О работе над текстами

Пришла в голову мысль.
Люди любят говорить о себе. Так вот, честный рассказчик историй (литератор, комиксист и иже с ними) - это тот, кто рассказывает о своём; зато ему самому интересно, и все серьёзные дядьки отмечают, что так и надо. А вот ХОРОШИЙ рассказчик историй - это тот, у кого слушатель (читатель) при этом думает, что история - о нём.
Не _для_ него - этого никто как раз не ценит, хотя многие делают вид из-за хорошего воспитания; а именно о нём, о чём-то, что пережил, знает, чувствует сам слушатель (читатель).

И вторая мысль: всё это круто, да. Осталось осознать, как это на практике применить-то.

  • нет
  • avatar
  • 0

18 комментариев

avatar
ну очевидно. сначала мы открываем кран потому что в нас слишком много того что хочется разделить с другими. Потом мы узнаем, что другим интересно наше только до тех пор пока они могут увидеть в этом себя. Тогда мы(если получается) начинаем культивировать в себе те части, которые продаются. sad story, sis.
avatar
Тут: http://lib.rus.ec/b/139199/rea d#t3
И чуть ниже, собственно, ближе к теме "Три фокуса с зеркалом".
Конечно, не ново, и еще одна отсылка к Борхесу, и прошу простить если автор, подписывающийся инициалами МФ вызывает НАТЕ, зато доступно описывает методику т.н. "хорошего рассказчика". Торговцы опиатами народного пользования.
avatar
Firkraag, спасибо.

Ганс, стакан наполовину полон, а не пуст: как насчёт "расти над собой в мастерстве слова, чтобы прозрачней доносить до читателя то, что хочешь сказать"?
avatar
люди одинаковые или люди разные? - навел меня на вопрос твой пример со стаканом.
avatar
Люди - вариативны. При этом у них есть много общего, от биологии до культурных особенностей. И если многие разные люди раз за разом, читая написанное конкретным автором, не улавливают, что же он хотел сказать - значит, ему стоит поработать над своим языком.
avatar
Капитанно!

А что же еще можно делать? ))
Ну разве что рассказывать о том, что все быдло - гения не оценили. Если правильно пиарить, найдутся оравы СПГС-кунов и бах! Смысл найден! Только холиварить будут постоянно, в чем же этот смысл заключается. Причем, в особо запущенных случаях - столетиями. Ладно, это лирика(хотя, сама видишь, улучшать качество письма не обязательно, некоторые считали и до сих пор считают, что чем старательнее издеваешься над читателем - тем лучше).

К чему ты клонишь? Ганса хочешь переубедить? Дык, нет истины в этом вопросе. Он в своем праве утверждатьть, что стакан наполовину пуст и оставаться при своем мнении по поводу того, зачем и кому люди пишут.
avatar
дык я просто сомневаюсь, что автор может продвинуться дальше определенного этапа думая о себе а не о публике.
avatar
У вас неправильный исходный посыл и из-за этого неправильная мысль.

>>Люди любят говорить о себе.

Люди не любят говорить о себе as it is. Они любят говорить о себе таких, какими хотят, чтобы их видели. Если, конечно, речь не идет об аутистах.

>>А вот ХОРОШИЙ рассказчик историй - это тот, у кого слушатель (читатель) при этом думает, что история - о нём.

А вот теперь вопрос, нужно ли это. Вот расскажете вы, к примеру, историю о проблемах в семье, и узнает слушатель в этой истории себя и подумает, что история - о нем. Мне описывать последствия или вы их сами представите? И это еще самый невинный вариант, хотя и его хватало, чтобы на играх захлебывались слезами и соплями. А давайте представим, как выйдет смешно и озорно, если рассказать историю об изнасиловании жертве изнасиловании. Крутец, просто. Незабываемый нарративный опыт.
avatar
Firkraag, в данном случае я отвечаю на заданный мне вопрос (и продолжаю капитанить, да). Меня немного смутила навязываемая дихотомичность - все эти "продался", извечное "люди разные/одинаковые", "можно думать только ИЛИ о себе, ИЛИ о публике"... А вообще, мне так показалось, тут дискуссия, то есть как Ганс может высказать своё мнение по вопросу, так и у меня такое право есть Smile.

Аваллах: немного логики. "Люди любят говорить о себе ТАКИХ..." - это частный случай "люди любят говорить о себе". Так что речь идёт об уточнении, но не об ошибке в исходном посыле, не так ли?
Далее, при первом введении термина "рассказчик историй" у меня идёт уточнение: литератор, комиксист, иже с ними; про реципиента сказано "слушатель (читатель)". Где здесь хоть слово про игры? С моей точки зрения, ролевые игры - это уже создание интерактивных историй (не рассказывание, а создание, ещё раз обращаю внимание), то есть там подход должен быть несколько другим.
Третье: вы, господин Аваллах, очень буквально поняли про "рассказывать о себе/о читателе". Тут предполагается более широкий смысл.
avatar
Guns_n_Droids, ситуация такова, какой её воспринимаешь. Я всего-то хочу сказать, что если изначально не противопоставлять себя публике, а говорить о самосовершенствовании, то можно обойтись и без крайностей "непонятый (косноязычный) гений версус продажный конъюктурщик".

