Рецензия на «Gamemastering»
На прошлой неделе я закончил чтение этого монументального труда Брайна Джемисона и хочу кратенько поделиться своими впечатлениями.
О существовании этой книги я узнал из статьи lokkjo . «Хмм», подумал я, «на свете есть целая книга по вопросам вождения, наверняка набитая полезными советами, да к тому же и бесплатная, о которой я не знаю!? Так чего же я жду!» И ринулся читать.
Так как имя автора мне было совершенно незнакомо, то в первую очередь стало очень интересно, кто это такой. Сам о себе Джемисон говорит следующее: опыт вождения около 30 лет, участвовал в LARP-играх, был продюсером и разработчиком MMORPG Underlight, а сейчас управляет компанией по разработке софта. Что ж, вполне внушительная биография для автора подобного мануала.
Об издании
Книга выложена автором в свободный доступ (ссылка выше), также теоретически существует хардковер – для тех, кому не лень связываться с амазоном и его друзьями. Я, естественно, ознакомился с pdf-версией, поэтому дальше буду рассказывать исключительно про нее.
330 листов, никаких иллюстраций – объем сразу впечатлил и даже несколько испугал, сразу подумалось о том, как медленно и долго я буду через нее продираться. По счастью, все оказалось куда лучше.
Что внутри
С первых же страниц опасения по поводу ужасов медленного и нудного путешествия сквозь абзацы пропадают. Слог у автора простой, понятный, читается легко и приятно. Местами немного непривычная терминология (например, GC вместо привычного NPC), но все значения терминов объясняются и к ним быстро привыкаешь.
Книга написана так, чтобы быть понятной начинающим ведущим. Брайан с самого начала предупреждает о том, что часть материала будет очевидной для опытных мастеров. С другой стороны, многие советы и инструменты пригодятся и седым ветеранам.
Труд разделен на три больших куска: One-time preparation (подготовка к кампании), Preparing for the game session (подготовка к игровой встрече) и Running the Game (непосредственно вождение). Каждая часть делится на главы, каждая из которых в деталях раскрывает какую-то одну мысль. Затем следует приложение – в него собраны все таблицы из книги, что очень удобно (кстати, я их положил в свой «полезный сундучок»).
Да, и еще я опасался того, что сей труд будет, что говорится, «олдскульным» — то есть рассказывать о том, как правильно водить партию по мега-подземельям с применением ДнД нулевой редакции (смутило упоминание про 30-летний стаж автора). Ничего подобного, книга абсолютно адекватна, современна и системо-нейтральна. Хотя, на мой взгляд, кое-где чувствуется, что автор уже «не мальчик» – но восприятию это отнюдь не мешает, скорее наоборот.
Идея
В книге действительно отражены все (или почти все) аспекты мастерской деятельности – начиная с подбора игроков и заканчивая «маленькими хитростями» и работой над ошибками. Наверное, точнее всего будет назвать «Gamemastering» учебником для ведущих :)
Но тут, как говорится, есть нюанс. Вождение игр, как никакой другой процесс – дело сугубо индивидуальное. У каждого мастера довольно быстро вырабатывается свой собственный стиль подготовки и проведения игр, он понимает, какие инструменты и подходы удобны именно ему.
Джемисон рассказывает только об одном походе – своем (что, в общем-то, логично). Он не пытается сказать что «водить нужно только так и никак иначе», совсем наоборот, он честно предупреждает о том, что то, что вам не понравится, отбрасывайте. Однако если методология автора вам не импонирует, довольно существенная часть книги будет неинтересна.
