О работе над текстами

Пришла в голову мысль.
Люди любят говорить о себе. Так вот, честный рассказчик историй (литератор, комиксист и иже с ними) - это тот, кто рассказывает о своём; зато ему самому интересно, и все серьёзные дядьки отмечают, что так и надо. А вот ХОРОШИЙ рассказчик историй - это тот, у кого слушатель (читатель) при этом думает, что история - о нём.
Не _для_ него - этого никто как раз не ценит, хотя многие делают вид из-за хорошего воспитания; а именно о нём, о чём-то, что пережил, знает, чувствует сам слушатель (читатель).

И вторая мысль: всё это круто, да. Осталось осознать, как это на практике применить-то.

  • нет
  • avatar
  • 0

18 комментариев

avatar
ну очевидно. сначала мы открываем кран потому что в нас слишком много того что хочется разделить с другими. Потом мы узнаем, что другим интересно наше только до тех пор пока они могут увидеть в этом себя. Тогда мы(если получается) начинаем культивировать в себе те части, которые продаются. sad story, sis.
avatar
Тут: http://lib.rus.ec/b/139199/rea d#t3
И чуть ниже, собственно, ближе к теме "Три фокуса с зеркалом".
Конечно, не ново, и еще одна отсылка к Борхесу, и прошу простить если автор, подписывающийся инициалами МФ вызывает НАТЕ, зато доступно описывает методику т.н. "хорошего рассказчика". Торговцы опиатами народного пользования.
avatar
Firkraag, спасибо.

Ганс, стакан наполовину полон, а не пуст: как насчёт "расти над собой в мастерстве слова, чтобы прозрачней доносить до читателя то, что хочешь сказать"?
avatar
люди одинаковые или люди разные? - навел меня на вопрос твой пример со стаканом.
avatar
Люди - вариативны. При этом у них есть много общего, от биологии до культурных особенностей. И если многие разные люди раз за разом, читая написанное конкретным автором, не улавливают, что же он хотел сказать - значит, ему стоит поработать над своим языком.
avatar
Капитанно!

А что же еще можно делать? ))
Ну разве что рассказывать о том, что все быдло - гения не оценили. Если правильно пиарить, найдутся оравы СПГС-кунов и бах! Смысл найден! Только холиварить будут постоянно, в чем же этот смысл заключается. Причем, в особо запущенных случаях - столетиями. Ладно, это лирика(хотя, сама видишь, улучшать качество письма не обязательно, некоторые считали и до сих пор считают, что чем старательнее издеваешься над читателем - тем лучше).

К чему ты клонишь? Ганса хочешь переубедить? Дык, нет истины в этом вопросе. Он в своем праве утверждатьть, что стакан наполовину пуст и оставаться при своем мнении по поводу того, зачем и кому люди пишут.
avatar
дык я просто сомневаюсь, что автор может продвинуться дальше определенного этапа думая о себе а не о публике.
avatar
У вас неправильный исходный посыл и из-за этого неправильная мысль.

>>Люди любят говорить о себе.

Люди не любят говорить о себе as it is. Они любят говорить о себе таких, какими хотят, чтобы их видели. Если, конечно, речь не идет об аутистах.

>>А вот ХОРОШИЙ рассказчик историй - это тот, у кого слушатель (читатель) при этом думает, что история - о нём.

А вот теперь вопрос, нужно ли это. Вот расскажете вы, к примеру, историю о проблемах в семье, и узнает слушатель в этой истории себя и подумает, что история - о нем. Мне описывать последствия или вы их сами представите? И это еще самый невинный вариант, хотя и его хватало, чтобы на играх захлебывались слезами и соплями. А давайте представим, как выйдет смешно и озорно, если рассказать историю об изнасиловании жертве изнасиловании. Крутец, просто. Незабываемый нарративный опыт.
avatar
Firkraag, в данном случае я отвечаю на заданный мне вопрос (и продолжаю капитанить, да). Меня немного смутила навязываемая дихотомичность - все эти "продался", извечное "люди разные/одинаковые", "можно думать только ИЛИ о себе, ИЛИ о публике"... А вообще, мне так показалось, тут дискуссия, то есть как Ганс может высказать своё мнение по вопросу, так и у меня такое право есть Smile.

Аваллах: немного логики. "Люди любят говорить о себе ТАКИХ..." - это частный случай "люди любят говорить о себе". Так что речь идёт об уточнении, но не об ошибке в исходном посыле, не так ли?
Далее, при первом введении термина "рассказчик историй" у меня идёт уточнение: литератор, комиксист, иже с ними; про реципиента сказано "слушатель (читатель)". Где здесь хоть слово про игры? С моей точки зрения, ролевые игры - это уже создание интерактивных историй (не рассказывание, а создание, ещё раз обращаю внимание), то есть там подход должен быть несколько другим.
Третье: вы, господин Аваллах, очень буквально поняли про "рассказывать о себе/о читателе". Тут предполагается более широкий смысл.
avatar
Guns_n_Droids, ситуация такова, какой её воспринимаешь. Я всего-то хочу сказать, что если изначально не противопоставлять себя публике, а говорить о самосовершенствовании, то можно обойтись и без крайностей "непонятый (косноязычный) гений версус продажный конъюктурщик".

