Пара слов о культах пост-советского пространства BT80

«Я, поимаишь ли, везде успел побывать — и сверху и снизу».
Вместо эпиграфа

Строго говоря, множественное число тут не совсем уместно потому что в речь идёт скорее о двух сторонах одного и того же явления, чем о двух принципиально разных культах.

Если говорить о сугубо технической стороне (а потенциальный мастер подобные вещи должен понимать), то данная конструкция несёт сразу две необходимых функции:
1. Во-первых, она обеспечивает общую тему сеттинга — а именно переход от «реалистичной» чернухи к страшной сказке. Где добро обязательно поставит зло на колени и зверски убьёт (ха тире ха тире ха).
2. А во-вторых, чисто стилистическая задачка: Россия (а шире — большая часть пост-советского пространства) у нас по итогам всех этих пертурбаций у нас должна превратиться во что-то сказочное и мило-клюквенное.
3. Ну и в третьих, хотелось как-то кодифицировать эту приверженость мистике в девяностых среди народных масс.

Что, кстати, можно с уверенностью сказать и про любые другие стороны света. В конце концов, в этом и заключался основной шарм эпохи — когда приехав в условную Японию, герой боевика попадает не (обязательно) в киберпанковский мегаполис, а в какую-нибудь прифентезийненную деревеньку времён Эдо; в Европе — соответственно, в зАмок, ну и так далее.

Культ Оракула

Испокон веков в данной вселенной существовали своего рода «консультанты» по мистической стороне реальности. Все эти Джоны Ди, Вольфы Мессинги и прочие.

Однако если взять каждого из них за пуговицу, и спросить «а что конкретно ты умеешь?», то ответ был бы, скорее, «да так, фигню всякую». И не от ложной скромности, а потому что действительно, даже самые одарённые умели иногда заглядывать в будущее (вернее, умели все — мало кто мог это делать по своей воле и понимая что это, собственно, и есть наиболее вероятная модель будущего, а не дурной сон), и иногда даже объяснить что делать чтобы такое будущее НЕ наступило. В целом — и то хлеб.

В 1970х изобрели технологию CAD/КАД (англицизм, буквально Кибернетически-Ассистированная Дивинация), где те же самые способности увеличивались в 2,3,50 раз хитрым техническим комплексом, а часть информации из будущего получаемой, обрабатывал уже суперкомпьютер. Получилось в целом неплохо (например, то что в мире так и не сложилось единого Интернета — целиком и полностью заслуга Оракулов). Однако если сопоставить все отчеты данных визионеров, то в целом получалась примерно такая картина:
1. Теперь мы наконец-то точно знаем, как многого мы не знаем
2. Но при этом среди нас (на тогда ещё советском пространстве) где-то ходит сильнейший нас, у которого мы недостойны так, стоп, это уже из другой рок-оперы.

Более того, даже примерно указали район поисков — судя по географии видений, Средняя Азия.

Примерно к 1991 году этот кто-то был найден. Это был ребенок, сирота потерявший родителей в хаосе «пятилетки позора», а ныне беспризорник, возглавлявший шайку таких же как он детей где-то в руинах маленького городишки в Южном Казахстане. И, действительно, пси-потенциал чувствовали даже не специалисты. Минимальные тренировки позволили этот самый потенциал раскрыть, а уж подключение к «машине предсказаний» так и вовсе позволило творить чудеса.

Но с этим вышла небольшая загвоздочка. Дело в том, что на вопрос «а что делать?!» наш Верховный теперь уже Оракул выкатил небольшой списочек (по одной версии — около 500 человек, по другой — около 5 тысяч; по третьей — это вообще два разных списка) с адресами и телефонами.
— И что нам делать со всеми этими людьми?
— Убить. Желательно — с особым цинизмом. Чтобы другим неповадно было. Сам процесс заснять на «полароид» и разослать всем из адресной книги убитого.
— И что, поможет?
— Не особо. Но время выиграете.

На этом месте у генералов как-то опустились руки. Во-первых, от Верховного ждали немного других советов. Во-вторых, большинство в списке составляли люди ничем не примечательные, у которых за плечами было ну максимум один условный срок, а чаще всего — блестящая научная или комсомольская карьера. Что было перебором даже по меркам стремительно катящегося в пропасть мира, который вполне внял бы «преследуй мутанта, уничтожь ксеноса», но, ёжки-поварежки, не Сару Коннор же. В общем, большинство решило, что подобные расстрельные списки — просто плод больного разума несчастного ребенка, на чью долю выпали тяжкие испытания.

