Размышления о CRPG и немного о настольных.
Сразу скажу, что большая часть этого поста — не о настольных ролевых играх. Но написать мне это было больше некуда, а выложить эту графоманию хотелось, так что.
Мой комп с встроенной крутой видеокартой, которая отродясь ни на чем не запускалась, запустил Скайрим с неожиданной скоростью. После тщательного и долгой обработки модами, после которой от Скайрима осталась только основа, я начал играть, и, понятное дело, залип. Буквально через пару-тройку часов игры я сформировал свое мнение, которое кратко описывается двумя пунктами: «1. Это нифига не RPG; 2. Морровинд был лучше.» Потом я собственно задумался над вопросом: почему (для меня) это не ролевая игра?
Моей первой CRPG была Might and Magic 8. Главным удовольствием в этой игре, была, естественно, прокачка героев, обвешивание их же крутыми артефактами, заполнение спеллбука и выполнение квестов. Комбат был куцый, но его было много и он умилял тем, что можно закликать, а можно нажать на enter и действовать с большей тактикой.
Если бы я и до сих пор считал бы ролевой игрой исключительно то, что я описал выше, и я отказывался бы даже думать о чем-то другом, можно было бы заявить о синдроме утенка и дальше не закапываться. Но, разумеется, я играл и в другие CRPG и во многих находил то, что мне нравилось очень сильно. Wizardry 8 обладала шикарнейшей тактической боевкой; PsT — выдающимся сюжетом; Bloodlines очень порадовал системой «цветных диалогов» и возможностью разного подхода к одним и тем же миссиям; Fallout 1 и 2 — открытым миром, по которому было интересно бродить из точки А в точку Б и делать в этих точках разные вещи.
Elder Scrolls не шли у меня хорошо изначально. Я неоднократно начинал Morrowind и бросал его из-за невыносимой медленности бытия, отсутствия перезарядки манапула иначе, как глубоким сном и вырвиглазной боевой системы. Друзья, Интернет и нежно любимый мной Game.exe пели осанну великому и богоподобному, но мне попросту было неудобно играть, а выкручивание speed 100 в консоли тогда еще казалось читерством.
Все пошло лучше через несколько лет, когда после длинного опыта модерства в Dark Crusade я вернулся и заплагинил Морр, убрав все-все-все, что мне не нравилось в нем, и добавив все остальное. Тогда я по-настоящему «зажил в Морровинде», с ловлей рыбы в закате и поглощением скуумы ради отыгрыша.
И это было здорово, поначалу. А потом я понял, что я занимаюсь отыгрышем исключительно в собственной голове.
Что я пытаюсь объяснить? Есть некоторая разница, когда ты махаешь мечом с пустой рукой, и когда ты махаешь мечом, держа в этой руке палку. Точно так же в игре можно сесть у берега с мечом в руках, представить, что меч — это удочка, и ловить рыбу. Или игра может дать тебе возможность действительно ловить игру.
Скайрим дает возможность ковать мечи, варить зелья, купить собственный дом и так далее. В этом плане он не менее интерактивен, чем Морровинд, если не более. Причем многие вещи в нем сделаны на мой взгляд правильнее, чем в Морровинде. Например, в нем нельзя сделать зелье полета в воздухе. Ролевую систему в нем порезали: кто на полном серьезе скажет, что выбор из трех характеристик — это хорошо? Но идиотическая система прокачки характеристик в (немодифицированном) Морровинде, вынуждающий затачивать определенные скиллы ради бонуса х5 немногим лучше, а взамен в Скайриме есть деревья перков. Скайрим дает достаточно возможностей для отыгрыша, держа палку в руках.
В нем не хватает не интерактивности, но наполнения контентом: интересными квестами, сюжетными линиями, фракциями, диалогами. Иными словами: в Скайриме достаточно как сделать что-то, но очень мало что сделать, он предоставляет достаточно средств для отыгрыша, но недостаточно материала, с которым можно взаимодействовать в роли.
