Как играть лжецов


Как я уже писал, Bubblegumshoe — довольно нишевая игра, которая подойдёт не всякой компании. Однако под обложкой можно найти немало идей и советов для детективных игр в целом, независимо от жанра или сеттинга.

Одна из таких вещей — советы ведущему, как сделать игру за лжецов более естественной. Ниже приведён фрагмент из книги с описанием приёмов, которые помогут ведущему дать игрокам понять, что подозреваемый пытается что-то утаить от детективов.
Ключевое допущение, на котором строятся сюжеты многих романов, сериалов и ролевых игр, состоит в том, что персонажи либо честны и надёжны, либо отъявленные лжецы. Редко бывает так, что они искренне в чём-то заблуждаются. Если на показания свидетеля нельзя положиться, зрителю или читателю предоставят вескую причину для этого: алкогольная или наркотическая зависимость, психические заболевания или искажённое восприятие. Это жанровое допущение существует для того, чтобы аудитории было проще воспринимать историю — ведь очень немногие люди обладают навыками профессиональных детективов и умеют работать с настоящими свидетельскими показаниями.

Когда мы наблюдаем за сценой допроса в телевизионном сериале, мы на самом деле видим хорошо отрепетированную беседу актёров, реплики которых писали опытные сценаристы. Детектив задаёт свидетелю умный и неожиданный вопрос — и по о реакции свидетеля мы можем понять, лжёт он или нет. Но на самом-то деле он не пытается вспомнить что-то важное или выдумать ответ на ходу. Вся его «реакция» была написана заранее.

В ролевых играх всё иначе. Почти всегда ведущий импровизирует, придумывая ответы персонажа. Поэтому игрокам бывает крайне сложно правильно интерпретировать поведение ведущего. Все эти паузы и запинки в его речи — ведущий выдумывает детали на ходу или пытается показать, что персонаж лжёт?

Чтобы избежать неясности, можно обратиться к способностям и навыкам персонажей. К примеру, в «Дневнике авантюриста» вы можете потребовать проверку внимания, а в системе СЫЩИК — просто сказать игроку с самым высоким рейтингом проницательности что-то вроде: «Ты почти уверен, что Реймонд лжёт». Однако многим игровым группам не по душе такой метод, потому что он разрушает четвёртую стену между игроками и их персонажами. Такие игроки предпочитают получать информацию, не выходя из роли. В этом случае ведущему следует предельно чётко и ясно дать игрокам понять, лжёт персонаж или нет. Не бойтесь переигрывать. Помните: вы изображаете не настоящего человека, а персонажа игры, который должен предоставить игрокам нужную информацию в процессе интересного социального взаимодействия.

Ниже приведён список признаков, по которым можно уличить человека во лжи. Он составлен на основе настоящих техник анализа поведения и речи. Многие специалисты уверяют, что эти техники действительно работают, другие же убеждены, что это полная ерунда. На самом деле не так уж важно, работают ли эти признаки в реальном мире; они работают в художественной литературе и играх, потому что отражают наши представления о том, как ведут себя лжецы.

