Доктор, у меня проблема?
Последняя сессия по Рокугану прошла по моим наблюдениям (да и по отзывам игроков тоже) довольно неплохо. Однако после игры игроки сообщили, что они «опять чувствуют себя обманутыми». И тут я задумался. Да, я замечал за собой, что я часто использую приём «неписи хитроумно обвели партию вокруг пальца а-дя Leverage, и партия теперь разгребает», но считал это просто фишкой своего стиля вождения. А может быть, это не фишка? Может, это проблема? Мне с моей стороны кажется, что я никогда не ставлю игроков в ситуацию, когда их обманывают без вариантов; у них всегда есть все предпосылки, чтобы заподозрить обман и пресечь его силовым методом или провести оппонентов самим.
Я попробую сейчас описать ситуацию, а вы мне скажите, могут ли быть обоснованы мои подозрения, хорошо?
Для начала, поскольку действие происходит в Рокугане, небольшой глоссарий для тех, кто не в курсе, что и почём в этом мире.
Рокуган. Это ориентальный фэнтезийный сеттинг с богатой историей. Географически он напоминает Китай, но по культуре — скорее Японию в мифическом и фэнтезийном антураже, с Императором, который правит всей Империей, и могущественными Кланами, которые контролируют территорию и имеют ну очень сложные отношения с соседями. Гайдзинов (иностранцев) не любят и презирают. Маги (местное название — сюгендзя) не то, чтобы широко распространены, однако не являются чем-то неслыханным. Текущие события — в Империи идёт одна война на побережье земель клана Феникса, и готовится к началу другая, которая навсегда изменит порядок престолонаследия.
Мединаат аль-Салям. Это город в сердце пустыни, известной как «Горящие пески». Самый большой и населённый город мира, стоит на крупной реке — почти что единственной в Горящих песках. Там живут в основном местные арабы, но также полно других наций, в том числе Ёдотай (римлян), Сэнпетов (египтян, недавно завоёванных ёдотаями), многочисленных мелких наций и даже редких гостей из Изумрудной Империи. Именно тут происходит действие игры в данный момент.
Клан Скорпиона. Один из Великих кланов Изумрудной империи, стереотипично известный как «клан обманщиков, лжецов и ниндзя». Его правящая семья Баюси известна своими воинами, специализирующимися на обманных манёврах, финтах и прочем непотребстве, а также школой придворных, способных составить конкуренцию самим Журавлям. В основе техник этой школы лежит обман, шантаж, манипулирование недостатками оппонентов, распускание слухов, сбор слухов и прочие подлые трюки. Сюгендзя клана Скорпиона специализируются на иллюзиях и обманках, но имеют предрасположенность к магии Воздуха, что открывает перед ними определённые пути. Также эксклюзивными школами для скорпионов являются синоби (ниндзя — высококлассные скауты и убийцы) и актёры (по легендам, способные притвориться кем угодно и когда угодно. Например, сыграть твою дочь/жену/мать так, что ты не узнаешь подмену до самого последнего вздоха). То, что скорпионам палец в рот не клади — общеизвестно.
Исава Сэйдзиро, исикэн. Стереотипичный представитель клана Феникса — сюгендзя потрясающей воображение силы, к тому же способный колдовать заклинания Пустоты (очень редкая фишка). Он пятого инсайт ранга, почти шестого, что соответствует примерно 20 уровню в ДнД 3.5.
Додзи Рэй, придворная. Стереотипичная представительница клана Журавля — мягкосердечная придворная потрясающих навыков, к тому же по совместительству начинающая сюгендзя Воздуха. Она мультикласс, суммарно 4 ранга (почти пятого), что соответствует 16-18 уровню в ДнД 3.5.
Утаку Сёута Чен, буси (воин). Стереотипичный представитель клана Единорога — конный воин с большим ятаганом и дамагом. Третьего инсайта, что соответствует 10-12 уровню в ДнД 3.5.
Муаммар, ашаланский скаут. Ещё один стереотипичный представитель, но в этот раз уже не клана, а одного гайдзинского народа — ашаланов. Это бессмертные синекожие гуманоиды, которых осталось весьма мало, ведут ночной образ жизни. Муаммар — превосходный скаут, скрытный, быстрый, способный очень больно ударить из засады. Также 4 ранг.
