Кровопускание крови в кровавом кровопролитии, или возвращение красного ежа
Это обзор на российскую легкую систему и сеттинг «черный котел» от группы «Red Hedgthog»
Сразу скажу, что черный котел — довольно специфичная игра. И дело тут даже не в старом добром ультранасилии, которым котел набит под завязку. Судя по всему, система, по задумке авторов, в первую очередь подходит ровно для одного типа игр. Тех, в которых все начинается с того, что группа хворых выродков решила превратить в фарш как можно больше людей, позволивших сделать из себя стадо, а заканчивается тем, что их убивают при задержании на месте преступления. Впрочем, в этом сценарии в угоду жанру могут быть и изменения. Так что по котлу можно сыграть в:
— Веселые пострелушки, в которых кота используют в качестве глушителя, а из здоровенной спортивной сумки через плечо, герой поочередно достает саперную лопатку, дедушкин обрез, в котором каждая дробинка обточена в форме кубика, самурайскую катану и гранатомет с одним зарядом (граната может быть только одна — это важно);
— Глубоко личную драму, в которой старшеклассник гримирует себе лицо в виде черепа, проходит сквозь школу, убивая всех, кого увидит, а потом, говоря о себе в третьем лице, рассказывает свою историю, как кажется сначала, трупу задиравшего его хулигана, а на самом деле, влюбленной в него девушке, которая сейчас прячется в шкафу (раскаяние и исповедь — это не менее важно, чем граната, хотя и не снабжено игромеханикой);
— Философскую притчу о том, как хрупок человек, на которого давит система, и как хрупка система, единственный неисправный винтик которой забился между шестеренками механизма, а также о том, что иногда для того, чтобы поступить правильно, надо стать настоящим чудовищем.
Сеттинг котла описать очень просто. Это наш мир, каким его воспринимает человек, лишенный радужных иллюзий, погруженный в депрессию или просто наделенный изрядной долей цинизма. Единственное отличие от нашего мира — это сайт «черный котел». Своеобразный бойцовский клуб компьютерной эпохи. Если ты уже готов расшевелить толпу, здесь тебе подскажут как купить оружие, где найти таких же как ты, куда лучше отправиться, чтобы получилось побольше крови, и каих ошибок стоит избегать, основываясь на опыте твоих предшественников.
Система идеально подходит под заявленный стиль игры. У персонажей нет никаких навыков. а только четыре черты, описывающие двинутого маньяка. Насилие для того, чтобы выбивать дерьмо из этих уродов, ненависть для того, чтобы их пули не могли тебе повредить, отчаянье для того, чтобы продолжать идти сквозь устроенный тобой кровавый лабиринт, невзирая на душеспасительные речи знакомых с милыми котятами на руках, и лицемерие для того, чтобы притвориться добропорядочным гражданином. Кроме этих характеристик у персонажа есть табу и гвозди в голове. Табу — это штуки, которые никогда нельзя нарушать, но которые приносят некие бонусы. Как играя простым человеком, нельзя заявить, что ты телепортируешься, также, играя тем, кто не нарушает правил дорожного движения, просто нельзя проскочить на красный. Однако, такое табу даст тебе +1 на все броски, скажем, к лицемерию или отчаянью. Гвозди в голове — это некоторые особенности, которые выделяют твоего маньяка. Единственная граната в кармане из их числа.
Механик две на вибор, довольно, впрочем, похожих. Одна работает на d6, а вторая на d4. Общее впечатление таково. Простые задачи (расстрелять праздных туристов) выполнить действительно просто. За обычные действия (расстрелять толпу в штате, где разрешено ношение оружия) лучше браться только предварительно подготовившись. Ну а сложные действия (расстрелять отряд спецназа) провернуть очень сложно, особенно если учесть, что сложность ограничена и сверху и снизу. А есть еще и чертовски сложные действия, правда, они встречаются довольно редко. Еще одна забавная штука — это усиление насилия. Хотя, у большинства обывателей, как и у маньяка 4 слота повреждений, после первой же раны, они просто падают и голосят. В этот момент маньяк может их просто добить, описав в кровавых подробностях, как именно он это делает. Эа это мастер выдаст ему на следующий бросок насилия один дополнительный кубик. А потом еще один. И еще. И так до тех пор, пока не выпадет значение, превышающее определенной число (13 для d4 и 22 для d6). В этот момент маньяк остановится оглядеться, и потеряет свои бонусные кубы, и ему придется разгоняться заново.
