Экспедиционный отчет с Темных болот

Я решил написать этот отчет по трём причинам:
во-первых, я никогда не писал отчетов;
Во-вторых, я никогда не водил песочных гекскраулов;
В-третьих, мне дико понравились Темные болота.

Краткая Справка: Тёмные болота — PbtA хак, описывающий альтернативную историю Полесья — реально существующего географического района на границе современных Беларуси, Украины и Польши, в жанре тёмного фентези и данженкроула.

Подготовка отряда
В планируемых приключениях участвовали три лихих молодца:
Рыцарь Тевтонского ордена — Исмаил Сторманский, сопровождаемый верным слугой-монахом (наёмник) братом Домиником, он направился в Темные болота, дабы найти своего пропавшего отца. По собственному выражению: достаточно глуп, чтобы таскаться по болотам в железных доспехах, но достаточно силён, чтобы это не вызывало сложностей.

Шпион Ольгерт, влюблённый в трудницу местного монастыря Эльзу, из богатой дворянской семьи, жаждущий богатств и знаний, дабы стать великим ученым и выкупить свою возлюбленную, обеспечив им безбедную старость.

Брат Исмаил — он же богомерзкий колдун и чернокнижник, притворяющийся священником и выдающий колдовство за Божью милость и благодать. Служит Андромелиху — демону страсти и похоти, возжелавшему обесплодить все человечество. В связи с чем, у брата Исмаила богомерзкая татуировка на срамном месте, а сам он является переносчиком опасного заболевания, вызывающего бесплодие, после секса с ним. Такой способ заражения единогласно принят малоэффективным, и на болотах он оказался желая увеличить свою эффективность для Господина (Госпожи? Так как она является ему в виде развратной девы)

Отряд был назван Знающими топи и прибыл в небольшой городок на востоке болот Овруч.

Easy money
Отряд прибыл в Овруч, попутно повздорив с местным преступным сообществом, и укоренился в катакомбах. Само логово располагалось в древнем монастыре, провалившемся под землю, алтарь которого был осквернён и покрыт богомерзкими письменами чернокнижником (улучшение логова: место силы). А недалекий рыцарь Исмаил молился подле него (для чего алтарь накрывался тканью).
Первым делом, группа решила уточнить слухи, которые у них были (по старой традиции, игроки бросили д100 на слухи в городке). И каждый отправился уточнять информацию:
Рыцарь к польскому купцу Лотейру, якобы предлагавшему баснословные барыши за какой-то схрон. Шпион к травнику. А чернокнижник в публичный дом, не развлечься, а узнать что-нибудь о заказах.
Судьба была благосклонна и пьяный Лотейр сообщил рыцарю Исмаилу, что платит золотом за шкатулку из схрона к югу от города. Но предупредил, что шкатулка нужна ему запертой, а также, что с утра уже приходили лихие молодцы, которым он выложил то же самое.

Посовещавшись, отряд решил выступить на следующий день с первыми петухами и отправился спать. Лишь чернокнижник вышел на ночную охоту, дабы найти себе жертву, достойную своего Господина (чисто механически тут бы подошёл ход Такова судьба, но я сглупил и заявил, что это Восприятие, ну да ничего, Судьба у игроков не залежалась). Он обнаружил одиноко бредущую женщину, и, подкравшись сзади, оглушил ее ударом рукояти по затылку. Время тащить тело в логово, на алтарь… Игрок проверят Прыть: 3-5 (частичный провал с проблемами), но тут же улетает первый жетон Судьбы, получая результат 6+, Исмаил успешно приносит в жертву горожанку, после сбрасывая тело в бездонный колодец в катакомбах.

Утром, все отправляются в свой первый рейд на болота. Ольгерт идёт первым, проводя разведку, брат Исмаил осуществляет Поиск пути и Учёт припасов (даже со штрафом это лучше, чем у Рыцаря), а Рыцарь… Ну зато он сильный!

Дальнейшее стало традицией: Ольгерт ускоряет путешествие на 6+, а брат Исмаил попадает в трудности на 3-5, сводя все его усилия к 0. В результате, они добираются до обозначенной «дыры в земле». Разбив лагерь и проведя ночь без происшествий, наши герои устремляются в глубь лаза.