Партия по квесту находится в Мединаат аль-Саляме, они должны привести Пустынного скорпиона обратно в Рокуган, к отшельнику, художнику по имени Фукай. Подозревая, что этот скорпион — сенпетовский мальчик, партия пришла на подпольный работорговный рынок, чтобы выкупить его, ибо незадолго до этого он попал в плен к кочевникам. Наконец, после примечательного лота с крысолюдом, появился тот самый мальчик, неожиданно оказавшийся как минимум наполовину рокуганцем. За него помимо партии отчаянно торговался один жирный араб и один рокуганец. У партии всего было 220 медных, рокуганец спасовал на 300 монетах. Додзи Рэй предложила рокуганцу объединиться, мол, потом поделим мальчика. Араб спасовал на 500 медных, и за эту неслыханную цену (тренированный воин или наложница редко стоили больше сотни) партия и незнакомый рокуганец купили мальчика. При всём при этом партия оставалась на рынке до самого вечера, ожидая, когда мальчика выдадут им на руки.
Рокуганец представился как Баюси Рикю и предложил обсудить покупку и заодно отпраздновать радостную встречу в своём доме в центре торгового района. Поскольку партия квартировалась в весьма дорогом постоялом дворе (который после покупки мальчика на почти все имеющиеся деньги стал им попросту не по карману), они приняли приглашение. Дом Баюси Рикю оказался изнутри обставлен как вполне себе рокуганский, правда, не отличался большим количеством мебели и слуг, зато отличался аскетичностью и занавешенностью всех оконных проёмов. По сути, партия ничего не видела, кроме одной комнаты, в которой они ужинали, пары слуг, которые носили им вкусную местную еду, и самого хозяина.
За время продолжительного ужина рокуганцы успели поговорить о многом, а Муаммар, как единственный, владеющий сэнпетским языком, убедился, что мальчик действительно важен как для империи Сэнпет, так и для Рокугана вообще, и для клана Скорпиона в частности. Баюси Рикю уверил партию в том, что он был готов выложить кучу денег только для того, чтобы вернуть мальчика, в котором он видел исключительно попавшего в беду на чужбине соотечественника, в Рокуган. Партия, ясное дело, не хотела мальчика упускать. Наоборот, они предложили возместить затраты Баюси, на что тот ответил универсальной отмазкой: «Деньги не мои, об этом надо спрашивать моих хозяев. Вообще, давайте переправим мальчика в Рокуган, а там вы или ваши господа договорятся с моими господами, согласны?»
Всё это перемежалось восточной болтовнёй о том да сём, похвальбами Баюси о том, что он очень дружен с самим даймё клана Скорпионов, а выполняет распоряжение самого Имперского Канцлера (четвёртого по влиятельности придворного в Рокугане). Додзи и Баюси вовсю использовали свои социальные техники, узнавая слабости и силы друг друга. Так, Баюси узнал, что Додзи очень мягкосердечна, а Додзи узнала, что Баюси куда менее honorable, чем он производил впечатление. Это чисто игромеханическая информация, которая в совокупности с другой инфой эквивалентна заявлению, что «для этого человека нет ничего святого, он лжец, мошенник и нарушитель бусидо».
В итоге сошлись на том, что завтра вечером, за час до заката, мальчик отправится вместе с караваном товаров Баюси Рикю, который будет сопровождать партия. До Рокугана путь неблизкий, не меньше месяца дороги по опаснейшей пустыне, а там уж посмотрим… Баюси Рикю повторил по меньшей мере раз десять, чтоб партий не опаздывала к отходу каравана, ибо он ни задержать его, ни отправить раньше он не сможет, ибо караваном управляет специалист из арабов, да и не только его товары там поедут. Договорившись об этом, партия покинула дом Баюси Рикю и вернулась в свои гостиничные номера, где они впервые открыто обсудили перспективы.
