НРИ и Авторское право РФ
Содержание поста — это любительское рассмотрение положений законодательства РФ на тему защиты авторских прав в сфере настольных ролевых играх. Относительно недавно кто-то в Skype конференции пользователей Имажинарии поднял такой вопрос. После чего мне стало очень интересно узнать побольше на эту тему.
Для этого я открыл четвёртый раздел Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а именно его 70 главу. Это довольно новая глава в сравнении с остальными. К тому же ГК РФ является законодательством федерального уровня и распространяется на всю территорию Российской Федерации. В США ситуация обстоит по-другому и об этом я напишу ниже.
На самом деле история с Настольными Ролевыми Играми (далее — НРИ) в России очень проста и неприятна. НРИ в принципе никак не выделяются от Настольных Игр (далее — НИ) в целом (да и НИ никак не выделяются). Давайте посмотрим на состав НРИ и разделим его на несколько частей:
Поэтому правила игры может потенциально можно защитить, если выразить их в объективной форме (рисунок, например), но тут всё равно защищаться будет рисунок, а вот методы, принципы, правила игры защищаться не будут никак.
Но ведь есть ещё патентное право, верно? Давайте посмотрим на пункт 1 статьи 1349 ГК РФ3:
Я искал судебную практику в разных сферах как НРИ, так и НИ. Но, видимо, я кривой, либо действительно ничего нет. Поэтому ответить на то, как реагируют суды в этой сфере рассказать не могу, хотя было бы хорошо иметь хотя бы парочку таких дел.
Поискал чуть позже со свежей головой и нашёл спор по поводу НИ5. Но, к сожалению, там было мировое соглашение между сторонами, что не дало увидеть мнения суда в действии на поставленные вопросы в пользу истца (компании, защищающей свою игру). На каких-то сторонних сайтах, рассматривающих практику применения дел нашёл догадку конкретно для указанного нашего дела, что такое мировое соглашение связано с очевидными решением назначенной судебной экспертизы.
Ещё чуть позже нашёл отрывки из учебника по Судебной экспертизе в арбитражном процессе6, но это был только отрывок по указанному делу (надо купить книгу, чтобы увидеть полностью, скорее всего там есть что-то интересное). Поэтому пока буду искать дальше.
Тем не менее «всё остальное» может быть объектами авторского (не надо регистрировать в гос. органе) или патентного права (надо регистрировать в гос. органе), а значит пользоваться всей полнотой защиты в суде.
Согласно строению законодательства в РФ международные акты, участницами которых является РФ, имеют большую силу чем всё перечисленное тут. Иными словами иностранные продукты, возможно, защищаются по международному законодательству. Таких международных актов не мало и мне, честно говоря, было лень читать их, но всё же шанс защиты таких игр есть.
Спасибо за потраченное вами время чтения. Удачи на выходных. А далее будут сноски на статьи ГК РФ.
1. Объекты авторских прав, статья 1259 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
2. Исключительное право, статья 1229 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
3. Объекты патентных прав, статья 1349 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
4. Соавторство, статья 1258 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
5. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 января 2007 года по делу №А60-13644/06-С7, ссылка на дело в электронной базе, ↑.
6. Судебная экспертиза в арбитражном процессе / отв. ред. Д.В. Гончарова, И.В. Решетникова. — М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 128., ↑.
7. David Miller, South Carolina Attempts to Legalize Playing Games // Purple Pawn. 02 июня 2014., ↑.
Для этого я открыл четвёртый раздел Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а именно его 70 главу. Это довольно новая глава в сравнении с остальными. К тому же ГК РФ является законодательством федерального уровня и распространяется на всю территорию Российской Федерации. В США ситуация обстоит по-другому и об этом я напишу ниже.
На самом деле история с Настольными Ролевыми Играми (далее — НРИ) в России очень проста и неприятна. НРИ в принципе никак не выделяются от Настольных Игр (далее — НИ) в целом (да и НИ никак не выделяются). Давайте посмотрим на состав НРИ и разделим его на несколько частей:
- дизайнерские решения (иллюстрации, красивые необычные кубики с рисунками, необычная обложка книги, красивые фишки с оригинальным рисунком и т.д.);
- технические средства (всякого рода механизмы, электронный устройства, используемые в вашей игре);
- «литературщина» (описание красивого мира с его главными героями персонажами, события мира, просто описание каких-то зданий и событий и т.д. и т.п.);
- механика a.k.a. «кранч» (механика игры, методы, правила, идеи и т.п.).
- И пятый не совсем ожиданный элемент — это результат использования игры
МЕХАНИКА a.k.a. «КРАНЧ»
Очень неприятно об этом говорить, но согласно пункту 5 статьи 1259 ГК РФ1, гласящему:Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.А значит, поскольку эта часть нашей игры не может быть объектом авторского права, значит она не может пользоваться благами защиты авторского права. Надо отметить, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения (забавно, правда?). Тем не менее существует мнение, что остальная часть нашей игры (дизайнерские решения, «литературщина», и даже результат) будет защищаться по авторскому согласно первоему пункту той же статьи:
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:Помните, что основанием для защиты авторского права является решение вопросов, связанных с извлечением выгоды из объектов защищённых авторским правом. Иными словами, если кто-то продаёт ваши «дизайнерские» кубики или копирует комиксы, рассказывающие о том, как играть в настольную ролевую игру, то вы можете обратиться в суд о защите своих прав. Каким вообще образом вы можете распоряжаться своим Исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности? Смотрите обширную статью 1229 ГК РФ2. Я не буду цитировать её, т.к. она довольно большая.