Где-то рядом мудрый хомяк заметил о двух частях ролевой игры: Game и Storytelling. Это именно то самое. Game — это как. Это палка, с которой отыгрывать сражение на мечах лучше, потому что она дает ощущение массы и глубже погружает в процесс; но это и правила ближнего боя по GURPS, которые делают заявки «со всей силой бью его мечом» и «делаю обманный выпад и пробиваю его, когда его потащит инерция его молота» разными. Э
Storytelling — это что. Это ограбление поезда воздушными пиратами, и вампир, который не хочет убивать, но не может сдержать свою жажду крови, и история о гражданской войне в умирающей империи, и образ, который вспыхивает у тебя в голове, когда ты кричишь и рассекаешь воздух палкой.
В этом плане Skyrim — этот тот самый «почти чистый Game», который мне трудно назвать ролевой игрой, потому что трудно назвать ходящим на двух ногах человека с почти оторванной левой, который делает вид, что так и должно быть, а словеска — почти чистый Storytelling, где ты рассказываешь историю совместно с друзьями, но не чувствуешь взмаха палкой и ломающегося от 12 damage черепа орка, потому что x4 wounding и страшное.
Дальше уже можно комбинировать типы Game и Storytelling. Я вот хочу тактическую боевку Wizardry 8 и сюжет про темное, мрачное и полное безысходности превозмогание. Думаю, что в TRPG можно задать игрокам тот же вопрос: «как вы хотите играть? И во что?».
Мой комп с встроенной крутой видеокартой, которая отродясь ни на чем не запускалась, запустил Скайрим с неожиданной скоростью. После тщательного и долгой обработки модами, после которой от Скайрима осталась только основа, я начал играть, и, понятное дело, залип. Буквально через пару-тройку часов игры я сформировал свое мнение, которое кратко описывается двумя пунктами: «1. Это нифига не RPG; 2. Морровинд был лучше.» Потом я собственно задумался над вопросом: почему (для меня) это не ролевая игра?
Моей первой CRPG была Might and Magic 8. Главным удовольствием в этой игре, была, естественно, прокачка героев, обвешивание их же крутыми артефактами, заполнение спеллбука и выполнение квестов. Комбат был куцый, но его было много и он умилял тем, что можно закликать, а можно нажать на enter и действовать с большей тактикой.
Если бы я и до сих пор считал бы ролевой игрой исключительно то, что я описал выше, и я отказывался бы даже думать о чем-то другом, можно было бы заявить о синдроме утенка и дальше не закапываться. Но, разумеется, я играл и в другие CRPG и во многих находил то, что мне нравилось очень сильно. Wizardry 8 обладала шикарнейшей тактической боевкой; PsT — выдающимся сюжетом; Bloodlines очень порадовал системой «цветных диалогов» и возможностью разного подхода к одним и тем же миссиям; Fallout 1 и 2 — открытым миром, по которому было интересно бродить из точки А в точку Б и делать в этих точках разные вещи.
Elder Scrolls не шли у меня хорошо изначально. Я неоднократно начинал Morrowind и бросал его из-за невыносимой медленности бытия, отсутствия перезарядки манапула иначе, как глубоким сном и вырвиглазной боевой системы. Друзья, Интернет и нежно любимый мной Game.exe пели осанну великому и богоподобному, но мне попросту было неудобно играть, а выкручивание speed 100 в консоли тогда еще казалось читерством.
Все пошло лучше через несколько лет, когда после длинного опыта модерства в Dark Crusade я вернулся и заплагинил Морр, убрав все-все-все, что мне не нравилось в нем, и добавив все остальное. Тогда я по-настоящему «зажил в Морровинде», с ловлей рыбы в закате и поглощением скуумы ради отыгрыша.
И это было здорово, поначалу. А потом я понял, что я занимаюсь отыгрышем исключительно в собственной голове.
Что я пытаюсь объяснить? Есть некоторая разница, когда ты махаешь мечом с пустой рукой, и когда ты махаешь мечом, держа в этой руке палку. Точно так же в игре можно сесть у берега с мечом в руках, представить, что меч — это удочка, и ловить рыбу. Или игра может дать тебе возможность действительно ловить игру.