Так что о списке на какое-то время забыли, а когда вспомнили, выяснилось, что действительно, практически каждый из этих пятиста умудрился как-то да нагадить, и очень больно (вроде организации апокалиптического культа с гекатомбами), при том до многих уже дотянутся сложновато. Кроме того, исследователи-психологи, с Верховным работавшие, замечали что его собственная личность тут и не при чём особо — в моменты «дивинации» таковая отодвигается на второй план, уступая место некоей сущности гораздо мощнее человека, так что и говорил он это не «от себя».

Продолжалось так до тех пор пока Оракулу не исполнилось 30 лет. Многие его советы были слишком невероятны, но чаще всего срабатывали. А когда исполнилось ему 30 лет, тот в один прекрасный день вошёл в кибернетический усилитель, и, направив его энергию сквозь себя, буквально распался на атомы, подарив человечеству ещё и пару новых представлений о физике пространства, равно как и о возможностях опытного псионика в деле манипуляции энергией. Бога-императора Человечества верхом на Золотом Троне не получилось.

Проект был строго засекречен, на месте, где когда-то стоял пси-усилитель (пришедший, понятное дело, в негодность) был организован мемориальный зал и установлен великолепный памятник из чёрного мрамора. На котором вскоре стали появляться достаточно зловещие надписи и знаки вроде кровавых слёз. Все они были достоверно исследованы (шутка ли — режимный объект!), и было установлено, что таковые имеют нерукотворное происхождение. Как будто камень внезапно вспомнил что у него вообще-то эрозия, и растрескался аккурат в виде геометрически правильных букв, составляющих осмысленное слово прямо под камерами наблюдения.

После этого заговорили о том, что Оракул, на самом деле, не покончил с собой, устав от мира, а перешел на новый уровень существования и уже оттуда помогает людям. Когда об этом заговорили достаточно ярко, «вспомнились» (всплыли из архивов) и другие аналогичные эпизоды с псиониками помельче. Стали предприниматься робкие, но периодически успешные попытки как-то обращаться с Незримым и иными сущностями.

Члены культа: как нетрудно догадаться, попасть в их число, будучи человеком «с улицы» сложновато. В основном это высшие члены руководства того, что осталось от Советского Союза, высокопоставленные люди, руководители спецслужб, учёные — в основном в области исследований трансперсональной психологии, физики пространства и ряда очень специфичных областей знаний, чаще всего — междисциплинарных.

Символ: пятиконечная звезда, у которой как будто отломана одна вершина. Как и положено символу, он имеет сразу несколько значений. Профан увидит в этом искалеченный символ советской эпохи, символизирующий боль от распада; и, в какой-то мере будет прав. Мистик вспомнит, что звезда — символ перехода в иной план бытья, преображения; соответственно, «неправильная», поломанная звезда — достаточно зловещий символ: то ли подобная трансфигурация не завершилась как надо, то ли она изначально не могла совершиться в полной мере.

Роль в сюжете: данный культ предоставляет определенную логику мира — почему всё так, а не иначе, и, скорее, носит роль несущей конструкции, чем активного элемента. То есть мастеру будет крайне полезно о нём знать чтобы творить сюжеты, но вряд ли персонажи игроков столкнутся с ним напрямую. Получилось маленько злобно, но какая эпоха — такие и «леригии».

Космисты

(несколько десятков названий и самоназваний, данное — наиболее статистически встречающееся).
Опять же, движение, возникшее уже в Северном Казахстане и быстро перекинувшееся на Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию. Если сложить воедино три «священных писания», то в целом всё сведётся к тому, что космисты верят в то, что Земля — это огромный «корабль поколений», а человечеству покровительствует некий Экипаж — Капитан, Навигатор, и так далее. Каковые и являются значимыми фигурами данного пантеона.

Казалось бы, достаточно диковинный сплав научно-фантастических мотивов с явной мистикой более чем характерен и для наших девяностых, а уж для той эпохи — это течение одно из многих, НО… есть небольшие нюансы, круто выделяющие его среди остальных.