Свисающие коренья цепляются за голову, земляной пол и стены постепенно сменяются древней кладкой и вот они оказываются в конце коридора, который перегораживает каменная стена. Внимательно осмотрев пещеру, был обнаружен рычаг (было немного саспенса, так как рычаг был в дыре в стене и игроки слегка поспорили, кому туда совать руку), при активации которого, стена растворилась в воздухе (иллюзия! И снова споры, на этот раз по поводу возможных демонов и нечисти вокруг).
Решив двигаться дальше, отряд обнаруживает оную шкатулку, стоящую на пьедестале, посреди земляного зала. Снова совещание и осмотр (а вдруг что случится): и шкатулка снимается с подставки… все спокойно.
Игнорируя земляной лаз, уходящий дальше в глубину, игроки разворачиваются и отправляются в город.

На входе в город их встречают лихие люди, которые по описанию были также отправлены купцом за шкатулкой (казак с татуированным лицом каторжника с двумя пистолями за кушаком), но в напряженной ситуации им помогает небольшой караван местных наемников, вписавшихся за персонажей (Быстрое путешествие, 3-5: ты попал в передрягу и тебе помогла фракция. Запиши с ней долг).
Результат хода (3-5) Когда вернулись в город разносит вести, что на отряд новичков можно положиться — слово держат и работу выполняют, но считают хороняками и боягузами, неспособными на прямую конфронтацию.

Шкатулка передаётся купцу, а полученные деньги тут же инвестируются в развитие логова (приобретается тайный схрон) и лечение персонажей. Оставшихся денег по-прежнему не хватает и игроки решают искать новую работу.

Человек человеку волк
Шныряя по городку в поиске интересных слухов, отряд узнает, что давеча был порван кузнец. Причём порван на части у себя в кузне, в черте города. Кроме того, своими расспросами они привлекают внимание таинственной личности в дорожном кафтане и шляпе. Отправившись к сыну кузнеца, Василю, они узнают, что батю задрали прямо в кузне, после того как он принял заказ на пять капканов с посеребрёнными зубьями. После обыска кузни и совещаний, отряд приходит к мысли, что кузнеца порвал волколак и они отправляются на городской погост, дабы провести эксгумацию и посмертную Экспертизу.

Тут нужно отметить, что понимание волколаков, упырей и прочей нечисти в славянском фольклоре достаточно сильно отличается от устоявшихся фэнтезийных штампов. Кому интересно, можно кратко ознакомиться с большим собранием историй вот здесь

На кладбище они обнаруживают, что батя после смерти обратился и, так как был захоронен неправильно (а именно без отсечения головы с осиновым колом в сердце), выкопался. Могила пустая, смотритель кладбища в шоке. Игроки решают дождаться заказчика капканов и постеречь сына кузнеца.

Заказчиком оказывается та самая таинственная личность в дорожном кафтане и шляпе — он же Кант, опытный охотник на ведьм, расследующий это происшествие и подозревающий волколака. После напряженных переговоров, игроки получают еще одну наводку от Канта — жена пекаря видела какую-то тварь, и отправляются ее допросить, а после возвращаются в кузню, чтобы вместе с Кантом подстеречь упыря (волколак — это вид упыря — вернувшегося с того света проклятого мертвеца, а как известно, все обращённые первым делом возвращаются за теми, кого при жизни любили).

Игроки расставляют капканы, прячутся на местности и замирают в ожидании. На город опускается ночь. После полуночи, стоящий на страже получает 1-2 и здоровенный волколак, перепрыгнувший через забор атакует его, сбивая с ног. Дальше идёт бой (ход Создать преимущество весьма добавляет тактики), в ходе которого шпиона Ольгерта чуть не убивают (сперва волколак, потом брат Исмаил, случайно поджигающий его, вместо твари, чем кстати, окончательно проявляет себя в глазах Канта), потом лечат волколака (яд шпиона + провал хола Знаний брата Исмаила, дают в результате его совет добавить волчьих ягод в отвар, что вместо вреда, лечит и усиливает упыря), но все заканчивается хорошо. Поверженная тварь после смерти превращается в мертвого кузнеца в обрывках савана. Василь рыдает, Кант шипит угрозы и исчезает, рыцарь Исмаил и Ольгерт пьют горькую до упаду, а брат Исмаил отправляется в публичный дом (кстати, он называется Глубокая шахта), где предаются порокам на всю катушку, всаживая остатки дукатов на распутных девок, настойку дурмана и лауданум.
Оставив поиски напавшего на кузнеца, так как денег на этом явно не заработать, наши бравые наемники начинают искать новый заказ.

Казак, девочка и крест
Так как охотник канул в воду, то ребята быстро присвоили себе капканы и также выгодно продали, снова потратив все деньги на улучшение логова и мелкие нужды. Поэтому вопрос заработка вновь встаёт в полный рост. Отряд вспоминает, что у них была наводка о каком-то кургане, где якобы злато до плеч навалено, но оттуда никто не возвращался, только один казак Яшка Сивый, который потерял весь свой задор и теперь пропивает остатки денег в портовых кабаках.

