Немного о социальном контракте
Пишу более книжный вариант своей системы, где шире описательная часть и текст более последователен. Вот, решил привести один из важных параграфов оттуда, который отражает мое понимание определения «социальный контракт»:
Между Мастером и игроками существует некая негласная договоренность – Социальный контракт. Это означает, некий обмен — игроки делегируют Мастеру полномочия управления игрой, соглашаясь с тем, что именно его решения по каждому конкретному вопросу игры считаются окончательными и они с этим согласны. Отсюда распространенная фраза: «Мастер всегда прав». Мастер взамен обязуется соответствовать возложенным на него полномочиям – управлять игрой и решать конфликты, не более того.
Не стоит думать, что Мастер становится по меркам мира всемогущим существом, царем или богом, которой обрушивает на головы персонажам несчастье за несчастьем, в конечном итоге уничтожая их. Хороший Мастер – это игровая среда, он должен стараться быть в меру беспристрастным и разумно использовать свою власть, для того чтобы игра получилась «достоверной» и запоминающейся.
Здесь мы подходим к самой сути Социального контракта — это своего рода договоренность, что Мастер не будет использовать данную ему власть для того, чтобы ею упиваться и демонстрировать свое превосходство над игроками, а будет пользоваться ею для того, чтобы достигнуть общей цели – провести хорошую игру.
Если вам попался Мастер, который явно злоупотребляет властью, отрываясь на игроках – это повод не заключать с ним Социальный контракт и не участвовать в его модулях, либо провести с ним беседу, договариваясь о правилах поведения. Однако, следует помнить о том, что мера восприятия у всех разная. Одно дело, когда Мастер идет на жесткие и непопулярные решения, которые сильно критикуются игроками – это может быть правильным, так как Мастер не может пропустить совсем все, что просят игроки, ведь он олицетворяет мир игры, живущий по своим правилам, и не на все из этих правил персонажи могут влиять. Другое дело, когда Мастер явно упивается своим величием и вседозволенностью, просто используя игроков – такой вариант действительно неприемлем. Грань бывает весьма тонка, важно это чувствовать.
Между Мастером и игроками существует некая негласная договоренность – Социальный контракт. Это означает, некий обмен — игроки делегируют Мастеру полномочия управления игрой, соглашаясь с тем, что именно его решения по каждому конкретному вопросу игры считаются окончательными и они с этим согласны. Отсюда распространенная фраза: «Мастер всегда прав». Мастер взамен обязуется соответствовать возложенным на него полномочиям – управлять игрой и решать конфликты, не более того.
Не стоит думать, что Мастер становится по меркам мира всемогущим существом, царем или богом, которой обрушивает на головы персонажам несчастье за несчастьем, в конечном итоге уничтожая их. Хороший Мастер – это игровая среда, он должен стараться быть в меру беспристрастным и разумно использовать свою власть, для того чтобы игра получилась «достоверной» и запоминающейся.
Здесь мы подходим к самой сути Социального контракта — это своего рода договоренность, что Мастер не будет использовать данную ему власть для того, чтобы ею упиваться и демонстрировать свое превосходство над игроками, а будет пользоваться ею для того, чтобы достигнуть общей цели – провести хорошую игру.
Если вам попался Мастер, который явно злоупотребляет властью, отрываясь на игроках – это повод не заключать с ним Социальный контракт и не участвовать в его модулях, либо провести с ним беседу, договариваясь о правилах поведения. Однако, следует помнить о том, что мера восприятия у всех разная. Одно дело, когда Мастер идет на жесткие и непопулярные решения, которые сильно критикуются игроками – это может быть правильным, так как Мастер не может пропустить совсем все, что просят игроки, ведь он олицетворяет мир игры, живущий по своим правилам, и не на все из этих правил персонажи могут влиять. Другое дело, когда Мастер явно упивается своим величием и вседозволенностью, просто используя игроков – такой вариант действительно неприемлем. Грань бывает весьма тонка, важно это чувствовать.
21 комментарий
"Ленин - гриб, а еще - радиоволна".
Ахем. Дам непрошеный совет: почитать источники, откуда произошел термин "социальный контракт" и скопипастить текст оттуда. Первые четыре ссылки в гугл поиске на social contract rpg весьма достойны.
А если будет время, то можно и самого Руссо на эту тему почитать (гугль поиск без rpg). Там "трэш на угаре и угаром погоняет".
Владимир Абашкин, совет действительно совершенно непрошенный.
Agt. Gray, в разделе о том что есть РПГ речь о своем, а в этом речь о другом.
ну и в любом случае лучше если игрок с мастером это обсудят! обоим польза, даже если они друг друга совершенно не устраивают - надо учиться слушать разные точки зрения, причем даже не обязательно для нахождения компромиссов, а для общего развития просто.
То, что описано выше может называться как угодно. При этом оно не будет являться социальным контрактом, а лишь некой его частью, совершенно не существенной, если честно.
Если ты всё же собираешься включить своё понимание социального контракта в текст правил, мне кажется, было бы разумно предварить этот текст словами "в рамках данных правил под социальным контрактом понимается то-то и то-то", или: "в понимании автора игры социальный контракт - это..."
Если тебя действительно интересует вопрос социального контракта, то я бы предложил ознакомиться со следующими материалами:
http://indie-rpgs.com/_articles/glossary.html (раздел Part One: the Big Model)
http://socratesrpg.blogspot.com/2012/03/what-is-social-contract.html
http://web.archive.org/web/20100616034848/http://www.treasuretables.org/2006/06/social-contracts-for-rpg-groups
*good samaritan mode off*
а вот про несущественность я бы не говорил - это весьма существенная деталь, по крайней мере в российском обществе.
Если у тебя не "мета-игра про ролевиков, которые в свою очередь играют в ролевые игры", то просто избався от него, а озвученные тобой рекомедации внеси в раздел "Как играть в РПГ" или, например, в "Советы ГМу и игрокам", в зависимости от того что у тебя там.