1. Во-первых, происхождение. «Космизм» — собирательное название созвучных друг другу течений, возникших практически в одно и то же время сразу в трёх местах между тремя незнакомыми на тот момент друг с другом людьми.
2. Во-вторых, распространение. Если даже возникшие из одного источника секты и культы быстро распадаются на истинноновогодних дедморозовцев и еретиков-снегурианцев, у которых, смешно сказать, даже воздушные шарики поддельные, то тут с точностью до наоборот — возникнув сразу из трёх источников, эти течения как раз слились воедино, и достаточно быстро.
3. Ну и третье, это явный мистический потенциал. «Космизм» — это такая тихая заводь, предоставляющая своим адептам относительное спокойствие даже в самых бурных водах истории. Многие пытались навредить им, но чаще всего это заканчивалось плохо для самого желающего, при том до смешного — на уровне «полез списывать деньги с их счёта, случайно перевел им собственные же накопления».

Очень любят «космическую» тему, но если у вышеоупомянутых таковая более вылазит в «злой» стилистике а-ля Event Horizon, то у «космистов» более добрая и тепло-ламповая. Собственно, если «оракулистов» иногда пробивает на всякий несмешной вархаммер 2k (во славу год-эмпрах, конечно же), то эти, наоборот, искренние добряки, которые если и будут пользоваться оружием — то только для самообороны. А так все их учения полагаются на прогресс, просвещение, везение… и даже как-то слишком уж навино-идеалистичные, для человека со стороны по крайней мере.

Ещё одна характерная деталь — «синтезаторная» музыка на их импровизированных «богослужениях». В основном, что-то более похожее на советский электрон (идеальное попадание в стилистику), но, думаю, отдельные треки из того же Динаторна им бы понравились, если бы тот проклюнулся в этой вселенной, тоже им понравились бы.

Роль в сюжете: наставники, поддержка, содержатели тихого места где можно отдохнуть и восстановить силы, «спасительная кавалерия».

Ну и кроме того, если рассказать «космисту» историю про Верховного Оракула, тот безошибочно определит в нём Навигатора, отправившегося сквозь ужасы бездны, дабы проложить путь человечеству в межзвёдной тьме.

7 комментариев

avatar
Вначале был Джордан в раздумье глубоком, Вначале был Джордан во тьме одинокой… уй, сорри, не тот сеттинг. %)
avatar
Буду краток:
1. Подобные ассоциации не планировались
2. Но они очень удачны для сеттинга в духе девяностых. Потому что тогда они так и воспринимались — непонятно, то ли откровение, то ли дрянной пересказ классики.

Когда у меня появился первый, редкий, нестабильный диалап, мне в руки попал целый архив с сайта в духе «секретные откровения тайных знаний великих магов». Где было в числе прочих сразу два прелюбопытнейших документа.
В первом под видом магии описывалось действие спеллов из D&D, прекрасно мне известных по игре Icewind Dale 2. Второй вообще описывал реалии вселенной игры Deathgate, прекрасно мне известной как фанату стареньких игр.

Впрочем, остальные, «сурьёзные» мануалы по «магии» часто нет-нет что-то да и копировали из игровых реалий.

Однако, был там и один дельный совет, который я на воображаемую бумажку себе выписал и сквозь года пронёс. Что-то в духе «настоящий Маг может учиться хоть по видеоиграм, хоть по мультику про девочек-волшебниц», видимо, на случай распознавания подобных отсылок и написаный. Не знаю как с магией, а с творчеством — ну да, так оно и работает: и у меня и у моих знакомых были прецеденты, когда модули и идеи рождались чуть ли не из прочитанного на подъёме эмоциональных сил руководства к холодильнику «Саратов».

Так что подобные пересечения для меня черта эпохи, скорее положительная.
Последний раз редактировалось
avatar
Deathgate — это по мотивам одноименного цикла Уейс и Хикмана или совпало?
avatar
К сожалению, мне пока ничего про это неизвестно, но я могу показать пальцем на саму игру
avatar
Очень любопытно. Спасибо.
Космисты на самом деле просятся в 40к, и не факт, что как официальная ересь. Нужно будет подумать.
avatar
Космизм стоит назвать как-то иначе, потому что ИРЛ космизм это совсем другая тема
avatar
Да, это действительно так, ибо многие названия «рабочие» и появились чтобы хоть как-то обозвать явление и дальше «ковать железо пока горячо».

Вообще процесс именования чего-либо во многом иррационально-мистический, когда имя часто приходит сильно позже самой концепции явления.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.