Мнение: О этике и этичности в ролевых играх
Я вновь обращаюсь к теме этики и морали в ролевых играх.
Высказанное мнение не является моим ИМХО или тезисом, и подлежат критике, в первую очередь мной самим.Точка зрения автора, может не совпадать с точкой зрения автора.
На всякий случай: я не псих, не нацист, не наркоман и не идиот. Нет, ну может быть глупец, но не идиот.
Я один из ярых поклонников dark fantasy и прочих «мрачных» жанров. Практически с самого начала своих ролевок (тех что я водил), я снял ограничение по мировоззрению для персонажей. Причины этого было много. Скажу сразу: я не жалею о своём решении. Водились мы серьезно, не «по фану», создавая сложную, неординарную историю. Взрослую историю: жестокую, грубую, зачастую — аморальную.В совершенно разных стилях — были и гангстерские саги и космические хорроры, были детективы и мистика.
Я водил группу игроков в роли наемников. Они свергали правительства, воевали с регулярной армией. Я водил революционеров и террористов. У меня в ролевках были свихнувшиеся на пост-травматическом синдроме военные, гангстеры и наркоманы инквизиторы, аморальные легавые, детоубийцы и культисты темных божеств. И маньяк-людоед. С полным отыгрышем. Со всеми вытекающими.
И тут я клепал сеттинг про СС и Аненербе, космические корабли и Рейх. Ферштейн?
Я так и не обнаружил где та грань, которую нельзя переступать.
Этично ли быть плохим? Печь женщин заживо, будучи Инквизитором? Свергать королей, будучи наемником? Грабить банки, будучи гангстером?
А воевать за Рейх?
Где шкала не этично — ужасно не этично?
А если это художественное произведение?
Пока писал этот пост — кажется уже решил.
Высказанное мнение не является моим ИМХО или тезисом, и подлежат критике, в первую очередь мной самим.Точка зрения автора, может не совпадать с точкой зрения автора.
На всякий случай: я не псих, не нацист, не наркоман и не идиот. Нет, ну может быть глупец, но не идиот.
Evil is Good?
Я один из ярых поклонников dark fantasy и прочих «мрачных» жанров. Практически с самого начала своих ролевок (тех что я водил), я снял ограничение по мировоззрению для персонажей. Причины этого было много. Скажу сразу: я не жалею о своём решении. Водились мы серьезно, не «по фану», создавая сложную, неординарную историю. Взрослую историю: жестокую, грубую, зачастую — аморальную.В совершенно разных стилях — были и гангстерские саги и космические хорроры, были детективы и мистика.
Я водил группу игроков в роли наемников. Они свергали правительства, воевали с регулярной армией. Я водил революционеров и террористов. У меня в ролевках были свихнувшиеся на пост-травматическом синдроме военные, гангстеры и наркоманы инквизиторы, аморальные легавые, детоубийцы и культисты темных божеств. И маньяк-людоед. С полным отыгрышем. Со всеми вытекающими.
И тут я клепал сеттинг про СС и Аненербе, космические корабли и Рейх. Ферштейн?
Я так и не обнаружил где та грань, которую нельзя переступать.
Этично ли быть плохим? Печь женщин заживо, будучи Инквизитором? Свергать королей, будучи наемником? Грабить банки, будучи гангстером?
А воевать за Рейх?
Где шкала не этично — ужасно не этично?
А если это художественное произведение?
Пока писал этот пост — кажется уже решил.
68 комментариев
Я считаю, что при выполнении этого условия, ингейм — anything goes.
мастер сказал, что из леса на нее вышли бандиты и потребовали кошелек? — мастер не любит меня
мастер сказал, что за то, что она не отдала кошелек, ее избили и отняли еще и одежду? мастер ненавидит меня
ну и так далее
думаю, речь о таких случаях
явная грань, это когда игрок не будет например мстить кому-то в реале за то, что произошло в виртуале скажем так :)
вот, к примеру, в Китае считается этичным убивать убийцу
повсеместно считается этичным конфисковывать украденное
лично мои этические предпочтения позволяют мне согласиться со вторым, но не позволяют с первым
никакой нечеткости я тут не вижу
УК РФ нечеток?
то есть конечно, определенная расплывчатость всегда присутствует, но она там намеренно присутствует и не мешает
иначе бы приговоры давно выносились бы компьютером
Это правильный и этичный по отношению к игрокам подход.
Иии? Доведи мысль до конца!
Если игровой персонаж или сеттинг не оскорбляют чувства людей-игроков — это допустимо. Когда эмоции или идеология переносятся на реальную жизнь — это недопустимо.
А его заключение (последний абзац) противоречит собственно всей мировой культуре и литературе.
О как вы загнули то. Я вот противоречия не вижу.
Хотите — выносите. Хотите — вносите. Мне все эти холивары, срачики, споры, разбирательства надоели. Я учавствовать не буду.
Петр Гринев (Капитанская дочка) играет на деньги и напивается — это пропаганда? Три мушкетера — решают все вопорсы силой и регулярно напиваются — это пропаганда? Шелок холм колет себе морфий и курит — это пропаганда?
Это сюжет. Это образ. Это стиль.
