Итоги 2012 года - рпг

Я предупреждаю, что написанное дальше может быть воспринято тобой с некоторой долей неадекватности. Но если ты готов читать дальше, не говори потом, что я тебя не предупреждал.


Сегодня речь пойдет о модном в 2011-2012 годах увлечении – развитии индустрии настольных ролевых игр в России и других русскоговорящих странах. Это увлечение возникло после появления первого полностью настольно-ролевого конвента Ролекон, когда причастная общественность вдруг осознала, что «индустрию можно шатать».

«Шатать» можно, как оказалось. Вот только индустрии с тех пор так и не получилось. Процесс, запущенный в 2011 году, когда после огромного перерыва свет увидели целых три коммерческих продукта на эту тематику, продолжил успешно развиваться… Нет, не продолжил. Импульс, заданный энтузиастами и новаторами, сдулся, и в конце 2012 года мы видим в принципе то же самое состояние дел, что и до 2011 года, правда, с дополнительными деталями.

Читать далее.
  • нет
  • avatar
  • +4

45 комментариев

avatar
Из статьи воззникает впечатление, что это продолжение спора с кем-кто конкретным, злоупотребляющим словом «эффективность». %)
Будто адресовано оно ему, а по ошибке опубликовано в открытом доступе.

Более по делу: ближайшее, что у нас есть к флешмобу — это Ролекон. =)
Только собирает Ролекон не только тех, кто готов без особых причин возникнуть и потусить, но и тех, кто туда вполне по делу: за играми ли, за докладами ли, за продуктивным ли общением.
avatar
Странно. Вообще это просто подведение итогов, не более. Без особого анализа и призывов.

А насчет Ролекона ты прав, и я не оспариваю этого. Просто в его основной идее лежало немного другое. Это не отменяет его как тусовки для своих. Но цели-то у него иные.

Вообще, мне тут столько минусов накидали. Это потому, что я не прав или что? Если кто-то видит прогресс, пусть не стесняется и выскажется.
avatar
А я выскажу за прогресс. Во-первых, будущее за электронными книгами в PDF. Чего стоит только сайт Rpgnow.com, который на этом специализируется. Да и возможности напечатать ту же Красную Землю… За ваши деньги любой каприз, как говорится, да только где найти столько лишних денег?

По играм: ты забыл практически готовых Эзотеррористов, завершённую почти до конца Apocalypse World. Если говорить о дополнениях… То там очень много чего набралось, начиная от невероятного количества шаблонов для той же Фиаско, заканчивая модулями для ДА, презентациями сеттингов и прочих дополнений (не говоря о потрясающих Deadlands).
Очень скоро я сам буду делать обзоры за 2012 год, тогда разверну свои мысли более подробно.
avatar
Ну вот, хоть кто-то высказался за конструктив. Спасибо. Насчет электронных книг — там немного другая бизнес-модель, так что сравнивать rpgnow и наш рынок можно будет начинать лет через 100.

Слушай, я намерено не упоминал анонсы. Анонсы — это не показатель прогресса, это просто информация. Это как идея, которая ничего не стоит без реализации. Поэтому, не видя Deadlands (которую, судя по вордингу на indigogo я так и не получу), я не готов судить о ее качестве. Если 2013 года порадует нас выходом всего, что ты перечислил, это будет здорово.

Но все же это не прогресс, так как это все — заслуги одной кампании. А кампании конечны, к сожалению. Я это к тому, что Студии нужны конкуренты, чтобы выжить.
avatar
Ты серьёзно? Красную землю, Волчье солнце и многие другие дополнения разрабатываются и верстаются не в Студии. Я сам лично несколько материалов уже заверстал.

Далее, ты говоришь, что до этого рынка расти и расти. Но мы и делаем разные продукты, чтобы создать этот рынок: модули, дополнения, сеттинги.

Да и Эзотеррористы по сути уже вышли и играбельны вполне себе.
avatar
Не-не-не, я еще раз говорю, что я о том, что уже случилось, а не о том, что случиться. И я говорю о том, что издатель один. Тьфу-тьфу-тьфу, придет кризис. Что тогда делать будем?
avatar
Смерть, ад, погибель и Израиль?
avatar
Нет, коллапс рынка в условиях кризиса монополиста.
avatar
Интересно, Студия где-нибудь публиковала свои продажи? Потому как, в зависимости от ответа, может получиться, что конкурировать-то собственно, и не за кого.
А даже если и есть за кого, то я как-то с трудом представляю, как могла бы выглядеть конкуренция (именно конкуренция, а не обоюдное сидение на жопе) за ролевиков. Воображение рисует что-то фантасмагорическое.
avatar
Это уже другая сторона вопроса. Но, Грей, мы же не будем здесь переизобретать экономическую теорию, а? А то будет совсем смешно.

