Непростой вопрос

А именно, хотелось бы обсудить такую тему как события из реальной истории в ролевых играх.

Главный аргумент «за» заключается в том, что исторический миф в представлении среднего человека гораздо эпичнее чем представления о современности. История — это революции, борьба идей, города-сады, расстрелы демонстрантов, Ленин, Фидель и свержение царя. Современность — это Навальный, Сколково, пляски в церкви и разгон гей-парада.

Речь, конечно же, идёт именно о мифе. Об игре, а не о жизни. Разумеется, прокладывать витую пару по этажам скучного офиса гораздо лучше, чем телефонный провод под артобстрелом, но отыгрывать в игре второе гораздо интереснее, чем первое.

Главный аргумент «против» заключается в том, что попытки тащить в игру такие неоднозначные темы реального мира как ту же трактовку исторических событий, чревато специальной олимиадой, и требует очень большой степени взаимопонимания между мастером и игроками и, чего уж греха таить, адекватности их всех. В противном случае будет либо трешак, либо попытки натянуть жизненные трудности на исторические события. «Если бы гитлеровцы победили, то Яна точно бы дала в 11а, а у неё папа большая шишка, и он бы устроил меня к себе по блату». Я, конечно, иронизирую, но порой мотивация и такая. И, да, это частный случай возникновения взрывоопасной смеси из фактов, домыслов и фантазий. Холивары на тему истории имеют могут быть и по другим поводам, вплоть до желания нести свет истины людям.

По моему скромному мнению, выход в данном случае — лепить небольшую и во многом генерик кампанию под каждый конкретный сюжет. Но если такие компании таки выльются в сеттинг, то он будет очень индивидуальной вешью, строго привязанный к определённой партии.

А вы как считаете?

16 комментариев

avatar
По-моему есть некий временной лаг, по прошествии которого исторические события становятся историческим мифом. По моим оценкам это где-то 150 лет. Когда теряется живая память и остаются только исторические труды и художественная литература. И тогда в это можно спокойно играть, трактуя в игре исторические события так, как тебе нравится.

То, что ближе — оно слишком живое, чтобы воспринимать его «понарошку». Именно поэтому я, например, не играю в сюжеты на тему второй мировой или гражданской. Я еще лично знаю людей, которые тогда жили и все это помнят. И я не могу от этого отключиться. А вот наполеоновские войны — да не вопрос.

История других стран, кстати, воспринимается спокойнее — в Америку 20-х я вполне могу играть — потому что это было где-то далеко и никакой живой связи с этим временем и событиями у меня лично нет. А вот в Россию 20-х — нет.

Так что да, выход — создавать «сеттинг по мотивам».
Еще один плюс такого подхода — ты не будешь связан «исторической правдой» и сможешь изменять события и поведение «исторических лиц» так, как тебе хочется. Что по-моему очень здорово, потому как дает простор фантазии и возможность включить в игру множество клевых и интересных моментов, не случившихся в реальности.
avatar
Мне кажется, что в исторические игры можно играть, как в фентези — искусственно ограничивая источники. Tогда несогласные с трактовкой мастера не пойдут в такую игру, а все прочие окажутся в комфортных мастеру исторических рамках. Но это всего лишь теория, мысли вслух, сама я не пробовала.

требует очень большой степени взаимопонимания между мастером и игроками
А вот этого, по-моему, требует любая игра, не только историческая.
avatar
Кстати, интересная мысль насчёт того, что игроки могут относиться к корпусу исторических текстов как к ещё одному фэнтезийному канону. А могут относиться, как к чему-то большему.
avatar
Любая. Но историческая — особенно.
avatar
>>История — это революции, борьба идей, города-сады, расстрелы демонстрантов, Ленин, Фидель и свержение царя. Современность — это Навальный, Сколково, пляски в церкви и разгон гей-парада.

Я в этом не совсем уверен. Или, если быть более точным, то совсем не уверен. Во всяком случае, среди людей, не привязанных к историческому факультету, таковые мифы мне встречались крайне редко. Единственное, что прямо так сразу приходит в голову, это героический вермахт, сражающийся с ордами Красной Армии, и хроническое заваливание дотов трупами.

>>Главный аргумент «против» заключается в том, что попытки тащить в игру такие неоднозначные темы реального мира как ту же трактовку исторических событий, чревато специальной олимиадой, и требует очень большой степени взаимопонимания между мастером и игроками и, чего уж греха таить, адекватности их всех.

