От сессии до сессии: обзор "Восточно-Техасского Университета"
Краткая экспозиция для тех, кто пропустил выход этой игры: «Восточно-Техасский Университет» — это игровой мир для «Дневника авантюриста» в жанре городской мистики. Книга рассказывает о городке в Восточном Техасе и нелёгкой жизни студентов означенного учебного заведения.
Учитывая мою слабость к жанру, я решил провести пробную игру, а заодно поделиться впечатлениями от книги.
Жанр и стиль
Больше всего «Восточно-Техасский Университет» напоминает динамичный молодёжный сериал про мистику. Если вы смотрели «Жнец», «Баффи», «Сверхъестественное» (со скидкой на возраст и профессионализм героев) или «Оборотень», вы быстро разберётесь, что здесь к чему.Героям бы с учёбой разобраться, устроиться на подработку или, наконец, уйти в отрыв на недельку… Но нет: сосед по комнате одержим духами, в машине поселились гремлины, а тут ещё в библиотеке попался странный пергамент с текстом на латыни. Как же тут удержаться и не прочесть его на ближайшей вечеринке, стремясь впечатлить симпатичную сокурсницу?
Игра действительно хорошо справляется с подобными сюжетами. Возможно, даже слишком хорошо. Относительным недостатком игры можно считать то, что детально воспроизводя дух мистических сериалов, она не добавляет от себя ничего нового. Если вы видели один из них, вы знаете, с мистикой какого рода столкнётесь на страницах книги.
Впрочем, я не могу считать это серьёзным изъяном игры. Книга о другом. Она обещает дать всё необходимое для игры в молодёжный мистический боевик/детектив в антураже Восточного Техаса — и обещание это она выполняет полностью.
Сеттинг
Игровой мир «Восточно-Техасского Университета» состоит из кампуса, маленького городка Пайнбокс по соседству и разнообразных мест в округе. Разумеется, там творятся загадочные вещи, исчезают люди и водятся странные создания. Всё, как мы любим.Я не стану много о них рассказывать: да, они есть, их описания достаточно интересны, чтобы я хотел ввести их в игру — и, в общем-то, всё. Добавлю лишь одно: ЭТО ТЕХАС! В каждом месте, в каждом персонаже чувствуется, что это чёртов Техас. Это не просто городок Пайнбокс, это Пайнбокс, штат Техас! Когда читаешь описание персонажа, ты машинально делаешь это с техасским акцентом.
В книге множество деталей, которые напоминают, что действие игры происходит в этом штате. Ты постоянно помнишь о том, что девять месяцев в году здесь жара в 30 градусов, что у каждого второго есть огнестрел, что, вздумав выбраться в Биг Тикет (древняя чащоба вокруг Университета), тебе всерьёз стоит опасаться встречи с аллигатором. Здесь это норма, и книга написана так, что тебе не дают об этом забыть.
Так что если с мистикой в этой игре всё более-менее предсказуемо, то атмосфера Техаса получилась совершенно неповторимой.
Механика
Большая часть дополнительных правил для «Дневника авантюриста» связана с учёбой персонажей. Здесь это не просто фоновые события, служащие элементами антуража. На учёбе завязано всё развитие персонажа. Привычной системе рангов «новичок», «закалённый», «ветеран» приходят на смену «первокурсник», «второкурсник» и т.д. Даже получение повышений неразрывно связано со сдачей экзаменов. При этом есть неиллюзорный риск завалить их и вылететь из института. С учётом того, что игра на этом заканчивается, за успеваемостью персонажа придётся следить.Стоит сказать, что у этого решения есть несколько интересных последствий, которые во многом определяют стиль игры.
Дело в том, что развитие персонажа жёстко привязано ко времени учёбы. Каждое повышение — это экзамен. Каждый ранг — год обучения. С одной стороны, это означает, что до вручения диплома доберутся не только прилежные, но и самые живучие герои. С другой же стороны, на один семестр приходится всего пара-тройка мистических приключений, а всё остальное время занимают учёба, студенческий быт и личные дела. Подобный тайм-менеджмент мне очень по душе, потому что он заставляет задуматься о том, что происходит с персонажами в перерывах между охотой на вампиров и изгнанием духов. Персонажи не просто качаются, они учатся и взрослеют.
Другая особенность состоит в том, что на каждый семестр герой выбирает себе внеклассную деятельность. Что он делает помимо учёбы: пытается подзаработать, помогает преподавателю, заводит роман, занимается спортом или кутит без перерыва? Суть в том, что игромеханически это выражается в бонусах и штрафах к успеваемости, дополнительных деньгах, новых связях, ресурсах и даже зацепках к приключениям. Но главное — это помогает сделать каждый семестр непохожим на другие.
Ритуальная магия
Эта часть книги порадовала больше всего, и я с удовольствием утащу её в другие игры. Я люблю ритуальную магию: когда каждое заклинание — вызов, когда оно требует специальной подготовки, атрибутики, редких ингредиентов. Всё это и делает магию по-настоящему волшебной. И, похоже, создатели ВТУ считают точно так же.Во-первых, ритуальная магия — единственный вид магии, который доступен в игре. Большая часть привычных сил (плюс, куча новых) в вашем распоряжении, но для сотворения заклинания придётся постараться, да ещё и суметь достать нужные ингредиенты.
