Как я почитала Ворнхейм и что из этого вышло
Начну с того, что искала расхваленный Ворнхейм, обмотавшись пиратским флагом, долго-- едва ли не час (постоянно предлагали скачать вирус с смс и регистрацией). Но мучения были не впустую-- и вот ворнхейм обосновался на жёстком диске, и я смогла преступить к чтению.
Впечатления… Смешанные.
Первое и самое устойчивое-- «А это вообще можно назвать сеттингом?». (Кажется, я сейчас призову тыщукомментный срач на тему того, как понимать слово «сеттинг»).
На что похож Ворнхейм? По атмосфере-- как ни странно, на Мир Тьмы. Мне вспоминалась то Стигия из старых призраков, то новые Подменыши. Прекрасное безумие. Точнее, изящная упоротость. Ворнхейм абсолютно органично смотрелся бы в Грёзе или в загробном мире. Даже жаль, что такое дарование-- это я про автора сеттинга-- не работает у беловолков. Да, кстати, это дарование-- художник, и потому создавать фантасмагорические, но изящные образы он умеет отлично. Стиль живописи у него такой же-- фантасмагорический. Ну, вот, например, это карта окрестностей Ворхейма.
Из ДнДшных сеттингов Ворнхейм напоминает Планшафт, а конкретно-- Сигил. Тоже в центре стоит психоделический город-лабиринт, но если с Сигилом понятно, где он и почему он такой, то с Ворнхеймом предлагается всё придумать самим. Ладно, не всё-- в тексте упоминаются боги (в честь одного из них, Ворна, город и назван), и окрестности города кратко описаны, и даже сказано, что вся планета-- это клубок тоннелей, где покоятся останки погибших цивилизаций. Но всё равно белых пятен оставлено очень много и намеренно: мол, у каждого своё Ворнхейм.
И вот поэтому самой устойчивой ассоциацией стала книга, давным-давно качанная в переводе Фантомов-- «Идеальный мастер». Сборник зацепок, идей и таблиц случайной генерации по фаерунообразному миру. В Ворнхейме мир не фаерунообразен (хотя компьютерная игра «Маска предателя» отличалась весьма фантасмогорической атмосферой, а она по Фаеруну), но суть та же.
Объясняю. В книге 64 страницы, из них только страницы 2-9 посвящены описанию города и окрестностей. Краткому описанию: каждому аспекту, будь то город безумного лича по соседству, дворец правителя Ворнхейма, церковь Ворна или культ Цепи, посвящён буквально один абзац, в котором раскрыта суть (ладно, змеям, шкуры которых можно читать, как книги, посвящено несколько абзацев). Тем не менее, описание красочное, сразу раскрывающее суть явления и наталкивающее на мысли, как его можно будет использовать в игре. После этого, с 11 по 28 страницы, идёт описание данжей с картами. Три данжа, интересные и нестандартные: не какая-нибудь заброшенная башня мага, а дом демоницы-аристократки, заброшенный зоопарк экзотических зверей и библиотека редких книг. Вся оставшаяся часть книги-- это, собственно, описание того, как надо водить по Ворнхейму, таблицы случайной генерации, вспомогательные карты (например, типичной башни Ворнхейма, дворца и так далее), и подсистемы LoFP. Почти все системы изящны и остроумны: например, поиска книг в библиотеке, или стоимости предметов (как я поняла, в LoFP деньги не используются). А уж рисование улиц из выпавших на кубику цифр-- это ж надо такое удумать. Таблицы-- просто на все случаи жизни: набросать можно как таверну, так и аристократа, и простолюдина, и исход судебного заседания. Больше всего мне понравилась табличка контактов-- то есть сведений, которые тебе выкладывает твой контакт по вопросу. Она совсем маленькая, но позволит разнообразить… контакты с контактами. Например, кто сказал, что твой информатор не продаст сведения о тебе конкурентам? Дайс сказал! Что очень ценно, атмосфера готического безумия царит и в табличках: отличительной чертой аристократа может быть «Любит топить сирот в ванных», а на стене таверны может оказаться говорящая медвежья голова.