Я опять же не соглашусь. Единственный случай, когда у меня на играх разворачивалась специальная олимпиада (а я вожу 'исторические' игры с завидной регулярностью), произошел во время игры по WtO, когда один из игроков — тот самый, кстати, который летал на каменном фаллосе — устроил истерику и назвал окружающих антисемитами, потому что они уж слишком сильно унижали Соломона, еврейского мальчика из Освенцима. Учитывая то, что партия, помимо Соломона, состояла из француза-дезертира, расстрелянного в 1917 под Марной, Гриши-чекиста расстрелянного в компании Ежова, Амелии Эрхарт и Греты — Hilferin вспомогательных частей СС, и все старательно унижали друг друга, и, в особенности, Гришу, проблемы Соломона, скорее всего, были связаны с личными качествами самого игрока. Мнение о том, что все скатится с трэш и угар, как показывает мой опыт, обычно связано с отсутствием опыта подобных игр. На практике окружающие гораздо здоровее воспринимают реалии прошлого, чем может показаться.

>>По моему скромному мнению, выход в данном случае — лепить небольшую и во многом генерик кампанию под каждый конкретный сюжет. Но если такие компании таки выльются в сеттинг, то он будет очень индивидуальной вешью, строго привязанный к определённой партии.

Может быть во мне говорит искренняя и чистая любовь к историческим комиссиям по поиску примирения, но я считаю, что играть по истории можно и нужно всем. В особенности это касается России и вообще пост-советского пространства.
avatar
Я не случайно использовал слово «миф». Не возьмусь судить, насколько, но такой миф всё же имеет место быть. И в особенности в массовой культуре, именно потому что это прошлое. О гражданской, Второй Мировой или даже Вьетнамской войне написаны книги, сняты фильмы, при том с самых разных позиций.

Опыт — да, сугубо исторические модули я особо не вёл, просто подобную тему как-то на Имаджинарии обсуждали вроде бы. Так что в моём случае предположение не о том что обязательно получится треш и угар, а о том что верноятность этого исчезающе малой назвать трудно.

Кстати, ещё один выход, который приходит в голову — это как в первой Silent Storm, когда есть две разные конторы по разные стороны баррикад, которые, в конечном-то итоге всё равно выходят на одну и ту же общую цель.
avatar
все старательно унижали друг друга, и, в особенности, Гришу
дурацкий вопрос: а зачем?
avatar
Компенсация очевидно
avatar
По Wraith: The Oblivion играли.
avatar
Тут дело не в высокой степени взаимопонимания, а в элементарном уважении. Свои варианты развития исторических событий при том или ином действии игроки могут потом изложить в собственных кампаниях. Есть и другой вариант — не берите совсем уж общеизвестные исторические события. Есть огромное количество интереснейших исторических сюжетов за пределами прирейнской области. Возьмите эпоху Сэнгоку Дзидай — вот уж где поле для мастерского произвола. И тут еще и скрытый профит — игроки мало-мальски познают историю Японии.
avatar
я предполагаю, что основная проблема может быть в отсутствии интереса к тамошним мифам
avatar
Или тайпинское восстание — событие продолжительное, народа участвовало много, опять же возможностей для произвола мастерского выше крыши.
avatar
Для меня главной довод за использование псевдо-реальных событий из глубокой ли истории, из современности ли, в том, что у игроков есть личное отношение к этим событиям. А значит количество усилий для «раскачивания» игроков с моей стороны уменьшиться, и их останется больше на иные, не менее важные таски. Но если игроки не имеют этого отношения к событию, если отношение это сильно разниться, то лучше использовать менее глобальные вещи — к примеру, я как использовал собственное убийство и собственные же похороны как вводную игру по МТ.
avatar
А вы как считаете?
Смотрю на своих игроков, и не представляю, есть ли вообще такая историческя тема, которая может их покоробить. Разве что если игра получится реальне УГ, и они предположат, что я пожертвовал качеством ради какого-то «мессиджа».
С малознакомыми тут труднее: им неоткуда знать, что ты непредвзят, и ты сам не можешь гарантировать их непредвзятости.
avatar
Он смотрит на меня! о_О
Лично за себя скажу, что соглашусь с выссказыванием выше. Даже и добавить нечего.
Абсолютно не представляю нас устроившими политико- или историкосрач, даже если мы решим играть по событиям, что традиционно участвуют в специальных олимпиадах.
avatar
требует очень большой степенивзаимопонимания между мастером и игроками и, чего уж греха таить, адекватности их всех

Это ж требования практически к любой удачной игре, как заметили выше.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.