Скайрим дает возможность ковать мечи, варить зелья, купить собственный дом и так далее. В этом плане он не менее интерактивен, чем Морровинд, если не более. Причем многие вещи в нем сделаны на мой взгляд правильнее, чем в Морровинде. Например, в нем нельзя сделать зелье полета в воздухе. Ролевую систему в нем порезали: кто на полном серьезе скажет, что выбор из трех характеристик — это хорошо? Но идиотическая система прокачки характеристик в (немодифицированном) Морровинде, вынуждающий затачивать определенные скиллы ради бонуса х5 немногим лучше, а взамен в Скайриме есть деревья перков. Скайрим дает достаточно возможностей для отыгрыша, держа палку в руках.
В нем не хватает не интерактивности, но наполнения контентом: интересными квестами, сюжетными линиями, фракциями, диалогами. Иными словами: в Скайриме достаточно как сделать что-то, но очень мало что сделать, он предоставляет достаточно средств для отыгрыша, но недостаточно материала, с которым можно взаимодействовать в роли.
Где-то рядом мудрый хомяк заметил о двух частях ролевой игры: Game и Storytelling. Это именно то самое. Game — это как. Это палка, с которой отыгрывать сражение на мечах лучше, потому что она дает ощущение массы и глубже погружает в процесс; но это и правила ближнего боя по GURPS, которые делают заявки «со всей силой бью его мечом» и «делаю обманный выпад и пробиваю его, когда его потащит инерция его молота» разными. Э
Storytelling — это что. Это ограбление поезда воздушными пиратами, и вампир, который не хочет убивать, но не может сдержать свою жажду крови, и история о гражданской войне в умирающей империи, и образ, который вспыхивает у тебя в голове, когда ты кричишь и рассекаешь воздух палкой.
В этом плане Skyrim — этот тот самый «почти чистый Game», который мне трудно назвать ролевой игрой, потому что трудно назвать ходящим на двух ногах человека с почти оторванной левой, который делает вид, что так и должно быть, а словеска — почти чистый Storytelling, где ты рассказываешь историю совместно с друзьями, но не чувствуешь взмаха палкой и ломающегося от 12 damage черепа орка, потому что x4 wounding и страшное.
Дальше уже можно комбинировать типы Game и Storytelling. Я вот хочу тактическую боевку Wizardry 8 и сюжет про темное, мрачное и полное безысходности превозмогание. Думаю, что в TRPG можно задать игрокам тот же вопрос: «как вы хотите играть? И во что?».
11 комментариев
Я боюсь это можно отнести в сторителлинг, но я больше ставлю на то, что что ваша градация на G и S куда как обширнее. И мне кажется пересекается во многих местах.
Я пока больше делю людей на тех, кто мыслит закономерностями и тех кто больше чувствует. Далее бы я поделил, на тех, кто эти закономерности вылавливает и тех, кто проявляет эмпатию. Боюсь, что раделений на составляющие, притом очень важных в игре куда как больше, как в любой деятельности человека. И каждый из нас в связи со своим характером ищет свое в ней. Старается это свое проявить или узнать. И проблема автора в том, заложил ли он туда эти элеменыт или нет.
Общий принцип строения я вижу как и во всем
— структура, чтобы иметь общие правила и каркас
— тот хаос из которого все растет и развивается — случайные связи между синапсами, многобразия опыта, мутации в клетках и так далее.
Я не могу эту игру отнести к game или к storytelling, потому что все наши действия в игре были продиктованы выживанием или может скорее опортунизмом. А такая цель сочетает в себе и game, и storytelling…
С моей точки зрения — как раз интерактивности и нет на имеющемся контенте.
Может быть ты не входишь в целевую аудиторию?
Also, моей первой cRPG-игрой была Eyes of Beholder ][. BG1 прошел мимо меня, как и морр. Недельный опыт игры в баггерфолл не считается :)