Во-вторых, ритуальная магия доступна каждому, был бы нужный рецепт в наличии. Другое дело, что успех заклинания вовсе не гарантирован — и тут в дело вступают таблицы и генераторы последствий. Причём они круты настолько, что ритуал даже хочется провалить, чтобы они вступили в силу.
Стоит заметить, что даже в подходе к ритуальной магии ВТУ остаётся верен духу «Дневника авантюриста». Ритуалы не прописаны до последней детали. Вместо этого в распоряжении ведущего есть их конструктор и рекомендации по именованию. С одной стороны, это требует некоторых усилий, чтобы описание ритуала было более художественным. С другой же, это позволяет без малейших потерь использовать ритуалы в других играх — причём не только по «Дневнику».
Генераторы и конструкторы
Тысячи их! На все случаи студенческой (и не только) жизни. Генератор странных событий, генератор болячек подержанных машин (от «ревнивая стерва» до одержимости), таблица сдачи экзаменов, конструктор ритуалов и компонентов, конструктор вечеринок, конструктор приключений.Последний особенно хорош и позволяет, вытянув 5–7 карт, создать зарисовку, которой хватит, чтобы занять сессию. Да, они не отличаются глубиной (тут одного генератора мало), но для сюжета в стиле «монстр недели» подойдут отлично.
Перевод
Отдельно хочу отметить качество перевода. Он вышел сочным, ярким и прекрасно вписывается в атмосферу игры. Местами грубовато, но мы играем за студентов, для которых изъян «Нищеброд» или черта «Халявщик» смотрятся уместно. Порадовал также краткий словарик техасского с перечнем идиом и их аналогами в русском языке. Переводить такие вещи непросто, и мне нравится, каким получился результат.Ложка дёгтя
У меня после прочтения возникло только две претензии к книге. Первая — отсутствие вводного приключения. Приятно, когда игру можно провести с минимумом усилий, воспользовавшись готовым сценарием. К сожалению, в «Восточно-Техасском Университете» стартовое приключение в комплект не входит. Однако я бы не назвал это серьёзным изъяном, благодаря всё тем же генераторам и подробным примерам их использования. Плюс, не забываем о бесплатных зарисовках на сайте. Немного опыта и фантазии — и провести приключение не составит труда. Проверено на собственном опыте.Второй изъян для меня куда серьёзнее, но многим покажется сущей мелочью. Мне не хватило в книге более глубокого слоя событий, значимого конфликта или описания сил, которые действуют в этом мире. Без этого сеттинг выглядит поверхностным. В нашем распоряжении городок, полный мистики, но нет ни слова о том, что за этой мистикой стоит. Он странный просто потому что он странный. Книга содержит множество материалов для создания студенческого быта и сюжетов типа «монстр недели», но вот с созданием конфликтов больших масштабов она не помогает.
Впрочем, судя по ссылкам, встречающимся в тексте, в мире «Восточно-Техасского Университета» присутствуют и могущественные организации, и те самые конфликты, которые я так хочу видеть. Просто их приберегли для грядущих дополнений. Так что ждём обещанной кампании «Бакалавры ужасных наук». Ну, или придумываем сами, если сеттинг окажется по душе.
Резюме
Плюсы:- Есть всё необходимое для игры в мистический молодёжный сериал.
- Множество деталей о студенческом быте, учёбе и экзаменах.
- Краткий путеводитель по Восточному Техасу.
- Огромный набор конструкторов и генераторов для любой игры в схожем жанре.
- Дополнение по ритуальной магии.
- Нет вводного приключения.
- Отсутствие материалов для создания конфликта серьёзнее «монстра недели».
10 комментариев
Что касается глобальной подоплеки, если мастер задумает кампейн, придумать её согласно своему видению сеттинга — не такая большая проблема.
Безусловно. Как и многие другие вещи. Вопрос лишь в том, насколько игра помогает тебе в этом процессе. Конкретно эта книга (без учёта будущих дополнений) с глобальными конфликтами и подоплёкой загадочных событий в Пайнбоксе не помогает никак.
Это просто факт, обусловленный политикой создателей игры: они вынесли эти аспекты в дополнения, наполнив корбук кучей других материалов.
Учеба, успеваемость…
Шпоры, подхалимство, охмурение преподавателей, а в данном антураже, например, заколдовывание преподов и ритуал Призыва Халявы (!!!) :)
То есть, по букве правил мастер говорит игроку, что отчисленный становится НПЦ и потому усё, пока?
Всё верно. В книге даже описан ритуал познания, позволяющий «подтянуть» знания нужной дисциплины перед экзаменом. Разумеется, в случае провала у героев появляются проблемы посерьёзнее учёбы.
В общем случае — да. При определённой доле изворотливости он может продолжить игру, приобретя соответствующий крупный изъян. Однако в этом случае немалая часть игры проходит мимо него.
Хагридомлесником?