Лишь когда кансэн (злой дух) нашептал Исаве, что их обманут, кинут, проведут, они спохватились о такой возможности. Хотя, конечно, каждый сделал вид, что подозревал о возможном обмане со стороны скорпиона. Развернулся оживлённый спор на эту тему, и скаут отправился шпионить за домом Баюси лишь через пару часов. Разумеется, в доме уже никого не было, и мальчика, и Баюси след давно простыл.
Итак, Баюси Рикю — это агент клана Скорпиона, разыскивающий именно этого мальчика для того, чтобы использовать его в различных махинациях. Он планировал устроить арабу-сопернику жаркую торговлю, а потом выкрасть его из его лап с помощью своего помощника-сюгендзи и парочки профессиональных синоби. Увы, честно его выкупить у него шансов не было — денег было слишком мало по сравнению с тем, чем обладали местные, желающие заполучить этого мальчика по другим соображениям.
Появление партии и предложение объединить финансы приятно удивило Баюси Рикю, и он быстро перестроился под новый план. Пока партия весь день тусила на рынке, помощники Баюси переоборудовали его временное жилище, чтобы оно хоть отдалённо напоминало постоянное жилище рокуганца на чужбине. Прислуживали за ужином им самые настоящие переодетые синоби, покупавшие еду прямо в ближайшем трактире. Всё облегчалось тем, что изнутри партия видела от силы лишь пару комнат, которые за день скорпионы вполне успели переоборудовать по высшему разряду.
Баюси не собирался ждать следующего вечера, отправившись почти сразу же после ухода партии. Дорога через пустыню слишком опасна, так что сразу же за стенами города помощник-сюгендзя Воздуха произнёс мощное заклинание, которое перенесло весь отряд на дорогу в параллельном мире, которая без приключений через месяц приведёт их в столицу Скорпионов.
Несколько пунктов, исходя из которых я считаю, что игроки и персонажи могли понять, что их дурачат.
Чего я, собственно, этим добился.
Вот как-то так. Хотелось бы услышать ваши мысли по озвученной теме.
Я попробую сейчас описать ситуацию, а вы мне скажите, могут ли быть обоснованы мои подозрения, хорошо?
Для начала, поскольку действие происходит в Рокугане, небольшой глоссарий для тех, кто не в курсе, что и почём в этом мире.
Глоссарий
Рокуган. Это ориентальный фэнтезийный сеттинг с богатой историей. Географически он напоминает Китай, но по культуре — скорее Японию в мифическом и фэнтезийном антураже, с Императором, который правит всей Империей, и могущественными Кланами, которые контролируют территорию и имеют ну очень сложные отношения с соседями. Гайдзинов (иностранцев) не любят и презирают. Маги (местное название — сюгендзя) не то, чтобы широко распространены, однако не являются чем-то неслыханным. Текущие события — в Империи идёт одна война на побережье земель клана Феникса, и готовится к началу другая, которая навсегда изменит порядок престолонаследия.
Мединаат аль-Салям. Это город в сердце пустыни, известной как «Горящие пески». Самый большой и населённый город мира, стоит на крупной реке — почти что единственной в Горящих песках. Там живут в основном местные арабы, но также полно других наций, в том числе Ёдотай (римлян), Сэнпетов (египтян, недавно завоёванных ёдотаями), многочисленных мелких наций и даже редких гостей из Изумрудной Империи. Именно тут происходит действие игры в данный момент.
Клан Скорпиона. Один из Великих кланов Изумрудной империи, стереотипично известный как «клан обманщиков, лжецов и ниндзя». Его правящая семья Баюси известна своими воинами, специализирующимися на обманных манёврах, финтах и прочем непотребстве, а также школой придворных, способных составить конкуренцию самим Журавлям. В основе техник этой школы лежит обман, шантаж, манипулирование недостатками оппонентов, распускание слухов, сбор слухов и прочие подлые трюки. Сюгендзя клана Скорпиона специализируются на иллюзиях и обманках, но имеют предрасположенность к магии Воздуха, что открывает перед ними определённые пути. Также эксклюзивными школами для скорпионов являются синоби (ниндзя — высококлассные скауты и убийцы) и актёры (по легендам, способные притвориться кем угодно и когда угодно. Например, сыграть твою дочь/жену/мать так, что ты не узнаешь подмену до самого последнего вздоха). То, что скорпионам палец в рот не клади — общеизвестно.
