ИНРИНРЯ против Гутенберга

Этот пост я делаю по просьбе 9power и попытаюсь тут описать свой опыт издания книжек и как я сейчас это делаю, набив все шишки.

Наверное, начать стоит с оценки того, во что может встать производство книжки. У меня общее кол-во расходов складывается из:
  1. тиража
  2. гонораров художников
  3. рекламы

Расходы на тираж, ясен пень, зависят от количества единовременно напечатанных экземпляров. Чем больше штук, тем ниже удельная стоимость каждой единицы ИНРИНРЯ. Типографии часто орудуют «порогами» печати: до 20 / 50 / 100 экземпляров. Очень приблизительно, по московским ценам какие-нибудь 10 штук ЧБ книжки обойдутся от 14 до 20 тысяч, а 50 штук — от 25 до 35КР. Стоимость зависит от самой типографии, но прежде чем обращаться куда-либо, нужно предоставить макет и ТЗ, о чем я упомяну позже.

Гонорары художников — это фиксированные траты, которые не зависят от количества печатаемых рулбуков. Тут как повезет с деньгами (статистически, питерские художники очень дорогие), самое же тонкое место в подготовке иллюстративного материала — это сроки. Художники любят проебываться по срокам, даже если внести аванс. Поэтому начинать собирать картинки лучше за полгода до предполагаемого срока, а лучше вообще за год и пинать, НЕЩАДНО ПИНАТЬ: сначала просто с определённой периодичностью, потом (ближе ко сроку сдачи рисунка) настойчивее. Помогает при общении с творческими людьми предоставить макет помимо текстового описания и потом обсуждать его. Для примера, так выглядело ТЗ на обложку «Судьбы Морровинда».

А так — единственная цветная иллюстрация для «Пони Плюс»:


Реклама может и вовсе не затребовать вложений, смотря какими каналами пользоваться. Однако от рекламы зависит дополнительный охват ЦА, но это не гарантия: считай, что число ВСЕХ, кто хотя бы добрался до описания твоей книги и оставил комментарий вида «Уау, я это возьму», надо делить на 3, тогда ты получишь тот минимум, который надо отпечатать. Те, кто сразу готов принять экземпляр и пишет тебе адрес доставки — это верные клиенты, их делить не надо. Если есть издательство, заинтересованное в твоих книгах, то пользуйся его услугами: они например, способны организовать предзаказ, а это снизит сумму непосредственных трат.

Теперь по качеству — всё качество лежит на авторе. Типография может налажать, например, с биговкой или аккуратностью среза листа, но если там появляются непечатаемые символы или черные прямоугольники вместо картинок — это твоя вина. Так вот, что надо учитывать при оформлении качественной™ книги:
  • Готовящийся к печати документ ≠ документ для чтения с экрана. Старый файл можно взять за основу, но ему нужно оформить вылеты (виртуальное пространство от итогового края листа до края, по которому будет ходить типографский нож), соответственно, все значимые™ объекты надо отодвинуть от края, чтобы его случайно не порезало кривое оборудование, а если так и задумано, то значимый объект™ должен выходить за край, чтобы его уж точно рубануло… Еще надо удалить обложку и тыльную обложку и довести количество страниц до кратного четырем. Можно упороться по нахзацам и форзацам, но я это кунфу еще не освоил и, если очень надо, отправляю соответствующие пожелания. Зато можно не заморачиваться с интерактивными элементами.
  • Вёрстка. Я никаких особых курсов не посещал, учился сам по Ководству, статьям паблика Бесплатные шрифты и обращался за помощью к Katikris , процесс был растянут во времени, поэтому мои первые работы были не очень. Если есть знакомый верстальщик — отдавай ему, не пожалеешь.
  • Редактура. Ну, тут тоже понятно. Вообще редакторы требуют деньги, что неудивительно, но относительно всего предприятия, суммы небольшие — не скупись. Если уж совсем неохота и веришь в свои силы — воспользуйся Орфограммкой — подписка стоит копейки, а функционал огромный.
  • Цветокоррекция. Если блок планируется печатать в ЧБ, то надо все арты либо переводить в ЧБ, либо в CMYK. Обычно при переводе цветовых режимов летит баланс черного, поэтому надо сохранять в разных форматах целевой файл и посмотреть с монитора, где чёрный это чёрный, а не тёмно-серый. Если не сделать цветокоррекцию, может выйти всрато, как, например, в Рax Psychosis или вот так:

    Цветокоррекция силами типографии занимает ненулевое время, но если книжка простая по цветовой схеме, то достаточно выборочно проверить самые подозрительные страницы. Наверняка придется съездить в типографию, чтобы глянуть на косяки, выслушать рекомендации и предоставить новый макет. Заодно посмотреть, какова печать. Я вот поленился съездить в свое время за первым тиражом Cortex-хака на MLP, а потом оказалось, что все чётные страницы имеют на последней строке кляксы и штрихи.
  • Если планируется цветная печать чего бы то ни было, то надо сохранять арты в CMYK.
  • Если используются своеобразные шрифты, то следует внимательно пройтись по всему тексту подготовленного к печати файла. Я вот в «Судьбе Морровинда» пропустил один символ в слове Орудия на стр. 115. Чем известнее шрифт, тем меньше шансов, что он выкинет какой-то фортель. К тому же многие декоративные шрифты не умеют в спецсимволы наподобие —, ↑ или ∫, что, согласитесь, очень важно в мануале к НРИ.
  • Обложку автор тоже делает сам и посылает в типографию в виде разворота (её печатают целиком, режут и наклеивают на картон, который потом и станет обложкой в случае твёрдого переплета). В сети есть сайты-калькуляторы, на каком листе готовить обложку под определенный формат, тип переплета и толщину (впрочем, они между собой дают разные значения ± 2-3 мм, но это, видимо, не так страшно. Самое важное: определить толщину корешка в целых миллиметрах. Альтернативно, можно воспользоваться книгами «Студии 101» и померять их вручную, благо студийцы указывают в исходных данных плотность бумаги, формат и т. д.

