ИНРИНРЯ против Гутенберга
Этот пост я делаю по просьбе 9power и попытаюсь тут описать свой опыт издания книжек и как я сейчас это делаю, набив все шишки.
Наверное, начать стоит с оценки того, во что может встать производство книжки. У меня общее кол-во расходов складывается из:
Расходы на тираж, ясен пень, зависят от количества единовременно напечатанных экземпляров. Чем больше штук, тем ниже удельная стоимость каждой единицы ИНРИНРЯ. Типографии часто орудуют «порогами» печати: до 20 / 50 / 100 экземпляров. Очень приблизительно, по московским ценам какие-нибудь 10 штук ЧБ книжки обойдутся от 14 до 20 тысяч, а 50 штук — от 25 до 35КР. Стоимость зависит от самой типографии, но прежде чем обращаться куда-либо, нужно предоставить макет и ТЗ, о чем я упомяну позже.
Гонорары художников — это фиксированные траты, которые не зависят от количества печатаемых рулбуков. Тут как повезет с деньгами (статистически, питерские художники очень дорогие), самое же тонкое место в подготовке иллюстративного материала — это сроки. Художники любят проебываться по срокам, даже если внести аванс. Поэтому начинать собирать картинки лучше за полгода до предполагаемого срока, а лучше вообще за год и пинать, НЕЩАДНО ПИНАТЬ: сначала просто с определённой периодичностью, потом (ближе ко сроку сдачи рисунка) настойчивее. Помогает при общении с творческими людьми предоставить макет помимо текстового описания и потом обсуждать его. Для примера, так выглядело ТЗ на обложку «Судьбы Морровинда».
А так — единственная цветная иллюстрация для «Пони Плюс»:
Реклама может и вовсе не затребовать вложений, смотря какими каналами пользоваться. Однако от рекламы зависит дополнительный охват ЦА, но это не гарантия: считай, что число ВСЕХ, кто хотя бы добрался до описания твоей книги и оставил комментарий вида «Уау, я это возьму», надо делить на 3, тогда ты получишь тот минимум, который надо отпечатать. Те, кто сразу готов принять экземпляр и пишет тебе адрес доставки — это верные клиенты, их делить не надо. Если есть издательство, заинтересованное в твоих книгах, то пользуйся его услугами: они например, способны организовать предзаказ, а это снизит сумму непосредственных трат.
Теперь по качеству — всё качество лежит на авторе. Типография может налажать, например, с биговкой или аккуратностью среза листа, но если там появляются непечатаемые символы или черные прямоугольники вместо картинок — это твоя вина. Так вот, что надо учитывать при оформлении качественной™ книги:
Когда готов блок и обложка, можно искать типографию и скидывать ей файлы + ТЗ. Что в себя включает ТЗ:
Резюмируя, чтобы напечатать хорошую книгу, надо самому разбираться в хороших книгах :) Если ориентироваться на небольшие аудитории, то в целом печать себя не окупает, даже если люди захотят тебя отблагодарить за подаренные экземпляры. Самой коммерчески успешной для издательства по моим сведениям оказалась как раз книга по Морровинду: было сделано 100 экземпляров и, благодаря рекламе, затраты на печать окупились на стадии предзаказа.
UPD: добавил немножко исправлений после обсуждения в ВК.