Чуток про персонажей.
Исава Сэйдзиро, исикэн. Стереотипичный представитель клана Феникса — сюгендзя потрясающей воображение силы, к тому же способный колдовать заклинания Пустоты (очень редкая фишка). Он пятого инсайт ранга, почти шестого, что соответствует примерно 20 уровню в ДнД 3.5.
Додзи Рэй, придворная. Стереотипичная представительница клана Журавля — мягкосердечная придворная потрясающих навыков, к тому же по совместительству начинающая сюгендзя Воздуха. Она мультикласс, суммарно 4 ранга (почти пятого), что соответствует 16-18 уровню в ДнД 3.5.
Утаку Сёута Чен, буси (воин). Стереотипичный представитель клана Единорога — конный воин с большим ятаганом и дамагом. Третьего инсайта, что соответствует 10-12 уровню в ДнД 3.5.
Муаммар, ашаланский скаут. Ещё один стереотипичный представитель, но в этот раз уже не клана, а одного гайдзинского народа — ашаланов. Это бессмертные синекожие гуманоиды, которых осталось весьма мало, ведут ночной образ жизни. Муаммар — превосходный скаут, скрытный, быстрый, способный очень больно ударить из засады. Также 4 ранг.
Теперь наконец ситуация.
Партия по квесту находится в Мединаат аль-Саляме, они должны привести Пустынного скорпиона обратно в Рокуган, к отшельнику, художнику по имени Фукай. Подозревая, что этот скорпион — сенпетовский мальчик, партия пришла на подпольный работорговный рынок, чтобы выкупить его, ибо незадолго до этого он попал в плен к кочевникам. Наконец, после примечательного лота с крысолюдом, появился тот самый мальчик, неожиданно оказавшийся как минимум наполовину рокуганцем. За него помимо партии отчаянно торговался один жирный араб и один рокуганец. У партии всего было 220 медных, рокуганец спасовал на 300 монетах. Додзи Рэй предложила рокуганцу объединиться, мол, потом поделим мальчика. Араб спасовал на 500 медных, и за эту неслыханную цену (тренированный воин или наложница редко стоили больше сотни) партия и незнакомый рокуганец купили мальчика. При всём при этом партия оставалась на рынке до самого вечера, ожидая, когда мальчика выдадут им на руки.
Рокуганец представился как Баюси Рикю и предложил обсудить покупку и заодно отпраздновать радостную встречу в своём доме в центре торгового района. Поскольку партия квартировалась в весьма дорогом постоялом дворе (который после покупки мальчика на почти все имеющиеся деньги стал им попросту не по карману), они приняли приглашение. Дом Баюси Рикю оказался изнутри обставлен как вполне себе рокуганский, правда, не отличался большим количеством мебели и слуг, зато отличался аскетичностью и занавешенностью всех оконных проёмов. По сути, партия ничего не видела, кроме одной комнаты, в которой они ужинали, пары слуг, которые носили им вкусную местную еду, и самого хозяина.
За время продолжительного ужина рокуганцы успели поговорить о многом, а Муаммар, как единственный, владеющий сэнпетским языком, убедился, что мальчик действительно важен как для империи Сэнпет, так и для Рокугана вообще, и для клана Скорпиона в частности. Баюси Рикю уверил партию в том, что он был готов выложить кучу денег только для того, чтобы вернуть мальчика, в котором он видел исключительно попавшего в беду на чужбине соотечественника, в Рокуган. Партия, ясное дело, не хотела мальчика упускать. Наоборот, они предложили возместить затраты Баюси, на что тот ответил универсальной отмазкой: «Деньги не мои, об этом надо спрашивать моих хозяев. Вообще, давайте переправим мальчика в Рокуган, а там вы или ваши господа договорятся с моими господами, согласны?»