Smile.
avatar
а причем тут непременно _косноязычный_ гений? Я как-то ощущаю, что самосовершенствование все равно будет видеться через призму себя самого. Ты хочешь совершенствоваться, скажем, через понимание своего места в мире. Я, скажем, через пропускание через себя чужих историй. Ну разные мы и путями идем разными. Можем попробовать пойти одним. Но де-факто если мы говорим о людях-читателях и об авторе, то скорее всего читатель отложит книжку и возьмет ту которая ближе к его пути. имхо.
И нет, дихотомия не обязательна. Да, есть частичное наложение. Но суть-то одна, с каким-то объемом народу ты похож, с каким-то - нет. и в целом учитывая что автор уже по определению сильно отличается от читателей тем что он сел творить, а не остался потребителем, - и тем, что его на это натолкнуло, - то у них с толпой достаточно много разницы, и эта разница лимитирует количество народу, которое может радоваться просто историям о себе.
avatar
>>А вообще, мне так показалось, тут дискуссия, то есть как Ганс может высказать своё мнение по вопросу, так и у меня такое право есть .

А там вышло как по капитански, я или слишком хорошо понимаю сказанное, либо вообще не понял, что ты хотела сказать этим, благо, сейчас твоя позиция понятнее.

Аваллах, глянь и ты фокусы с зеркалами. Имеются ввиду такие истории, в которых читатель заранее знает, что именно он берёт в свои руки. По крайней мере, с указанным тобой проблемными случаями только это может помочь.
avatar
>>"Люди любят говорить о себе ТАКИХ..." - это частный случай "люди любят говорить о себе".

Я так не считаю, поэтому с моей точки зрения неверен исходный посыл. С другими моментами, впрочем, я тоже не согласен (в частности, с проведением разграничительной черты между созданием и рассказыванием). Широкого смысла, к сожалению, я тоже не увидел. Тем не менее, мы, кажется, говорим о разных вещах, поэтому спорить особого смысла не вижу.
avatar
Ганс, косноязычный (здесь это метафора) - потому что я с самого начала говорю об инструментарии: исходный пост о том, что наверняка есть художественные приёмы, которыми можно сделать определённый фокус. Ты же в первом своём комментарии свернул сразу на суть творческого процесса, про подстраивание под ожидания публики и продажность. На что я и захлопала глазами от удивления - я капитаню тогда (это уже пояснение больше для Firkraag), когда вижу, что собеседник, по ходу, свернул в неясном направлении и унёсся далеко в сторону: вернуться, ещё раз пошагово показать логическую цепочку.

И снова, Ганс: речь об инструментах, а не об идеях, которые этими инструментами предполагается выражать. Я говорю о том, что если подать историю определённым образом, то её целевую аудиторию лучше зацепит. я, упаси Боже, не говорю, что нужно непременно понравиться всем и каждому, или что нужно сами идеи менять на более популярные, или ещё что в этом духе.
И самосовершенствование упомянуто в контексте литературного мастерства - то есть "улучшить свой навык владения словом, чтобы читателю было легче тебя понять".
avatar
гм. тогда я вообще не понимаю о чем мы говорим. потому что, гм, в посте у тебя обсуждается О ЧЕМ мы говорим. это НЕ инструмент в моем понимании, это суть процесса. инструмент - это КАК говорим. о художественных приемах и прочем я вообще обычно молчу в силу собственного нубства.) однако все еще предполагаю, что в силу вышеописанных мной фактов максимум чего ты можешь добиться - сделать вид что твои идеи - слегка иные(то есть в том числе чужие чуть иначе окрашенные), что немного расширит аудиторию путем легкого вранья(или самообмана читателя, как посмотреть).
но суть та же.
тем не менее, несмотря на то что "каждый о своем" - приятно было поспорить.)
avatar
Какую бы хрень автор не написал, если это прочитает достаточно большое число людей, среди них найдутся те, которым она понравится, которые увидят в ней что-то "про себя", в душе которых что-то отзовется.

И наоборот, самые признанные и популярные шедевры части читателей не нравятся и вызывают недоумение.

Что до мастерства автора - по-моему оно в том, чтобы написать о чем-то СВОЕМ так, чтобы оно было не только о тебе. Увидеть в своем общее и передать это в тексте.
avatar
Gremlin, я именно о таком мастерстве и говорю Smile.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.