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Поэтому правила игры может потенциально можно защитить, если выразить их в объективной форме (рисунок, например), но тут всё равно защищаться будет рисунок, а вот методы, принципы, правила игры защищаться не будут никак.
Но ведь есть ещё патентное право, верно? Давайте посмотрим на пункт 1 статьи 1349 ГК РФ3:
Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам.Возможно, вы понимаете теперь какая часть вашей игры может быть потенциально запатентована.
ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ
Что же до всего остального. Всё это может являться объектом авторского права, а значит и быть защищённым при условии возможности доказать, что это всё вы придумали. Технические средства так вообще могут являться объектом патентного права. Тут, наверное, стоит остановиться подробнее на результате. Результатом НРИ может быть интересный литературный рассказ зафиксированный на каком-либо носителе. Вот честно, пока не пытал своих знакомых преподов, но тем не менее, исходя из буквы закона, а именно из статьи 1258 Соавторство4 получается, что:Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.Если вы подумали, что соавторство здесь ограничится только кругом игроков, то нет. Я подразумеваю, что автор НРИ также вложил какую-то свою вселенную в своей игре, которую игроки использовали с названием городов, некоторых героев и т.д. и т.п. Получится ли тут, что игроки в НРИ будут соавторами её автора (простите за тавтологию)? Получится ли так, что автор НРИ будет соавтором всех художественных произведений игроков и сможет пользоваться правами на неё согласно статье о соавторстве и наоборот? Исходя из буквы правил, похоже на то.
Я искал судебную практику в разных сферах как НРИ, так и НИ. Но, видимо, я кривой, либо действительно ничего нет. Поэтому ответить на то, как реагируют суды в этой сфере рассказать не могу, хотя было бы хорошо иметь хотя бы парочку таких дел.
Поискал чуть позже со свежей головой и нашёл спор по поводу НИ5. Но, к сожалению, там было мировое соглашение между сторонами, что не дало увидеть мнения суда в действии на поставленные вопросы в пользу истца (компании, защищающей свою игру). На каких-то сторонних сайтах, рассматривающих практику применения дел нашёл догадку конкретно для указанного нашего дела, что такое мировое соглашение связано с очевидными решением назначенной судебной экспертизы.
Ещё чуть позже нашёл отрывки из учебника по Судебной экспертизе в арбитражном процессе6, но это был только отрывок по указанному делу (надо купить книгу, чтобы увидеть полностью, скорее всего там есть что-то интересное). Поэтому пока буду искать дальше.
Тем не менее «всё остальное» может быть объектами авторского (не надо регистрировать в гос. органе) или патентного права (надо регистрировать в гос. органе), а значит пользоваться всей полнотой защиты в суде.
ИНОСТРАННЫЕ ИГРЫ
В США дела с этим обстоят иначе. Но доказывать разницу в механике a.k.a. «кранче» всё равно тяжело, так как небольшие изменения в таковой могут привести к тому, что суд может не признать игру «идентичной», а может признать другой игрой, пускай различия минимальны. Но есть и такие штаты, где НРИ вообще становятся вне закона7 (если интересны подробности могу перевести статью об этом в отдельном посте).Согласно строению законодательства в РФ международные акты, участницами которых является РФ, имеют большую силу чем всё перечисленное тут. Иными словами иностранные продукты, возможно, защищаются по международному законодательству. Таких международных актов не мало и мне, честно говоря, было лень читать их, но всё же шанс защиты таких игр есть.
Спасибо за потраченное вами время чтения. Удачи на выходных. А далее будут сноски на статьи ГК РФ.
ПЕРЕВОДЫ
С ними дела обстоят иначе. Если будет интересно, можно будет и этот вопрос рассмотреть, хотя в ГК РФ есть статьи об этом. И написаны они достаточно прозрачно, чтобы не получить разночтений статей.1. Объекты авторских прав, статья 1259 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
2. Исключительное право, статья 1229 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
3. Объекты патентных прав, статья 1349 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
4. Соавторство, статья 1258 Главы 70 Раздела 4 ГК РФ, ↑.
5. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 января 2007 года по делу №А60-13644/06-С7, ссылка на дело в электронной базе, ↑.
6. Судебная экспертиза в арбитражном процессе / отв. ред. Д.В. Гончарова, И.В. Решетникова. — М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 128., ↑.
7. David Miller, South Carolina Attempts to Legalize Playing Games // Purple Pawn. 02 июня 2014., ↑.
21 комментарий
А вот тут чувак подбивает народ на совершение противоправного деяния:
www.rpggamefind.com/3070/posts/1_Dungeons_and_Dragons/5_Dungeons_Dragons_4th_Edition/8592_D_amp_D_in_Anderson_SC.html
www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12077793/
Вот тут можно почитать иск
Возможно, в итоге будет некоторый прецедент, актуальный для для США, а не России, правда.
Как я понимаю, содержательная причина разбирательства — в том, что криптозоики много и громко выступали с заявлениями «Мы делаем правильное, улучшенное мтг».
Но в иске в том числе активно сравниваются механики. Так что интересно посмотреть, чем это кончится.
Где-то на сайтах видел, что в США механика a.k.a. «кранч» всё-таки защищается как объект интеллектуального права. Но сделать это тяжело, если в механику были введены какие-либо не очень существенные изменения.
Поэтому скорее механику «Эры Водолея».
Ну а пока мне очень лень.