Студия не публиковала свои продажи. Есть косвенные данные, которые позволяют прикинуть объем — но это все равно кривые цифры.
avatar
Во всяком случае, Студия сама себя не кормит. Таки да, я уверен, что конкурировать не за кого.
avatar
Если так, то мои опасения тщетны.
avatar
Честно говоря, дважды прочитав весь текст, я так и не понял, кто же эти люди, которые тянут телегу в разные стороны, а должны бы объединить усилия. Студия 101 и авторский коллектив ЭВ-2", что ли?
avatar
Это все причастные к публичной деятельности. Студия, игроделы, организаторы конвентов, хозяева популярных веб ресурсов и т.д.
avatar
Кирилл, пока фундаментом хобби будет оставаться мистер Занавеска с недотрахом и пустым кошельком, экономические перспективы становления оного представляются мне крайне сомнительными. А экономическая теория подсказывает нам, что если платежеспособными являются 10 человек из 1000, то от одного только увеличения конкуренции на рынке их число не вырастет, потому что оставшиеся 990 не платят не потому, что их не удовлетворяет качество работы монополиста, а потому, что платить не привыкли и не будут. Хотя бы из-за того, что первый вопрос при информации о новом продукте не «Где купить?», а «Где скачать на шару?».
avatar
Я помню, что обещал пост про особенности покупки, и свято верю, что время на него будет и даже скоро. Однако пока замечу, что выше зря, кажется, про пустой кошелёк идет как основной фактор — вопрос не столько в платежеспособности (цены там не такие уж жуткие для разовой покупки), сколько в целой куче иных факторов. Например, сообщество на деле расширяется очень медленно (средняя ролевая группа принимает единицы новичков в год, «самозарождение» ролевых групп из одних новичков — штука в общем-то редкая), и в группах с уже имеющимися источниками новые продукты — особенно базовые русскоязычные, с их бедным выбором — нужны нечасто. И привычки, да.
avatar
Я, скорее, используют метафору пустого кошелька, которая объединяет и упомянутую целую кучу). Если у человека полный кошелек, но тратить деньги на определенный продукцию он не хочет, то для изготовителя этой продукции кошелек, фактически, пустой.
Кстати, Геометр, я уже не первый раз замечаю интересную деталь: ты постоянно акцентируешь внимание на «кастово-гильдейской» социальной структуре НРИ, делая на основе этого выводы. Мне интересно, на основе чего у тебя сложилось такое мнение: это исключительно личный опыт или какие-то более широкие наблюдения? Я вот просто не уверен, что это действительно так.
avatar
Не уверен, что точно понял, что ты имеешь в виду под «кастово-гильдейской». Если речь про то, что основная форма организации ролевиков — это более-менее изолированные группы или «гнёзда», которые воспроизводят новых ролевиков по схеме «ученик-учитель», то первую очередь личный опыт, конечно — ну и наблюдения за тем, как ищутся партии и пр. на форуме и в сетях. Плюс несколько опросов на старом МРИ о том, как форумчане пришли к своему нынешнему состоянию (которые, конечно, не очень репрезентативны, ибо форумчане не всегда являются типичными ролевиками — но сдвиг будет в другую сторону, ибо не интересующиеся глобальным общением ролевики, похоже, ещё сильнее склонны вариться в собственном соку). Я вообще считаю, что какая-то иная структура характерна может быть для Москвы и СПб, возможно, но описанная выше — самая массовая. Но оно, понятно, мнение.
avatar
Могу лишь сказать, что в Самаре, на мой взгляд, точно такая же структура «настольных ролевых» групп — гнезда, сформированные вокруг ведущих, и курсирующие время от времени игроки. Также у наших игровых клубов(специализирующихся на обычных настольных играх, CCG и варгеймах) есть сотрудники, проводящие ролевые игры в клубе, но туда, насколько мне известно, редко заходят новички.
Я не зря выделил специфику групп как «настольных ролевых», т.к. не знаю, что происходит среди «полевщиков», когда они собираются поиграть в настольные ролевые игры.
avatar
Среди полигонщиков выше связность — потому что они в бОльшие группы собираются естественным образом. С другой стороны, для них НРИ — штуки побочные. Потому у них с одной стороны выше дрейф между мастерами в коротких играх, с другой стороны, если они хотят залезть в какую-то конкретную тематику ролевых игр, а не просто играть в формате «не сезон, так хоть время займём\по дороге на полигон», то они обычно попадают в компанию настольщиков со всеми их ограничениями.
avatar
в москве я наблюдал применительно к НРИ замкнутые тусовки, кружки по интересам
может есть и другие структуры, но они прячутся от меня
avatar
Аваллах, я с тобой согласен. Но я не хочу говорить о том, что делать, говорю о том, что сделано.
avatar
О Кирилл, зачем ты дал Гаррету укусить себя? :(
avatar
Если внимательно прочитать весь текст, а не только первые два абзадца, то можно сделать вывод, что тема моего сообщения не о том, как «возрождать индустрию», а о том, что пора заканчивать шатать лодку. Мне, лично, эта индустрия вообще не нужна, и ратовать за ее «возрождение» я не буду.
avatar
Где эти люди, которые шатают индустрию? Я хочу их видеть!
avatar
Я твой капитализм индустрия шатал?
avatar
На тот комментарий меня особенно сподвигло упоминание «человек так под десять тысяч московских игроков в настольные ролевые игры», если что.