Подводя итог, можно сказать, что черный котел — это идеальный настольный симулятор мобкиллера. В нем все на своих местах и нет ничего лишнего. Любая попытка что-то добавить приведет к ненужному усложнению простой и лаконичной системы. Однако, лично мне все же чего-то не хватало в этой игре. И поразмыслив я даже понял чего именно.
Во-первых, других типов маньяков. Мобкиллер — это довольно здорово, но по этим правилам не поиграть ни в тонкого манипулятора Лектора, ни в коллекционера, способного за те пару минут, на которые вы зашли в комнату, превратить коридор в полосу препятствий, где каждый, казалось бы, привычный предмет уже является смертельной ловушкой, ни в убийцу в резиновой маске, который встает даже после выпущенного в него в упор заряда дроби. Впрочем, нет, для игры в последнего в механике как раз все есть.
Во-вторых, не хватает мистики. Эту систему сложно не сравнивать с «убивай щенят во имя Сатаны». А там есть и гребанные колдуны, и драные демоны, да и сами герои, хоть и опосредованно, работают на врага рода людского. Здесь же сло очень конкретное и человеческое. Нет никаких сверхъестественных злодеев, искушающих людей. Быть может, из-за того, что это еще страшнее, срабатывает защитный механизм психики, и начинаешь искать некого чуждого злодея.
В-третьих, практически нет безумия. Механика рассказывает только о том. что происходит снаружи, оставляя душевные метания на чистый отыгрыш. Учитывая, что играем мы, скорее всего, психически больными людьми, это кажется не совсем правильным решением. Особенно учитывая, что нам еще надо создать команду психов, работающих сообща.
Ну и в-четвертых, планирования и тактики. Авторы прямым текстом говорят, что спонтанные акции не слишком эффективны, и дают пару советов, что стоит сделать перед началом самого представления. Однако, это никак не отражается в игре. Впрочем, это, пожалуй не беда. Подобные моменты играют не очень большое значение, если ты доверяешь своему мастеру, а чтобы играть в черный котел, мастеру доверять просто необходимо.
Последнее, о чем хочется сказать, это о форме подачи. Занятное дело, несмотря на довольно мрачную тему игры, от того как материал изложен, веет теми особыми ветрами свободы, что зарождались в речах Спайдера Иерусалима или Неистового Сида — голоса из труб. Если мир прогнил, то лучше сломать трухлявые стены и выйти под чистое небо, чем наклеивать очередные веселенькие обои на склизкие пятна плесени.
Сразу скажу, что черный котел — довольно специфичная игра. И дело тут даже не в старом добром ультранасилии, которым котел набит под завязку. Судя по всему, система, по задумке авторов, в первую очередь подходит ровно для одного типа игр. Тех, в которых все начинается с того, что группа хворых выродков решила превратить в фарш как можно больше людей, позволивших сделать из себя стадо, а заканчивается тем, что их убивают при задержании на месте преступления. Впрочем, в этом сценарии в угоду жанру могут быть и изменения. Так что по котлу можно сыграть в:
— Веселые пострелушки, в которых кота используют в качестве глушителя, а из здоровенной спортивной сумки через плечо, герой поочередно достает саперную лопатку, дедушкин обрез, в котором каждая дробинка обточена в форме кубика, самурайскую катану и гранатомет с одним зарядом (граната может быть только одна — это важно);
— Глубоко личную драму, в которой старшеклассник гримирует себе лицо в виде черепа, проходит сквозь школу, убивая всех, кого увидит, а потом, говоря о себе в третьем лице, рассказывает свою историю, как кажется сначала, трупу задиравшего его хулигана, а на самом деле, влюбленной в него девушке, которая сейчас прячется в шкафу (раскаяние и исповедь — это не менее важно, чем граната, хотя и не снабжено игромеханикой);
— Философскую притчу о том, как хрупок человек, на которого давит система, и как хрупка система, единственный неисправный винтик которой забился между шестеренками механизма, а также о том, что иногда для того, чтобы поступить правильно, надо стать настоящим чудовищем.