Найдя Яшку, они узнаю подробности того неудачного рейда. Он описывает им, что все началось с маленькой девочки, которая ночью увела дозорного в топь, предложила ему ягод, он отказался и она его утопила, а надо было есть), а закончилось деревьями, которые рвали и душили его товарищей. Он один только и убег.

Сказано, сделано, следующим днем, отряд выходит на болота, в направлении, описанном Яшкой. По традиции, разведчик ускоряет дороге результатом 6+, а колдун, замедляет на 3-5. В первую же ночь на болотах, Ольгерт, стоящий на дозоре видит в кустах маленькую бледную девочку в ночной рубашке, которая манит его в заросли. Успешно сопротивляясь чарам, он жестами подманивает ее к себе. Девочка выходит из зарослей и останавливается на границе света костра и тени. Худые босые ножки, чёрные волосы и глаза цвета тины. На бледных ручках, протянутых к Ольгерту лежит горка красных ягод. Помня рассказ казака, Ольгерт хватает их и сьедает (вот только там был результат 3-5, частично ложь, частично правда, есть ягоды ни в коем случае нельзя), это оказывается волчья ягода: девочка исчезает, а Ольгерт теряет сознание до утра, отделавшись небольшим расстройством.

Легенда о детях красных болот, послужившая основой для этой встречи: здесь

Следующий день, по традиции, разведчик сокращает путь, а проводник удлиняет, да так, что заводит остаток группы в засаду разбойников, сидящих по обе стороны оврага, на дне которого идут герои (они уже появлялись вчера, на выборе: опасность рядом, но пока вас миновала). Сыпятся стрелы, рыцарь пытается увернуться и начинает тонуть в топях, брат Исмаил рывком падает в кусты и оттуда накрывает одну группу лиходеев Словом силы, сжигая их моментально. Другая группа обращается в бегство звучным голосом Рыцаря, который грозит им карой Господней.
Рыцарь начинает что-то подозревать, больно уж часто все взрываются и загораются рядом с братом Исмаилом. А брат Исмаил находит немного золота у разбойников и именной нательный крест, принадлежавший отцу рыцаря Исмаила!!!
Отряд решает повременить с курганом Яшки и найти остатки разбойников, дабы узнать откуда у них этот крест. Они встают лагерем на болотах и на этом мы заканчиваем первую встречу.
Кстати, находка креста — игровое совпадение на генераторе наживы (что-то представляющее ценность для игрока, связанное с ним).

Итоги: очевидный плюсы ДВ-хаков в объеме действий — мы успели за эту игру в несколько раз больше, чем обычно. Действий и событий было однозначно больше. Криповая история с девочкой очень зашла игрокам и у меня уже заготовлено еще несколько похожих зловещих встреч, кажущихся чем-то другим.
Боёвка чуть более тяжёлая, по сравнению с другими хаками, но лично для меня это плюс — как раз тот уровень, что нужно (большая детальность и возможность тактических выборов, при этом не перегружает мастера и игроков).
Генераторы работают как надо, правда я их слегка расширил.
Сеттинг очень нравится, а подготовка к нему сделала меня знатоком истории Нового времени, в которой я раньше плавал (часто шучу над собой, что пытаюсь проводить образовательные игры)

В общем, Темным болотам однозначно плюс. Несмотря на то, что жанр игры, как и сами правила для меня в новинку (до этого немного водил Град Иуды), игра понравилась, играть собираемся и дальше. Кроме того, я активно пишу дополнение к Темным болотам.

P.S. Во вложении краткая псевдоисторическая справка и описание стартовых городов, основанных на реально существующих городах того времени.

24 комментария

avatar
Хороший отчет и спасибо за тест системы!)
avatar
Люблю читать отчеты по утрам! Спасибо!
avatar
Классный отчёт, прочёл с удовольствием, но, как я и говорил, ничего славянского не ощущается.

Почему-то упорно наши люди не хотят писать славянское фэнтези времён былин, всегда Иван Террибль маячит.
avatar
У тебя странное понимание «славянскости». Былинность и лубочность это все-таки немножко другое.
avatar
Ну когда говорят, что будут играть в западное фэнтези, сразу представляют рыцарей и времена Крестовых походов, верно? По умолчанию.
avatar
Честно говоря, я не пойму, ты шутишь или нет. Потому что когда мне говорят западное фентези, последнее о чем я думаю — это крестовые походы с их кровью, грязью, политикой и кровавой бойней всех кто носит крестики/полумесяцы разных форм.
avatar
Нет. Западное фентези — это Артур, дамы в высоких колпаках и сражения с великанами. А крестовые походы никакого отношения к фентези не имеют.
avatar
Особенно Толкин, который вроде как образец. Ну пусть даже Артур, но явно не 16 век.
avatar
ВХФБ вспомни. Один из столпов современного фентези — и как раз семнадцатый-шестнадцатый века.