Кстати, я бы на такой флэшмоб не пришёл — я знаю так под десять тысяч способов более полезно и интересно потратить своё время. А уж я-то, казалось бы, такой игрок в настольные ролевые, что клейма ставить негде.
avatar
На тот комментарий меня особенно сподвигло упоминание «человек так под десять тысяч московских игроков в настольные ролевые игры», если что.
Это я мечтаю. Я поработаю над тем, чтобы более точно передавать свои эмоции в тексте.

Кстати, я бы на такой флэшмоб не пришёл — я знаю так под десять тысяч способов более полезно и интересно потратить своё время. А уж я-то, казалось бы, такой игрок в настольные ролевые, что клейма ставить негде.
Я считаю, что это тоже серьезная проблема. Но другого толка. К ней адресуется фраза
И чтобы изменить это представление, в первую очередь надо изменить себя.
avatar
Изменить себя таким образом, чтобы стать готовым пожертвовать несколькими часами работы, походом с девушкой в кино или очередной сессией своего кампейна ради того, чтобы побыть просто так среди толпы незнакомых людей, с большинством из которых мне, скорее всего, и поговорить-то окажется не о чем? О нет, даже за то, чтобы кто-то там, мне незнакомый, перестал думать о любителях настольных ролевых игр как о маргиналах и эскапистах, я не готов платить такую цену.
avatar
Поэтому Ролекон делаешь не ты, а другие люди.
avatar
А в чем проблема?
avatar
Проблема? Отсутствие прогресса при видимости активности по его созданию.
avatar
Кирилл, всё правильно ты говоришь, что рывка не произошло. Однако есть и позитив — хардкорная НРИ-тусовка, скажем так, «внутренний круг», очень сильно вырос. Я даже не говорю про множество качественных проектов, которые уже запущены и которые есть желание довести до конца. Я про общее понимание, что «надо что-то менять» и готовность участвовать лично. Пока да, не все осознали, что если ОНИ ЛИЧНО не будут ничего делать, то и никто не будет. Но что-то сдвинулось. В течение дня отпишусь поподробнее, но это тоже уже весьма позитивно.
Главное, чтобы на этом этапе не возникло расколов и срачей. Это самое главное вообще. Самое. У всех должна быть нацеленность на результат и готовность к сотрудничеству. Надо не искать соринку в глазах других («Студия не издала игры в бумаге», «у Ролекона были два года назад другие цели»), а работать вместе.
avatar
Да-да, Егор, я об этом и говорю. В 2013 году основной идеей должна стать идея объединения, если не слияния.
avatar
Я бы сказал, что главным должно стать расширение массовой базы и коммерциализация ролевых проектов. Потому что без новых людей и их денег мы так до бесконечности будем вариться в собственном соку и делать качественные игры (ну да блин, я считаю, что КЗ и всё остальное, на чём стоит значок С-101 — это качественные игры), которые нет вариантов издать в бумаге, потому что спрос низкий.
Ну и да, должен быть единый координационный центр, чтобы не распылять усилия и как минимум не мешать друг другу.
avatar
Координационный совет индустрии ролевых игр :)))
avatar
Надеюсь, что до этого не дойдёт.
Просто нужно быть общее понимание направления работы, упорная работа над своими проектами и уважение к проектам других людей. Я думаю, в своей небольшой тусовке мы можем себе это позволить. И прекратить надо уже эти пустопорожние «гарретовские» разговоры, что всё плохо. Нужны конкретные советы и реализуемые идеи.
avatar
Несколько эмоционально, но в целом убедительно.