Так какая же мораль всей этой сказки? Как я оцениваю сеттинг?
Ответ: Странно. Помнится, Толкиен говорил «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным...». Так вот: Ворнхейм целиком состоит из таких зелёных солнышек, причём естественностью автор не озабочивается. В результате атмосфера фантасмагории становится тем, что скрепляет между собой ворох идей и таблиц, объединённых под заголовком «Ворнхейм». Это, несомненно, сеттинг не для начинающих мастеров и не для начинающих игроков. Это сборник идей и инструментов для их использования-- но где-то 80% сеттинга вам предстоит придумывать самим, в том числе и выстраивать внутреннюю логику мира.
Несомненно положительный момент «Ворнхейма» — воды там нет. И мяса тоже, только костяк, мясцо извольте придумывать само. Но зато компактно и всё пойдёт в дело-- точнее, в игру.
Как ни странно, представляя игровой процесс, я думала не о ДнД, а о… *W. Может, это и называется ОСР, но количество белых пятен и гайдлайны вместо описаний прямо-таки идеально подойдут для *W.
В итоге я советую «Ворнхейм» прочитать всем: просто чтобы посмотреть, как можно писать сеттинг. Или «сеттинг». А ещё позаимствовать идеи и таблицы-- благо их можно использовать в самых разных мирах и системах.
Впечатления… Смешанные.
Первое и самое устойчивое-- «А это вообще можно назвать сеттингом?». (Кажется, я сейчас призову тыщукомментный срач на тему того, как понимать слово «сеттинг»).
На что похож Ворнхейм? По атмосфере-- как ни странно, на Мир Тьмы. Мне вспоминалась то Стигия из старых призраков, то новые Подменыши. Прекрасное безумие. Точнее, изящная упоротость. Ворнхейм абсолютно органично смотрелся бы в Грёзе или в загробном мире. Даже жаль, что такое дарование-- это я про автора сеттинга-- не работает у беловолков. Да, кстати, это дарование-- художник, и потому создавать фантасмагорические, но изящные образы он умеет отлично. Стиль живописи у него такой же-- фантасмагорический. Ну, вот, например, это карта окрестностей Ворхейма.
Из ДнДшных сеттингов Ворнхейм напоминает Планшафт, а конкретно-- Сигил. Тоже в центре стоит психоделический город-лабиринт, но если с Сигилом понятно, где он и почему он такой, то с Ворнхеймом предлагается всё придумать самим. Ладно, не всё-- в тексте упоминаются боги (в честь одного из них, Ворна, город и назван), и окрестности города кратко описаны, и даже сказано, что вся планета-- это клубок тоннелей, где покоятся останки погибших цивилизаций. Но всё равно белых пятен оставлено очень много и намеренно: мол, у каждого своё Ворнхейм.
И вот поэтому самой устойчивой ассоциацией стала книга, давным-давно качанная в переводе Фантомов-- «Идеальный мастер». Сборник зацепок, идей и таблиц случайной генерации по фаерунообразному миру. В Ворнхейме мир не фаерунообразен (хотя компьютерная игра «Маска предателя» отличалась весьма фантасмогорической атмосферой, а она по Фаеруну), но суть та же.