Когда готов блок и обложка, можно искать типографию и скидывать ей файлы + ТЗ. Что в себя включает ТЗ:
  • Формат [блока]. Сколько мм в высоту и ширину, какую долю типографского листа это займет. Обычно форматы имеют свои обозначения, которые можно проверить на википедии.
  • Количество полос (страниц блока, должно нацело делиться на 4. Иногда должно делиться на 8, но добросовестная типография обычно предупреждает сама о таких вещах)
  • Цветовую схему блока и обложки (ЧБ, дуотон Х или полноцветная).
  • Переплет.
  • Крепление блока к обложке.
  • Плотность бумаги и ее тип. Я полюбил офсетную матовую по 100 г/м↑2. UPD: оказалось, такого типа не существует, поэтому просто офсетная за 100, хотя вроде говорят, что не норм.
  • Параметры обложки (ламинация, ламинация по контуру).
Сроки надо уточнить сразу, но как правило, это достаточно оперативный процесс. Впрочем, я с «Легендами Астартес» чуть не обосрался, поскольку несколько дней общался не с самым активным менеджером одной типографии, пока не обратился к другой. Знал бы прикуп — не бегал с бешеными глазами по Москве.

Резюмируя, чтобы напечатать хорошую книгу, надо самому разбираться в хороших книгах :) Если ориентироваться на небольшие аудитории, то в целом печать себя не окупает, даже если люди захотят тебя отблагодарить за подаренные экземпляры. Самой коммерчески успешной для издательства по моим сведениям оказалась как раз книга по Морровинду: было сделано 100 экземпляров и, благодаря рекламе, затраты на печать окупились на стадии предзаказа.

UPD: добавил немножко исправлений после обсуждения в ВК.

10 комментариев

avatar
Вставлю свои пять копеек, т.к. тоже пришлось печатать книги на прошлый Ролекон, и по-моему Хексен получился неплохо.
Во-первых, это все не так страшно, как кажется. Я зеленого не имел понятия, как проходит печать книг, поэтому просто отправился в типографию и сказал «Хочу». Меня приняли достаточно радушно и оперативно объяснили все вот эти особенности, почему нужно делить число страниц на 4, как сделать обложку для печати и сколько все это будет стоить.
Во-вторых, если в Мск действительно такие цены на печать, как написано выше, то… что вам сказать, печатайте в провинции :) 10 экземпляров полностью цветного Хексена с твердой обложкой и формата А4 обошлись мне чуть больше 7000 рэ. Черно-белый Гаммаслейерс формата А5 около 4000 рэ за 10 штук (правда, тут накосячили с обложкой, так и не понял, чей же косяк был, мой или типографии).
avatar
10 экземпляров полностью цветного Хексена с твердой обложкой и формата А4 обошлись мне чуть больше 7000 рэ

Всего 700 рублей за экземпляр? О_о У меня диплом на 90 листах во столько обошелся, хотя там цветных иллюстраций всего 6 штук было (но они и отъели около половины бюджета, да и печатал я все-таки не в типографии).
avatar
Вот по 700 рублей я их и продавал, неудивительно, что тираж смели с прилавка стоило мне отвернуться :)
avatar
А каков объем? В смысле, сколько листов
Последний раз редактировалось
avatar
90 листов А4 + обложка.
avatar
Большое спасибо за затраченные усилия. Как я понимаю это самиздатовский вариант издания (без присвоения ISBN и отдачи экземпляров в Книжную Палату)? Типографиям вообще есть дело до того, что клиент печатает? Какие стоит принимать телодвижения чтобы правообладатели — в Вашем случае Хасбро, Геймc Ворксшоп и ZeniMax Media (Morrowind) не зацепились за использование их интеллектуальной собственности кроме как выпускать мелкий масштаб?
avatar
Как я понимаю это самиздатовский вариант издания (без присвоения ISBN и отдачи экземпляров в Книжную Палату)? Типографиям вообще есть дело до того, что клиент печатает?
Ага, самиздат. Типографиям как правило пофиг — не встречал тех, которые хотя бы интересовались контентом.
Какие стоит принимать телодвижения
Дело не в масштабе, хотя, конечно, чем выше хайп, тем выше шанс, что попадешь на C&D order. Надо просто не коммерциализировать продукцию, а если без этого никак, то иметь к получению выгоды как можно меньше отношения. Впрочем, если я правильно помню, безвоздмездность производства тоже не гарантия — тут надо поспрашивать Брега или найти старый пост Эрлинга про это дело.
avatar
Меня кстати спросили что я буду печатать, и согласен ли оригинальный автор на мой перевод, но скорее это был дежурный вопрос, т.к. содержанием все равно никто не интересовался.
avatar
Если печатаешь «для себя» то типографиям нет дела, ну, если что, конечно, не «Майн Кампф».
avatar
UPD: Гаррет верно говорит — материал не должен быть экстремистским или запрещенным к распространению.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.