Считаю, что для того, чтобы встать наконец на ноги с коляски, нужно чтобы потребители и производители более тесно общались бы друг с другом, и в более доступной форме, чем заумные посты о ролевом так близкие нашему сердцу. Нужна качественная обратная связь не с узким, а с широким кругом сообщества.

В родном замкадском Новосибирске — тысячи ролевиков. На Имаджинарии нас единицы, даже десятка по-моему не наберется. Хотя ресурс интереснейший и на мой вкус мастхэв для любителя НРИ. И как тут наладить полноценный культурный обмен?

Например, стали популярны видео обзоры. Они есть на кино, видео игры, настолки, книги. А где наши видео обзоры? Я бы вот с удовольствием посмотрел смотрел «вживую» на ту же 101, и послушал бы их аносы, идеи и т.д. Печатный текст не дает того же эффекта.

Ребята Deadlands локализуют? Где видео в котором они увлекательно и с прибаутками рассказывают о книге и сеттинге. Я бы мог добавить его вконтакт. Его посмотрели бы 200 моих друзей ролевиков из Нск. И если бы оно было хорошим, думаете это не отразилось на продажах? Думаю отразилось бы. И заодно сообщество вышло бы из тени.

Тоже касается Apocalypse World. Где Павел с харизматичными речами «вживую»? Молодеж читать не любит и не хочет, но видео посмотреть готова. Как-то так.
avatar
Как поставить +100500??? Вот именно об этом я и говорил, когда говорил об отсутствии прогресса.
avatar
Да, конечно, хотелось бы больше активности со стороны тех, кто вроде как по роду своей профессиональной деятельности должен эту активность проявлять.
С другой стороны, можно оправдать это отсутствием времени, например. Всё-таки НРИ для большинства — хобби.
avatar
Видео-подкасты — это очень хорошая идея.
avatar
Ideas are like assholes, everyone has one. © — Rob Solomon
avatar
Так уж получилось, что я нынче работаю в индустрии настольных игр в городе Саратове, где вроде как имеется ролевое движение, люди где-то собираются и играют. И их, почему-то не видно. Нет, некоторых я знаю, кого-то встретил случайно, с кем-то пересекся по работе. Только вот собраться и поиграть с ними так и не получилось за все это время. Что же говорить про людей, которые вообще не слышали про ролевые игры? Судя по опыту с просто настольными играми, затянуть туда новых людей весьма сложно. Обычно приходят либо те, кто когда-то давно играл в настолки и знает, что это такое. Ряд из них делал какие-то свои игры в детстве и сейчас очень рад, что достойные игры появились в продаже. Кому-то просто стало интересно, чем же люди занимаются за соседним столиком и они с удовольствием присоединяются к игротеке. Некоторые приходят только с подачи друзей и втягиваются, лишь когда им в руки вкладываешь кубики или кости. Так что двигать в массы и простые настольные игры достаточно трудно, а настольные ролевые игры обычно намного сложнее в освоении. По опыту игротек могу сказать, что больше половины играющих приходят расслабиться и не хотят играть во что-либо сложнее «Мафии» или «Монополии», а некоторые и этого не жаждут — после рабочей недели мозги уже не желают шевелиться. За ролевку таких точно не засадишь. Ситуацию усугубляет и то, что в Саратове (а, возможно, не только в Саратове) играющие тусовки стараются как-то обособиться, им не интересно объединять усилия и они смотрят на других как бы свысока. Извините, если кого обидел, но со стороны выглядит так.
К чему я все это? К тому, что по опыту продвижения настольных игр в массы можно судить и о потенциальном продвижении ролевок в те же массы. Без коммерциализации это будет сделать достаточно трудно, потому как реклама и пусть даже бесплатные поигрушки со случайными людьми все же будут стоить организаторам денег и времени. Причем большого количества времени. Видеоподкасты ускорят процесс, но, опять же, по опыту могу сказать, что мало кто из наших игроков до посещения игротек обращал внимание на видеообзоры настольных игр. Нужно больше новых людей, больше игр с привлечением окружающих, в общем, что-то такое, после чего люди будут уходить с ощущением «вау! было круто! надо будет повторить!».
Извиняюсь за возможные ошибки и стилистику, ибо уже сплю, но мысли в голове не дают покоя)))
avatar
Что-то я не понял, это к чему относится?
avatar
1. Сколько им это стоило?
2. Они уже окупили свои расходы на это рывок?
3. Какова примерная конверсия посетителей в покупатели?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.