Всё это перемежалось восточной болтовнёй о том да сём, похвальбами Баюси о том, что он очень дружен с самим даймё клана Скорпионов, а выполняет распоряжение самого Имперского Канцлера (четвёртого по влиятельности придворного в Рокугане). Додзи и Баюси вовсю использовали свои социальные техники, узнавая слабости и силы друг друга. Так, Баюси узнал, что Додзи очень мягкосердечна, а Додзи узнала, что Баюси куда менее honorable, чем он производил впечатление. Это чисто игромеханическая информация, которая в совокупности с другой инфой эквивалентна заявлению, что «для этого человека нет ничего святого, он лжец, мошенник и нарушитель бусидо».
В итоге сошлись на том, что завтра вечером, за час до заката, мальчик отправится вместе с караваном товаров Баюси Рикю, который будет сопровождать партия. До Рокугана путь неблизкий, не меньше месяца дороги по опаснейшей пустыне, а там уж посмотрим… Баюси Рикю повторил по меньшей мере раз десять, чтоб партий не опаздывала к отходу каравана, ибо он ни задержать его, ни отправить раньше он не сможет, ибо караваном управляет специалист из арабов, да и не только его товары там поедут. Договорившись об этом, партия покинула дом Баюси Рикю и вернулась в свои гостиничные номера, где они впервые открыто обсудили перспективы.
Лишь когда кансэн (злой дух) нашептал Исаве, что их обманут, кинут, проведут, они спохватились о такой возможности. Хотя, конечно, каждый сделал вид, что подозревал о возможном обмане со стороны скорпиона. Развернулся оживлённый спор на эту тему, и скаут отправился шпионить за домом Баюси лишь через пару часов. Разумеется, в доме уже никого не было, и мальчика, и Баюси след давно простыл.
Как это выглядело со стороны мастера.
Итак, Баюси Рикю — это агент клана Скорпиона, разыскивающий именно этого мальчика для того, чтобы использовать его в различных махинациях. Он планировал устроить арабу-сопернику жаркую торговлю, а потом выкрасть его из его лап с помощью своего помощника-сюгендзи и парочки профессиональных синоби. Увы, честно его выкупить у него шансов не было — денег было слишком мало по сравнению с тем, чем обладали местные, желающие заполучить этого мальчика по другим соображениям.
Появление партии и предложение объединить финансы приятно удивило Баюси Рикю, и он быстро перестроился под новый план. Пока партия весь день тусила на рынке, помощники Баюси переоборудовали его временное жилище, чтобы оно хоть отдалённо напоминало постоянное жилище рокуганца на чужбине. Прислуживали за ужином им самые настоящие переодетые синоби, покупавшие еду прямо в ближайшем трактире. Всё облегчалось тем, что изнутри партия видела от силы лишь пару комнат, которые за день скорпионы вполне успели переоборудовать по высшему разряду.
Баюси не собирался ждать следующего вечера, отправившись почти сразу же после ухода партии. Дорога через пустыню слишком опасна, так что сразу же за стенами города помощник-сюгендзя Воздуха произнёс мощное заклинание, которое перенесло весь отряд на дорогу в параллельном мире, которая без приключений через месяц приведёт их в столицу Скорпионов.
Мои мысли.
Несколько пунктов, исходя из которых я считаю, что игроки и персонажи могли понять, что их дурачат.
- Слава скорпионов как холодных, расчётливых и коварных людей совершенно не вяжется с заверениями Баюси Рикю о том, что мальчика он выкупал только по доброте душевной.
- Количество денег, которое собирался отдать за мальчика Баюси Рикю. 300 медных — это ОЧЕНЬ большие деньги.
- Додзи распознала в Баюси Рикю очень и очень бесчестного самурая, что особенно подчёркивает, что ему солгать — как вздохнуть. Я специально даже сделал на этом небольшой акцент.
- Очень подозрительное место, где их принимали.
- Оставить наблюдателя хотя бы можно было...
Чего я, собственно, этим добился.
- Действие наконец перенесётся обратно в Рокуган. Горящие пески меня немного разочаровали как сеттинг.
- Социальная отдушина. В последнее время было много боёвок, а партия слишком крута, чтобы боёвки были интересными. Получается либо избиение младенцев, либо «нашла коса на камень».
- Игрокам на удивление понравилось. Может, они мазохисты?
Вот как-то так. Хотелось бы услышать ваши мысли по озвученной теме.