Чтобы сэкономить время гипотетическим читателям, попробую вкратце обрисовать изложенную в «Gamemastering» методику. Прежде всего, мастеру нужно найти подходящих игроков, причем устраивающих не только его, а и способных бесконфликтно играть вместе. Следующий этап – создание глубоких персонажей с обширной предысторией. И только когда они готовы, можно приступать к подготовке приключения, причем «строительным материалом» для него должны стать квенты и чаяния РС. В фокусе сюжета находится конфликт или конфликты (идеально, если опять же построенные на основе анализа персонажей игроков) и главгад (автор называет его Nemesis) — их разжигатель и эскалатор. В ходе подготовки приключения в первую очередь сконцентрироваться нужно на NPC и препятствиях, которые нужно преодолевать партии.
Инструментарий
Но даже если общая идеология подготовки автора вам не импонирует, в книге можно найти множество абсолютно автономных инструментов. По большей части это таблицы. Они позволяют позволяющие создавать социум, персонажей, энкаунтеры, сюжетные повороты и много чего еще. Каждая из таблиц снабжена подробными инструкциями. Я такие штуки страсть как люблю – они дают инициирующий толчок фантазии в моменты тупняка, чем существенно помогают в нашем непростом, но интересном деле.
А помимо этого – Джемисон делится советами, построенными на его долгом опыте вождения. Некоторые из них мне показались весьма интересными: например, нахождение мастера в каждый момент в одном из трех режимов – Судья, Актер и Камера; таблица «скелетов НПС» или управление спотлайтом при помощи ловушек. Перечислять все бесполезно, советов действительно очень много – на 330-то страницах :)
Ощущения
Если из теста этого не чувствуется, то произнесу в явном виде. Мне книга понравилась. Она, ИМХО, заслуживает того, чтобы ее прочитать – или хотя бы проглядеть по диагонали – каждому человеку, который регулярно водит. Банально посмотрите на содержание и откройте те главы, которые покажутся интересными.
Если подытожить, «Gamemastering»:
— рассказывает обо всех сторонах дела вождения;
— легко читается;
— может быть разбита на автономные куски;
— пригодна равно начинающим и опытным ведущим;
— содержит множество полезных инструментов;
— бесплатна.
Резюмирую: весьма рекомендую!
15 лучших советов по улучшению вождения
Ну и напоследок, чтобы вы могли окончательно решить, надо ли вам это читать, приведу 15 советов, приведенных в самом конце книги – так сказать, выжимку. Перевод мой.
1. Мудро выбирайте игроков
2. Руководствуйтесь весельем (fun), а не правилами системы
3. Не пытайтесь быть нейтральным, играйте на стороне игроков
4. Больше половины подготовки посвящайте на РС и NPC
5. Избегайте любой пре-детерминированной, трехактовой схемы, вместо этого фокусируйтесь на конфликте
6. Держите давление и напряжение, вбрасывайте препятствия, когда это необходимо
7. Заканчивайте сессию на клиифхэнгере (не знаю адекватного русского термина)
8. Переключайтесь между режимами Судьи, Актера и Камеры
9. Используйте существующих НПС так часто, как можете
10. Используйте таблицу скелетных НПС и описания врагов, чтобы игра была интереснее
11. Повышайте эмоциональный накал, используя сюжетные «вилки»
12. Вовлекайте всех игроков и давайте им использовать их навыки
13. Делайте приключения многоуровневыми
14. Будьте готовы к сюрпризам партии и реагируйте на них методами минимизации, мистификации, остановки и задержки
15. Сделайте Немезиду центром конфликта
Все непонятные термины, естественно, подробно раскрыты в тексте.
Вот, наверное, и все, что я хотел вам рассказать. Спасибо, что прочитали :)
Если возникнут вопросы по содержанию книги – задавайте, с удовольствием отвечу.
9 комментариев
А то, что советы на самом деле очевидны, это даже хорошо, что порой они просто написаны на бумаге и вот так вот формализованы, а не находятся на уровне чувств и ощущений.
К слову, а вот в гайде Odyssey — the Complete Game Master's Guide to Campaign Managment от Phil Vecchione & Walt Ciechanowski говорят чтобы пользовались трёх или пяти актовой системой вперемешку (в 5-ти актовой добавляют Twist).