Сеттинг котла описать очень просто. Это наш мир, каким его воспринимает человек, лишенный радужных иллюзий, погруженный в депрессию или просто наделенный изрядной долей цинизма. Единственное отличие от нашего мира — это сайт «черный котел». Своеобразный бойцовский клуб компьютерной эпохи. Если ты уже готов расшевелить толпу, здесь тебе подскажут как купить оружие, где найти таких же как ты, куда лучше отправиться, чтобы получилось побольше крови, и каих ошибок стоит избегать, основываясь на опыте твоих предшественников.
Система идеально подходит под заявленный стиль игры. У персонажей нет никаких навыков. а только четыре черты, описывающие двинутого маньяка. Насилие для того, чтобы выбивать дерьмо из этих уродов, ненависть для того, чтобы их пули не могли тебе повредить, отчаянье для того, чтобы продолжать идти сквозь устроенный тобой кровавый лабиринт, невзирая на душеспасительные речи знакомых с милыми котятами на руках, и лицемерие для того, чтобы притвориться добропорядочным гражданином. Кроме этих характеристик у персонажа есть табу и гвозди в голове. Табу — это штуки, которые никогда нельзя нарушать, но которые приносят некие бонусы. Как играя простым человеком, нельзя заявить, что ты телепортируешься, также, играя тем, кто не нарушает правил дорожного движения, просто нельзя проскочить на красный. Однако, такое табу даст тебе +1 на все броски, скажем, к лицемерию или отчаянью. Гвозди в голове — это некоторые особенности, которые выделяют твоего маньяка. Единственная граната в кармане из их числа.
Механик две на вибор, довольно, впрочем, похожих. Одна работает на d6, а вторая на d4. Общее впечатление таково. Простые задачи (расстрелять праздных туристов) выполнить действительно просто. За обычные действия (расстрелять толпу в штате, где разрешено ношение оружия) лучше браться только предварительно подготовившись. Ну а сложные действия (расстрелять отряд спецназа) провернуть очень сложно, особенно если учесть, что сложность ограничена и сверху и снизу. А есть еще и чертовски сложные действия, правда, они встречаются довольно редко. Еще одна забавная штука — это усиление насилия. Хотя, у большинства обывателей, как и у маньяка 4 слота повреждений, после первой же раны, они просто падают и голосят. В этот момент маньяк может их просто добить, описав в кровавых подробностях, как именно он это делает. Эа это мастер выдаст ему на следующий бросок насилия один дополнительный кубик. А потом еще один. И еще. И так до тех пор, пока не выпадет значение, превышающее определенной число (13 для d4 и 22 для d6). В этот момент маньяк остановится оглядеться, и потеряет свои бонусные кубы, и ему придется разгоняться заново.
Подводя итог, можно сказать, что черный котел — это идеальный настольный симулятор мобкиллера. В нем все на своих местах и нет ничего лишнего. Любая попытка что-то добавить приведет к ненужному усложнению простой и лаконичной системы. Однако, лично мне все же чего-то не хватало в этой игре. И поразмыслив я даже понял чего именно.
Во-первых, других типов маньяков. Мобкиллер — это довольно здорово, но по этим правилам не поиграть ни в тонкого манипулятора Лектора, ни в коллекционера, способного за те пару минут, на которые вы зашли в комнату, превратить коридор в полосу препятствий, где каждый, казалось бы, привычный предмет уже является смертельной ловушкой, ни в убийцу в резиновой маске, который встает даже после выпущенного в него в упор заряда дроби. Впрочем, нет, для игры в последнего в механике как раз все есть.
Во-вторых, не хватает мистики. Эту систему сложно не сравнивать с «убивай щенят во имя Сатаны». А там есть и гребанные колдуны, и драные демоны, да и сами герои, хоть и опосредованно, работают на врага рода людского. Здесь же сло очень конкретное и человеческое. Нет никаких сверхъестественных злодеев, искушающих людей. Быть может, из-за того, что это еще страшнее, срабатывает защитный механизм психики, и начинаешь искать некого чуждого злодея.