Наверное, начать стоит с оценки того, во что может встать производство книжки. У меня общее кол-во расходов складывается из:
- тиража
- гонораров художников
- рекламы
Расходы на тираж, ясен пень, зависят от количества единовременно напечатанных экземпляров. Чем больше штук, тем ниже удельная стоимость каждой единицы ИНРИНРЯ. Типографии часто орудуют «порогами» печати: до 20 / 50 / 100 экземпляров. Очень приблизительно, по московским ценам какие-нибудь 10 штук ЧБ книжки обойдутся от 14 до 20 тысяч, а 50 штук — от 25 до 35К
Гонорары художников — это фиксированные траты, которые не зависят от количества печатаемых рулбуков. Тут как повезет с деньгами (статистически, питерские художники очень дорогие), самое же тонкое место в подготовке иллюстративного материала — это сроки. Художники любят проебываться по срокам, даже если внести аванс. Поэтому начинать собирать картинки лучше за полгода до предполагаемого срока, а лучше вообще за год и пинать, НЕЩАДНО ПИНАТЬ: сначала просто с определённой периодичностью, потом (ближе ко сроку сдачи рисунка) настойчивее. Помогает при общении с творческими людьми предоставить макет помимо текстового описания и потом обсуждать его. Для примера, так выглядело ТЗ на обложку «Судьбы Морровинда».
А так — единственная цветная иллюстрация для «Пони Плюс»:
Реклама может и вовсе не затребовать вложений, смотря какими каналами пользоваться. Однако от рекламы зависит дополнительный охват ЦА, но это не гарантия: считай, что число ВСЕХ, кто хотя бы добрался до описания твоей книги и оставил комментарий вида «Уау, я это возьму», надо делить на 3, тогда ты получишь тот минимум, который надо отпечатать. Те, кто сразу готов принять экземпляр и пишет тебе адрес доставки — это верные клиенты, их делить не надо. Если есть издательство, заинтересованное в твоих книгах, то пользуйся его услугами: они например, способны организовать предзаказ, а это снизит сумму непосредственных трат.
Теперь по качеству — всё качество лежит на авторе. Типография может налажать, например, с биговкой или аккуратностью среза листа, но если там появляются непечатаемые символы или черные прямоугольники вместо картинок — это твоя вина. Так вот, что надо учитывать при оформлении качественной™ книги:
- Готовящийся к печати документ ≠ документ для чтения с экрана. Старый файл можно взять за основу, но ему нужно оформить вылеты (виртуальное пространство от итогового края листа до края, по которому будет ходить типографский нож), соответственно, все значимые™ объекты надо отодвинуть от края, чтобы его случайно не порезало кривое оборудование, а если так и задумано, то значимый объект™ должен выходить за край, чтобы его уж точно рубануло… Еще надо удалить обложку и тыльную обложку и довести количество страниц до кратного четырем. Можно упороться по нахзацам и форзацам, но я это кунфу еще не освоил и, если очень надо, отправляю соответствующие пожелания. Зато можно не заморачиваться с интерактивными элементами.
- Вёрстка. Я никаких особых курсов не посещал, учился сам по Ководству, статьям паблика Бесплатные шрифты и обращался за помощью к Katikris , процесс был растянут во времени, поэтому мои первые работы были не очень. Если есть знакомый верстальщик — отдавай ему, не пожалеешь.
- Редактура. Ну, тут тоже понятно. Вообще редакторы требуют деньги, что неудивительно, но относительно всего предприятия, суммы небольшие — не скупись. Если уж совсем неохота и веришь в свои силы — воспользуйся Орфограммкой — подписка стоит копейки, а функционал огромный.
- Цветокоррекция. Если блок планируется печатать в ЧБ, то надо все арты либо переводить в ЧБ, либо в CMYK. Обычно при переводе цветовых режимов летит баланс черного, поэтому надо сохранять в разных форматах целевой файл и посмотреть с монитора, где чёрный это чёрный, а не тёмно-серый. Если не сделать цветокоррекцию, может выйти всрато, как, например, в Рax Psychosis или вот так:
Цветокоррекция силами типографии занимает ненулевое время, но если книжка простая по цветовой схеме, то достаточно выборочно проверить самые подозрительные страницы. Наверняка придется съездить в типографию, чтобы глянуть на косяки, выслушать рекомендации и предоставить новый макет. Заодно посмотреть, какова печать. Я вот поленился съездить в свое время за первым тиражом Cortex-хака на MLP, а потом оказалось, что все чётные страницы имеют на последней строке кляксы и штрихи.