Объясняю. В книге 64 страницы, из них только страницы 2-9 посвящены описанию города и окрестностей. Краткому описанию: каждому аспекту, будь то город безумного лича по соседству, дворец правителя Ворнхейма, церковь Ворна или культ Цепи, посвящён буквально один абзац, в котором раскрыта суть (ладно, змеям, шкуры которых можно читать, как книги, посвящено несколько абзацев). Тем не менее, описание красочное, сразу раскрывающее суть явления и наталкивающее на мысли, как его можно будет использовать в игре. После этого, с 11 по 28 страницы, идёт описание данжей с картами. Три данжа, интересные и нестандартные: не какая-нибудь заброшенная башня мага, а дом демоницы-аристократки, заброшенный зоопарк экзотических зверей и библиотека редких книг. Вся оставшаяся часть книги-- это, собственно, описание того, как надо водить по Ворнхейму, таблицы случайной генерации, вспомогательные карты (например, типичной башни Ворнхейма, дворца и так далее), и подсистемы LoFP. Почти все системы изящны и остроумны: например, поиска книг в библиотеке, или стоимости предметов (как я поняла, в LoFP деньги не используются). А уж рисование улиц из выпавших на кубику цифр-- это ж надо такое удумать. Таблицы-- просто на все случаи жизни: набросать можно как таверну, так и аристократа, и простолюдина, и исход судебного заседания. Больше всего мне понравилась табличка контактов-- то есть сведений, которые тебе выкладывает твой контакт по вопросу. Она совсем маленькая, но позволит разнообразить… контакты с контактами. Например, кто сказал, что твой информатор не продаст сведения о тебе конкурентам? Дайс сказал! Что очень ценно, атмосфера готического безумия царит и в табличках: отличительной чертой аристократа может быть «Любит топить сирот в ванных», а на стене таверны может оказаться говорящая медвежья голова.
Так какая же мораль всей этой сказки? Как я оцениваю сеттинг?
Ответ: Странно. Помнится, Толкиен говорил «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным...». Так вот: Ворнхейм целиком состоит из таких зелёных солнышек, причём естественностью автор не озабочивается. В результате атмосфера фантасмагории становится тем, что скрепляет между собой ворох идей и таблиц, объединённых под заголовком «Ворнхейм». Это, несомненно, сеттинг не для начинающих мастеров и не для начинающих игроков. Это сборник идей и инструментов для их использования-- но где-то 80% сеттинга вам предстоит придумывать самим, в том числе и выстраивать внутреннюю логику мира.
Несомненно положительный момент «Ворнхейма» — воды там нет. И мяса тоже, только костяк, мясцо извольте придумывать само. Но зато компактно и всё пойдёт в дело-- точнее, в игру.
Как ни странно, представляя игровой процесс, я думала не о ДнД, а о… *W. Может, это и называется ОСР, но количество белых пятен и гайдлайны вместо описаний прямо-таки идеально подойдут для *W.
В итоге я советую «Ворнхейм» прочитать всем: просто чтобы посмотреть, как можно писать сеттинг. Или «сеттинг». А ещё позаимствовать идеи и таблицы-- благо их можно использовать в самых разных мирах и системах.
21 комментарий
Это одна из причин, по которой я люблю одинаково и *W и OSR)
общий врагна постсоветском пространстве вообще сильно пересекающиеся круги поклонников./me тыкает в Apocalypse World десятифутовым шестом, отбегает.
Особенно греет мою душу, что тебе книга пришлась в целом по душе, Налия.
А вот эти слова
Это просто праздник какой-то, ибо совершенно точно попадают в суть.
Они пытаются его нанять, но американская публика собирает петиции против. Зак Смит известен как режиссёр, сценарист и актёр альт-порно. Кроме этого кошмарного вклада в мир мизогинии, он известен также тем, что харрасит SJW ролевых блоггеров, со взломом паролей, письмами «я знаю какой дорогой твои дети ходят в школу» и всем таким.
Отличный человек, короче.
Но думаю, что это таки будет препятствием на дороге его таланта к вящей славе на ниве «Мира Тьмы».
А звучит все как очень подходящее к Миру Тьмы…
Но это не имеет отношения к его творчеству, впрочем.
За такое, конечно, надо гвоздь в голову вбить. Впрочем, в Мир Тьмы войдет, кажется, как родной.
Дык а кто им в прошлом году WoD Preludes нарисовал?
То есть серпентарий? Или все же настоящая библиотека?