В-третьих, практически нет безумия. Механика рассказывает только о том. что происходит снаружи, оставляя душевные метания на чистый отыгрыш. Учитывая, что играем мы, скорее всего, психически больными людьми, это кажется не совсем правильным решением. Особенно учитывая, что нам еще надо создать команду психов, работающих сообща.
Ну и в-четвертых, планирования и тактики. Авторы прямым текстом говорят, что спонтанные акции не слишком эффективны, и дают пару советов, что стоит сделать перед началом самого представления. Однако, это никак не отражается в игре. Впрочем, это, пожалуй не беда. Подобные моменты играют не очень большое значение, если ты доверяешь своему мастеру, а чтобы играть в черный котел, мастеру доверять просто необходимо.
Последнее, о чем хочется сказать, это о форме подачи. Занятное дело, несмотря на довольно мрачную тему игры, от того как материал изложен, веет теми особыми ветрами свободы, что зарождались в речах Спайдера Иерусалима или Неистового Сида — голоса из труб. Если мир прогнил, то лучше сломать трухлявые стены и выйти под чистое небо, чем наклеивать очередные веселенькие обои на склизкие пятна плесени.
14 комментариев
Что же до мистики — возможно ещё рано об этом говорить, но работа в этом направлении ведётся)
Буда ждать продвинутую версию)
Никогда, никогда, никогда не писать больше что-то утром. Никогда.
По описанию это звучит, как симулятор расстрелов безоружных людей, к которым через несколько ходов на помощь приезжает команда спецназа. Поэтому, вероятно, должны быть серьезные правила на боевку.
Но, блин, боюсь, судьба у такой системы в современном обществе, не понимающем иронии, одна:
Кстати, благодаря твоему примеру мы ооочень медленно так поглядываем на скирмиши, и даже набросали небольшой перенос «Котла» на поле. Правда «Котел» мало кому будет интересен наверное, как настольные пострелушки, а не как драма, поэтому смысла выкладывать или тем более оформлять самостоятельным проектом мы не видим.
Но самим устроить чисто настольный замес можно.
VtM заявлена, как игра про персональный хоррор, но наблюдение показывает, что ЦА играет в нее совсем не поэтому, а потому что можно поиграть за крутых упырей, которые возвышаются над людьми и делают магию.
Я тут третий месяц каждую неделю вожу партию по Фен Шую (надо, кстати, написать обзор) — там огромное море фана идет от перестрелок со «статистами», которые как миньоны в DnD 4, умирают после первого же попадания.
Так вот план.
Мы сначала смотрим сцену из Heat: youtu.be/ZL9fnVtz_lc?t=4m18s
Потом вступление к Темному рыцарю про ограбление банка Джокером youtu.be/Yqvbv-SB4bg?t=52s
Заливаем все это сверху Мистером Блондином из Reservoir Dogs.
Потом немножко играем за Тревора из GTA V и Линча из Kane and Lynch.
И вуаля! У нас есть несколько архетипов больных ублюдков, каждый из которых съехал с катушек в своем направлении (классы игроков). Противопоставление себя коррумпированному корпоративному государству денег и угнетения. Цель из нескольких обджективов, заставляющая работать вместе людей, которые друг друга ненавидят, но каждый из которых обладает специальными знаниями, необходимыми для ее достижения.
Далее что-нибудь незатейливое про хождение по клеточкам и выполнение заданий, отстреливаясь от ТОЛП картонных врагов, умирающих с первого попадания — см. Lefr4Dead или Зомбицид.
Ну и обязательно плохая концовка — скажем, после какой-то стадии плана все игроки входят в PvP режим, где деньги заберет только один.
Да, да. Это серьезно уходит от «глубокой личной драмы, в которой старшеклассник проходит сквозь школу, убивая всех, кого увидит, а потом, рассказывает свою историю влюбленной в него девушке, которая прячется в шкафу», но меня что-то уже повело и не отпускает.
Серьезно, чем больше вариантов игру в «Котел», тем больше мы им можем гордиться.