Признаки того, что собеседник говорит правду
  • «Я». Если человек говорит правду, он говорит о себе в первом лице: «Я сделал…», «Я был…», «Я сказал». А вот если он говорит «мы», использует пассивный залог, избегает упоминать действующее лицо истории или делает им собеседника («Ну, вы знаете, как это бывает...», «Ты приходишь домой как обычно, а там…»), скорее всего, он пытается отвести вину от себя и преуменьшить свою роль в происходящем.
  • Короткое, чёткое и эмоциональное отрицание предъявленных обвинений: «Да не крал я этот чёртов телефон!»
  • Прямой и ясный ответ на поставленный вопрос: «Прошлым вечером я был в развлекательном центре вместе с Брендоном».
  • Последовательный рассказ с умеренным количеством деталей: «Мы добрались до торгового центра часам к семи и ушли только в десять».
Признаки лжи
  • Лжец старается произвести приятное впечатление и всячески акцентирует внимание собеседника на своих достоинствах. Положение в обществе, связи, благотворительная деятельность — что угодно, если это поможет создать видимость того, что такой человек никогда бы не совершил преступление. Если гордиться особо нечем, персонаж будет проявлять чрезмерную вежливость и любезность.
  • Длинные паузы между вопросами и ответами.
  • Лжец избегает ответа на вопрос или отвечает на те вопросы, которые ему удобны.
  • Отвергая предъявленные обвинения, редко делает это прямо. Использует обороты: «Я бы никогда этого не сделал!», «Как вам только в голову пришло, что это мог быть я?!»
  • Собеседник отказывается отвечать на вопросы: «Я не знаю!», «Не помню», «Мне нужно проверить в своих записях».
  • Собеседник тянет время: «Знаете, это отличный вопрос…», «Хорошо, что вы спросили об этом…», «Я понимаю, почему вы так обеспокоены…»
  • Собеседник использует эвфемизмы, метафоры и расплывчатые описания, чтобы максимально дистанцироваться от рассказа о случившемся.
  • Лжец часто путается, прерывает себя, меняя детали собственного рассказа. Его ответы непоследовательны и противоречивы.
  • Неуместные детали рассказа. Они правдивы, но не имеют никакого отношения к теме беседы. Тем самым лжец пытается выиграть время, чтобы что-то придумать, или пытается спрятать ложь за истинными и легко проверяемыми фактами.
  • Собеседник переходит в наступление: «Да как ты смеешь меня об этом спрашивать?!», «Ты знаешь, кто я такой?», «Вы тратите моё время! Я весьма занятой человек!»
  • Собеседник пытается сыграть на чувстве вины: «Разве ты мне не веришь?», «Не могу поверить, что ты так плохо обо мне думаешь…», «Я же люблю тебя, я бы никогда…»
  • Собеседник вовлекает высшие силы и близких родственников: «Клянусь могилой матери…», «Бог свидетель, я бы никогда…», «Даю слово чести…»
  • Собеседник преуменьшает последствия случившееся: «Ну и в чём здесь проблема? Подумаешь…», «Да кому не плевать на это?»
  • Собеседник чрезмерно детализированные ответы: «В прошлый четверг, когда я уезжала из торгового центра, на часах было ровно 10:17».
  • Частое использование уточнений и вводных слов в стиле «насколько мне известно», «обычно», «как правило», «возможно».
  • Собеседник избегает местоимений в речи. Вместо них использует имена и обороты в стиле «его сын», «наша дочь» и т.д. Ещё один способ дистанцироваться от происходящего.
  • Собеседник постоянно перескакивает с одного грамматического времени на другое. К примеру, рассказывая об исчезновении жертвы в прошедшем времени, переключается на настоящее, когда описывает собственные действия (скорее всего, придуманные на ходу).

Помните, что порой поведение персонажа может быть неоднозначным. К примеру, невинная жертва избегает ответов на вопросы сыщиков не потому что лжёт, а потому что они затронули сложную и щекотливую для персонажа тему. Используйте несколько признаков сразу, если хотите чётко дать игрокам понять, что собеседник лжёт.

Источник: игра Bubblegumshoe, издательства EvilHat
Перевод: Александр Семыкин

5 комментариев

avatar
А ожидается ли какой-нибудь перевод Bubblegumshoe, неважно официальный или нет?
Адово хочу поводить по этому чуду, но боюсь для такой вещи моих знаний ингриша не хватит.
avatar
Автор стати написал что для подготовки просмотрел 3 сезона вероники марс, надеемся что на этом энтузиазм не закончился.
avatar
Перевод книги уже закончен. Текст ожидаёт редактуры и вёрстки.
avatar
А будет продолжение о том, как играть троллей и девственников?)
avatar
Обычно у игроков это получается естественным образом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.