Smile.
avatar
а причем тут непременно _косноязычный_ гений? Я как-то ощущаю, что самосовершенствование все равно будет видеться через призму себя самого. Ты хочешь совершенствоваться, скажем, через понимание своего места в мире. Я, скажем, через пропускание через себя чужих историй. Ну разные мы и путями идем разными. Можем попробовать пойти одним. Но де-факто если мы говорим о людях-читателях и об авторе, то скорее всего читатель отложит книжку и возьмет ту которая ближе к его пути. имхо.
И нет, дихотомия не обязательна. Да, есть частичное наложение. Но суть-то одна, с каким-то объемом народу ты похож, с каким-то - нет. и в целом учитывая что автор уже по определению сильно отличается от читателей тем что он сел творить, а не остался потребителем, - и тем, что его на это натолкнуло, - то у них с толпой достаточно много разницы, и эта разница лимитирует количество народу, которое может радоваться просто историям о себе.
avatar
>>А вообще, мне так показалось, тут дискуссия, то есть как Ганс может высказать своё мнение по вопросу, так и у меня такое право есть .

А там вышло как по капитански, я или слишком хорошо понимаю сказанное, либо вообще не понял, что ты хотела сказать этим, благо, сейчас твоя позиция понятнее.

Аваллах, глянь и ты фокусы с зеркалами. Имеются ввиду такие истории, в которых читатель заранее знает, что именно он берёт в свои руки. По крайней мере, с указанным тобой проблемными случаями только это может помочь.
avatar
>>"Люди любят говорить о себе ТАКИХ..." - это частный случай "люди любят говорить о себе".

Я так не считаю, поэтому с моей точки зрения неверен исходный посыл. С другими моментами, впрочем, я тоже не согласен (в частности, с проведением разграничительной черты между созданием и рассказыванием). Широкого смысла, к сожалению, я тоже не увидел. Тем не менее, мы, кажется, говорим о разных вещах, поэтому спорить особого смысла не вижу.
avatar
Ганс, косноязычный (здесь это метафора) - потому что я с самого начала говорю об инструментарии: исходный пост о том, что наверняка есть художественные приёмы, которыми можно сделать определённый фокус. Ты же в первом своём комментарии свернул сразу на суть творческого процесса, про подстраивание под ожидания публики и продажность. На что я и захлопала глазами от удивления - я капитаню тогда (это уже пояснение больше для Firkraag), когда вижу, что собеседник, по ходу, свернул в неясном направлении и унёсся далеко в сторону: вернуться, ещё раз пошагово показать логическую цепочку.

И снова, Ганс: речь об инструментах, а не об идеях, которые этими инструментами предполагается выражать. Я говорю о том, что если подать историю определённым образом, то её целевую аудиторию лучше зацепит. я, упаси Боже, не говорю, что нужно непременно понравиться всем и каждому, или что нужно сами идеи менять на более популярные, или ещё что в этом духе.
И самосовершенствование упомянуто в контексте литературного мастерства - то есть "улучшить свой навык владения словом, чтобы читателю было легче тебя понять".
avatar
гм. тогда я вообще не понимаю о чем мы говорим. потому что, гм, в посте у тебя обсуждается О ЧЕМ мы говорим. это НЕ инструмент в моем понимании, это суть процесса. инструмент - это КАК говорим. о художественных приемах и прочем я вообще обычно молчу в силу собственного нубства.) однако все еще предполагаю, что в силу вышеописанных мной фактов максимум чего ты можешь добиться - сделать вид что твои идеи - слегка иные(то есть в том числе чужие чуть иначе окрашенные), что немного расширит аудиторию путем легкого вранья(или самообмана читателя, как посмотреть).
но суть та же.
тем не менее, несмотря на то что "каждый о своем" - приятно было поспорить.)
avatar
Ганс, я говорю о способе подачи истории. Но да, приятно было поспорить ).
avatar
Какую бы хрень автор не написал, если это прочитает достаточно большое число людей, среди них найдутся те, которым она понравится, которые увидят в ней что-то "про себя", в душе которых что-то отзовется.

И наоборот, самые признанные и популярные шедевры части читателей не нравятся и вызывают недоумение.

Что до мастерства автора - по-моему оно в том, чтобы написать о чем-то СВОЕМ так, чтобы оно было не только о тебе. Увидеть в своем общее и передать это в тексте.
avatar
Gremlin, я именно о таком мастерстве и говорю Smile.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.