий: дайте вы новичку то, чего он хочет, а не то, что вы ему хотите всунуть. Спросите, что ему хочется поиграть/поводить. Может, он фанат Вахи, и с удовольствием зачитается книгами по DH. Может, он профессор математики, и мой ненавистный ЖУРПСЪ будет для него языком мира. А может, он хочет просто заменить монетку шестигранным кубиком в своей уютной словеске.
18 комментариев
Потому, как мне кажется, в таких темах обсуждают не столько, что давать (вкусы-то, понятно, разные) а с чего полезнее начинать знакомство с механической стороной в случае отсутствия дополнительных условий.
Но у нас в обсуждениях воообще очень любят ставить субботу впереди человека, этого, увы, у сообщества не отнять.
Это очень разные ситуации: мастеру в классических системах нужно овладеть значительно большим объемом правил, чем игроку, и сделать это с нуля может быть не то чтобы сложно, но нереально занудно. В корбуках D&D 3.5, например, 900 страниц в сумме.
Но я не с полной уверенностью говорю: я знаю только две группы, которые начали ролевые настолки без мастера-джедая в составе, и одна из них начала с 3.5. Вторая со словесок с дайсом.
А вот с ролевыми играми всё не так однозначно.
К тому же многие почему-то забывают о таком серьёзном хинте, как опциональность. Насколько я помню, прежде чем начать водить, я всего дважды прочёл перевод ПХб и статблоки пары монстриков. Да, возможно, я допускал грубейшие ошибки, путался в правилах и не использовал всякие продвинутые техники вождения, но на своём примере узнал, что совсем не обязательно зубрить всё, прости господи, «троебучие», чтобы водить по тому же ДнД. :)
Я не говорю, что для начала игры надо знать все девятьсот, но даже чтобы выбрать необходимую сотню, нужно эти 900 проглядеть.
И даже одна только PHB это 300 страниц.
Как-по мне лучше рекомендовать систему у которой есть квикстарт — Савага, 4Е Эссеншиалс(я ее не читал, здесь могу ошибится),
гурпс; и стартовое приключение, в котором мастера водят за ручку и все рассказывают, как в это играть и как водить.«Войны за свои убеждения и вполовину не так жестоки, как войны за свои заблуждения».
Для меня выходом для таких ситуаций стал ДА. Достаточно просто и можно кое-что опустить для первого раза экспромтом (в нашем случае Черты и недостатки). Несмотря ни на что ребята порвали мои стереотипы на куски. Сыграли удивительно хорошо и интересно. Большим вопросом чем система правил стало их понимание отыгрыша. Персонажей не очень понятно с кого брали (я только познакомился с ребятами), но как минимум назвали своими именами.
Так же есть опции рандомно создать себе персонажа, быстро взять ему предложенный книгой набор плюшек за 400 опыта, а не выбирать самому, записать шмотки из стартового набора и го го го.
Вот, даже старанием добрых людей, даже перевод на русский у книги есть.
Не знаю как для абсолютных новичков и их начищающего мастера, в нашей уютной компании модуль из коры прошел весьма бодро.
Я не в коем случае, не считаю, что вархаммер — лучшая система для новичков.
Просто так вышло, что у меня в последнее время был опыт знакомства с новичками, любителями этого сеттинга, после чего он неизменно приходит в мою голову в подобном обсуждении :)
Зато мои новички внятно говорили щито хотят ^^