P.S. У Толкиена вообще век десятый в лучшем случае, какие там крестовые походы о_0
avatar
Ты прекрасно понял, о чем речь.
avatar
Ага, вот только ВХФБ все еще аргумент. Многим на ум приходит фентези с мушкетами и пикинерами. Не обязательно все сужать до маленького островка.
avatar
Во-первых, разные временные рамки. Это новое время: 16й век, и другие места: Польша/Украина/Белорусия. Здесь уже лаптям да скобарям не место, просто в силу исторического процесса.
Во-вторых, я перед игрой плотно прошерстил восточно-славянский фольклор, и большая часть игры основана на нем. я использовал нативные легенды и монстров, походу объяснил игрокам отличие волклолаков и упырей в славянской мифологии от классической средневековой (а отличия довольно большие).
Многие являются заложниками штампов лубка и клюквы.
Btw, я также не считаю Тёмные болота славянским фентези, и в тексте нигде не использовал это словосочетание
avatar
Многие являются заложниками штампов лубка и клюквы.
Мне тоже так кажется)
Но Темные болота — это именно славянское фэнтази. Игра слишком сильно связана с этими местами, жителями и их легендами.
Возможно дело в том, что у славянского фэнтази довольно широкие рамки, и оно не сводится только к былина киевской руси. К нему например часто относят творчество Анжея Сапковского.
avatar
Вот, кстати, тоже хотел Сапковского в пример привести. Это славянское фентези или нет? Потому что Тёмные болота — это локация целиком элегантно помещающаяся в сеттинг ведьмака и выглядит там органично.
avatar
Насколько я знаю, Сапковского относят к славянскому фэнтази.
И конечно у Темных болот очень много общего и с Ведьмаком и с циклом про гуситские войны.
avatar
ничего славянского не ощущается
Это немного странно, т.к. все материалы игры прямо пропитаны славянским духом. Это проявляется и в буклетах (Ведьма с болот, Казак с дикого поля, ...), и в списках имен, и в исторические ориентирах (Полесье 15-16 веков), и в предметах (рогатина, пищаль, живая вода, ручница, ...), и в генераторах, и в противниках(в первую очередь разнообразная славянская нечисть).
avatar
почему-то упорно наши люди не хотят писать славянское фэнтези

Может, потому, что оно всех задолбало в девяностые-двухтысячные? Или, может, потому, что оно выглядит и воспринимается невероятно дурацки?
avatar
Хватит путать славянское и лубочное. Ну ты то куда.
У Даркстара годная славянщина. Хорошая, образцовая почти.

То что Фобос называет славянщиной березки, «Князя-2» от 1С и прочий треш не означает что образованные люди вроде тебя должны за ним повторять =_=
avatar
Коротко — славянского у нас нет. Вообще.

Точнее, есть — но это надо делать ролевку минимум по Смутному Времени, по Потопу или там самый край по Косову Полю. Все, что раньше — кривозадые «реконструкции» Рыбакова, если вообще не Краледворская Рукопись и не спекуляции на «русских людей обижают» типа Чивилихина.

Если же мы хотим фэнтези, sword and sorcery — то оно у нас есть, не вопрос! Ой, не вопрос! Семенова и ее подобрашки, «Всеслав» и его песиглавцы — а то и сообще эпические продукты русского ренессанса политического неоязычества типа «Громовичей».

Просто это ж пиздец.
avatar
Так я ж тебе про то и говорю. Смутное время это как раз примерные исторические рамки «Темных Болот».

А вот столь любимые некоторыми реконструкции это как раз «Князь-2», Семёнова и прочий пиздец.
avatar
Ну так я чисто заметил, почему народу более не нужно «славянское фэнтези времен былин». Потому что термин этот уже выкупан Семеновой в Волкодаве — и даже до того вызывал уныние и зевоту.
avatar
Cправедливо
avatar
Кстати, ни одной берёзовой рощи ещё не было. Надо бы каноничное гиблое место, пропитанное клюквой сделать. Этакую аномалию, работающие на славянском духе.
avatar
Люто, бешено плюсую
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.