30 комментариев
2) скажем так, они никак не могли догнать мужика? как-то эта безнадежность печалит.
но если народу нравится — пусть будет, почему нет
2) Объяснял ниже, в ответе Гремлин.
Не обязательно, чтобы обманщиками были все. Достаточно, чтобы партия начала подозревать, что любой NPC может их кинуть, обмануть и т.п. Они будут понимать, что «любой» =/= «каждый», но всё равно вынуждены будут подозревать каждого.
В практической реализации это выглядит так: можно посчитать, сколько важных NPC могли обмануть персонажей (или подвести, или использовать), сколько обманули или попытались это сделать, сколько повели себя честно, даже когда могли обмануть.
В мире может быть много тысяч и даже миллионов NPC «за кадром». Но если те, кто «в кадре», чаще обманывают, подставляют и подводят, это накладывает отпечаток на ожидания игроков.
Давайте посмотрим. С момента выхода партии из Рокугана обманщиков было два, включая этого Баюси. Крупных, запоминающихся НПС было… хм, где-то 8. Мало, но это, наверное, специфика сеттинга — самураи с гайдзинами не особо любят общаться.
Могли обмануть, наверное, 7. Оставшиеся двое не имели причин обманывать.
Из этих шести обманули 2. 3 повели себя честно, когда могли обмануть.
нпц было 8.(2+6)
могли обмануть 7(из 8?)
оставшиеся двое(уже 7+2=9?) не имели причин
из этих семи обманули двое(необманули пятеро). три(!) повели себя честно.
Лидер, давай ты перестанешь взрывать мозг математику во мне?)
8 значимых НПС
5 потенциальных обманщиков, 3 кристально честных
2 реализовавшихся обманщика, 3 выбравших честность
Как-то так.
Про «у них всегда есть все предпосылки» — ых, даже в специально-явно-детективных модулях игроки, нацеленные на расследование, ухитряются пропускать улики (или сделать из них выводы, прямо противоположные истине), и приходится использовать специальные методы и ухищрения, чтобы они эти улики всё-таки нашли. )))
Игрок оперирует образами, реконструированными из слов. Не полной сценой, данной в ощущениях, а описанием, из которого он как-то должен выделить существенное и несущественное, основываясь, опять же, на словах.
Он может не задать правильного вопроса, потому что у него важная часть описания просвистела мимо ушей (или глаз) как неважная.
Специально важное выделять — нехорошо, рельсы получатся.
Только важное выдавать, без «красных селёдок» и несущественных деталей — тоже рельсы получатся, да и скучно оно.
А выдаёшь кучу второстепенного — в ней немедленно теряется важное.))
Ладно Гамшу-подобные системы, где партия, в общем, получает нужные ключи.
Или Мифик с его «ближе к треду» и «закрыть тред». Они поддерживают прохождение через «бутылочные горлышки» на уровне механики. А в LR5, как я понимаю, ничего такого нет.
У игроков была вся необходимая информация, они не смогли вовремя сложить из неё картинку?
Или им не хватило информации, поэтому картинка не сложилась?
Для персонажей по такому количеству информации более нормально (более ожидаемо) было догадаться или не догадаться?
1) Да.
2) Нет.
3) Да.
Попросил одного из игроков высказать своё мнение. Цитата:
То, что в доме закрыты внутренние двери и хозяин принимает вас в одной комнате (самой богатой/чистой/и т.д.) — не подозрительно, я знаю людей, которые и в жизни так поступают, не потому что сокрпионы, а из соображений приватности, например.
Единственное, что я могу здесь посоветовать — это не делать результат «обведения вокруг пальца» окончательным и непоправимым прям сразу. Чтобы у героев была возможность, когда они все-таки допрут что их обманули, ломануться это каким-то образом исправлять.
Но совет логичный. Если бы мне не хотелось вернуть партию в Рокуган, я бы так и поступил. А тут не воспользоваться случаем — грешно.
Кстати, комментарий игрока сюгендзи на эту ветку: «Да, помню такой закл! Классно!». Похоже, от правдоподобности действия неписей они не фрустрируют.
Причем игрок может быть опытным, привыкшим к интригам — но не ожидать такого банального кидалова ;)