Парадокс непознаваемости
Вот, допустим, есть франшиза. Где в качестве одного из ключевых элементов заявлено то, что в ней действует сила (как правило, выступающая в качестве большого зла — хотя она скорее не желает людям зла, а попросту максимально равнодушна к ним), которая непознаваема. Её облик неописуем, её способности не подчиняются законам физики и логики, её мотивы абсолютно непостижимы для человеческого разума.
Непознаваемость — интересная тема, и франшиза становится популярной. В её рамках начинает выходить больше и больше произведений. И каждое, волей-неволей, даёт на крупицу больше информации об этой непознаваемой силе. Информация складывается по крупинкам, между крупинками протягиваются логические связи, и постепенно о непознаваемой силе становится известно всё больше, а значит, она становится менее непознаваемой.
А ещё у популярной франшизы появляется фанбаза, которая строит фанатские теории, придумывает объяснения непонятному, заполняет белые пятна, находит связи между отдельными элементами картины — просто потому, что так устроен наш человеческий мозг, мы, люди, склонны искать везде связи, там, где они есть, и там, где их нет. Канон обрастает фаноном.
И в результате получается, что во франшизе, получившей популярность потому, что она поднимала тему непознаваемого, по мере роста её популярности становится всё меньше непознаваемого.
Мне кажется, или такое происходило сильно больше чем с одной вселенной, пытавшейся развивать тему непознаваемости? И много ли таких, которые, развивая тему непознаваемого, сумели избежать этого «парадокса непознаваемости»?
Непознаваемость — интересная тема, и франшиза становится популярной. В её рамках начинает выходить больше и больше произведений. И каждое, волей-неволей, даёт на крупицу больше информации об этой непознаваемой силе. Информация складывается по крупинкам, между крупинками протягиваются логические связи, и постепенно о непознаваемой силе становится известно всё больше, а значит, она становится менее непознаваемой.
А ещё у популярной франшизы появляется фанбаза, которая строит фанатские теории, придумывает объяснения непонятному, заполняет белые пятна, находит связи между отдельными элементами картины — просто потому, что так устроен наш человеческий мозг, мы, люди, склонны искать везде связи, там, где они есть, и там, где их нет. Канон обрастает фаноном.
И в результате получается, что во франшизе, получившей популярность потому, что она поднимала тему непознаваемого, по мере роста её популярности становится всё меньше непознаваемого.
Мне кажется, или такое происходило сильно больше чем с одной вселенной, пытавшейся развивать тему непознаваемости? И много ли таких, которые, развивая тему непознаваемого, сумели избежать этого «парадокса непознаваемости»?
29 комментариев
(Я бы представил, что непознаваемая сила не будет выглядить как готовое понятие. Непознаваемость силы будет сохраняться до тех пор, пока её проявления не укладываются в хоть какую-то схему и никак не связаны между собой. Если такое понятие вводится сразу, это уже познаная (пусть и частично) сила)
(То есть, если угодно, есть «правила взаимодействия», которые делают силу условно познаваемой, но правила эти заведомо не внутримировые, они в сценарных терминах выражены, потому внутри мира сила действительно непознаваемая).
Опять же, очень разным тут оказывается ограниченное взаимодействие с силой (книга или фильм, где герои не выйдут за рамки сценария) и неограниченное (ролевая игра, где нельзя прописать готовые ответы на все дурацкие вопросы вида «а если понюхать?», потому приходится давать некий гайд по взаимодействию).
А вот приквелы, по моему скромному мнению, уничтожили всю атмосферу таинственности и похоронили франшизу. Последние (исторически) фильмы серии могли понравиться только поколению, которое не смотрело хронологически первый фильм.
Как итог — поляна обосрана, снимать больше нечего, а если и попытаются высосать что-то из пальца — пипл не схавает.
Когда за героями фильма гоняется маньяк с бензопилой — знаний у них достаточно, у них другие проблемы.
whitewolf.fandom.com/wiki/Orpheus
Я просто прикинул, что это прям очень удачный пример: тайна там в каком-то смысле раскрывается в конце первого сезона, но во втором абсолютно ничего не мешает автору налепить сверху целый новый слой другой тайны и продолжить веселье. Не отказываясь от франшизы в целом. И вот это в теории можно повторять много-много раз.
По моему скромному мнению, вселенная способна сохранить свою идею и целостность лишь тогда, когда над ней трудится один и тот же человек или группа людей от начала и до конца. Такие, полагаю, и сохранили эту самую идею «непознаваемости».
В целом, фанбаза — на то и фанбаза, что «единую теорию всего» пишут для любого произведения, даже тех, которые, казалось бы, в пояснениях не нуждаются (типа детских мультфильмов). Но наличие фанатской теории не означает того, что явление стало познаваемым.
Какой-нибудь персонаж лавкрафтианы может на полном серьёзе утверждать: «Да это просто кто-то пришил резиновые шупальца к корове», а потом его что-то забодает, но читатель не сможет сказать наверняка, что именно его забодало.
Это как первоуровневую партии из D&D 3.x попавшеюся в плен к оркам, после напряженного боя в котором погибло 2 сопартийца и четверть орков, телепортируется спасать Эльминстер попутно уничтожив орков эпикспеллом…
Это предсказуемость. Но почему именно он станет фиолетовым — это познаваемость (или в данном случае НЕ)
www.youtube.com/watch?v=7AYnF5hOhuM
Вкратце — Твин Пикс Линча одной из тем имеет именно Тайну, Которая Не Будет Разгадана, весь вокруг нее строится и разваливается в тот же момент, как появляется Разгадка Тайны. Первый сезон про то, как классно, когда есть тайна, второй про то, как плохо, когда ее нет и третий про то, что однажды Разгадав Тайну ты никогда не сможешь это развидеть. Собственно, видео по ссылке проделывает то же самое уже с самим Твин Пиксом — посмотрев его, вы уже не сможете его развидеть.
А можно коротко, тезисно?
Твин Пикс — метафорическое высказывание Линча. Один из тезисов этого высказывания — телевидение после второй мировой сделало ставку на насилие, но оно мог бы быть другим — привлекающим тайной без разгадки. Такая тайна хороша сама по себе, в разгадке не нуждается, создает особую магию. Собственно, это и показано в первом сезоне — «смотрите, как волшебно получается, никакая разгадка не нужна». Кончается сезон разгадкой (навязанной продюсерами), убийца найден, магия исчезла. Второй сезон наглядно показывает (это случайность, Линч не имел к нему отношения), что если тайна разгадана, магию назад не вернуть. А третий сезон Линч снимал, как наглядную метафору того, как все испортилось (по его мнению), потому что никто его не послушал. Раньше надо было слушать, а теперь уже поздно, все тлен, все просрано, ничего не вернуть назад. То есть если ты смотрел третий сезон и охуевал от мысли «бля, что за бред я только что посмотрел», то так и задумано, там каждый нелепый поворот сюжета намеренный, чтобы ты плевался как можно больше и, в идеале, жалел непрерывно, что Линча заставили разгадать тайну.