Да просто я в последние 2 дня в Интернетах наспорился про моральные принципы на год вперёд. Уже скоро своего мнения лишусь или крыша поедет. Никого не хочу оскорбить, но дайте мне спокойно доделать игру.
Окей, забили
И ты не прав. Только я уже запутался, в чём именно…
И вообще я занят. Потом подерёмся :)
к ролевой игре, как и к произведениям искусства она применима лишь настолько, насколько эти вещи влияют на реальную жизнь
нет ничего неэтичного играть в постал и устраивать там кровавый массакр
но неэтично давать играть в постал человеку с неуравновешенной психикой, который может пойти устраивать массакр в жизни
это не отменяет того, что в реальной жизни правильное поведение обычно эффективнее неправильного и быть добрым выгоднее, чем злым
социально реалистичный сеттинг должен это учитывать и игра злыми персонажами в нем должна быть качественно иным уровнем сложности, чем игра добрыми
Так ли выгоднее быть добрым?
Разве зачастую не легче ли решать вопрос силой, взяткой, связями, обманом?
во-вторых сиюминутная выгода от нарушения правил перевешивается последствиями их нарушения
«И всем воздастся...»?
А есть ли последствия?
вполне себе эмпирическая
последствия конечно есть, любые правила социальных взаимодействий предполагают наказания за их нарушение
да, бывает, что последствий можно избежать, но риск их наступления в любом случае остается
они (эти правила) не предотвращают их нарушение, но осложняют их достаточно, чтобы сделать нарушение невыгодным в большинстве случаев
так что старая формула Ломброзо про то, что преступник обычно человек глупый — вполне верна
давайте говорить о выгоде
нарушать правила невыгодно, потому что за это нарушение скорее всего придется заплатить
и плата обычно носит запретительный характер
ну или define эффективность
вообще, культ понятия «эффективность» сам по себе достаточно интересная тема, у меня по этому поводу есть ряд своих и чужих мыслей
Все остальное, включая восклицательный знак — это уже ваша додумка.
вы как раз тут очень хорошо уточнили, что вот давайте от этого попляшем
во-первых, нет никакой «выгоды на самом деле», выгода всегда «кажущаяся», вытекающая из наших культурных предпочтений, этических принципов и так далее
во-вторых, поскольку среднестатистический человек, выросший в условном обществе, является порождением этого общества, то нет ничего удивительного, что в подавляющем большинстве своих культурных предпочтений и этических принципов, особенно основополагающих, он солидарен с этим обществом
а в принципах любого общества заложено, что нарушать правила — невыгодно
начиная от стыда и заканчивая наказанием
человек, который данными категориями не мыслит, просто не социализирован в условиях данного общества, он социопат, он, в целом, нездоров по принятым в обществе меркам
и вот таких людей, как правило, точно не так много, как могло бы кому-то показаться
не «не сталкиваюсь», а не вижу
ну и да, давайте не путать «порядочность», как некую общую категорию и «правильность», как следование общественным договоренностям, которые могут не включать в себя порядочность, например
но отдельно я готов поговорить о том, что практически нет культур (мне неизвестны такие), поощеряющих непорядочность по отношению хотя бы к членам своей группы, так что да, я готов спорить о том, что непорядочных людей всегда и везде меньше, чем порядочных
порядочность, как «добродетель» играет большую роль в проблеме доверия, общество без такой добродетели долго не простоит
www.ted.com/talks/dan_ariely_on_our_buggy_moral_code.html
часть этих факторов характеризует эти явления негативно, но тут же покрывается другими, положительными факторами
а нас интересует конечный результат в этом вопросе
я заплачу Х своих ресурсов сейчас, организовав ограбление и с шансом в Z заплачу У своих ресурсов потом, если меня поймают, при это с шансом в N я потеряю полученные на ограблении ресурсы в количестве M
если Х + ZY > M — NM, то ограбление выгодно
я сильно упростил, конечно
для меня, с некоторыми поправками, тоже
но для обычных людей — нет, не попадают, для них пиратство — это не аморальный поступок, в лучшем случае нейтральный
то же верно и для ухода от налогов
Раздач: 1,304,379 живых: 1,214,499 размер: 2.045 PB
Пиров: 14,441,225 сиды: 13,430,953 личи: 1,010,272
Скорость обмена: 70.9 GB/s
статистику любезно предоставил рутрекер
Безотносительно спора.
13 миллионов плакало, мучалось совестью, но продолжало раздавать торренты.
как минимум, мы можем говорить о том, что порядка 12 миллионов человек считают для себя допустимым заниматься пиратством
что значит «считают допустимым»? это значит, что они либо считают это хорошим, либо считают это нейтральным (не плохим и не хорошим), либо считают это плохим, но выгодным
последнее выдает в них глупых, плохо социализированных людей, я думаю, мы оба согласимся, что таких не так много, чтобы списывать на них все 12 миллионов
но, возможно, какая-то часть все-таки так думает
даже в этом случае у нас остается приличное количество людей, считающих пиратство хорошим/нейтральным
например, вот
www.digit.ru/technology/20120515/391759997.html
и это только ПО
О_О Аваллах…