- Если планируется цветная печать чего бы то ни было, то надо сохранять арты в CMYK.
- Если используются своеобразные шрифты, то следует внимательно пройтись по всему тексту подготовленного к печати файла. Я вот в «Судьбе Морровинда» пропустил один символ в слове Орудия на стр. 115. Чем известнее шрифт, тем меньше шансов, что он выкинет какой-то фортель. К тому же многие декоративные шрифты не умеют в спецсимволы наподобие —, ↑ или ∫, что, согласитесь, очень важно в мануале к НРИ.
- Обложку автор тоже делает сам и посылает в типографию в виде разворота (её печатают целиком, режут и наклеивают на картон, который потом и станет обложкой в случае твёрдого переплета). В сети есть сайты-калькуляторы, на каком листе готовить обложку под определенный формат, тип переплета и толщину (впрочем, они между собой дают разные значения ± 2-3 мм, но это, видимо, не так страшно. Самое важное: определить толщину корешка в целых миллиметрах. Альтернативно, можно воспользоваться книгами «Студии 101» и померять их вручную, благо студийцы указывают в исходных данных плотность бумаги, формат и т. д.
Когда готов блок и обложка, можно искать типографию и скидывать ей файлы + ТЗ. Что в себя включает ТЗ:
- Формат [блока]. Сколько мм в высоту и ширину, какую долю типографского листа это займет. Обычно форматы имеют свои обозначения, которые можно проверить на википедии.
- Количество полос (страниц блока, должно нацело делиться на 4. Иногда должно делиться на 8, но добросовестная типография обычно предупреждает сама о таких вещах)
- Цветовую схему блока и обложки (ЧБ, дуотон Х или полноцветная).
- Переплет.
- Крепление блока к обложке.
- Плотность бумаги и ее тип. Я полюбил офсетную матовую по 100 г/м↑2. UPD: оказалось, такого типа не существует, поэтому просто офсетная за 100, хотя вроде говорят, что не норм.
- Параметры обложки (ламинация, ламинация по контуру).
Резюмируя, чтобы напечатать хорошую книгу, надо самому разбираться в хороших книгах :) Если ориентироваться на небольшие аудитории, то в целом печать себя не окупает, даже если люди захотят тебя отблагодарить за подаренные экземпляры. Самой коммерчески успешной для издательства по моим сведениям оказалась как раз книга по Морровинду: было сделано 100 экземпляров и, благодаря рекламе, затраты на печать окупились на стадии предзаказа.
UPD: добавил немножко исправлений после обсуждения в ВК.
10 комментариев
Во-первых, это все не так страшно, как кажется. Я зеленого не имел понятия, как проходит печать книг, поэтому просто отправился в типографию и сказал «Хочу». Меня приняли достаточно радушно и оперативно объяснили все вот эти особенности, почему нужно делить число страниц на 4, как сделать обложку для печати и сколько все это будет стоить.
Во-вторых, если в Мск действительно такие цены на печать, как написано выше, то… что вам сказать, печатайте в провинции :) 10 экземпляров полностью цветного Хексена с твердой обложкой и формата А4 обошлись мне чуть больше 7000 рэ. Черно-белый Гаммаслейерс формата А5 около 4000 рэ за 10 штук (правда, тут накосячили с обложкой, так и не понял, чей же косяк был, мой или типографии).
Всего 700 рублей за экземпляр? О_о У меня диплом на 90 листах во столько обошелся, хотя там цветных иллюстраций всего 6 штук было (но они и отъели около половины бюджета, да и печатал я все-таки не в типографии).
Дело не в масштабе, хотя, конечно, чем выше хайп, тем выше шанс, что попадешь на C&D order. Надо просто не коммерциализировать продукцию, а если без этого никак, то иметь к получению выгоды как можно меньше отношения. Впрочем, если я правильно помню, безвоздмездность производства тоже не гарантия — тут надо поспрашивать Брега или найти старый пост Эрлинга про это дело.